Рекомендации обучающимся для развития учебных умений.

Шувалова Наталья Александровна

Рекомендации обучающимся для развития учебных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации обучающимся для развития учебных умений.

  1. Эффективное распределение времени. Планирование, целеполагание.

Одно из важнейших учебных умений – распределение времени. Распределить время – это значит составить учебное расписание и следовать ему.

Руководящие принципы:

  • Следите за временем;
  • Задумывайтесь над тем, как вы проводите время (есть ли смысл в том, что вы делаете);
  • Отдавайте себе отчет, когда время тратится впустую;
  • Отмечайте время, когда вы работаете продуктивно (успешно учите, когда вам легче заниматься).

Целеполагание – способность ставить перед собой цели, планировать жизнь. Цели могут быть краткосрочные и долгосрочные. Планировании дает возможность контролировать себя, ощущать себя хозяином жизни, а «не плыть по течению».

Письменное планирование времени.

Напишите список «Сделать» и оставьте его на видном месте.

  1. Напишите все, что собираетесь сделать.
  2. Определите, что нужно сделать немедленно, что немного позже, а что можно отложить до лучших времен.
  3. всегда пытайтесь осознать, что для вас главное в течение дня.
  4. Отдыхать идите только уверившись, что все готово для завтрашнего дня.
  5. Можно планировать на долгий срок. Это поможет реализовать ваши основные цели и правильно распределить свободное время. Планируйте свой досуг, приятные дела (сходить к подруге, на дискотеку, в парк, музей на выставку, что-то купить и т. д.).
  6. Вычеркивайте сделанное из списка, это вызывает чувство выполненного долга.

  1. Эффективное расписание занятий.

1. Выделите достаточно времени для сна (желательно спать 8 часов, ложиться не позднее 23 часов, при недостатке сна снижается трудоспособность, днем появляется сонливость и чувство усталости).

2. Обеспечьте полноценное 3-ех разовое питание.

3. Найдите место в доме, где вас не будут отвлекать.

4. Расставьте приоритеты для заданий (что сложнее, что сделать в первую очередь. Для тех, кто сразу включается в работу, целесообразно готовить сначала самое сложное. Для тех, кто «долго раскачивается» - сначала простое, а затем переходить к сложному.

5. Занимайтесь блоками по 50 – 50 минут, затем делайте перерыв по 10 – 15 минут. Спланируйте как   можно больше занятий  во время светового дня.

6. Спланируйте время простоя (когда вы не занимаетесь, а отдыхаете – чем займетесь: поговорите по телефону, попьете чай, сделаете зарядку, полежите).

7. Обязательно выделите время для того, чтобы  повторить лекцию, после занятий, помните, не повторенное в течение 24 часов, в основном забудется.

8. Целесообразно повторять перед сном, тогда информация не смешивается ни с какой другой.

9. Старайтесь не стать рабом своего времени, помните, вы им распоряжаетесь сами.

Задание «Распределение времени».

Сколько времени занимает:

1. сон

2. дорога к училище и обратно

3. учеба

4. подготовка домашних заданий

5. развлечения (просмотр телевизора, компьютер)

6. общение с друзьями

7. работа по дому

8. общение с семьей

9. прогулки на воздухе

Подсчитайте общее количество часов: если в итоге получается меньше 24 часов, то у вас, вероятно, много времени занимает простой. Если больше 24 часов, то вы многое не успеваете.

 

Анкетирование «Ваши представления о собственной учебе?»

  1. Интересно ли мне учиться?
  2. Работаю ли я в группе?
  3. Задаю ли я вопросы преподавателю, если что-то непонятно?
  4. По какой причине не задаю?
  5. Повторяю ли я дома пройденный материал?
  6. Учу ли я конспекты?
  7. Читаю ли я конспекты?
  8. Хорошо ли я запоминаю?
  9. Что меня отвлекает?
  10. Понимаю ли я материал?

Понимаю от 80 до 100%

            от 50 до 60%

         от 20 до 30%

                 около 10%  

  1. Что мне мешает понимать?
  2.  Что я делаю, чтобы хорошо учиться?
  3.  Что мне надо изменить чтобы учиться лучше?
  4.  По каким дисциплинам я мог бы учиться лучше?
  5.  По каким предметам я добиваюсь успеха?

  1. Управление стрессом в учебной деятельности.

Симптомами стресса являются физиологические и психологические проявления: частая головная боль, потеря аппетита, беспричинный плач, бессонница и утренние просыпания. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ощущение тревоги и апатия – это верные признаки стресса.

Как же управлять стрессом, противостоять ему?

  • Проанализируйте жизненную ситуацию, ответьте себе на вопрос, действительно ли происходит что-то такое, что вы не можете изменить или контролировать?
  • К стрессу может привести недостаток сна. Спите не менее 7 - 8 часов в сутки.
  • Не придавайте слишком большого значения вашей «жуткой нагрузке». Настраивайтесь на позитив. Говорите себе: «Я справлюсь, у меня все получиться, я сдам, пересдам, хорошо напишу работу».
  • Делайте то, о чем вы раньше думали «Мне ни за что это не сделать, не выучить», пробуйте! Большинство молодых людей имеют хорошие ресурсы памяти, но из-за лени их не используют.
  • Если вы находитесь в состоянии стресса, то сведите до минимума количество событий в жизни на небольшой промежуток времени. Останьтесь дома после занятий, выспитесь, примите ванну, не торопитесь, не принимайте важных решений.
  • Избегайте чрезмерных эмоциональных реакций: зачем ненавидеть, если можно просто испытывать антипатию, зачем негодовать – можно быть слегка раздраженным.
  • Учитесь ставить перед собой реальные цели.
  • Не застревайте над мелкими делами, в состоянии стресса обращайте внимание только на самое главное.
  • Не забывайте полноценно питаться. Не пейте крепкий чай и кофе. Не употребляйте алкоголь, он способен лишь на короткое время создать иллюзию благополучия, но не решает проблем.
  • Бороться со стрессом помогает физическая нагрузка, спорт: бег, плавание, игровые виды спорта.
  • Сделайте что-то полезное для других (помогите маме, подруге). Оглянитесь вокруг, кому-то не легче, чем вам. Почувствуйте себя нужным.

Стрессов не избежать, но по мере возможностей старайтесь преодолевать стресс, имея активную жизненную позицию. Постарайтесь осознать, что все происходящее в жизни – это результат нашего собственного выбора. За свой выбор необходимо нести ответственность и отказаться от самооправданий.

Правило присутствия: «живите здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что его уже нет. Будущего нет, потому что его еще нет. Сильная привязанность к прошлому приводит к депрессии, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я жив – я бессмертен! Есть повод порадоваться».

Практическая часть.

Упражнения: «Дыхательная гимнастика»

Глубокое, замедленное дыхание способствует релаксации, успокаивает. Дышите через нос, осознайте, что вдыхаемый воздух прохладнее выдыхаемого. Делайте вдох – считайте до 7, выдох – до 9.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Напрягите мышцы ног от пальцев до бедер, удерживайте напряжение в течение 3 секунд, затем расслабьте мышцы. Напрягайте и расслабляйте остальные группы мышц (брюшной пресс, ягодицы, мышцы грудной клетки, рук). В завершении напрягите и расслабьте мышцы всего тела. Мышечная релаксация приводит к релаксации мозговой.

Упражнение «Концентрация на слове»

Концентрационные упражнения способствуют снятию нервно-психического напряжения. Придумайте для себя слово или словосочетание, которое вызывает у вас положительные ассоциации. Концентрируйте свое внимание на этом слове в моменты волнения, напряжения, неудачи.

Упражнение «Концентрация на счете»

 Медленно считайте про себя от  10 до 1. Если во время счета появляются какие-то мысли, начинайте счет сначала.

Упражнение  «Антистрессовый массаж»

Массируйте заднюю поверхность шеи, воротниковую зону, виски, переносицу,  ушные раковины (особенно мочки ушей).  Нажимайте на точки над бровями. Массируйте кисти рук, каждый палец от кончика к основанию.

  1. Синдром невнимательности.

Подготовка к занятиям.

Признаки синдрома невнимательности:

  • Вы часто запинаетесь при ответах, отвечаете невпопад
  • Не понимаете вопросов преподавателя
  • Вы многое забываете
  • Вы не в состоянии хорошо конспектировать, не успеваете записывать
  • Вы не можете сконцентрироваться
  • Во время объяснений преподавателя вы часто отвлекаетесь, появляются посторонние мысли

Как бороться с невнимательностью при выполнении домашних заданий?

  • Записывайте расписание уроков
  • Записывайте домашние задания
  • В доме найдите тихое место, чтобы не мешали посторонние шумы (разговоры, телевизор, музыка)
  • Если у вас шумно, можно использовать бируши
  • Напишите по пунктам, что необходимо сделать в первую очередь, а что позже
  • Прочитайте конспект предыдущей лекции и материал заданий для самостоятельных заданий
  • Читайте, анализируя материал, по таким предметам как литература, психология, философия формулируйте свое мнение «я согласен, не согласен».
  • Дайте себе установку – не отвлекаться ни на что, пока не выполните хотя бы одно задание полностью
  • Выученные уроки можно рассказать родителям, помните, чем больше повторений, тем лучше запомнится материал
  • Старайтесь быть терпеливыми, ошибки обычно делают не из-за недостатка интеллекта, а от невнимательности
  • Если возникли проблемы в усвоении дисциплины, сразу скажите об этом преподавателю. Не говорите «я ничего не понимаю» - это свидетельствует о том, что вы вообще не занимаетесь. Говорите, что именно вы не понимаете.

Как сосредоточиться на лекциях?

  • Всегда приходите на занятия вовремя, преподаватели негативно относятся к опозданиям
  • Время, пока учитель заполняет журнал, используйте для повторения
  • Если вы отвлекаемы, старайтесь садиться на первые-вторые парты
  • Слушайте внимательно, избегайте ситуаций, которые могут отвлечь ваше внимание (не мечтайте, не разговаривайте с соседом, не играйте в телефон, не передавайте записок)
  • Старайтесь, чтобы ваши мысли не уходили от темы лекции
  • Чтобы пробудить внутреннюю заинтересованность к уроку, проявлять свой интерес внешне (выражение лица, зрительный контакт, поза – корпус немного вперед)
  • Старайтесь внимательно слушать и записывать, продолжайте записи, если даже устали
  • Если по ходу объяснений возникают вопросы, запишите их и задайте в конце урока или во время паузы

Тренировка внимания

Чтение слов наоборот.

 Начните с простых слов, состоящих из 3-4 букв. Мысленно читайте их наоборот. Когда будете делать это быстро и безошибочно, читайте более длинные слова. Таким образом тренируйтесь ежедневно по 5 -7 минут.

Упражнение «разведчик»

Участвуют 8-10 человек. Один встает перед группой, а все замирают в какой-либо  позе. Затем ведущий закрывает глаза, а все меняют что-то в позе. Задача разведчика угадать, что изменилось в позе, одежде.

Игра в слова.

Называем любое слово, второй участник – другое слово, третий – ассоциацию, чем связаны эти слова. В конце цепочки из 10 слов пытаемся вспомнить все слова.

  1. Полезные привычки для успешной работы.

Учебная деятельность – это сложный, многоплановый процесс, требующий от человека специальных умений и навыков. Для успешной учебы постарайтесь приобрести и развить следующие привычки:

  • Отвечайте за себя, формируйте личную ответственность за себя и учебу. Ответственность – это осознание того, что для достижения успеха вы сами должны определить цели и задачи. Старайтесь учиться самостоятельно , даже без родительского контроля и контроля преподавателей.
  • Сконцентрируйтесь на своих ценностях и принципах. Не позволяйте друзьям и знакомым указывать, что для вас важно. Поймите, что учеба является одной из важнейших жизненных ценностей.
  • Определите время и место вашей наибольшей продуктивности (утро, день, вечер). Есть физиологические подъемы и спады работоспособности. Подъемы: 5ч. 11ч. 16ч. 20ч. 24ч.

Спады: 9ч. 14ч. 18ч.

  • Старайтесь показывать себя с лучшей стороны, вас будут уважать и однокурсники и преподаватели.
  • Сначала пытайтесь понять других, а потом, чтобы поняли вас. Умейте выслушать до конца.
  • Ищите решение своих проблем. Если по какой-то дисциплине вы что-то не понимаете, нет смысла перечитывать по 10 раз. Попросите помочь  разобраться маму, подругу, задайте вопрос преподавателю.

  1. Правила поведения с преподавателями.

Отношения с преподавателями зачастую влияют на освоение предмета и даже на оценки. Как правило, преподавателям нравятся студенты, которые искренне интересуются предметом, активны на уроках, задающие конкретные вопросы. Наилучший способ быть на хорошем счету у преподавателя – быть просто увлеченным студентом.

Как продемонстрировать свою заинтересованность и любознательность.

  • Никогда не критикуйте преподавателя и не жалуйтесь на него (чтобы понять преподавателя, поставьте себя на его место)
  • Дайте знать преподавателю, что вам понравилось в его курсе
  •  Запомните имя и отчество преподавателя и обязательно пользуйтесь им
  • Внимательно слушайте, что преподаватель рассказывает о себе
  • Высказывайте свое мнение, если просят высказаться
  • Избегайте серьезных споров и конфликтов
  • Если вы не правы, признайте это быстро и решительно
  • Не делайте преподавателю замечаний, лучше задать вопрос
  • Дайте преподавателю знать, что вы хотите понять и преуспеть в его предмете
  • Не опаздывайте на уроки
  • Никогда не забывайте отдельную тетрадь по предмету и учебник, не пишите на отдельных листах
  • Все задания выполняйте в срок

Все знают, что общаясь с человеком «с глазу на глаз», чтобы не испортить отношения, мы стараемся не перебивать, не прерываем на полуслове, не отворачиваемся от партнера, не переключаемся на другие объекты. Но в группах некоторые студенты позволяют себе при объяснениях учителя разговаривать с соседом, отворачиваться, посылать записки и т.д. Это недопустимо и является нарушением правил этикета.