Стресс в работе преподавателя.

Шувалова Наталья Александровна

Стресс в работе преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stress_v_rabote_prepodavatelya_word.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Стресс в работе преподавателя.

В настоящее время в систему образования внедряются новые методы обучения, новые учебные программы, которые необходимо осваивать, изучать инновационные методы. Это приводит к увеличению нагрузок на преподавателей. У преподавателя велики и психоэмоциональные нагрузки. Работа с разными детьми, (преподаватель отдается работе, но часто не получает должной отдачи от студентов)  постоянный контроль за собой, необходимость сдерживать свои эмоции. Это может приводить к чрезмерному стрессу в работе и ухудшению здоровья (могут появляться раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, утомляемость),   что, в свою очередь, негативно влияет на весь учебный процесс.

Рекомендации для снижения уровня стресса.

• При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха, Опыт свидетельствует, что двух 10 — 15-минутных  периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

• Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а. с футбольным форвардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удачными оказываются от силы одна-две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках — ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

• Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно-приемлемых формах. Социально – одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

• Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой  утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность1. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества — обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т. д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении  стрессов в преподавательской деятельности заключен в общей жизненной стратегии человека, опирающейся на избранные базовые ценности личности.

Упражнения для снятия умственного напряжения

сидя, можно закрыть глаза. Массируем виски указательным пальцем. Сначала надавливаем 4 раза, затем круговыми движениями 20 раз в одну сторону, 20 – в другую.

        Массируем голову ото лба к макушке, затем ото лба к затылку, затем массаж ушных раковин.

Упражнения для снижения боли в голове, тяжести в затылке

сидя, слегка откинуть голову назад, постараться понять в какой части головы ощущается тяжесть. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, шляпа, которая мала или меховая тяжёлая шапка. Мысленно снимите этот головной убор, и эмоционально бросьте его на пол. Сделайте несколько круговых движений головой, поправьте волосы на голове, а затем резко опустите руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

        Преподаватели – это люди, у которых, как и у всех бывают неприятности и плохое настроение. Это влияет на студентов.

Для улучшения настроения нужно придумать себе фразы для самовнушения:

«Я собрана, уравновешена, у меня хорошее настроение».

«Я хочу быть бодрой и жизнерадостной».

«Я могу быть бодрой и жизнерадостной».

«Я бодра, жизнерадостна и полна сил».

Для настройки на урок:

«Я спокойна, я уверенно веду урок, я чувствую себя свободно, мой голос звучит спокойно, ровно. Мне самой интересно на уроке. Я хорошо готова к уроку. Я полна сил. Я – учитель».

        Сохранить здоровье помогает позитивный настрой, позитивное мышление.

        Позитивное мышление – учиться радоваться тому, что уже есть. Представьте человека, который, проклиная всё на свете, идёт на работу. В то же время двое детей радостно шлёпают по лужам, нисколько не огорчаясь такой погоде. Обстоятельства одни и те же, а отношение к ним разное. Поэтому надо принять решение наслаждаться жизнью в тех условиях, которые нам даны.

Как избавиться от гнева, раздражения на уроке:

- сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд, затем расслабить;

- быстрыми движениями стереть что-то с доски;

- закрыть глаза и сильно нахмуриться, затем расслабить мышцы;

- потереть ладони друг о друга, пока они не нагреются.

Звуковая гимнастика – действует по принципу вибрационного массажа. Разные звуки порождают вибрации дыхательной мускулатуры, голоса, связок, диафрагмы, а они влияют на наше самочувствие

«А» - настрой для всего организма;

«Н» - звук активизирует правую половину мозга, улучшает интуицию;

«В» - звук исправляет неполадки в нервной системе;

«Е» - создаёт для человека барьер, защиту от энерговампиров;

«Р» - помогает снять стресс, страхи;

«Т» - укрепляет сердечно-сосудистую систему;

«Ха» - улучшает настроение.

Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

• Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

• Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

• Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

• Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной ситуации и особенностям сотрудников.

• При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

• Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

• Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

• Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

• Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антистрессовое подчинение.

Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

• Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации (в данном случае возможности нашего учебного заведения) по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

• Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся — вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

• Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи».

• Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, ... если только вам дадут больше времени.

• Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении  стрессов в преподавательской деятельности заключен в общей жизненной стратегии человека, опирающейся на избранные базовые ценности личности.