Формирование элементарных математических представлений у детей посредством сказки с учетом ФГОС.

 

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных  математических представлений у детей посредством  сказки  с учетом ФГОС.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности.

 Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных,  то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.

   Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть общей подготовки к школе.  Воспитатель должен  заботиться о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой . 
Проанализировав знания детей, я сделала следующие выводы: 
1. Не все дети владеют умением осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, классифицировать, считать, группировать; 
2. Слабая освоенность математической терминологии, речевого выражения действий; 
3. Слабое развитие логико-математического мышления, внимания, памяти; 
4. Низкий уровень интереса к математической деятельности. 
На основе выводов я поставила  цель:

1  Повышение у детей  дошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.

2  Создать условия для развития у детей:

  • высокой познавательной мотивации;
  • свободной, самостоятельной, активной  инициативы в деятельности и в общении;
  • чувство собственного достоинства и способность уважать других;
  •  подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;

 Поиск путей повышения эффективности образовательной работы с детьми , позволил  более пристально  обратить внимание  на идеи народной педагогики, которая широко применялась  в качестве средств воспитания и обучения детей народной мудростью , заложенную в устном народном творчестве , в частности ,   в сказке. Возможности сказки  велики , они позволяют не только использовать её для изучения народов  быта, но и для развития познавательных процессов.  

Мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций. Однако часто можно услышать, что математика – скучная наука.

Не  соглашусь с этим  с этим.  Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.

         Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.

            Как же сказка может влиять на формирование элементарных математических представлений и что особенно важно, способствовать развитию  у дошкольников интереса к математическим знаниям?                                                     Дело в том, что в сказке много привлекательного: сюжет,  герои  и обязательный счастливый конец, которому так радуются дети.                               Поэтому особое внимание в своей работе по данному направлению я отвожу решению сказочных задач и придумыванию новых сказок

              Знакомя детей с элементарными математическими представлениями, часто использую литературные  произведения,  либо  историю отдельного героя, наполняя его математическим содержанием. Стараюсь, чтобы занимательный  материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

«В некотором царстве, в некотором государстве…»  так может начинаться любая математическая сказка.                                                                                   Сюжет сказки может быть позаимствован из сокровищницы мировой детской литературы.

      Важно использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывая их возрастные особенности.

     Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия,  побеждают зло.  Задачи со сказочным сюжетом помогают соотнести  приобретённые знания с окружающей детей действительностью,  позволяют решать различные жизненные проблем, сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений, например, о числах и смысле производимых над ними действий и т.п.

Таким образом,  могу смело утверждать: математика – это совсем не сложно.
Особенно, если знаешь ключик к детскому сердцу. Ключик этот – сказки!

         Мною подобран цикл занятий с использованием сказочных сюжетов, игровой сказочной мотивации для повышения мыслительной активности  детей старшего дошкольного возраста, при формировании математических представлений.

 

       

-Закрепить количественный счет, познакомить  с  порядковым счётом    «Колобок»  «Теремок»  «Репка», «Волк и семеро козля», «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»

 

- Закрепить представления о месяцах.
«Двенадцать месяцев»

- Различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой.   « Петушок золотой гребешок и чудо меленка»,  «Три медведя»              

 

-Умение сравнивать предметы контрастных размеров.
« Дудочка и кувшинчик», «Лиса и Журавль»,  «Мышка и кувшин молока»

-   В сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), а также сравнивают предметы мебели  по высоте и длине.

- Учить алгоритму измерения объемной меркой сыпучих веществ.
« Горшочек каши»

- Сенсорное развитие  «Цветик - семицветик»

И так, я считаю, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки  в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

  • у детей будет вырабатываться  интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  •  самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.