"Методы обучения"

Елагина Виктория Николаевна

Теоретическая презентация с понятиями, таблицами по теме "методы обучения" для студентов педагогических специальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obuchenia.pptx108.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы обучения

Слайд 2

План Анализ подходов к определению понятия «методы обучения». Взаимосвязь приема и метода обучения Подходы к классификации методов обучения Традиционные методы обучения Инновационные методы обучения

Слайд 3

Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения» Метод обучения – это… – это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев) - способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков. (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). — это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский). — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Ф. Харламов). — это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (Л.П. Крившенко)

Слайд 4

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции : Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)

Слайд 5

Взаимосвязь приема и метода обучения - Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». - Отдельные приемы могут входить в состав различных методов - Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения Прием и метод могут меняться местами Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.

Слайд 6

Существуют различные подходы к классификации методов обучения. Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский ) за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия Методы обучения Словесные методы Наглядные методы Практические методы (источником информации выступает устное или печатное слово) рассказ объяснение -беседа дискуссия, лекция работа с книгой (источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) метод демонстраций метод иллюстраций (предназначены для формирования практических умений и навыков) упражнения практические и лабораторные работы

Слайд 7

Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы обучения: - приобретения новых знаний - формирования умений и навыков - применения знаний - закрепления и проверки знаний, умений и навыков

Слайд 8

Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся Методы обучения Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) (преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти) Репродуктивный метод (учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию) Метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания) Частично-поисковый (эвристический) метод (учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно) Исследовательский метод (учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают)

Слайд 9

Субъектно-объектный подход (Е.Я. Голант) основан на уровне активности учащихся в процессе обучения Методы обучения Пассивные - рассказ - лекция, объяснение экскурсия демонстрация наблюдение Активные - лабораторный метод - практический метод - работа с книгой

Слайд 10

Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся Методы обучения Методы преподавания - информационно-сообщающие - объяснительные - инструктивно-практические - объяснительно-побуждающие - побуждающие Методы учения - исполнительные - репродуктивные - продуктивно-практические - частично-поисковые - поисковые

Слайд 11

Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения: - индуктивные (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) - дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)

Слайд 12

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности - перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); - словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); - наглядные (демонстрация, иллюстрация); - практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); - логические , (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); - самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.). Методы стимулирования и мотивации учения - методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); - методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.). Методы контроля и самоконтроля в обучении - методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен) - методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.) - методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы); - методы самоконтроля Целостный подход (Ю.К. Бабанский)

Слайд 13

Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса обучения Выделяют следующие традиционные методы обучения: - Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) - Объяснение - Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа) - Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические) - Учебная дискуссия - Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование , реферирование, составление плана текста, цитирование и тд .) - Демонстрация (показ) - Метод иллюстраций - Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд .) - Лабораторная работа - Практическая работа

Слайд 14

Инновационные методы обучения Имеют следующие особенности: - «вынужденная активность» учащихся - принудительная активизацию мышления и деятельности - повышение эмоциональной включенности учащихся - творческий характер занятий - обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем - формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения

Слайд 15

Активные методы обучения —методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят - дидактические игры, - анализ конкретных ситуаций, - решение проблемных задач, - обучение по алгоритму, - мозговую атаку, - внеконтекстные операции с понятиями. Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике. Виды инновационных методов обучения