Итоговый проект,Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке чтения»

 «Духовно –нравственное воспитание дошкольников и младших школьников в современных условиях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_dnv_1.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение

дополнительного  профессионального образования

 «Воскресенский научно-методический центр»

(МУ ДПО «ВНМЦ»)

Итоговый проект

Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроке чтения»

                                                                                                         

 «Духовно –нравственное воспитание дошкольников и младших школьников в современных условиях».

Вариативный модуль

72 часа

                                                                                                       Выполнил: Голубева Галина Николаевна

 учитель начальных классов

 МОУ « СОШ№11»

 Проверил: Гаркушина

Зинаида Сергеевна

Содержание (оглавление)

                       

 Введение  (актуальность  темы)                                                             стр  3-4

  1. Раздел 1. Роль художественных произведений в духовно-

нравственном   воспитании школьников                                         стр 4-5                                                  

 2. Раздел 2.  Технологическая карта   урока Литературного чтения

      по      притче Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»                     стр. 5-12                                                          

 3. Заключение                                                                                          стр.13

 4. Используемая литература                                                                  стр.14

 

Введение

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.

Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, – «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди». Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения организует учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома.

Целью духовно-нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении стандартов во взаимоотношениях между людьми.

Цель методической разработки – раскрыть роль уроков литературного чтения в становлении духовно-нравственных качеств личности младших школьников; на примере урока литературного чтения по притче Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» показать важность формирования уважительного отношения к старости.

Прогноз: Через систему духовно – нравственного воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности  и нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности. Учебная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины; определить своё место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

         РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                 

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества,  как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.

Проанализировав содержание учебников «Литературное чтение», можно заметить, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности к служению  людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). 

Живым источником мудрости и духовности русского народа являются пословицы и поговорки, которые не утратили актуальности и сегодня. Практика показала, что можно широко применять пословицы и поговорки, которые характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь.

Хочется остановиться на трех важных аспектах становления духовно-нравственной личности:

  • различение добра и зла;
  • любовь и уважительное отношение к близким, отцу и матери, родным, окружающим;
  • воспитание патриотизма, готовности встать на защиту Родины.

В духовно-нравственной сфере современного общества идет разрушение традиционных устоев семьи, а ведь именно в семье ребёнок должен узнать, «что такое хорошо и что такое плохо». Для России с её многовековой православной культурой семейная жизнь являлась школой любви, как постоянной готовности отдавать себя другим, заботясь и оберегая своих близких. В произведении Л. Толстого «Старый дед и внучек» автор учит уважительно относиться к старшим и не обижать слабых, ведь каждый человек будет старым и немощным, здесь звучит главная мысль – золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Поэтому в школьной программе подобрано много произведений об уважительном отношении к старшим, матери, отцу, близким людям:

  • А.П.Платонов «Ещё мама»;
  • Я.Л. Аким  «Друг»;
  • Ю.Яковлев «Мама»;          
  • Ю.В.Драгунский «Друг детства»;
  • Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».

Через эти произведения ребенок учится видеть своё место в семье, осмысливать свои поступки, анализировать своё поведение, отношение к матери, отцу, близким. Ведь в традициях русского народа было заложено выполнение заповедей, данных Богом, по которым жили наши предки: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Чти отца твоего и матерь твою».

    Хочется подчеркнуть, что   курс «Литературное чтение» имеет огромное значение в духовно-нравственном становлении младшего школьника, проявления духовности, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что  формирует у детей  высокое патриотическое сознание, любовь к своему Отечеству, его языку, духовным ценностям и уважительное отношение к людям.  


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРИТЧЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК»

Предмет:        Литературное чтение

Класс:        2

Тип урока:         изучение нового материала и первичного закрепления

Дидактическая цель:

Создать условия сознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

Обучающая: познакомить детей с притчей Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», продолжить формирование навыка качественного чтения.

Развивающая: Развивать речь учащихся, вдумчивое восприятие текста, повышать познавательную активность

Воспитательная: способствовать воспитанию через  художественное произведение, его героев, жизненную позицию: сочувствие, милосердие к людям

Методы обучения:

репродуктивный, объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельность:

индивидуальная, фронтальная

Технология:         игровая

Средства обучения:

  1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы
  2. Цветок с отдельными лепестками
  3. Карточки с заданиями
  4. Экран
  5. Мультимедийный проектор
  6. Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.
  7. Портрет Л.Н.Толстого
  8. Плакат с полянкой, цветочки синие и красные


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Оргмомент

Определяет уровень готовности обучающихся к уроку

Проверяют готовность к уроку своего рабочего места

2. Мотивация и целеполагание

Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели урока, обобщает их ответы, формулирует задачу на урок

Определяют цели урока

- Сегодня у нас в классе должно произойти важное событие – должен распуститься необычный цветок. Каждому лепестку этого цветка соответствует определенное задание. Выполняя эти задания, вы поможете нашему цветку быстрее распуститься.

- Как вы думаете, что нам придется делать, чтобы цветок расцвел?

- Помогая цветку распуститься, вы покажете как правильно и выразительно умеете читать, рассказывать, работать с пословицами, узнаете значения новых слов, вместе будем учиться делать выводы, анализировать

3. Актуализация ЗУН

Предлагает выполнить задание:

- Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского писателя. Что это за писатель, вы узнаете, когда выполните задание:

Рассмотри портреты, допиши недостающие буквы в фамилии, из этих пропущенных в словах букв собери фамилию автора.

А. Бар т  о ,    Н. Кры л  ов,   Н. Но с ов, И. Т о  кмакова,   К. Чуковски й

Автор: Лев

Выполняют работу на карточках

Вывешивает лепесток с буквой «П»


Предлагает подготовленному заранее ученику рассказать о Л.Н.Толстом

Дополняет рассказ ученика

Один из учеников сообщает биографические сведения о Л.Н. Толстом

- Л.Н. Толстой родился почти 200 лет назад. Всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всем мире.

Толстой очень любил детей.

В то время было очень мало школ, дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич открыл школу в Ясной Поляне, написал учебник для детей и сам стал их учить.

- Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы уже читали?

Отвечают на вопрос

Сегодня мы познакомимся с притчей «Старый дед и внучек».

Что такое притча? Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Предлагает выполнить задание:

Прочитайте пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания

- Вся семья вместе… детки же и горе

- Нет лучше дружка… и душа на месте

- Детки – радость… чем родная матушка

Выполняют задание

Предлагает проверить правильность выполнения задания (правильный вариант пословиц показан на экране)

Проверяют правильность выполнения задания

Вывешивает лепесток с буквой «О»


- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Какой темой они объединены?

Отвечают на вопросы

Сегодня мы будем читать произведение о семье.

Беседа по иллюстрации в учебнике:

Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои мнения, отвечая на вопросы

- Откройте учебник на странице 110. Кого вы видите на иллюстрации?

- Где они живут?

- Как вы думаете, какие они?

- Может ли эта семья жить в наше время?

- Почему вы так думаете? 

Вывешивает лепесток с буквой «Ч»

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся-

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Выполняют движения физкультминутки

4. Первичное усвоение материала

1) Словарная работа

- притча «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно. При чтении нам встретятся слова, которые очень редко употребляются.

(на экране высвечиваются слова:

Лоханка, невестка, слаживает, бранить)

- Как вы думаете, что обозначают эти слова?

Корректирует высказывания детей

Высказывают предположения

- Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

- Невестка – жена брата.

- Слаживает – складывает.

- Бранить- ругать.

Вывешивает лепесток с буквой «Т»


2) Первичное восприятие текста. Рефлексия

- Послушайте притчу, подумайте и продолжите своими словами предложения, которые вы видите на экране:

Я почувствовал…

Я задумался…

Читает текст.

Предлагает детям дополнить высказывания

Предлагают варианты продолжения предложений

Вывешивает лепесток с буквой «Е»

5. Осознанное осмысление учебного материала

Предлагает детям разделить притчу на две смысловые части

1) Чтение притчи про себя

Читают

- Прочитайте притчу про себя и подумайте, на сколько частей можно её разделить. Докажите

Предлагают варианты, доказывают

2) Чтение и анализ первой части

Предлагает детям прочитать первую смысловую часть «по цепочке»

Читают первую часть «по цепочке»

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

- Что случилось во время обеда за печкой?

- Почему дед уронил и разбил чашку с едой?

- Что сделала невестка, когда дед разбил чашку?

Выбирают в тексте ответ, отвечают на вопросы

Вывешивает лепесток с буквой «Н»

3) Чтение и анализ второй части

- Прочитайте вторую смысловую часть притчи.

- Зачем Миша делал лохань?

- Почему родители Миши заплакали?

- Как после этой истории родители Миши стали относиться к дедушке?

Выбирают нужный эпизод и зачитывают,

отвечают на вопросы

Вывешивает лепесток с буквой «И»


Физкультминутка:

Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем,

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, отжимаем,

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

6. Закрепление учебного материала

1) Определение морали притчи

- Можно ли назвать эту притчу поучительной?

- Чему она нас учит?

- Какова идея этого произведения?

- Подходит ли пословица «Как аукнется, так и откликнется» к этой притче?

Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы

2) Определение актуальности

- Может ли произойти такая история в наши дни?

- Есть ли в вашей семье пожилые люди. Расскажите, как вы к ним относитесь.

Отвечают на вопросы

Вывешивает лепесток с буквой «Е»

Предлагает составить ключевое слово:

- Вот и распустился наш цветок. Прочитайте слово, которое получилось.

- Как вы думаете, что такое «почтение»?

Корректирует ответы детей

(Почтение – глубокое уважение)

Составляют слово.

Высказывают свое мнение о значении слова «почтение»

Предлагает из подобранных дома пословиц о семье выбрать ту, в которой встречаются слова «почтение», «почитать»

Дети проговаривают свои пословицы

- Посмотрите на экран. Здесь записаны пословицы, которые мы составили в начале урока. Добавим к ним еще одну, которую вы сейчас предложили:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

- Возьмите веера с цифрами и покажите номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею притчи.

- Соотнесите содержание притчи с пословицей.

Показывают нужную цифру

7. Домашнее задание

Предлагает составить рассказ о своей семье

8 Подведение итогов. Рефлексия

-Вот мы с вами и вырастили необычный цветок.

- Ребята, что нужно было знать и уметь, чтобы вырастить такой цветок?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Все вы сегодня старательно работали, выразительно читали, составляли развернутые предложения, правильно раскрывали смысл пословиц, учились соотносить содержание текста с пословицей, узнали очень много слов.

Отвечают на вопросы

- У нас на доске – зеленая полянка. Подойдите, пожалуйста, к ней и повесьте на нее маленький цветочек: красный – если вам понравился урок, синий – если урок не понравился.

Приклеивают цветочки


Заключение

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное  развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, эмоциональных ценностей. Одной из задач нравственного воспитания младших школьников является воспитание милосердия, сострадания, сочувствия к людям.

Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем. 

Чтобы воспринять нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;
  • старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.


Список литературы

  1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы

  1. Поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

  1. Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. – М., 1982  

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования Российской Федерации. Москва, 2004 г

  1. Шатохина С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 8 – С. 109-110