Требования к педагогу современной школы как факторы модернизации педагогического образования

Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает сейчас. Поскольку образование неотделимо от педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение. Вопрос компетенции, профессиональных качеств педагога сегодня актуален в связи с изменениями происходящими в государстве и обществе. Возникает вопрос, какие качества педагога должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены Современная образовательная система, требует педагога нового типа, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В проекте Концепции модернизации педагогического образования сказано, что важнейшей особенностью личности современного педагога является его готовность к педагогической поддержке ученика, к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к педагогу современной школы как факторы модернизации педагогического образования

Быть педагогом очень нелегко, особенно сложно в специальных школах, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.

От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости ,добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает сейчас. Поскольку образование неотделимо от педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение. Вопрос компетенции, профессиональных качеств педагога сегодня актуален в связи с изменениями происходящими в государстве и обществе. Возникает вопрос, какие качества педагога должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены Современная образовательная система, требует педагога нового типа, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В проекте Концепции модернизации педагогического образования сказано, что важнейшей особенностью личности современного педагога является его готовность к педагогической поддержке ученика, к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления. 

  • Во-первых, следует указать на проблему готовности учителя к педагогической поддержке ученика. Сотрудничество между педагогом и обучающимися, возможность оказания положительного педагогического влияния на ученика определяется уровнем личностной зрелости учителя, наличием у него коммуникативной культуры, его способностью установить эмоционально-ценностные отношения с воспитанниками, создать благоприятный психосоциальный климат в учебной группе.

Владение учителем конфликтологической культурой, его способность оказывать ученику педагогическую поддержку в разрешении различного рода проблем и противоречий, с которыми ему приходится постоянно сталкиваться, является существенным фактором его профессионального успеха.

  •  Также немаловажную роль играет этический аспект в профессиональном труде педагога. Следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований. Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии: социальное значение учителя как транслятора культуры, нравственных ценностей, примера, образца для подражания. Любое слово, действие педагога всегда должны сверяться с этическими нормами и ценностями.
  • Важным фактором эффективной профессиональной деятельности педагога так- же является его информативная ценность для обучающихся. Особую актуальность данный фактор приобретает в эру компьютерных технологий, когда учитель уже перестает быть основным источником информации для учеников. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» педагога, а сейчас это качество ему просто необходимо. . . Меняются приоритеты в реализации профессиональных функций учителем: его главной задачей становится уже не трансляция знаний, а содействие учащимся в поиске нужной информации, формирование у них умений ее фильтрации, определения степени достоверности, полезности, практическом применении полученных знаний. Главными преимуществами учителя перед другими источниками информации продолжает оставаться наличие у него целостной, структурированной системы знаний в данной предметной области, позволяющей ему раскрывать перед учащимися сущность изучаемых ими объектов и явлений, содействовать формированию у них систематизированных знаний по конкретной учебной дисциплине, осознанием слабых и сильных сторон информационного ресурса, способностью к критическому восприятию содержащих в нем материалов.

Ещё важнейшими профессиональными качествами педагога современной школы являются его способности к эмпатии и рефлексии. Способность к эмпатии  характеризует готовность педагога к сопереживанию, пониманию воспитанника, является необходимым условием для конструктивного взаимодействия с ним, оказания ему педагогической поддержки. Детерминантой профессионального успеха учителя является его способность к рефлексии. Осмысление результатов собственной деятельности, анализ мотивов, поступков, принятых решений, допущенных ошибок является основой для накопления им педагогического опыта, профессионального становления и развития.  

  • Особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у педагога творческого отношения к профессиональной педагогической деятельности. Творческая деятельность педагога имеет своей целью инициирование новых позитивных изменений в воспитаннике, отвечающих представлениям об идеале воспитания. На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы, анализирует педагогические ситуации, выбирает наиболее продуктивные в данных условиях способы деятельности, модифицируя, комбинируя уже известные формы, методы, средства, разрабатывая и применяя при необходимости новые, отказываясь от бесперспективных, неэффективных действий.
  • Особую значимость в аспекте осуществления модернизации педагогического образования приобретает необходимость ориентированности учителя на разработку и реализацию инновационных программ, современных информационных технологий как ведущих факторов достижения эффективных результатов в современном образовательном процессе. Применение инновационных технологий существенно расширяет диапазон используемых педагогом дидактических методов и средств, позволяет ему комплексно реализовывать принципы обучения, в большей мере учитывать индивидуальные особенности обучающихся, специфику конкретной педагогической ситуации. Для профессионального и личностного развития педагога особое значение приобретает его стремление к самоактуализации. В настоящее время актуальность проблемы саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности по-прежнему остается высокой, учитывая, что человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала.
  •  Не вызывает сомнения, что для осуществления эффективной педагогической деятельности педагог должен обладать определенным набором личностных качеств терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих воспитанников;

должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике;

ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях;

необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий, снять напряжение, но не допускать ни в коем случае насмешки над ребенком;

педагог должен быть ласковым по отношению к детям.

  • 5. Педагог должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.

Работа педагога в специальной  школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

Иными словами, личностное и профессиональное начала педагога являют собой нечто целостное и неразрывное, что служит методологическим ориентиром модернизации педагогического образования