«ФГОС. Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках»

Пицык Наталья Николаевна

«ФГОС. Эффективность и актуальность

научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos._effektivnost_i_aktualnost.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №24 имени Героя Советского Союза А.В.Федотова Кировского района Волгограда"

Доклад

на тему:

«ФГОС. Эффективность и актуальность

научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках»

Выполнила:

Пицык Н.Н.,

учитель информатики МОУ СШ № 24

Волгоград, 2016

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения  перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, ключевой деятельностью обучающихся становится информационно-коммуникативная деятельность.

В примерных программах  составленных на основе ФГОС 2 поколения  можно прочитать следующее:

Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11—15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результативных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

 При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности ученика  (познавательная, коммуникативная).

Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что традиционная система образования не способна качественно решать задачи, стоящие перед современной школой, поэтому значительные педагогические усилия необходимо направлять на использование новых подходов в работе. Считаю, что наиболее эффективно использование новых образовательных технологий. С учетом своего педагогического опыта могу отметить, что особую значимость при этом на уроках  приобретает проектная деятельность с элементами исследования.

    Исследовательская работа

    Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Вопрос о самостоятельной работе учащихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно - осознания материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.

    Этапы процесса исследования:

        1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.

        2. Определение непонятных или противоречивых явлений (постановка проблемы).

        3. Выдвижение гипотез.

        4. Построение плана исследования.

        5. Осуществление этого плана.

        6. Формулирование решения, объяснение.

        7. Проверка решения.

        8. Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний.

    Отбор методов в данном случае осуществляется на основе принципа проблемности обучения.

    Проблемное задание - учебное задание, составленное таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается школьниками как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний. Поставленные вопросы требуют от обучаемого самостоятельного нахождения ответа посредством мышления (в отличие от вопросов, требующих только напряжения памяти). Проблемные вопросы обычно строятся с использованием слов: почему, как объяснить, как доказать, что из этого следует и т. п.

    Ученик при этом не только воспринимает информацию, но у него возникают сомнения, вопросы, предположения следующего рассуждения.

    Методический аппарат учебников способствует использованию исследовательской деятельности на уроках. Однако практические и лабораторные работы, как правило, проводятся по инструктивной карте, составленной учителем. Программирование действий учащихся позволяет выполнять работу последовательно, помогает им предвидеть последствия своих действий, но лишает возможности применить творческий подход. Поэтому необходимо создать условия для исследования, дать возможность ребенку самому выбрать уровень сложности предлагаемой работы.

    Новизна работы заключается в том, что инструктивные карты, составленные на два уровня (стандартный и продвинутый), позволяют слабым учащимся поэтапно выполнять работу, а сильным - проявить творческий подход к решению проблемы. Инструктивные карты продвинутого уровня содержат лишь цель исследования и незначительные "подсказки", в то время как карты стандартного уровня определяют всю последовательность действий.

    Одной из форм изучения материала являются экскурсии, которые призваны облегчить восприятие учебного материала, повысить познавательный интерес, создать у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира, а по сему должны включать исследования учащихся. Но, прежде всего, необходимо определить условия, оптимальный набор методов и приёмов, используемых на экскурсии.

    Ценность исследовательской работы заключается в том, что учащиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий. Девизом их работы является выражение: "Мыслим глобально, действуем локально".

    Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными являются индивидуальные исследования учеников. Руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также советами-рекомендациями учителей, учащиеся готовят творческие отчёты и доклады.

    Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ученик мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.

    Проектная деятельность

    Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах. Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.

    Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.

    Этапы проектной деятельности:

        1. Изучение фактов и явлений

        2. Постановка проблемы

        3. Построение плана деятельности (использование инструктивной карты, состав-ленной учителем)

        4. Осуществление плана, объяснение

        5. Графическое или теоретическое составление проекта

        6. Защита проекта (решение проблемы)

    Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

    Презентации,  создаваемые учащимися являются  продуктом проектной деятельности. Презентации могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик – учитель - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

Цели образования в основной школе согласно ФГОС нового поколения формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета-предметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).

 С учетом вышеназванных подходов глобальными целями образования являются:

 • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность;

 • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере науки.

 Помимо этого, образование призвано обеспечить:

 • ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

 • развитие познавательных мотивов;

 • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

 • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении предмета должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

 1) знание основных принципов и правил;

 2) реализация установок здорового образа жизни;

 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы являются:

 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 2) умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;

 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Подводя итог выступления хочу подчеркнуть, что проектная и исследовательская деятельность позволяют вводить новое содержание  в образование, которое позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций  у учащихся согласно новых  требований к образованию.