Коррекционно-развивающие занятия по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста.

Халина Ирина Семеновна

        Одним из наиболее важных направлений исследования современной педагогики и психологии является изучение лексического компонента речи у детей, развитие которого оказывает существенное влияние на когнитивную и личностную сферу ребенка, обеспечивает его полноценное общение с окружающими.

        Лексика представляет собой сложную систему языка, где слова, объединенные общими семантическими признаками, образуют лексико-семантические группы. Структуру любой лексико-семантической группы определяют структурно-семантические отношения, среди которых можно выделить синонимические и антонимические. (Э.В. Кузнецова, А.Н. Шрамм и другие). Лексикон человека представляет собой лексический компонент речевой организации человека, динамическую, функциональную систему, самоорганизующуюся вследствие постоянного взаимодействия между процессом переработки и упорядочения речевого опыта и его продуктами.

       В развитии лексикона детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, то есть овладение значениями слов. К старшему дошкольному возрасту детей процесс овладения семантической стороной лексического компонента не завершается, а лишь набирает силу. (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и другие).

          По данным А. Н. Гвоздева в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4 % глаголов, 11,8 % прилагательных и остальные 10,6 % приходятся на наречия, числительные, союзы, предлоги, междометия и частицы.

      Анализ специальной  педагогической литературы показал недостаточную методическую разработанность проблемы обогащения лексикона прилагательными у детей. Вместе с тем, достаточный запас словарного состава, умение использовать его в познавательной деятельности является важным фактором развития детей с нарушением зрения и подготовки их к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ  1

Программное содержание:

1. Активизировать и обогащать лексику детей прилагательными, обозначающими температурные признаки предметов: горячий, жаркий, ледяной, прохладный, теплый, холодный.

2. Формировать у детей умение воспринимать признаки предметов на чувственной основе и использовать слова, обозначающие температурные признаки предметов в активной речи.

3. Воспитывать умение детей слушать и слышать, формировать навыки культуры общения.

Оборудование: игрушка, телефон, две сюжетные картинки, лед, вода, батарея, чайник с водой, мешок.

Основные методы и приемы: игровые приемы и элементы сюрпризности, художественное слово (стихи, загадки), вопросы к детям, практические действия, наглядные (сюжетные картинки).

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, вступительная беседа. Основная часть: состоит из трех элементов: знакомство с предметами, обозначающими температурные признаки, рассматривание сюжетных картинок, игра «Чудесный мешочек». Заключительная часть: подведение итогов.

Ход занятия.

Вводная часть: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Петрушка. Он пришел не с пустыми руками, а принес интересные предметы. Для того, чтобы узнать, что это за предметы, нужно отгадать загадки:

  1. Без досок, без топоров

Через речку мост готов

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

                                       (лед).

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

                                    (вода).

Загляните под окошко –

Там растянута гармошка,

Но гармошка не играет –

Нам квартиру согревает.

                                   (батарея).

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепениться –

Пригласит чайку напиться.

                                    (чайник).

II. (Звонит телефон).

- Ребята, нам позвонил лесовичок! Он говорит, что Петрушка забрал у него какие-то предметы, чтобы их вернуть нужно их описать. Помогите ребята! Надо выполнить следующие правила: к предметам необходимо прикоснуться и определить какой он по температуре. (дети поочереди прикасаются к предметам, воспитатель называет температурный признак, дети повторяют).

Дети:                лед,             вода,    батарея,  чайник.

Педагог:  холодный, прохладная, теплая,    горячий.

- Молодцы! Мы помогли лесовичку определить какие предметы по температуре.

III. – Ребята, а ещё Петрушка нам принес вот такую картинку. (выставляю на фланелеграф сюжетную картинку «Зима»)

- Посмотрите на картинку, какое время года здесь изображено? (Зима).

- А как вы догадались? (снег, иней на деревьях, горка и т.д.).

- Ребята, обратите внимание на горку. Горка покрыта льдом. Значит она – ледяная (дети повторяют).

- А ещё Петрушка принес другую картинку. (выставляю на фланелеграф следующую сюжетную картинку «Лето»).

- Какое время года здесь изображено? (Лето).

- А как вы догадались? (дети загорают, купаются, ярко светит солнце и т.д.).

- Правильно, такой день называют жарким. (дети повторяют).

IV. (стук в дверь).

- Ребята, это лесовичок. Он пришел за своими вещами. Давайте проверим ещё раз, что в нем, не забыли ли мы что-либо положить!

Игра «Чудесный мешочек». (дети достают предмет из мешка, называют его и называют соответствующий температурный признак).

Заключительная часть: - Ребята, занятие подходит к концу. Вы были внимательны, правильно отвечали на все вопросы. Что нового вы узнали сегодня на занятии, с какими словами вы сегодня познакомились?

ЗАНЯТИЕ  2

Программное содержание:

1. Активизировать и обогащать лексику детей прилагательными, обозначающими признаки предметов, обусловленные наличием/отсутствием влаги: влажный, мокрый, сухой, сырой.

2. Формировать у детей умение воспринимать признаки предметов на чувственной основе и использовать слова, обозначающие температурные признаки предметов в активной речи.

3. Поддерживать уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: четыре платка, таз с водой, игрушка, чайник с водой.

Основные методы и приемы: игровые приемы, художественное слово (стихи, загадки), вопросы к детям, практические действия, повторение.

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, вступительная беседа. Основная часть: упражнения и практические действия на знакомство с признаками, воспринимаемыми наличием/отсутствием влаги. Заключительная часть: подведение итогов, положительная оценка работы детей на занятии.

Ход занятия.

Вводная часть: Ребята. Сегодня я вам расскажу историю про мальчика Колю. У мамы Коли завтра день рождение, а стирки очень много и Коля решил помочь маме постирать белье:

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки,

Как же маме не помочь,

Постирать платочки.

Мыло пенится в корыте,

Я стираю – посмотрите!

( развешиваю белье на веревке).

II. - Ребята, Коля развесил платочки. Давайте потрогаем, высохли они или нет. (дети прикасаются к платочкам).

- Платочки высохли и стали… сухими. (дети повторяют).

- Но вдруг:

Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжко бежит,

что внизу земля дрожит.

- Началась гроза и пошел сильный дождь (платочки намокли).

- Ребята, дождь закончился. А сейчас подойдем и потрогаем платочки. Они стали после дождя … мокрыми.

- Коля взял платочки и отнес домой. Давайте поможем Коле отжать платочки. А сейчас дотронемся до них. Платочки были мокрыми, а теперь они стали влажными. (дети повторяют). (Пояснение: Ребята, после дождя вода с платочков стекала и они были мокрыми, а сейчас. Когда мы отжали их они стали влажными).

III.  - Слушайте дальше рассказ. Затем  Коля решил заварить чай для мамы, но вдруг он нечаянно опрокинул чайник и чай разлился по столу и попал на пол. Коля быстро побежал за тряпкой, но поскользнулся и упал, потому что пол стал… (сырым).

- Ребята, сейчас я повторю рассказ, а вы мне поможете. Сначала Коля постирал платочки и повесил их сушиться. Ярко светило солнце и белье стало…(сухим). Вдруг пошел сильный дождь и белье стало…(мокрым). Тогда Коля принес платочки домой, отжал их и платочки стали…(влажными). Он снова повесил их сушиться и стал заваривать чай. Но вдруг он нечаянно опрокинул чайник, и чай разлился по столу и попал на пол. Коля быстро побежал за тряпкой, но поскользнулся и упал, потому что пол стал… (сырым).

Заключительная часть: - Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии. С какими словами вы сегодня познакомились?

ЗАНЯТИЕ  3

Программное содержание:

1. Активизировать и обогащать лексику детей прилагательными, обозначающими признаки поверхности, воспринимаемые осязательно: гладкий, жесткий, колючий, липкий, мягкий, пушистый, шероховатый, шершавый, щетинистый.

2. Формировать у детей умение воспринимать признаки предметов на чувственной основе и использовать  слова, обозначающие признаки поверхности, воспринимаемые осязательно в активной речи.

3. Поддерживать у детей доверительное отношение к взрослому сохранять индивидуальный личностный контакт с каждым ребенком.

Оборудование: кукла, игрушечный дом, ель, заяц, медведь, банка с медом, бумажные полоски.

Основные методы и приемы: игровые приемы, художественное слово (стихи, загадки), вопросы к детям, практические действия, рассказ.

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, сообщение темы. Основная часть: упражнения и практические действия на знакомство с признаками поверхности, воспринимаемыми осязательно. Заключительная часть: подведение итогов, положительная оценка работы детей на занятии.

Ход занятия

Вводная часть: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на день рождение к кукле Маше. Но для того, чтобы добраться до неё нам нужно пройти через волшебный лес:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи

В зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

- Ребята, посмотрите, что это?

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                         (ель).

- Правильно, ребята, это ель. Ребята, давайте подойдем к елке поближе и проведем рукой по её веткам. (дети прикасаются  к ели).

- Ель  колючая. (дети повторяют).

- Ребята, а сейчас постарайтесь отгадать кто там спрятался под елкой:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

- Правильно, это заяц. Ребята проведите рукой по шерстке зайца. (дети проводят рукой).

- Она пушистая. (дети повторяют).

II. - Ребята, послушайте, кто-то топает по лесу…

В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

- Правильно, это медведь.

- Посмотрите, ребята, медведь пришел полакомиться медом.

- Медведь ушел и оставил пустую банку, а на краях остался мед.  Возьмите бумажные ленточки и прикоснитесь к банке и попытайтесь взять ленточки. Ленточки приклеились, потому что мед… липкий.

III. - Ребята, вот мы и добрались к дому куклы Маши (открываю занавеску, где кукольный домик).

- Ребята, посмотрите какой красивый дом, у куклы Маши. Какие красивые шторы на окне. Давайте проведем по ним рукой. Они из шелка. Значит они гладкие (дети повторяют).

- У дверей коврик. Давайте снимем обувь и поскользим по коврику. Он неровный, колющийся. Такой материал называют шершавый и шероховатый.

- Ребята, отгадайте загадку:

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …

- Правильно, щетка. Прежде чем войти в дом давайте сначала почистим ботинки щеткой. Ребята, проведите рукой по щетке. Она сделана из щетины и очень жесткая. Она щетинистая. (дети повторяют).

- Ребята, посмотрите  дверь из металла. Давайте постучим. Она очень твердая. Дверь жесткая. (дети повторяют).

- Вот мы и пришли в гости к кукле Маше. Посмотрите, какой пирог она испекла. Давайте дотронемся до него, он мягкий. (дети повторяют).

Заключительная часть: Вот и закончилось наше путешествие. Каждый из вас хорошо сегодня потрудился и смог ответить на все вопросы и отгадать загадки. Ребята, а с какими новыми интересными словами вы сегодня познакомились?

ЗАНЯТИЕ  4

Программное содержание:

1. Активизировать и обогащать лексику детей прилагательными, обозначающими весовые признаки предмета: воздушный, легкий, невесомый, неподъемный, тяжелый, увесистый.

2. Формировать у детей умение воспринимать признаки предметов на чувственной основе и использовать  слова, обозначающие весовые признаки предмета в активной речи.

3. Продолжать укреплять отношения взаимопомощи и сотрудничества в детском коллективе.

Оборудование: два мяча (резиновый и теннисный), две пары гантелей (пластмассовые  и металлические), воздушный шарик, пух, два замка (пластмассовый и железный).

Основные методы и приемы: игровые упражнения, художественное слово (стихи, загадки), вопросы к детям, практические действия, сравнение.

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, сообщение темы. Основная часть: упражнения и практические действия на знакомство с весовыми признаками предмета, игра «Чудесный мешочек». Заключительная часть: подведение итогов, положительная оценка работы детей на занятии.

Ход занятия

Вводная часть: - Ребята, посмотрите какой мешок привез нам Чипполино (пытаюсь поднять)

- Ребята, я никак не могу поднять мешок, может быть вы мне поможете (дети пытаются поднять мешок)

- Ребята его не поднять, он очень тяжелый.

- Мешок неподъемный. (дети повторяют)

- Чтобы узнать, что за предметы в мешке вам нужно отгадать загадки, слушайте первую загадку:

Стукнешь о стенку –

А я отскочу,

Бросишь на землю –

А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу.

- Правильно, это мяч. (вытаскиваю два мяча из мешка, один мяч набитый песком, другой – резиновый).

II. - Ребята, возьмите и подержите мячи. (дети сравнивают два мяча).

- Резиновый мяч – легкий, а набитый песком мяч – тяжелый.

- Ребята, слушайте следующую загадку:

Силачом я стать хочу.

Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чем  -

Как Вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ:

- Очень просто, много лет

Ежедневно, встав с постели,

Поднимаю я …

- Правильно, гантели. (достаю из мешка две пары гантелей).

- Ребята, давайте попробуем поднять сначала одну пару гантелей, затем другую. (дети выполняют практические действия).

- Металлические гантели – тяжелые.

- Следующая загадка:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

- Правильно,  это воздушный шарик. (достаю из мешка).

- Ребята, поиграйте с шариком. Он летает в воздухе, потому что он… воздушный. (дети повторяют).

- Еще одна загадка:

Летом снег!

Просто смех!

Снег по городу летает

Почему же он не тает?

- Правильно, ребята, это пух. (достаю из мешка пух).

- Возьмите пух в ладошку и подуйте на неё. Он имеет очень малый вес, совсем легкий. Пух невесомый. (дети повторяют).

- А что это:

Не лает, не кусает,

а в дом – не пускает.

- Правильно, это замок. (достаю из мешка два замка).

- Ребята, перед вами два замка, положите на одну ладошку одни замок на другую – другой и сравните по весу (один – легкий, другой - тяжелый).

- Посмотрите на этот замок. Он очень тяжелый, большого веса. Этот замок можно назвать увесистый. (дети повторяют).

III. Игра «Чудесный мешочек».

- Ребята, а сейчас давайте вспомним, какие предметы нам принес Чипполино. (каждый из детей достает предмет и называет весовой признак).

Заключительная часть: Ребята, наше занятие подходит к концу.  Молодцы,  вы все хорошо позанимались, справились со всеми заданиями. А что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие новые слова вы запомнили?

ЗАНЯТИЕ  5

Программное содержание:

1. Активизировать и обогащать лексику детей прилагательными, обозначающими признаки предметов, устанавливаемые в результате сжимания, растягивания, надавливания: гибкий, плотный, рыхлый, тугой, вязкий, крепкий, твердый, упругий, хрупкий, черствый.

2. Формировать у детей умение воспринимать признаки предметов на чувственной основе и использовать  слова, обозначающие признаки, устанавливаемые  в результате сжимания, растягивания, надавливания в активной речи.

3. Продолжать воспитывать у детей доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: снег, мед, орех,  яйцо, яичная скорлупа, картон, проволока, веревка, хлеб, два мяча (резиновый и упругий).

Основные методы и приемы: практические действия, объяснение, рассказ, вопросы, игра.

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, сообщение темы. Основная часть: упражнения и практические действия на знакомство с признаками, устанавливаемыми в результате сжимания, растягивания, надавливания, игра «Кто сильнее». Заключительная часть: подведение итогов, положительная оценка работы детей на занятии.

Ход занятия

Вводная часть: - Ребята, сегодня я вам расскажу историю как я побывала в гостях у Буратино.

- Сначала я увидела на улице как Буратино хотел слепить снеговика, но у него не получалось, комья постоянно разваливались.

II. - Ребята, давайте потрогаем снег и выясним почему у Буратино не получалось  слепить снеговика (дети трогают снег).

- Снег неплотный, рассыпчатый. Значит снег рыхлый. (дети повторяют).

- Затем мы зашли к Буратино в дом и он решил испечь пирог с медом и с орехами. Взял яйцо, орех, мед, муку.

- И вдруг, яйцо скатилось со стола и разбилось, ребята, давайте потрогаем скорлупу, попробуем на него надавить сжать. Она очень ломкая. Скорлупа хрупкая. (дети повторяют).

- Стал Буратино орех раскалывать и никак не может расколоть. Давайте мы попробуем расколоть орех. (дети выполняют действия). Почему так трудно. Потому что орех крепкий. (дети повторяют).

- Затем взял Буратино мед, стал ложкой его набирать из банки. А мед тянется, ложка к меду прилипает. Потому что мед вязкий.(дети повторяют).

- Затем Буратино решил изготовить поделку. Взял картон и начал его сгибать, но не получается.

- Ребята давайте мы попробуем согнуть. (дети выполняют практические действия).

- Этот картон трудно согнуть, потому что он прочный, толстый. Такой картон называют плотным. (дети повторяют).

- Потом взял Буратино веревку и хотел её порвать, без помощи ножниц. Но у него не получилось.

- Ребята, давайте выясним почему?

III. Игра «Перетягивание каната» (дети делятся на две команды по пять человек и встают с одного конца веревки и с другого и по сигналу пытаются перетянуть веревку.

- Трудно? Потому что веревка крепка натянута. Веревка тугая. (дети повторяют).

- Взял тогда Буратино проволоку и смастерил вот такого человечка. (показываю детям).

- Ребята, давайте попробуем проволоку сжать, согнуть, натянуть. Она легко сгибается. Значит проволока гибкая (дети повторяют).

- Затем мы с Буратино решили попить чай с хлебом. Достали батон и не можем его ни отрезать, ни разломать.

- Ребята, давайте выясним. Почему у нас не получилось? Попробуйте на хлеб надавить, сжать его. (дети выполняют практические действия).

- Он засохший и твердый. Такой хлеб называют черствым. (дети повторяют).

- Потом мы решили с Буратино поиграть в мяч. Буратино принес два мяча. Одним мы смогли играть, а другим нет.

- Ребята, попробуйте догадаться каким мячом мы играли? (предъявляю два мяча. Один теннисный, другой – резиновый). Возьмите каждый мяч и попробуйте его сжать, надавить  на него.

(показываю теннисный мяч)

- Он твердый. Играть руками с ним неудобно, необходимы теннисные ракетки.

(предъявляю резиновый мяч).

- А этот мяч он то же твердый, но если на него надавить и отпустить, то он примет прежнюю форму. Такой мяч называют упругим. (дети повторяют).

- Ребята, а сейчас, чтобы вспомнить все предметы, которые встречались в нашей истории, мы поиграем в игру.

IV. Музыкальная игра: «Возьми предмет» (предметы расставлены по кругу и дети под музыку идут по кругу, когда музыка замолкает, каждый ребенок берет в руки предмет, у которого остановился. Задание: взять предмет, назвать его  и вспомнить соответствующий признак.

Заключительная часть: Ребята, занятие подходит к концу. А какие слова вы запомнили сегодня на занятии?

ЗАНЯТИЕ   6

Программное содержание:

1. Активизация лексики и дифференциация прилагательных,  обозначающих признаки предметов,  воспринимаемые осязательно: горячий, жаркий, ледяной, прохладный, теплый, холодный, влажный, сухой, мокрый, сырой, гладкий, жесткий, колючий, липкий, мягкий, пушистый, шероховатый, шершавый, щетинистый

2. Поддерживать у детей познавательное, бережное, созидательное отношение к окружающему миру.

Оборудование: предметы – шелковый платок, металлический шар, игрушечная ель, клей, пластилин, заяц, коврик, щетка; соответствующий материал к предметам, сюжетные картинки, шкатулка, две грелки, лед, стакан с водой, термос.

Основные методы и приемы: игровые приемы и элементы сюрпризности, рассказ, вопросы к детям, практические действия.

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, сообщение темя занятия. Основная часть: игры и упражнения на дифференциацию признаков предметов воспринимаемых осязательно. Заключительная часть: подведение итогов, положительная оценка работы детей на занятии.

Ход занятия

Вводная часть: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Буратино и рассказал мне одну тайну. В этой комнате спрятан клад, но, чтобы его найти нужно пройти несколько испытаний (выполнить задания). Он один не может справиться с этими заданиями и просит вас ему помочь.

II. Ребята, вот первое задание.

- На полу лежат предметы, я буду показывать на предмет, а вы должны назвать этот предмет и верно определить его температурный признак. (предметы: две грелки, лед, стакан с водой, термос).

- Следующее задание.

- Ребята, перед вами четыре сюжетные картинки. Задание: расскажите, что изображено на картинке, и назовите, какой предмет по наличию/отсутствию влаги.

- Переходим к другому заданию.

- На полу лежат различные материалы, а здесь предметы. Вам необходимо определить какой из этих материалов соответствует какому предмету. (Пример: зайчику подходит мех, так как мех пушистый).

III. - Ребята, смотрите какая чудесная шкатулка. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. Здесь несколько новых заданий: Вот первое: я сейчас буду читать вам рассказ, а, когда я буду делать паузу,  вы должны вставить  пропущенное слово. Слушайте внимательно:

Однажды в выходной день Миша с папой пошли гулять. Миша проголодался и они зашли в кафе. Папа купил Мише стакан кофе и пирожок. Когда Миша стал пить кофе, то обжегся, потому что кофе был очень… Был очень…(жаркий/теплый) летний день, поэтому Миша часто просил пить. Папа купил Мише лимонад. Когда Миша пил лимонад, то ломало зубы, потому что лимонад был… (ледяной/холодный). Папа купил себе коктейль со льдом, его напиток был очень…(холодный, прохладный, ледяной). К вечеру солнце спряталось за тучи, заметно похолодало. Из реки повеяло свежим ветерком. Воздух на улице стал уже не теплый, а …(прохладный, холодный). Затем начался сильный дождь, папа с Мишей вымокли, и одежда у них стала … (мокрая). Они пришли домой и, чтобы согреться заварили….(горячий) чай.

IV. Игра «Назови похожее слово»

(дети встают в круг)

- Ребята, сейчас я буду каждому из вас кидать мяч и называть слово, а вы будете называть похожее слово.

Игра «Скажи наоборот»

- Ребята, а сейчас я назову вам слово, а вы скажите наоборот.

Заключительная часть: Ребята, занятие подходит к концу. Вы были внимательны, правильно отвечали на все вопросы, молодцы! А какие слова мы с вами сегодня вспомнили?

ЗАНЯТИЕ  7

Программное содержание:

1. Активизация лексики и дифференциация прилагательных, обозначающих признаки предметов, определяемые мышечным напряжением: воздушный, легкий, невесомый, неподъемный, тяжелый, увесистый, гибкий, плотный, рыхлый, тугой, вязкий, крепкий, твердый, упругий, хрупкий, черствый.

2. Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Оборудование: кукла, воздушный шар, резиновый мяч и мяч набитый песком, пух, гиря, ключ (пластмассовый и металлический), проволока, картон, песок, веревка, мед, орех, камень, яичная скорлупа, хлеб.

Основные методы и приемы: игровые приемы и элементы сюрпризности, загадки, вопросы к детям, практические действия.

Структура занятия: Вводная часть: Организационный момент, сообщение темы занятия. Основная часть: игры и упражнения на дифференциацию признаков предметов, определяемых мышечным напряжением. Заключительная часть: подведение итогов, положительная оценка работы детей на занятии.

Ход занятия.

Вводная часть: Ребята, сегодня мы с вами  отправимся в магазин. Вы будете покупателями, а я продавцом. Чтобы купить предмет, вам нужно  назвать признак предмета.

I. – Ребята. в нашем магазине есть игровые комнаты. В одну из них мы сейчас пойдем и поиграем.

II. Игра «Подбери похожее слово».

- Ребята, сейчас я буду называть слова, а вы назовите похожее слово.

Игра «Закончи фразы и предложения»

(дети встают в круг)

- Ребята, сейчас каждому из вас я буду кидать мяч, и называть фразу, тот, кому я кину мяч, должен закончить фразу.

(Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая). Купили свежий хлеб, а на другой день он стал…(черствый). Ваня пошел в магазин с пустой сумкой и она была легкая, потом он купил много продуктов и сумка стала…(тяжелая). Саша хотел снять ботинки и не может развязать шнурок, потому что узел слишком…(тугой). Если яйцо уронить со стола, то оно разобьется, потому что скорлупа очень…(хрупкая). Таня играла резиновым мячом, а у Лены шарик улетел,  потому что он был…(воздушный). Леша не мог поднять гирю, потому что она была…(неподъемная).  Мальчик не мог согнуть картон, потому что он был…(плотным). Из проволоки можно делать различные предметы, потому что проволока очень…(гибкая). Петя не мог развить камень, потому что он был очень…(крепкий).

Заключительная часть: Ребята, занятие подходит к концу. Вы были внимательны, правильно отвечали на все вопросы! А какие слова мы сегодня с вами вспомнили?