Главные вкладки

    Аттестационная работа

    Александр Пивоваров

    Метапредметность как педагогический принцип

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Аттестационная работа123.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Аттестационная работа 1 Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» ПИВОВАРОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ Фамилия, имя, отчество институт развития образования Кировской области Образовательное учреждение, район На тему: « Метапредментость как принцип реализации требований ФГОС»

    Слайд 2

    Квалификационные характеристики: Методическая разработка (для слушателей ПК). Институт развития образования (повышения квалификации) Кировской области. Раскрытие сущности принципа метапредметности , глоссарий. Анкетирование слушателей, эссе, семинары по обмену опытом. Выяснить, что же такое метапредметность как педагогический принцип и какой смысл имеют вытекающие из него понятия: метапредметный подход , метадеятельность , метаспособы , метазнания, метаумения и определить их соотношения. Тесты, проверочные работы, практические продукты (фрагменты программ исследовательской и проектной деятельности). Расширение форм и методов неформального и информального (в межкурсовой период) патронирования слушателей, создание новой (инновационной) педагогической практики посредством инновационных и базовых образовательных организаций ИРО. 2

    Слайд 3

    Актуальность: цели и задачи Актуальность. Одним из условий реализации ФГОС в школах России является выполнение требований к результатам освоения содержания ООП. В стандарте выделяются три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные . Цель. Если первые две группы результатов знакомы учителям и учащимся, то метапредметные результаты – относительно новое понятие, требующее разъяснений. Однако в тексте стандарта «расшифровки» метапредметности нет. Только в п. 8 стр. 5 написано, что к метапредметным результатам относятся, «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные ). То есть к « метапредметным результатам относятся межпредментые понятия »? Задачи. Способы формирования универсальных учебных действий. 3

    Слайд 4

    Основные понятия: Определение «мета» в Большом энциклопедическом словаре. Мета (от греч. meta ) в буквальном смысле означает – «между», «после», «через») всеобщее, интегрирующее объединение, означающее промежуточность, следование за чем-либо. Принцип (лат. р rincipium – основание, начало) по словарю-справочнику – основное положение, руководящая идея. Метапредметность – это исходный, базовый термин, задающий ведущие идеи, или стратегию образовательной деятельности. К таким идеям относится поиск первичных, первообразных смыслов содержания образования. Метапредметный подход – это технология преобразования смыслов, получение производных образовательных продуктов, тактика деятельности , способ реализации метапредментости . Метадеятельность – универсальная деятельность, которая относится к « надпредметной », операциональное средство реализации заданного подхода. 4

    Слайд 5

    Предметная деятельность Предметная деятельность – любая деятельность с предметом (решаю задачу, учу стихотворение, пишу сочинение). В предметной деятельности есть то, что делает её осознанной и ответственной: стратегия (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ); исследование (факт, проблема, гипотеза, проверка фактов, вывод); проект (замысел, реализация, рефлексия); сценарий (выстраивание вариантов развития событий); модель (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов логических конструктов изучаемых систем); выстраивание системы мыслительных операций, изготовление эскизов, рисунков, чертежей, которые конкретизируют и детализируют проект); мысленное создание будущего состояния объекта на основе предвидения. 5

    Слайд 6

    Формирование метапредметных результатов Метадеятельность – это универсальный способ познания определяется уровнем владения метаспособами , то есть – общим уровнем развития личности. Метаспособы – элементы метадеятельности , способы, с помощью которых обучающийся находит новые варианты решения задач, строит планы и программы, позволяющие найти различные пути решения задач. Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; это результаты полученных знаний, приёмы и методы дальнейшего познания (когнитивные умения) и возможности работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов применения знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения. Они лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего». 6

    Слайд 7

    Формирование метапредметных результатов Проектно-исследовательская деятельность является важным средством формирования метапредметных результатов, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, становление исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является развитие познавательных мотивов, исследовательских метаумений , субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создаёт условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. 7

    Слайд 8

    Формирование метапредметных результатов ФГОС требует применения в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Одной из таких технологий является исследовательская деятельность. Её особенности : создать представление об исследовательском обучении как ведущем способе научной деятельности; обучать метазнаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; развивать метаумения и навыки исследовательского поиска; обеспечивать познавательные потребности и способности; развивать коммуникативные навыки (партнёрское общение); укреплять навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, применение); формировать метаумения : оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. 8

    Слайд 9

    Метапредметные результаты Метаумения – присвоенные обучающимся метаспособы , общеучебные , междисциплинарные ( надпредметные ) познавательные умения и навыки. То есть, метазнания и метаумения выступают как обобщенные результаты применяемых метаспособов деятельности. Следовательно, метапредметность , как принцип, обеспечивает переход от сегодняшней практики деления знаний на предметы к завтрашнему целостному образному восприятию мира, к метадеятельности . Метапредметные результаты образовательной деятельности, следовательно, выступают освоенными результатами деятельности, применяемые далее, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 9

    Слайд 10

    Заключение Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания. То есть, принцип метапредметности заключается в обучении школьников общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем « фишбоун » (рыбьи косточки – технология «за и против»). Это различные техники, графические модели знания, приёмы сворачивания информации (конспект, таблица, схема). 10