Экологическое образование детей дошкольного возраста

Науменко Наталья Юрьевна

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования  экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, это породило новое направление в образовании – экологическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования  экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, это породило новое направление в образовании – экологическое.

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Составные экологической культуры личности дошкольников – это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.

Проблемами экологического образования занимались Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова и др. Разработанная Н.Н. Кондратьевой система знаний о живом организме объединена основной, фундаментальной системообразующей связью – связью живого организма с окружающей средой.

В педагогических работах Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, Р.М. Римбург, П.Г. Саморуковой, А.П. Усовой и др. показано, что игра – практическая деятельность, с помощью которой решаются многие задачи всестороннего воспитания детей. В большинстве случаев эффективное развитие ребенка достигается при сочетании игровой деятельности с обучением. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева, У Л. Усова и др.).

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе – вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике. Между тем, можно предположить, что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и  апробировать комплекс игровых обучающих ситуаций как средство формирования знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игровые обучающие ситуации как средство формирования знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: игровые обучающие ситуации могут  быть эффективным средством формирования знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:

- специального отбора привлекательных для детей этого возраста игровых обучающих ситуаций и насыщение их экологически значимым содержанием;

- использования разнообразных педагогических методов и приёмов в практической разработке игровых обучающих ситуаций.

В соответствии с первой задачей была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Было выяснено, что использовать разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги С.Н.Николаева и И.А.Комарова.

По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

 - она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

 - оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

 - в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

 - игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

 - воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми

Вторая задача исследования предполагала изучение уровня знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста БДОУ г. Омска «Детский сад комбинированного вида № 282».

Для проведения констатирующего эксперимента нами была использована методика Зои Павловны Плохий, в соответствии с которой детям было предложено выполнить серию заданий. направленных на выявление полноты, существенности о обобщенности представлений детей о живых объектах, условиях их жизнедеятельности, ценности.

Задания, направленные на выявление полноты, существенности и обобщенности представлений детей о живых объектах, условиях их жизнедеятельности, ценности.

Для выявления имеющихся у детей представлений о животных ближайшего природного окружения (внешние признаки, особенности поведения, среда обитания, значения для окружающей природы и людей) ребенку предлагалось рассмотреть картинки с изображением животных (бабочка крапивница, рыжий лесной муравей, лягушка прудовая, воробей, ласточка городская, заяц русак, еж, волк) и ответить на вопросы: Кто это? Где живет? Какие части тела есть у …? Что … ест? Как … передвигается? Почему? Нужен ли …? Зачем?

Анализ результатов показал, что 10% детей имеют низкий уровень представлений о животных ближайшего окружения, 70% - средний уровень, 20% - высокий уровень.

Для выявления имеющихся у детей представления о растениях ближайшего природного окружения (внешние признаки, особенности сезонного состояния, среда обитания, значение для окружающей природы и людей) была использована беседа с опорой на картинки с изображением растений (береза, ель, яблоня, малина, шиповник, земляника, кувшинка, ромашка, колокольчик), комнатные растения. Ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы: Как называется это растение? Где живет …? Какие части есть у …? Что интересного ты знаешь о …? Нужны ли …? Зачем?

По результатам задания мы выявили, что 20% детей имеют низкий уровень представлений о растениях ближайшего окружения, 60% - средний уровень, 20% - высокий уровень.

С целью выявления понимания детьми условий, необходимых для жизни животного и растения, стремление к сохранению живых организмов ребенку предлагаются следующие воображаемые ситуации:

  1. Представь себе, что тебе дали живых бабочку и жука, что ты с ними будешь делать? Почему?
  2. Представь себе, что ты нашел на полянке очень красивый цветок. Как ты поступишь? Предлагалось выбрать один из 3-х ответов: полюбуюсь на него и пойду дальше; засушу его и оставлю на память, чтобы всем показывать; осторожно срежу, поставлю в красивую вазу и подарю маме.

Результаты задания позволили установить, что 50% детей продемонстрировали низкий уровень понимания условий, необходимых для жизни животного и растения, стремления к сохранению живых организмов, 50% - средний уровень. Высокий уровень отсутствовал.

Исходя из этого был сделан вывод, что, имея, достаточно полные знания о живом организме дети не переносят их в повседневную жизнь. Причиной этого могло быть, на наш взгляд, использование неэффективных для детей 4-5 дет методов и приёмов обучения.

Перед нами встала задача внедрить комплекс  игровых обучающих ситуаций как средства формирования знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента.

В соответствии с третьей задачей исследования был осуществлен формирующий эксперимент, который заключался в разработке и апробации комплекса игровых обучающих ситуаций.

Учитывая возрастные особенности испытуемых, именно такой вид игр мы и решили использовать в своей дальнейшей работе.

Занятия проводились последовательно, с тщательной подготовкой к каждому. Занятия проводились в течение 2 месяцев, по 1 занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 минут.

Для того чтобы повысить уровень знаний детей о животных и растениях ближайшего природного окружения были проведены следующие  игровые занятия: «Эколобок и луговые красавицы» и «Эколобок знакомится с жизнью лесных обитателей» - игровая обучающая ситуация с использованием куклы.

После проведенного цикла наблюдений за рыбками была проведена игровая обучающая ситуация с игрушками-аналогами. Создание данной обучающей ситуации имело цель - закрепить у детей представление о рыбках, которые живут в аквариуме; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними надо ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками можно наблюдать - смотреть, как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать, как они плавают, понарошку кормить, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

В ходе формирующего эксперимента нами широко применялись игры-путешествия, в которых дети с помощью игровых обучающих ситуаций оказывались то в картинной галерее, то в зоопарке.

Игровые обучающие ситуации требовали от детей включенности и выполнения правил: они должны запомнить все обозначения, быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых детьми в игровой ситуации, не осознавался ими как процесс преднамеренного обучения – дети учились играя.

В экологических играх мы применяли наглядный художественно оформленный материал (картины, иллюстративный материал), придумывали интересные игровые моменты, действия, занимали всех детей решением единой задачи. В таких ситуациях мы прибегали к помощи сказочных героев, музыкальному сопровождению.

Четвертая задача исследования предполагала выявление эффективности внедрения комплекса игровых обучающих ситуаций как средства формирования знаний о живом организме у детей среднего дошкольного возраста. На контрольном этапе исследования были использованы те же диагностический методики, что и в констатирующем этапе.

Анализ результатов диагностики сформированности  знаний о живом организме у дошкольников в контрольном эксперименте показывает:  уровень сформированности знаний о живом организме повысился: 40 % детей находятся на среднем уровне, 60 % - на высоком уровне.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе работы с дошкольниками в сознании детей сложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам. В результате закрепленные в игровых обучающих ситуациях знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Таким образом, полученные результаты и качественные изменения в динамике уровня развития экологического образования средних  дошкольников, сравнительный анализ данных в начале и в конце опытно-экспериментальной работы, позволяют говорить об эффективности проведенной нами работы по экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении их с живым организмом.