Статья на тему «Особенности пространственных представлений у детей дошкольного возраста c интеллектуальной недостаточностью »

Танунина Мария Сергеевна

Статья на тему   «Особенности пространственных представлений у детей lс интеллектуальной недостаточностью  дошкольного возраста ». 

Поможет в работе воспитателем-дефектологам, а так же студентам педагогических вузов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

 «Особенности пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью  дошкольного возраста »

Танунина Мария Сергевна

Ориентировка в пространстве складывается как особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения (моделирования) и преобразования пространственных отношений. На ранних этапах развития ее становление связано с появлением у ребенка чувства собственного тела, развитием движений, предметно-практической деятельности, зрительно-моторной координации. При этом формируются представления о взаимоотношении внешних объектов по отношению к собственному телу (о нахождении предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения предмета); представления о пространственных взаимоотношениях между двумя и более предметами, находящимися в окружающем пространстве.

Развитие пространственных представлений этого блока в дошкольном детстве подчиняется одному из главных законов развития - закону основной оси: сначала формируются представления вертикали, затем представления горизонтали «от себя» вперед, затем - о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади». Итогом развития ребенка на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления).

Следующий важный шаг заключается в овладении знаковой (жестовой, вербальной, графической) культурой, которая ведет к формированию обобщенных представлений, пригодных для моделирования пространства, его преобразования в мысленном плане. Вершиной усвоения пространственных представлений являются логико-грамматические конструкции. Они включают все предложные конструкции нашего языка, сравнительные категории и т.д. Этот уровень является наиболее сложным, поздно формирующимся и развивается непосредственно как речевая деятельность и как одна из основных составляющих восприятия и мышления ребенка.

Особое значение овладение пространственными представлениями и навыками ориентировки в пространстве имеет для проблемных детей, в частности, для детей с интеллектуальными нарушениями, так как интеллектуальные дефекты значительно осложняют процесс формирования этих представлений и навыков (Мусейибова 1964).

Задержка психического развития (ЗПР) – особый вид отклоняющегося развития, характеризующийся недостаточной сформированностью или незрелостью эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Недостаточность познавательной деятельности при ЗПР проявляется в низком темпе деятельности, сниженном внимании, плохом удержании в памяти необходимой информации. Характерными проявлениям интеллектуального недоразвития являются и стойкие трудности в освоении пространства (Назарова 2004: 266).

       Степень сформированности пространственных представлений и их использования в деятельности характеризует важную составляющую развития ребенка — основу внутреннего плана деятельности. В своих исследованиях Б.Г. Ананьев и Е.Ф. Рыбалко  показали, что восприятие пространства является сложным полифункциональным процессом, включающим в себя такие составляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, глазомер. Восприятие пространства невозможно без образования систем связи между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами. Определение правильного положения в пространстве требует соответствующего уровня развития аналитико-синтетического мышления (Ананьев 2001).

        А. Н. Антипина отмечает, что ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела (темного мышечного чувства и соматогнозиса на ранних этапах онтогенеза, включая право- и лево ориентацию   до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире (Антипина 1993).

        З.М. Дунаева, исследуя процесс пространственного восприятия у детей с ЗПР, пришла к выводу о том, что у данной категории детей грубо нарушена ориентировка в пространстве. Это в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения. В рисунке человека, который рассматривается как наиболее знакомый объект для изображения у дошкольников, отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении фигуры на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных частей тела, неправильное соединение частей тела между собой, отсутствие изображения отдельных частей человеческой фигуры, например бровей, ушей, одежды, пальцев рук и т.д. (Дунаева 1980).

        Немаловажным будет отметить, что нарушение познавательной сферы у детей с ЗПР наблюдается ещё на самых ранних этапах её развития. Так к концу периода новорожденности у детей часто нет зрительного и слухового сосредоточения, а оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборонительную реакцию в виде вздрагивания, мигания век и плача.

1.Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М , 1964

2.Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. - 1993. - С.60.

3. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1980. - № 2 - С. 2630.

4.Моргачева И. Ребенок в пространстве. Издательство: Детство-Пресс Год издания: 2009

5.Мусейибова Т.А. Развитие пространственной ориентировок у детей дошкольного возраста. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1964г., 19с.

6.Назарова Н.М. Специальная педагогика  : учебное пособие для вузов. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2004. – 400 с.