СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОО

Груздева Анна Геннадьевна
        Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. 
         Физическое развитие – это одно из направлений, которое курирует наше государство.
         Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей. 
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС).
          Рассмотрим содержание и формы реализации образовательной области  «Физическое развитие» в старшей и подготовительной к школе группе дошкольной образовательной организации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_obrazovatelnoy_oblasti.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание образовательной области «Физическое развитие»  в условиях реализации ФГОС

 Система физического развития в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Результатом дошкольного физического развития должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:

  • эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены  соблюдению режима дня;
  • начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;
  • начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность;
  • навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий.

По ФГОС образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребностей детей. Стандарт утверждает основные принципы образования, четко определяет основные цели и задачи.

Единой перспективной целью физического развития дошкольников во всех возрастных группах является использование возможностей физической культуры для формирования здоровой, всесторонне развитой, гармоничной личности, успешно адаптирующейся в обществе и максимально эффективно и полезно реализующей свою индивидуальную жизненную программу.

Содержание основной общеобразовательной программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей и интегрировать образовательные области в различных видах их деятельности. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих  правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки).Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми  с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными  нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

       Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:  для детей дошкольного возраста это

ряд видов деятельности, таких как игры с правилами и другие виды игр, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

            Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.

Формы организации физического развития  

в старшей и подготовительной к школе группах

Формы организации физического развития — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.
           К формам организации физического воспитания детей 5-7 лет относятся:

1. физкультурные занятия - организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год. По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей дошкольного возраста организуют не менее 2 раз в неделю длительностью в старшей  группе – не более 25  минут, в подготовительной – не более 30 минут. Один раз в неделю  круглогодично организовывать образовательную деятельность по физическому развитию на открытом воздухе. В теплое время года при благоприятных погодных условиях образовательную деятельность по физическому развитию организуют на открытом воздухе;

2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

а) утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика влияет на формирование правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. Зарядка воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения.

Утренняя гимнастика — это также особый режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общение, игра). Возможны инновационные формы ее проведения: сюжетная; игрового характера; с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов; в виде оздоровительного бега, преодоления полосы препятствий; гимнастики-экспромта. Проводится ежедневно до завтрака на воздухе (при    благоприятных климатических условиях) или в помещении длительностью 8-10мин. в старшей группе и 10-12 мин. в подготовительной к школе группе. Комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий и повторяется 1–2недели.

б) физкультминутки - является обязательной частью ООД. Цель их применения - поддержание умственной работоспособности на хорошем уровне.  Это физические упражнения  общеразвивающего воздействия - упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением. Длительность физкультминуток 3-5 мин.

в) Закаливание – важная часть оздоровительной физической культуры. Это комплекс мероприятий с целью повышения устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно – климатических условий – холода, тепла, пониженного атмосферного давления, солнечной радиации, магнитных возмущений. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями играют немалую роль в физкультурно–оздоровительных мероприятиях детей ежедневно круглый год. К основным формам закаливания относятся: в старшей группе - обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, обливание прохладной водой, погружение ног в прохладную воду и ходьба по ней, контрастное воздушное закаливание. В подготовительной к школе группе: обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, погружение ног в прохладную воду по окончанию дневной гимнастики, обтирание варежкой.

 г) двигательная разминка или динамическая пауза проводится во  время большого перерыва между занятиями.  Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин.  для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.

д) индивидуальная работа по развитию движений - проводится на дневной и вечерней прогулке с подгруппой детей или с одним ребенком, которые не усвоили программный материал, предлагаемый на утренней прогулке. Индивидуальная работа по физическому развитию проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или подгруппами по двое-четверо детей. 

е) оздоровительная гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами проводится ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей длительностью 12-15 минут. Особые варианты ее проведения — выполнение упражнений лежа в кроватях, на полу, остеопатическая и адаптационная гимнастика.

3. Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнения двигательного режима, необходимого для здорового физического воспитания ребенка и его психики в течение дня.                                

а) подвижные игры и физические упражнения - как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствие с режимом каждой возрастной группы не менее двух игр по 10 - 15мин. в старшей группе и по

12 - 20мин. в подготовительной к школе группе.

При подборе и проведении игр и упражнений необходимо учитывать характер занятий, предшествовавших прогулке. После занятий, требующих усидчивости и внимания следует вводить подвижные игры и упражнения высокой интенсивности. После физкультурных и музыкальных занятий на прогулке можно предложить детям менее интенсивную двигательную деятельность. В начале прогулки желательно провести подвижную игру со всей группой, а через некоторое время небольшими подгруппами упражнение в основном виде движений (ходьбе, бросание мяча и так далее.)

 Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу;

б) прогулки и экскурсии. Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения. Длительность экскурсий для детей

5-7 лет 40-50мин (при этом учитываются особенности дороги, состояние погоды). Длительность прогулки в старшей, подготовительной к школе группе до -30 С тихо – не менее 1 часа, от -25 С ветер до 10 м/с до -29 С ветер до 3м/с (включительно) – не менее 30 мин;

в) самостоятельная двигательная деятельность детей - организуется  взрослым ежедневно в разное время дня: утром до завтрака,  в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. При планировании самостоятельной  двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное  для активного движения пространство, иметь  достаточно разнообразные  физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей);

4. Физкультурно-массовые занятия - праздники, досуги, дни здоровья – наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей длительностью до 40мин. 

День здоровья проводится 1 раз в квартал, когда обеспечивается максимальное пребывание детей на воздухе. Возможно проведение музыкальных и физкультурных занятий на открытом воздухе, прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада.

Физкультурные досуги — еще одна форма активного отдыха детей. Предпочтение следует отдавать проведению досугов на открытом воздухе. По содержанию они представляют собой небольшую спартакиаду, в которой дети соревнуются в ловкости, быстроте, силе, выносливости, участвуют в интересных, увлекательных играх, забавах, аттракционах. Проводятся они во второй половине дня, часто с богатым музыкальным сопровождением. Физкультурные досуги строятся на знакомом материале, в виде соревнования и эстафет.

Физкультурные праздники представляют собой своеобразную форму демонстрации достижений детей в освоении разных видов упражнений, в проявлении физических инравственно-волевыхкачеств. Как правило, на праздниках объединяются дети старших и подготовительных групп. Они являются главными участниками и помощниками воспитателей при подготовке праздников. Физкультурные праздники в старшей и подготовительной группе проводятся 2–3раза в год. Возможны праздники при участии родителей.

 Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений показала значимость физкультурно-массовых занятий в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций таких занятий показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребенка, находятся во взаимосвязи; каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющие ее место в режиме дня дошкольного учреждения. Соотношение форм организации физического воспитания в различных группах детского сада определяется воспитательно-образовательными задачами. При планировании ООД необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребенка.

В дошкольных учреждениях используются разнообразные формы обучения:

  • фронтальный - направленный на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;
  • групповой -  обеспечивает возможность самостоятельного упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей или позволяет педагогу, подобрав дифференцированные задания для небольших групп детей, обучать другую группу двигательному действию;
  • индивидуальный - позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему воспитателем задание.

Для ДОУ появляется новая возможность не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

Использование разнообразных форм обучения обеспечивает принцип единства оптимального сочетания этих форм, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми. Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического развития и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом. Формы организации физического развития нацелены на творческую инициативу педагогов и  создает простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

Заключение

Физическая культура  –  не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка                        по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.