Педагогический конфликт и пути решения.

Евтушенко Елена Васильевна

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что поступок может быть продиктован совершенно разными мотивами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_vystuplenie.docx89.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический конфликт и пути решения.

В Большой современной энциклопедии конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.  

Педагогический конфликт отличается от остальных конфликтов. Соответственно, он имеет ряд особенностей, присущих только ему. Приведем некоторые из них:

·  профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

·  участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

·  разница возраста и жизненного опыта участников ставит их на разные позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

·  различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

·  присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и учениками. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в школе.

Наиболее крупными исследователями в данной сфере являются А.А. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, М.М. Рыбакова.

М.М. Рыбакова исследует типичные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Она выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них учителя, поскольку считает, что источником большинства конфликтов являются сами учителя. (Рыбальченко С.В.)

В каком случае возникает конфликт

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что поступок может быть продиктован совершенно разными мотивами. (Чуйко)

 Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах содеянного учеником, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, что, в свою очередь, вызывает вполне оправданное возмущение учеников родителей. (Февралёв)

Приёмы выхода из конфликтных эмоций

.   профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика;

·  всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

.  учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика уважение, если упрекает ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер – этого ученики не прощают учителям.

.  важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций», то есть поставить себя на место оппонента.  Я стараюсь представить на месте ученика своего собственного ребёнка, накал эмоций спадает.

. для разрешения конфликта, иногда приглашают «третьего».

. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить [9, c. 53].

Хотя иногда небольшой конфликт может быть движущей силой нормализации отношений и культуры поведения. Эрик Берн «Люди, которые играют в игры и игры, в которые играют люди». Все люди играют в игры, но есть продуктивные, а есть непродуктивные. Каждая игра имеет свои правила и игроков. Знакома ли вам игра «Что бы вы мне не предложили, мне всё равно это не подходит»  (Кулишенко). Иногда в правило игры входит конфликт, иногда не входит, но надо на него пойти, чтобы выйти из непродуктивной игры. (Василец).

Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию. Задержите реакцию – не вступайте сразу в полемику. Переведи реакцию. Будь рационализатором. И играйте в продуктивные игры.


Памятка для педагогов

Правила педагогического такта

  • никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
  • учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;
  • нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
  •  обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;
  • никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;
  • ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;
  • если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
  • педагог никогда не должен «одергивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;
  • никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;
  • целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
  • всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;
  • в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
  • учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.

hello_html_1af96a86.jpg

          Памятка для педагогов

        Правила педагогического такта

  • никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
  • учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;
  • нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
  •  обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;
  • никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;
  • ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;
  • если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
  • педагог никогда не должен «одергивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;
  • никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;
  • целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
  • всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;
  • в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
  • учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.

hello_html_1af96a86.jpg