ДЕЛОВАЯ ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЕЛОВАЯ ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ларионова Инна Евгеньевна – ГБОУ СПО Колледж технологий и управления №51, методист
Смысл образования XXI века заключается в том, чтобы выпустить из стен учебного заведения человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться, обладающего профессиональными компетенциями и любовью к своей профессии.
Профессиональный уровень будущего выпускника напрямую зависит от методов, приемов и средств обучения, которые использовались в учебном процессе.
Успешность будущего специалиста напрямую зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Каждому педагогу нужно стремиться обучать так, чтобы будущие выпускники становились соучастниками учебного процесса. Это возможно только при педагогике сотрудничества. Вот почему наряду с проверенными временем классическими методами следует применять также инновационные методы.
Инновационные методы в образовании - педагогические методы, направленные на повышение качества подготовки специалистов, развития у обучающихся творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения. К основным инновационным методам в образовании относятся методы интерактивного обучения.
Под интерактивными методами обучения принято понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с педагогом в форме деловых, ролевых игр, дискуссий, круглых столов, тренингов, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Говоря о методах интерактивного обучения, остановимся на одном из них – деловых играх как способе передачи знаний. Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Такие игры стали одним из новых методов обучения, т.к. они воспроизводят реальные условия практической деятельности. Игры в учебном процессе – это упражнение, основанное на опыте. Их использование основывается на теории, что люди познают иначе, когда делают, чем, когда им говорят. Применение в учебном процессе деловых игр значительно укрепляет связь (обучающийся - педагог), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
Деловые игры в зависимости от целей бывают:
- производственные (отработка системы управления на предприятии, выработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и др.); квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетенции, квалификации специалистов; исследовательские (используются при проверке гипотез, новых принципов организации работы, внедрения новых технологий и др.);
учебные (применяются при обучении будущих специалистов для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний в их профессиональной деятельности).
Использование в учебном процессе деловых игр преследует следующие цели:
- формирование у обучающихся целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта; воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям.
Так как главным связующим звеном в деловой игре между обучающимися служит педагог, как разработчик и координатор этой игры, ему необходимо решить для себя - выбрать деловую игру в качестве учебного метода или нет. Если он решился на это, нужно принять во внимание следующие моменты:
- для чего проводится данная деловая игра?
- как обучающиеся отреагируют на обучение через игру?
- поможет ли игра в развитии мастерства, знания, лучшего отношения к обучению?
- какие результаты ожидаются в итоге?
Деловые игры относятся к разряду так называемых сложных игр.
Любая деловая игра имеет свою структуру. Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловых игр и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры. Как правило, педагоги-авторы деловых игр исходят из своего опыта, конструируя игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов.
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловых игр. Имитационная модель реализуется благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли и разыгрывают заданную ситуацию в зависимости от содержания игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, ведение деловых переговоров, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.). Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью в условиях приближенных к профессиональной деятельности специалистов.
Каждый педагог, являющийся человеком творческим, при разработке деловой игры должен придерживаться определенных этапов. В целом весь процесс организации деловых игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа.
1. Подготовительный этап. За одну - две недели обучающиеся - участники получают установку на проведение деловой игры. Для того, чтобы подготовиться к игре, ее участникам заранее выдаются задания. Педагог сообщает тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию. Участники получают указания по самостоятельному изучению литературы, знакомятся с вопросами, выносимыми на обсуждение.
2. Моделирование игры. Здесь определяются тема и содержание, проблема, объем теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению; формулируются общая дидактическая цель игры, ее задачи.
После этого начинается непосредственная разработка сценария самой игры. В содержание сценария входят описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание характеристик действующих лиц. Описывается конкретная ситуация, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли. Разрабатываются общие правила игры, а также подробные инструкции для игроков и руководителя игры.
3. Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.
Время игры зависит от ее содержания и конкретных задач. Участники получают роли, которые они должны разыгрывать по сценарию, получают исходные данные по ситуации. Выдаются пакеты материалов с заданиями, инструкциями, правилами. Функции преподавателя как ведущего в учебной деловой игре изменяются. Сначала он выступает в роли информатора, затем организатора и консультанта и, наконец, выполняет функцию обобщения и оценивания деятельности, как отдельного обучающегося, так и всей группы. Несомненным достоинством деловых игр является то, что они, соединяют теорию и практику, способствуя формированию, в том числе профессиональных знаний и практических умений.
4. Подведение итогов игры - проводится ее детальный разбор, подробный анализ, оценка роли и значение проведенного мероприятия.
При проведении учебных деловых игр имеются как положительные, так и отрицательные стороны. Положительное в применении учебных деловых игр: эмоциональная насыщенность процесса обучения; происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, а также послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.
Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); сами обучающиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что деловые игры обеспечивают развитие творчества, заинтересованность, активность обучающихся; позволяют ориентировать их на профессиональную деятельность, способствуют общению. Деловые игры буквально ворвались в педагогическую практику. Современная молодежь хочет расти, развиваться профессионально, получать новые жизненные навыки, но в активной форме - в виде увлекательных, развивающих игр, нацеленных на достижение серьезных профессиональных целей. Поэтому, каждый педагог должен владеть таким активным методом обучения как деловая игра и внедрять его в свою педагогическую практику.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр. ... М.: Центр Гуманитарной литературы, 2005
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 2006.
3. уДмитриев М.Н. Кошечкин С.А. Методическое пособие по проведению деловых игр «CASE Study». - Министерство образования российской федерации, 2008
4. Курманова Э.А. Использование деловых игр в подготовке специалистов экономического профиля// Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2011, №3. – С.55-61
5. Лесовик В.С., Гладков Д.И., Сулейманова Л.А. Ролевые деловые игры со студентами в условиях реального производственного процесса: Уч. Пособие. – Белгород, 2001 во время деловых игр можно получить достаточно
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
7. Слободина Н.Д.иля Деловые игры. Серии "Ресурсы", "Территории", ИВЭСЭП, 2006
8. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. Уч.пособие для преподавателей учреждений ср.проф.образования. – М.: Мастерство, 2001
9. Юрьева Е.В. Имитационный тренинг и ролевая игра// Специалист, 2003, №6. – С.9 -10
10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2006
11.Интернет-ресурсы
- обучения.
- профессиональной подготовленности.
