Текстовые задачи как средство развития и воспитания обучающихся

Федорова Екатерина Борисовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grebennikova_n.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К. Г. РАЗУМОВСКОГО», ФИЛИАЛ В Г. МЕЛЕУЗЕ

БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ (БЭК)

ООО «УНИВЕРСАЛТРЕЙД»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Сборник материалов

Всероссийской заочной научно-практической конференции

29 апреля 2013 г.

Уфа

2013

УДК 1:9:37:33:574

ББК 65.49

С 69

Редакционная коллегия:

Баязитова Г.И., Некрасова С.С.,

Сафин Р.Р., Шаванова В.Г.

С 69        Социально-гуманитарные и экономические науки: основные направления исследования и перспективы: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Салават, 29 апреля 2013 г. – Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013. – 263 с.

ISBN 978-5-88469-614-3

В сборнике представлены результаты научных исследований преподавателей, аспирантов и студентов вузов Российской Федерации по следующим направлениям:

Проблемы экономики, бизнеса и управления;

Перспективы развития производственно-экономического потенциала Приволжского федерального округа;

Экологическая безопасность как необходимая составляющая устойчивого экономического развития;

Актуальные вопросы истории, психологии и социологии;

Гуманитарные науки: основные направления исследований;

Современные образовательные технологии.

Сборник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов с целью использования в научной и учебной деятельности.

ISBN 978-5-88469-614-3        © Уфимский государственный университет

                                            экономики и сервиса, 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и экономические науки:  основные направления исследования  и перспективы» основан на трудах участников одноименной конференции, проходившей на базе Салаватского филиала Уфимского государственного университета экономики и сервиса 29 апреля 2013 года.

Комплекс вопросов, охваченных авторами статей, довольно широк и достаточно разнообразен.

Информация конференции объединена в шесть тематических разделов:

Проблемы экономики, бизнеса и управления;

Перспективы развития производственно-экономического потенциала Приволжского федерального округа;

Экологическая безопасность как необходимая составляющая устойчивого экономического развития;

Актуальные вопросы истории, психологии и социологии;

Гуманитарные науки: основные направления исследований;

Современные образовательные технологии.

Организационный комитет конференции выражает благодарность всем, кто принял участие в конференции и желает дальнейших творческих успехов на научном поприще и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества.

 Редакционная коллегия


ГРЕБЕННИКОВА Н.Л., СТЕПАШИНА Н.А., ФЕДОРОВА Е.Б.

Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса.        Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения, в тоже время способствует развитию логического мышления.

Педагог большого плана – С. И. Шохор-Троцкий в «Методике арифметики» (1886 г.) знакомит нас с новым методом – с «методой целесообразных задач» [2]. Основная идея «методы целесообразных задач» состоит в том, что учащимся предлагаются для каждого урока специально, «целесообразно» подобранные задачи, решая которые ученик усваивает арифметику. Значит, основная задача применения метода целесообразных задач не только дать знания учащимся, но и научить приобретать это знания самих учащихся.

Шохор-Троцкий особое значение придает решению простых задач. Термину «задача» он придает очень широкий смысл. Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения [2].

Итак, решение задач занимает в математическом образовании ведущую роль. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

Решение задач – это умственная работа. Чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с помощью которых выполняется эта работа [1]. Чтобы научиться решать задачи, прежде всего надо разобраться в том, что собой они представляют, как они устроены, из каких составных частей они состоят, каковы инструменты, с помощью которых производится решение задач. Иногда задачи формируются таким образом, что часть условия или всё условие включено в одно предложение с требованием задачи. В реальной жизни довольно часто возникают самые разнообразные задачные ситуации. Сформулированные на их основе задачи могут содержать избыточную информацию, то есть такую, которая не нужна для выполнения требования задачи. На основе возникающих в жизни задачных ситуаций могут быть сформулированы и задачи, в которых недостаточно информации для выполнения требований.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное Действительно при рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно используются соответствующие простые текстовые задачи (задачи, решаемые одним арифметическим действием). Текстовые задачи служат также одним из важнейших средств ознакомления детей с математическими отношениями, выражаемыми словами «быть на столько-то больше (меньше)», «быть на столько-то раз больше (меньше)». Они используются и в целях уяснения понятия доли (задачи на нахождение доли величины и искомого значения величины по доле). Текстовые задачи помогают и при формировании ряда геометрических понятий [1].

В примерной программе по математике, которая разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, основную методическую нагрузку в достижении целей обучения математике отводится текстовым задачам.

  • математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умения строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации;
  • освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для решения сюжетных ситуаций; формирование умений, решать учебные и практические задачи средствами математики; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий;
  • воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни [2].

Рассмотрим понятие «доля величины». В различных авторских вариантах курсов математики для начальных классов реализуются разные методические подходы в работе над данным понятием. Так, в  учебнике по математике для 2 класса В. Н. Рудницкой [3], конкретные доли: вторая, третья, четвертая и т.д. целого изучаются на основе решения задач деления целого  на равные части. Затем изучается  тема «Нахождение нескольких долей числа».

Например: задача: У Вали 12 орехов. Треть этих орехов она дала  Оле. Сколько орехов получила Оля? Объясни решение задачи.

Второклассники рассуждают: Надо узнать, сколько орехов составляет одна треть. Чтобы найти треть числа, надо это число разделить на равные части.  12: 3 = 4 ореха.

На задачах на нахождение долей числа второклассники знакомятся с дробями:

Задача 1 : Испекли 12 пирожков. Две третьих всех пирожков съели. Сколько пирожков съели?

Задача 2. В клетке 18 кроликов. Шестая часть всех кроликов – белые, а остальные – серые. Сколько белых и сколько серых кроликов сидит в клетке?

Задача 3. Оля собрала на берегу моря 20 камешков. Две пятых всех камешков оказались янтарём. Сколько кусочков янтаря нашла Оля? [3].

Через решение задач на тему «Доля » дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Так, содержание многих задач, решаемых в начальных классах, отражает труд детей и взрослых, достижения нашей страны в области техники, науки, культуры.

Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения. Так, при решении любой задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет данные и искомые числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате многократного решения задач какого-либо вида ученик обобщает знания связей между данными и искомым в задачах этого вида, в результате чего обобщается способ решения задач этого вида [1].

Кроме того, нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.
С.И. Шохор-Троцкий утверждал: «В настоящее время надо стремиться к тому, чтобы метода целесообразных задач поставила учащихся в такие условия, при которых они могли бы быть не только свидетелями изобретения, но активными участниками изобретения арифметики» [2].

Овладение основами математики немыслимо без решения и разбора задачи, что является одним из важных звеньев в цепи познания математики, этот вид занятий не только активизирует изучение математики, но и прокладывает пути к глубокому пониманию её. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи даёт импульс к развитию мышления ребенка. Решение задач нельзя считать самоцелью, в них следует видеть средство к углублённому изучению теоретических положений и вместе с тем средство развития мышления, путь осознания окружающей действительности, тропинку к пониманию мира.

Список литературы

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для пед. ин-тов и пед. уч-щ. / Н.Б. Истомина. – М., 1992. – 256 с.

2. Гребенникова Н.Л. История развития методики начального математического образования. Дидактические материалы: Уч. пособие /
Н.Л. Гребенникова, С.А. Косцова. – Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2012. – 260 с.

3. Математика: 2 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В.Н. Рудницкая, T.B. Юдачева. – М. : Вентана-Граф, 2012. – 78 с.

4. Моро М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах: Пособие для учителя / М.И. Моро. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1978. – 247 с.