Своеобразие игровой деятельности

Жукова Юлия Викторовна

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoeobrazie_igrovoy_deyatelnosti.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Своеобразие игровой деятельности.

Сюжетно-отобразительная игра.

   На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит, не сомневаясь - играть.

А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра – это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И, чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объемнее и важнее.

   Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову…  Но в игре по-настоящему работают воображение, память, речь, мышление, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

    Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет. Но прежде чем в игре появятся роли (мамы, папы, врача и т.д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития. Первые этапы – это ознакомительная и отобразительная игра.

    На первом, ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер: ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки.

    На втором и третьем году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, т.е. к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из жизни.

    Ребенок подражает действиям взрослых. К началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней.  Отдельные бытовые сценки переплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе их всегда лежит собственный детский опыт.

     Все это свидетельствует о начале становления сюжетно-отобразительной игры. Ребенок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей.

     Сначала игра состоит из одного действия (ребенок кормит куклу), а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает на прогулку и т.д.). Очень важно, чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия. Самодеятельный характер игры служит основой для ее дальнейшего развития.

     Что же должны делать взрослые, чтобы сюжетно-отобразительная игра развивалась в таком направлении?

     Необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через наблюдение действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Всячески поддерживать наблюдения, поощрять высказывания ребенка по поводу увиденного, уважать интерес ребенка. Привлекать внимание малыша к действиям взрослых, предложить помочь, принять посильное участие в этих действиях.

    Важно, чтобы в поле зрения ребенка были подходящие сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки).

    Полезно, чтобы ребенок переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только куклу, но и мишку, зайку). Продолжение этого игрового умения – перенос знакомых действий с игрушками в разнообразные игровые ситуации (одевает куклу на прогулку, одевает после купания, примеряет разные наряды).

      На третьем году жизни малыш заявляет о выбранной для себя игровой роли вслух.  Он использует в качестве партнера по игре куклу или другую игрушку. При этом действует не только за себя, но и за этот персонаж.

     Постарайтесь обогащать малыша новыми впечатлениями. Подберите нужные предметы и игрушки, подчеркивайте, кто и что делает. Создайте для малыша такие условия, чтобы он использовать различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать им заместителя.

     Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.