Реабилитационные мероприятия в работе с детьми младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения в школе-интернате №1 для обучения и реабилитации слепых детей в г. Москве.

Бабенцева Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются направления реабилитационной работы с детьми младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

 
Ключевые слова: абилитация, реабилитация, социальная адаптация, дети с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реабилитационные мероприятия18.37 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ №1 ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ.

               Т.В. Бабенцева, учитель-дефектолог (тифлопедагог)  

А.С. Борейша, учитель-дефектолог высшей категории

ГБОУ ШОР №1, г. Москва

2016 г.

Ежегодно возрастает количество детей с глубокими нарушениями зрения, нуждающихся в помощи тифлопедагога. При анализе дошкольного опыта воспитания было выявлено, что те дети, которым были предоставлены услуги абилитации и реабилитации, более адаптированы и социализированы, чем те, кто не получил услуги учреждения.

В школе-интернате №1 для обучения и реабилитации слепых детей (ГБОУ ШОР №1) работа ведется по нескольким направлениям:

  • реабилитационные мероприятия для детей с сохранным интеллектом для коррекции их знаний, умений и навыков в начальном этапе обучения;
  • реабилитационные мероприятия для детей, имеющих нарушения интеллекта для развития познавательной сферы, их социализации и адаптации.

Индивидуальные занятия способствуют более успешному овладению и закреплению тех или иных умений и навыков слепого ребенка.

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. В группах, где находятся дети разного уровня развития и возможностей, у каждого ребенка имеется свой индивидуальный маршрут. Принцип «от простого – к сложному» соблюдается в тифлопедагогике неукоснительно, большое значение имеет организация образовательного и реабилитационного процесса, в котором каждый ребенок занят делом, посильно напряжен, учится критически оценивать свои возможности; таким образом создается стимул для его познавательной активности и возможность ощутить радость успеха.

Поскольку дети вспомогательных классов взрослеют медленнее своих «сохранных» сверстников, игра более длительное время остается одним из ведущих видов деятельности. Под сопровождением специалиста, игра становится средством коррекционного обучения, абилитацией для всей последующей жизни школьника, так как повышает уровень психических процессов и корректирует эмоционально-волевую сферу.  Например, в игровой форме наши дети осваивают навыки социально-бытовой ориентировки: учатся правилам гигиены, навыкам самообслуживания.

Переходя в среднюю школу, дети уже умеют самостоятельно питаться, готовить простые блюда, убирать за собой, мыть посуду, стирать одежду, наводить порядок в помещении и т.д.

В качестве реабилитационных методов в работе с детьми педагогами разрабатываются методические пособия для решения ряда специальных задач и более качественной коррекционной работы. Например, тактильные книги, сенсорные доски, с помощью которых у ребенка усваиваются и закрепляются представления о разных предметах, различные конструкторы, геометрические фигуры – для развития тактильного восприятия, конструктивного праксиса и мелкой моторики, а самое главное – для развития мыслительных операций, ведь слепому ребенку с нарушенным интеллектом не так просто с помощью осязания определять свойства какого-либо предмета и находить среди множества такой же предмет.

Реабилитация в коллективе один из способов обучения слепого ребенка нормам поведения и формирования нравственных понятий, так как слепому человеку, тем более ребенку, значительно сложнее определить реакцию окружающих на его поведение, внешний вид, слова. То, что зрячий видит по выражению лиц, настроению других, незрячий узнает только при помощи тьютора.

Таким образом, реабилитационные мероприятия в качестве общешкольных праздников, инсценировки произведений детских писателей, тематических путешествий по станциям, уроков индивидуальной коррекции, развития мелкой моторики и социально-бытовой ориентировки, коррекции с тифлопедагогом и ряда других дополнительных занятий в совокупности дают положительную динамику в развитии каждого ребенка, что способствует самостоятельной адаптации и социализации в обществе.