Рекомендации для студентов: Психологическая подготовка к экзамену.

Шувалова Наталья Александровна

Рекомендации для студентов: Психологическая подготовка к экзамену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologich_podgotovka_k_ekzamenu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для студентов: Психологическая подготовка к экзамену.

1. Расценивайте экзамен не как возможность провалиться, а как возможность показать себя с лучшей стороны, доказать, что вы способный ученик.

2. Создавайте позитивный настрой. Возьмите лист и ярким маркером напишите: «Я справлюсь, у меня все получится». Каждый раз перед подготовкой говорите себе: «У меня хорошая память, я запоминаю многое, когда будет надо, вспомню все».

3. Экзамен – это стресс, которому сопутствует волнение. Психологи считают, что сильное волнение стирает из памяти до 20 – 25 % знаний. Однако, небольшое волнение даже полезно, оно помогает мобилизовать все моральные силы и содействует хорошему ответу.

4. Чтобы справиться с сильным волнением, надо готовиться к экзамену. Планируйте свою подготовку. Определите, сколько вопросов вы будете прорабатывать ежедневно. Не забудьте оставить время на повторение, т.к. выученное вначале, частично стирается из памяти.

5. Как готовиться к экзамену? Необходимо знать и учитывать физиологические спады и подъемы работоспособности.

Подъемы: 5 ч. 11ч. 16 ч. 20 ч. 24 ч.

Спады: 9 ч. 14 ч. 18 ч.

Во время подъемов «грызть гранит науки» значительно легче. Во время спадов лучше отдыхать, гулять, общаться, питаться.

6. Во время подготовки к экзамену вставайте в обычное время. 1 час занятий чередуйте с 10 минутами отдыха. После 3-ех часов занятий сделайте перерыв на 1,5 – 2 часа (пообедайте, можно поспать). Затем опять занимайтесь.

7. Для эффективного запоминания необходимо, чтобы работало и зрительное и слуховое восприятие. Для этого читайте вслух. Трудные вопросы повторяйте вслух перед зеркалом. Тогда включается особый вид памяти – речедвигательная. Самый сложный материал выписывайте, тогда работает моторная память.

8. Те, кто сразу включается в работу, начинайте готовиться с трудных вопросов, т.к. потом работоспособность падает. Тем, кто долго раскачивается, рекомендуется сначала проработать легкие вопросы.

9. Очень эффективно повторить  материал вечером, незадолго до времени отхода ко сну. В этом случае информация не смешивается ни с какой другой и лучше отложится в памяти.

10. Помните, что основная нагрузка должна быть в первой половине дня. Любое дополнительное напряжение (чтение художественной литературы, Интернет) увеличивает и без того большую нагрузку на психику.

Шпаргалки.  Писать шпаргалки полезно, но вот списывать со шпаргалки – тут каждый действует на свой страх и риск. Списывание со шпаргалки – это большой стресс, меняется ваше поведение, после того, как вы одним глазком заглянули в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове в течение 5 – 7 минут, при этом объем оперативной памяти резко снижается. В итоге приходится переписывать из шпаргалки каждое слово, а это вряд ли окажется незамеченным.

Экзамен завтра, а вы не готовились.

В этой неприятной ситуации у студента есть ночь.

1. Учите новые термины.

2. Выписывайте главное из конспектов и зубрите их.

3. Читайте так много, сколько сможете.

4. Перед экзаменом немного поспите.

Как отдыхать.

Ни один человек не избегает чувства усталости, но уменьшить его можно. Переключайтесь с умственного туда на физический, можно потанцевать, погулять, пообщаться с друзьями. Когда нет сил заниматься, используйте техники аутогенной тренировки. Настройтесь на отдых, подумайте «сейчас я буду отдыхать, расслабляться». Сядьте в позу кучера и  проговаривайте про себя короткие утверждения следующего содержания: « Я отдыхаю, освобождаюсь от напряжения. Я спокоен, все тело расслаблено, я чувствую приятное тепло во всем теле. Мышцы расслаблены, сердце бьется ритмично. Мне приятно, я отдыхаю. Я чувствую бодрость и свежесть. Я полон сил и бодрости».

Для снятия напряжения незаменима вода. Днем принимайте душ. Представьте, что вместе со струями воды уходит ваша усталость и  волнение. Вечером принимайте расслабляющие ванны (с морской солью, травой пустырника).

Питание.

Не забывайте есть, но и не переедайте. Не следует есть во время подготовки. Некоторые во время стрессовой ситуации не замечают, что едят. Кушайте 3 – 4 раза в день. Конфеты, булочки, печенье замените на яблоки, орехи, изюм. На работу мозга благотворно влияет фосфор (рыба, сыры, молочные продукты). Кофе «хлестать» не полезно. Другое дело соки, компоты, ряженка, кефир. Теплое молоко с медом действует успокаивающе, лучше любого снотворного.

За едой не думайте об учебе. После еды не приступайте к занятиям сразу, еще 10 – 15 минут отдохните.

В день экзамена.

Одежду подготовьте с вечера, неважно, во что вы оденетесь, главное выглядеть аккуратно. Не советуют злоупотреблять духами и дезодорантами. Их можно использовать, но осторожно, иначе у экзаменатора могут возникать физически непереносимые ощущения (испортится настроение, заболит голова).

1. Утром встаньте на полчаса пораньше. Примите душ.

2. Возьмите с собой 2 ручки, карандаш, штрих, любые разрешенные предметы (калькулятор, разрешенные книги – заранее сделайте закладки, чтобы быстро найти формулы и таблицы).

3. Можно бегло просмотреть конспекты.

4. Придя в училище, постарайтесь не волноваться, расслабьтесь. Для снятия напряжения попробуйте вспомнить то место, где вам было хорошо (берег моря, лесная поляна). Представьте себя там, услышьте шум волны, шелест травы.

5. Избегайте разговоров по предмету, это может вывести вас из равновесия. Старайтесь не общаться с тем, кто сильно волнуется.

6. Не учите в последний час перед экзаменом.

7. Заходите в аудиторию, берите билет и готовьтесь.

8. Внимательно читайте вопросы. Не может быть, чтобы вы совсем ничего не знали. На листе оставляйте свободные места, чтобы дописать позже. Несколько раз возвращайтесь к формулировке вопроса. Если время уже на исходе составьте план ответа. Если времени достаточно, убедитесь, что есть вступление, основная часть и заключение. Никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы отличник и все знаете. Учитель подумает, что вы очень самонадеянны, ленивы и будет задавать больше вопросов.

9. Если вы завершили подготовку, немного отдохните, послушайте ответы предшественников и идите отвечать.

Поза при ответе.

Постарайтесь, чтобы поза не была защитной, напряженной и развязной. Руки не прячьте под стол, не зажимайте между коленями. Руки должны быть расслаблены, в движении находится лишь кисть, с ее помощью вы как бы обращаетесь к собеседнику, акцентируете внимание на чем-то важном (план, схема, рисунок). Спина не должна быть сильно сгорблена, но и поза несчастного, проглотившего кол, тоже неуместна. В меру разведенные плечи, слегка округленная спина. Садитесь на стул немного к краю. Это характеризует степень вашей заинтересованности в предмете, в учителе. Не прилипайте к спинке стула, это вызовет ощущение, что вы боитесь. Не следует скрещивать ноги (это барьер между собеседниками), особенно, если за вами водится грешок качать ногой. Ноги стоят на полу, не слишком расставлены. Широко раздвинутые ноги, небрежно откинутая на спинку спина свидетельствует о бесцеремонности и невоспитанности.

Пользуйтесь рекомендациями и успешно сдавайте экзамены!

Преподаватель психологии                                      Н.А.Шувалова