Курсовая работа "Семейные традиции как фактор воспитания будущего семьянина"
Очень интересный материал, курсовую писала сама, за что и получила соответствующую оценку "5".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курсовая | 93.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Курсовая работа
Семейные традиции как фактор воспитания будущего семьянина
Дата сдачи ____________________ Дата защиты __________________ Оценка ______________________ Подпись руководителя _________ | Выполнила студента: Малая Т.Н. Факультет Дошкольного образования Группа ЗФ-202-193-5,5 |
Научный руководитель: Доктор педагогических наук, доцент Емельянова И.Е. | |
Челябинск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1 Анализ педагогической литературы по проблеме формирования семейных традиций.
1.2 Сущность традиций и обычаев Уральского региона. 7
1.3 Семейные традиции и обычаи (обряды) как средство семейного воспитания 10
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА.
2. 1. Характеристика типов и функций семей 18
2. 2. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности 26
2. 3. Роль семейных традиций в формировании личности дошкольника 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Главным фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи – это основные факторы, которые отличают семью от других институтов.
Мы согласны с мнением Т.А. Марковой, которая считает, что «в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей».
Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции поддерживают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают их.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.
Динамичная и порой непредсказуемая социально - политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации - «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.
Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия родительства и детства.
Сложившаяся система детско-родительских отношений являлась предметом исследования таких авторов, как Дружинин В. Н., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Овчарова Р. В., Сатир В. и др.
Проблемой формирования личности ребёнка на протяжении многих лет занимались такие известные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин и другие. В многочисленных теоретических и прикладных исследованиях сферы личности А.С.Спиваковской и Н.Я.Безбородовой показана важность и значимость изучения сферы личности. Перечислим ряд доводов: во - первых, наличие эмоционального общения на ранних этапах развития приводит к существенным качественным показателям в становлении его личности; во - вторых, внутренне субъективное отношение ребёнка к окружающей действительности определяет его благополучие, которое во многом влияет на межличностные отношения, на общение, поведение, на качество выполняемой деятельности, на развитие и формирование человека как личности.
В связи с этим указывается необходимость формирования у дошкольников положительных представлений о семье и семейно-брачных отношениях. Как подчеркивает А.В. Запорожец, воспитание на этой основе социальных чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком - то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической не разработанностью проблемы воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влиянием семейных традиций на становление будущего семьянина.
На наш взгляд, очевидным является противоречие между усилением значимости формирования личности дошкольников и недостатком эффективных средств в процессе формирования личности.
Проблема исследования состоит в том, какие средства являются наиболее эффективными для формирования личности дошкольников. В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для формирования личности ребёнка.
В нашей работе мы будем исследовать как понятие семейные традиции, так и их влияние в формировании личности дошкольника.
Цель исследования: обосновать влияние семейных традиций на воспитание будущего семьянина.
Объект исследования: процесс воспитания будущего семьянина
Предмет исследования: семейные традиции как средство формирования личности дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание будущего семьянина средствами семейных традиций будет эффективным, если:
- обогатить опыт детей личным примером родителей по соблюдению таких семейных традиций, как совместный труд, совместный досуг, семейное чтение, проведение семейных праздников.
- формировать такие личностные качества дошкольника, как доброжелательное отношение к людям, к труду, ответственность, сдержанность и благородство.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект формирования семейных традиций;
2. Охарактеризовать типы и функции семей;
3. Раскрыть педагогический потенциал семейных традиций и обычаев в процессе формирования личности дошкольников на примере Уральского региона.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого–педагогической литературы; диагностические (наблюдение, анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных).
Теоретической базой исследования являются работы отечественных психологов, посвящённые проблеме формирования личности дошкольников, раскрытия духовных потребностей ребёнка и его творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, И.С. Кон, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин, А.В. Запорожец и др.).
Практическая значимость результатов состоит в том, что содержащие в работе теоретические материалы по включению семейных традиций в процесс формирования личности дошкольников будут использованы в системе педагогического просвещения родителей.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, который включает 46 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
- Анализ педагогической литературы по проблеме формирования семейных традиций.
Воспитание ребёнка в семье — очень важный вопрос, обсуждение и попытки решения которого имеют богатую историю. Очевидно, что единого мнения по данной проблеме не существовало. Однако, несмотря на то, что к вопросу о семейном воспитании обращалось и обращается большое количество ученных и педагогов, он остается актуальным и по сегодняшний день. И это неудивительно, ведь семья закладывает в ребенка основу, от прочности которой зависит всё дальнейшее существование ребёнка.
Одним из учёных-педагогов, который уделял большое внимание воспитанию в семье, был А. С. Макаренко. Учёный говорил, что подготовку к воспитанию детей необходимо начинать ещё до появления их на свет. А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья — это, прежде всего коллектив, а ребёнок — его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом, который родители должны заслужить, а не подменять его обманчивым положением, основанном на терроре и запугивании. Находясь в таком положении, родители растят забитого ребёнка, который не сможет стать полноценной личностью. Так же к обманчивому авторитету А. С. Макаренко относил авторитет любви: резкой критике подвергались те семьи, в которых баловали дитя ласками и поцелуями, ничего от него не требуя и не отказывая ни в чем. Именно такому воспитанию педагог противопоставил свой труд о требовательной любви к ребёнку. Более всего А. С. Макаренко осуждал подкуп ребенка. Он считал это безнравственной формой воспитания, которая приведёт в итоге к моральному развращению личности. А семья должна осознавать, что ребёнок — это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания. А. С. Макаренко в своих трудах часто обращался к вопросу о коллективе детей в семье. Педагог считал, что ребёнок, который растет один, обладает эгоистическими наклонностями. Если же в семье двое и более детей, то они приучаются к взаимопомощи, жизни в коллективе, умению прислушиваться к другим людям и уважать чужое мнение. Таким образом, А. С. Макаренко сумел обозначить необходимые условия для воспитания ребенка, которыми могут пользоваться и современные родители. Во-первых, наличие полной семьи — полноценного коллектива, в котором отец и мать должны любить и уважать друг друга, любить и уважать своих детей, любить и уважать своих родителей. Во-вторых, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они — главный пример для их ребёнка.
Вопрос о семейном воспитании занимал особое место в педагогических трудах великого русского учёного К. Д. Ушинского. Особенность его позиции относительно семейного воспитания заключалась в неотделении его от общей системы воспитания. Большое внимание К. Д. Ушинский уделял проблемам женского образования, так как именно мать является первой и важной воспитательницей.
По мнению педагога, для дошкольника главной воспитывающей средой является семья. Здесь ребёнок получает первые представления об окружающем мире и элементарные знания, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители — это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка. Учёный-педагог писал, что главная задача любой семьи воспитать детей, полезных для общества. Таким образом, делая вывод, необходимо заметить, что труды о семейном воспитании К. Д. Ушинского достойны соответствующего внимания не только учёных-педагогов, но и родителей, которые должны очень серьёзно подходить к воспитанию и формированию достойной личности.
Практически каждый человек в нашей стране знаком с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, но не все знают, что автор монументальных произведений русской классической литературы был и выдающимся педагогом. Его педагогическая деятельность началась в XIX столетии с открытия для крестьянских детей школы в имении Ясная Поляна. Педагогические труды писателя пользуются авторитетом в кругу учёных-педагогов. Следовательно, будет справедливым обращение к мнению писателя о семейном воспитании. Л. Н. Толстой считал, что воспитание ребёнка — главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними. Трудовое воспитание, по мнению Л. Н. Толстого, является неотъемлемой частью семейного. Именно родители должны привить ребенку любовь к труду, которая в дальнейшем позволит воспитать самостоятельного и ответственного человека. На плечи родителей ложится и формирование основы нравственного воспитания у детей. Л. Н. Толстой считал, что родителям необходимо с особой строгостью отбирать и оценивать информацию, которая поступает детям.
Достойна особого внимания современных родителей «Материнская школа» — руководство по воспитанию дошкольников чешского педагога Я. А. Коменского, который сумел разработать и представить программу, включающую методические рекомендации по воспитанию маленьких детей. Коменский считал, что период дошкольного воспитания — это первая и важная ступень к целостной системе воспитания. Одним из первых чешский педагог посоветовал учитывать возрастные и индивидуальные особенности, призывал серьёзнее относиться к физическому воспитанию детей. Родители должны заботиться о здоровье своего чада, обеспечивать ему должное питание, организовывать двигательный режим. Игра, по мнению Я. А. Коменского, — это необходимая форма деятельности для ребёнка. Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми. Рекомендации Я. А. Коменского, касающиеся нравственного воспитания, имели религиозную основу. Но некоторые из них были новыми и достаточно полезными для того временного периода, а теперь и для современности. С раннего возраста родители должны воспитывать в ребёнке трудолюбие, смелость, аккуратность, честность, вежливость, уважение к старшему поколению. Умственное воспитание, как считал Коменский, а точнее его основа, должна быть заложена матерью. Современные родители часто думают, что умственное развитие большей частью принадлежит школе. Знакомство же с трудами чешского педагога, предоставило бы родителям возможность узнать тот минимум знаний, который они должны передать ребёнку.
Ценными для родителей, в частности для матерей, окажутся советы Я. А. Коменского по развитию речи ребёнка, так как они построены в соответствии с возрастными особенностями.
Особую роль в семейном воспитании отводил матери известный швейцарский педагог Песталоцци. По его мнению, мать на инстинктивном уровне лучше всех знает, что её дитя чувствует, что ему необходимо, на что он способен. Песталоцци разработал свою методику семейного воспитания на его начальном этапе. Педагог считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. И именно мать должна с раннего возраста прививать ему трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью. Особую ценность имеет пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», составленное Песталоцци. Мысль педагога о гармонически организованном воспитании в семье оказала значительное положительное влияние на последующее развитие многих теорий в данной области педагогики. Песталоцци выдвигал всем матерям, независимо от их принадлежности к социальным слоям, овладеть наиболее важными методами и средствами воспитания ребёнка в семье. В современном мире изменились многие ценности, нормы, требования. Но есть вопросы, которые были и остаются актуальными, которые требуют серьёзных подходов для их решения.
Одним из них является вопрос о семейном воспитании. Ребёнок — это сосуд, который взрослые могут наполнить всем, чем посчитают нужным. Значение родителей в формировании личности и воспитании очень велико. Атмосфера в семье оказывает прямое влияние на ребёнка, его здоровье как физическое, так и духовное. Родители, воспитывая детей, закладывают фундамент их всей дальнейшей жизни. Во всём этом мы смогли убедиться в очередной раз, делая обзор трудов и мнений величайших отечественных и зарубежных педагогов.
1.2 Сущность традиций и обычаев Уральского региона.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально - политической, семейно-бытовой, социально - культурной и т.д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально- культурные, семейно-бытовые и т.п.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве).
В традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. Традиции и консервативны, и динамично подвижны, они постоянно развиваются, обогащаются опытом новых поколений, отвергаются, отживают, уходят и возвращаются вновь. Но в принципе, традиции - явления, которые медленно эволюционируют [10, 31, 24, 43].
Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляются слова «обычай» или «обряд», которые являются древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.
Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей [31, 42, 43].
Обычаи более традиционны, для них характерен стереотипный способ поведения участников, воспроизводящих привычные действия, общепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения. Обычай — то, что обычно (быт – быть – бытие), по сути обыденно, но необычно по форме. К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Спектр проявления их большой. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества [42,43].
Обряд же есть «совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными представлениями или бытовыми традициями». Энциклопедическая и словарная литература раскрывает понятие «обряд», следующим образом: «Обряды—традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды связаны с рождением, свадьбой, смертью. Существуют семейные, сельскохозяйственные, календарные и другие обряды.
По словам С.А.Шмакова, обычаи и обряды, в том числе существующие в опыте семейного досуга, отражают тенденции традиционной культуры [43].
Особо хотим отметить, что усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения, т.к. выполняют познавательную и воспитательную функции.
Рассмотрим традиции и обычаи Уральского региона.
Помимо русских, в Уральском регионе проживают и многие другие народы: татары, башкиры, украинцы, немцы, казахи, азербайджанцы, белорусы чуваши, мордва, таджики, марийцы и коми. Это означает, что каждая семья в своих традициях индивидуальна и самобытна, этих традиций множество, но мы выделим самые распространенные.
Для народов, проживающих на Урале, было характерно бережное, любовное отношение к новорожденным детям. В семьях было принято развлекать ребенка потешками, высказывать ему благопожелания, петь колыбельные песни, рассказывать былины, сказки, пословицы. В русских семьях на Урале дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. Старшие в семье ухаживали за младшими, младшие имели обязанности перед старшими. Старшие оказывали большую помощь родителям, приобретали опыт воспитания, младшие старались подражать старшим.
За детьми в русских семьях закреплялись посильные обязанности. Мать обучала свою дочь рукоделию и внушала правила хорошего поведения. Отец учил сына пахать, плотничать. Для каждого возраста был четко определен круг работ. С 6-7 лет дети были помощниками при пахоте, бороновании, помогали сеять, полоть, поливать огород. Зимой детей брали в лес, где они стерегли лошадей, вместе со взрослыми заготавливали дрова, хворост. С 10—11 лет мальчики участвовали в рыбалке, а девочки, вместе с женщинами, помогали рыбакам плести сети и разделывать улов. С 12-летнего возраста девочки умели печь хлеб, рукодельничали, готовили пищу.
Взрослые люди в русских семьях поощряли дружбу детей со сверстниками. Дети должны были совместно участвовать в различных состязаниях, в колядовании, в хороводах, общаться на вечерних посиделках, петь русские народные песни и частушки. Случаи хулиганства, озорства, непослушания строго наказывались.
Башкиры Южного Урала воспитывали у мальчиков уважение к физической силе, вырабатывали у них смелость, терпение, немногословие, верность долгу и дружбе, любовь к родной земле. В девочках воспитывали будущих матерей, скромность, уважение и почитание старших и родного дома.
У русских людей Урала существовала традиция бережного, уважительного отношения к хлебу, к продуктам и результатам труда. Дети наблюдали, как родители подают нищим, принимают странников, помогают обездоленным, погорельцам, ухаживают за больными, опекают калек, инвалидов.
Традиция обращаться уважительно к старшим по возрасту была у русских, башкир, татар и других.
Традиция собираться вечером и беседовать прослеживается у русских, башкир, татар, нагайбаков и других народов Южного Урала. Старики рассказывали о своей жизни, о забавных и печальных случаях, дети и молодежь слушали их, но в разговоры не вмешивалась — действовал обычай: «Старший говорит — не перебивай, молчи!»
В традициях народов молодые люди не курили в присутствии стариков, не появлялись небрежно и грязно одетыми. Старики следили, чтобы младшие не употребляли спиртное.
Особой традицией было воспитание любви к Родине, к родному краю: «Казаку всегда мила родна сторона», «Казаку честь — за Родину лечь» (казачьи пословицы), «Кто родиной торгует, того кара не минует», «Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь», «Незачем далеко — и здесь хорошо» (русские пословицы).
Традиционно воспитывали стойкость к трудностям воинской службы: «Один воин десять рот водит», «Терпи, казак, атаманом будешь».
Особая роль в обществе отводилась значению мужчины. По мнению башкир и татар, мужчина должен обладать такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство, ответственность за семью и хозяйство, детей и родственников. Он — пример для детей.
Правило добывать богатство только справедливым путем входит в «этический кодекс» всех народов Урала: неправильный путь, награбленное богатство оборачиваются злом. В этом есть традиции миролюбия татар, башкир, нагайбаков и др.
Особо отношение башкир, татар Урала к родной земле. Каждый человек должен в полную силу оградить свою землю от войны и других опасностей и достойно, приветливо встречать тех, кто пришел на нее с добром и миром.
Выводы по 1 главе.
Проанализировав ряд педагогических источников мы установили, что:
- Проблемами семейного воспитания занимались выдающиеся ученые и педагоги, которые утверждали, что именно семья, ее традиции и обычаи закладывают основу будущих представлений ребенка о семье и своей роли в ней.
- Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей, по которым развивается общечеловеческая культура.
- На территории Уральского региона проживают представители самых разнообразных народностей, каждая из которых имеет свои неповторимые традиции семейного воспитания. Самыми распространенными традициями среди всех народов является уважение к старшим, к труду, любовь к Родине, воспитание таких качеств личности, как смелость, терпение у мальчиков и скромность у девочек.
ГЛАВА2. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА.
2.1 Семейные традиции и обычаи (обряды) как средство семейного воспитания
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Любая социальная структура характеризуется наличием традиций, но для семьи их значение особенно велико. Во - первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей. Во - вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи [10, 31, 42, 43].
В проявлении некоторых семейно-бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие, даже, несмотря на значительные социальные изменения в общественной жизни. Так, например, неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и др.).
Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейно-бытовые праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке не только в семейном масштабе, но некоторые из них - в каждой семье по - своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по - разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять [10, 31].
В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций множество - нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
С.А. Шмаков выделяет ряд признаков семейных традиций:
1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.
2. Своеобразие, самобытность традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.
3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы [10,43].
Связанные с социально-психологической сферой и культурой людей традиции отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в их социумах, и в частности в семье. Есть традиции внеигровые, есть традиции и их большинство, где игра - «вечный» элемент.
К игровым традициям мы склонны отнести многие обряды, обычаи, ритуалы, церемонии досуговой практики людей. Если не идеализировать жизнь большинства семей, то можно заметить, что для одних членов семьи характерны неадекватности личной жизни в семье, во дворах, в школах и т.д. Другие члены семьи испытывают ограничение свобод и прав, не могут реализовать свои потенции, потребности, интересы, а, кроме того, скука одномерной жизни [42, 43].
Для решения названных проблем люди ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры - обряды, игры - обычаи, игры - церемониалы, игры - ритуалы. Бесспорно, дети осваивают игровые традиции взрослых, участвуют в них, если этот процесс непринудительный и в данных традициях есть игровое зерно [43, 44].
Названные игровые традиции в большей степени выполняют воспитательную функцию, а так же позволяют разнообразить такие функции семьи, как досуговая, эмоциональная и рекреативная.
Рассмотрим некоторую классификацию обрядов, используемых в практике воспитания и организации досуга в семье [42, 43, 46].
1. Архаические обряды. Называя так эту группу, мы не имеем в виду явления, вышедшие из употребления, абсолютно устаревшие, пережитки старины, скорее, преднамеренное подражание старым обрядам, старинным народным формам, манерам, обычаям.
Досуг, особенно игры - важнейшие факторы культурной жизни человека с самых разных пластов его первоначальной деятельности. Рождение ребенка до сих пор сопровождается церемониалами. Младенческий период жизни дитяти, его вскармливание (воспитание) сопровождается игровыми песенками, гуличками, колыбельными речитативами. Коллективный труд людей поддерживается игровым зачином, трудовыми песнями, хороводами. Свадебные обряды обрастают игровой драматургией. Существуют архаичные обряды свадеб, в которых участвуют дошкольники.
Похороны человека - это особое игровое мистическое действо, ориентированное в вечность, в иную жизнь. Все компоненты надчеловеческой игры - культуры включают в себя ее мощные движущие силы, которые социализировали личность человека, поднимают ее над трудностями бытия, уравнивают реальное и мистическое, серьезное и забавное, трагическое и комическое, сложное и простое, многомерное и частное, заданное и импровизированное.
Истоки архаических обрядов установить нелегко. Они зачастую присутствуют в праздниках как их составная часть. К примеру, новогодние обряды: костюмирование, наряжение елки, преподнесение или разыгрывание подарков из-под елки или с веток ели, игровые хороводы, колядование, песни вокруг елки. День Ивана Купалы: поиск цветущего папоротника, хороводы у костров, купание и обливание водой. Праздник Рождества Христова с гаданиями, игрищами на улице. Архаичные обряды помогают сохранить потерянное, сократить эмоциональную дистанцию между прошлым и настоящим. Основной «материал» досуговых обрядов – богатая и разновидная окружающая жизнь и прошлый далекий опыт. В семейной культуре всегда два полюса– вечно старое (старые вкусы, интересы, пристрастия, удовольствия) и постоянная новизна впечатлений, связей, видов деятельности, досуговых ролей, то есть переплетение разных культур.
2. Утилитарные обряды (прикладные) [10, 42, 43]. По мнению психолога М. Мамардашвили, все формы культуры созданы для открытого существования, существуют они преимущественно на открытом пространстве, на «обзоре», и потому всегда публичны. Уже потому досуговые обряды — открытое выражение человеческих чувств.
Функции утилитарных обрядов предстают в опыте ребенка как закрепленные в традиционной (архаической или классической) культуре способы самореализации и взаимосвязи личностных интересов и потребностей в досуговой деятельности.
Например, на всех территориях страны, где действуют общеобразовательные школы, в июне месяце проходят церемонии актов официального выпуска школьников в жизнь. В этих обрядах сталкиваются традиционно - духовное и утилитарное. Организаторы предусматривают сохранение традиции народности (полезной традиции), а школьники, особенно девушки, жаждут момента публичной демонстрации взрослости, показа бального необычного платья, взрослой прически и других примет «выставочности».
Обряды, существующие в разнообразном досуговом пространстве, внеурочной деятельности, свободном времени учащихся, по своей природе предполагают отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, что позволяет привлекать или поддерживать детей в их стремлениях «проектировать для себя и себя». Бесспорно, необходимо выбирать, популяризировать такие утилитарные обряды, которые направлены на формирование особых нравственных черт детей: общительности, доброжелательности, милосердности, порядочности и т.д. Детей необходимо научить устанавливать, понимать функциональный смысл обряда, тогда им станет понятна его духовная значимость.
Утилитарно - игровые обряды можно подразделить на:
1. обряды, расширяющие знания о жизни (викторины, олимпиады, познавательные состязания, конкурсы веселых и находчивых, «Что? Где? Когда?» и т.п.);
2. обряды, включающие ребенка в систему разнообразных социальных ролей и отношений (встречи и проводы гостей, чествование победителей, ролевые игры и др.);
3. обряды, предоставляющие пространство для самореабилитации, самопроверки и самовыражения (командные игры, театрализации и драматизации, игровые импровизации, игротанцы и др.).
Но во всех утилитарных обрядах (профессиональных, трудовых, ритуальных и т.п.) самоценны игровые ощущения, игровое поведение, игровая символика, то есть не просто осмысление различной деятельности, а ее переживание. Значит, мозаику обрядов можно расположить как бы у двух полюсов – полюса достоинства и полюса ожидаемой полезности.
Кроме обрядов и обычаев, еще выделяют и ритуалы. Ритуал (от латинского «обрядовый») - установленный порядок совершения каких-нибудь действий, выражающий определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Истинный ритуал имеет ряд критериев. Назовем некоторые из них [43]:
Критерий информативной значимости, т.е. данных, связанных с человеческим опытом, с досуговыми традициями. Люди выносят хлеб - соль навстречу гостям или молодоженам, свидетельствуя этим свое хлебосольное отношение к ним. Дети вручают гостям цветы, выражая тем самым им уважение. Люди, здороваясь, протягивают открытую ладонь, демонстрируя отсутствие оружия, значит, мирные намерения.
Критерий устоявшихся нравственных ценностей. За народными ритуалами стоят общечеловеческие ценности - доброта, уважение, милосердие и т.д. Эту ценность совсем не обязательно объяснять, ритуал доказывает ее своими процедурами. В новую квартиру первыми пускают кошку или щенка, дабы живой дух вошел в жилище с «меньшими братьями». На праздник дарят цветы как отражение красоты земли, красоты отношения. В день рождения или праздничный день дарят друг другу подарки.
Критерий целесообразности - это психологический критерий. Процедуры ритуала должны, во - первых, соответствовать поставленной цели, во - вторых, быть вполне разумными и практически полезными. Перед хоккейным или иным спортивным состязанием команды обмениваются вымпелами и приветствиями, и это акт уважения к спортивному противнику, а после встречи обмениваются спортивными майками, и это акт «разрядки», окончания условного ристалища.
Критерий свободы. Ритуал выполняется органично, когда нет принуждения, когда традиция автоматически подчеркивает его необходимость в том или ином деле.
Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям [43]:
• опираются на прошлый и настоящий опыт;
• соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным традициям);
• содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников;
• имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого;
• содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.
Обобщив всю представленную информацию, мы пришли к заключению, что традиции, а так же обычаи, обряды и ритуалы:
- во - первых, содержат игровой элемент, а игра в дошкольном и младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности, через которое идет развитие личности ребенка;
- во - вторых, игровые традиции (игры - обряды, игры - ритуалы, игры - обычаи и др.) в большей степени выполняют воспитательную функцию;
- в - третьих, могут организовывать все досуговые и социальные условности и преобразовывать свободное время и даже учебное время детей, внося в них постоянно новую социальную информацию и ориентацию, новые импульсы и краски полнокровной жизни. Свободное время порождает традиции, а традиции создают коммуникативные связи, обогащающие это время богатством человеческого существования.
2. 2. Семья как основной фактор, влияющий на формирование личности.
Семья выступает важнейшим фактором формирования личности, как в отношении детей, так и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. С одной стороны, семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. С другой стороны, семья создает условия для развития личности всех своих членов внутри семьи. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл [8, 13, 14, 19]. В этой связи большое значение в формировании представлений детей о семье и семейной жизни имеет личный пример родителей по соблюдению семейных традиций.
Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - учат первым словам, затем - передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше.
Семья – это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.
Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.
Благополучие в семье и успешное воспитание в семье зависят и от формирования правильного (оптимального) режима дня с учетом жизненных ситуаций каждой семьи и его соблюдения каждым членом семьи. Режим дня семьи включает весь распорядок дня в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья детей. Режим дня семьи должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании детей к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, их оценка, помощь при возникших затруднениях.
Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также других знаменательных дат, как День свадьбы родителей, День памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.) имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относятся проведения в доме общественных праздников как День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.
Особое место в воспитании ребёнка в семье занимает чтение. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. В дальнейшем, когда ребёнок сам научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа семьи. Только это приобщит ребёнка к чтению, и он начнёт считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.
Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство «прекрасного» помогает воспитать потребность - беречь окружающую среду. Экскурсии и походы всей семьёй являются также хорошим средством патриотического воспитания детей. Приобщение к истории родного края, в том числе к истории рода и семьи как её составной части, способствует формированию гражданина, учит детей к ответственности перед прошлым и будущим.
Совместный труд является основой организации жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей до школы, зависит их успех и в учении, а также в общем трудовом воспитании. В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо (кроме игры) и в процессе бытового труда, включая ребёнка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде.
Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. По тому, как ребёнок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности в обществе. Любовь к труду, умение работать в коллективе – залог успеха наших детей в их будущей жизни.
Кроме того, трудно переоценить значение труда в жизнедеятельности человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека: улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Формирование культуры труда, смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.
Проблемой многих современных семей является обесценивание выверенного веками понятия, как семейные ценности. Это приводит к падению социального престижа семьи, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются проблемы детства, связанные с нарушением в области формирования нравственно - духовной сферы подрастающего поколения.
Однако, важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких [16].
2.3. Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина.
Воспитание семьянина – это воспитание конкретной личности с присущими ей чертами. Наиболее ценны в этом плане такие качества личности, как аккуратность, вежливость, чувство долга перед семьей, женственность или мужественность, доброта, трудолюбие, честность, целомудрие, чувство женского или мужского достоинства, серьезное отношение к выбору супруга или супруги, умение регулировать отношения в семье и др.
Отрицательно сказываются на будущей семейной жизни такие качества личности, как аморальность, покорность, явное стремление к превосходству и лидерству, безответственность, вспыльчивость, двуличность, мрачность, транжирство, неотзывчивость, скупость, сварливость и др.
Будущая семейная жизнь требует определенных умений, которые формируются в родительской семье. Это прежде всею коммуникативные умения, то есть умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. Не обойтись в семье без прикладных умений и навыков: умения правильно распределять бюджет, кулинарных и домоводческих навыков. Чтобы не вошла в семейный мир скука, не засушила его, надо уметь организовать свой отдых и досуг, развивать традиции семьи. И постоянно совершенствоваться, заимствовать лучшее из жизни других семей.
Хорошо известно, что мать и отец оказывают неодинаковое влияние на своих детей. Издавна принято считать, что отец в большей мере ответственен за развитие ума, а мать – за формирование чувств ребенка. Такое распределение ролей связано с различиями мужской и женской психики, с неодинаковостью характера и склада мышления мужчины и женщины. Отец, например, должен отличаться не только физической силой, но и силой духа. Его нравственному облику соответствуют такие черты, как мужественность, смелость, рассудительность, сильная воля, аналитический склад, ума, деловитость.
Дети, растущие без отца или с отцом, отстранившимся от воспитания и других семейных обязанностей, страдают нравственно. При повышенной нежности матери, пытающейся компенсировать в таких случаях отсутствие отца, у сына могут сформироваться изнеженность, вялость, пугливость, нерешительность, робость, пассивность, повышенная чувствительность или, напротив, упрямство, агрессивность, грубость, эмоциональная неустойчивость и в целом личностная незрелость. Безусловно, наличие перечисленных качеств не только затрудняет контакты со сверстниками, но и в дальнейшем осложняет процесс формирования собственной семьи. Дочери в неполной (без отца) семье часто страдают самолюбием, высокомерием, неприязнью к мужскому полу, непониманием особенностей мужской психики, нетерпимостью к мужским чертам характера. Все это отрицательно сказывается на взаимоотношениях девушки с юношами, мешает ее становлению как будущей жены, матери
В ряде семей низок авторитет отца. В таких семьях детей огорчает пристрастие отца к выпивке, его ссоры с матерью, неряшливость и равнодушие к моде, отсутствие своего мнения в семье. Во многом повысить авторитет отца может мать. Не допуская с его стороны проявлений грубости, бестактности в повседневном общении, мать тем самым поднимает его авторитет в семье. В то же время мать не должна допускать критических замечаний, недовольства, осуждения, унижения достоинства отца в присутствии детей.
Родителям не следует забывать, что дети могут «рисовать» образ своей будущей жены или мужа с самых близких людей, с родителей. В исследованиях установлено, что большинство юношей предпочитают иметь такую же жену, как их мать. А девушки отмечают, что отец для них является первым образцом мужчины, примером будущего мужа. При этом главная задача матери, считают юноши, привить им любовь к домашнему труду, воспитать заботливое отношение к женщине и будущей жене, научить бережно тратить зарплату, правильно делать покупки, воспитать эстетический вкус, научить ухаживать за маленькими детьми. В свою очередь девушки видят задачу матерей в том, что они должны научить их разбираться в достоинствах и недостатках мужчин, чтобы сделать правильный выбор супруга, дать информацию о беременности и родах, познакомить с правилами ухода за ребенком, привить навыки домоводства.
Воспитание семьянина – это воспитание отношений, прежде всего положительного отношения к матери, к людям, к труду, критического отношения к себе, ответственного отношения к долгу, бережного отношения к традициям общества и семьи, к вещам, природе и т.п. Воспитание таких отношений – целенаправленный и длительный процесс, начинающийся с первых лет жизни ребенка. Отношения, сложившиеся в родительской семье, навыки поведения, сформированные отцом и матерью, переносятся детьми в будущую семейную жизнь.
Таким образом, семейные традиции – это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, принимающих статус не писанного семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи.
Выводы по 2 главе:
Мы рассмотрели признаки, функции и виды семейных традиций и установили, что:
- В семейно-бытовых традициях выражен народный идеал тех качеств личности, которые влияют на благополучие внутрисемейных отношений и возникновении в сознании ребенка положительного образа семьи.
- Воспитательную функцию выполняют игровые традиции, так как именно в них формируются качества личности, необходимые будущему семьянину.
- Огромное значение в формировании представлений детей о семье и семейной жизни имеет личный пример родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Темой курсовой работы было изучение влияния семейных традиций на воспитание будущего семьянина. Теоретический анализ психолого – педагогической литературы показал, что семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения в супружеской, родительской и детской подсистемами. В качестве норм и образцов поведения выступают семейные традиции.
В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остаётся невостребованным.
Мы считаем, что традиции и обычаи - это особая форма контакта между людьми. В результате анализа информационных источников нами были выделены и описаны, как традиции, обычаи и обряды вообще, так и семейные традиции и обычаи, в частности. Нами исследованы их характерные признаки, особенности, а так же выделены разновидности традиций (игры - обряды, игры - обычаи, игры - ритуалы) и подходы к их формированию. Кроме того, проанализирована роль семейных традиций в развитии личности дошкольника.
Мы дали характеристику современной семье и особенностям проявления ее функций. Нами выявлены позитивные (возможность самостоятельно, без вмешательства, решать возникающие проблемы, в том числе, в воспитании детей) и негативные (разрушение преемственных связей между поколениями) моменты в нуклеарной семье. Нами исследована роль семьи в воспитании дошкольника, при этом сделан акцент на то, что основой формирования личности является наличие благоприятного психологического контакта между ребенком и взрослым.
Выводы:
1. Семейные традиции и обычаи помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым даёт каждому из них чувство сопричастности с миром семейных ценностей, дают устойчивость и уверенность. Кроме того, традиции и обычаи семьи – это и есть сам факт непохожести, уникальности конкретной семьи.
2. В большинстве традиций игра является основным составляющим элементом. К игровым традициям относят многие обряды, обычаи и ритуалы досуговой практики людей.
3.Для решения разнообразных проблем, например, для снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса и др., люди ищут и создают игровые традиции своего существования, свои игры - обряды, игры - обычаи, игры - церемониалы, игры — ритуалы.
4. Семейные традиции и обычаи можно отнести к одной из форм контактов между ребенком и взрослыми. Семейные традиции в определенной степени определяют «окраску» эмоционального фона отношений, а в конечном итоге влияют на формирование личности ребенка.
5. Среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности дошкольника.
6. Благоприятные условия для формирования личности ребенка включают и содержание направлений развития («что развивать»), и формы их реализации, т.е. «как, с помощью чего развивать».
7. Постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста.
Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются семейные традиции и обычаи. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.
Результаты теоретического исследования будут представлять интерес всем специалистам, которые работают с дошкольниками и младшими школьниками, родителям, замещающим родителям, воспитателям семейно - воспитательных групп, педагогам образовательных и специализированных учреждений для несовершеннолетних. Материалы окажут помощь всем, кому не безразлично будущее наших детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барложецкая Н. Идеальные дети и неидеальные родители : советы суперняни / Н. Барложецкая. – М. : Эксмо , 2010. - 317 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 176 с.
3. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании. / сост.: Н. Н. Андреева. - М., 2000.
4. Кузьмишина, Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. - М., 2006.
5. Кугач, А.Н., Турыгина, С.В. Семейные праздники: рецепт успеха. - Ярославль, 2006.
6. Семейное воспитание: Хрестоматия / сост.: П.А. Лебедев. - М., 2001.
7. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. - М., 2001.
8. Антонова, Л.И., Цветкова, Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.
9. Гладкова, Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.103 — 110.
10. Дерягина Л. Б. Раннее развитие ребенка - не роскошь, а требование времени // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 7. - С. 9-10.
11. Дюльдина Ж. Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей // Воспитание школьников. - 2009. - N 1. - С. 70-73.
12. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного детства // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - с.47 — 49.
13. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи // Дошкольная педагогика. - 2011. - N 3. - С. 54-56.
14. Левин — Щидрина, Ф.С. Методы и приёмы воспитания поведения дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.15 — 23.
15. Лебедева Н. Б. Психологическая поддержка компетентности семьи в вопросах воспитания и детско-родительских отношений // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 7. - С. 55-58.
16. Лосева, И. И. Семейное воспитание как социально-психологический фактор психосоматического здоровья ребенка-дошкольника // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - N 2. - С. 47-53.
17. Орлова, Д. Большая книга Монтессори : система раннего развития, которая потрясла мам / Д. Орлова. – СПб : Владимир : Прайм-ЕВРОЗНАК : ВКТ , 2010. - 185 с.
18. Пасечник, Л. Семья и проблемы воспитания // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 1. - С. 8-19.
19. Репринцева, Г. Гармонизация детско — родительских отношений //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - с.100 — 110.
20. Токарева, Ю. А. Родительское отношение отца и его роль в воспитании ребенка // Образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 70-77.
21. Широких, О., Космачёва, Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с.42
26. Энгельгардт, Е. Е. Эмоциональное принятие и воспитательные установки родителей детей дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. – Вып. - С. 38-42.
Комментарии
Татьяна, вы молодец!
Татьяна, вы молодец!