Обобщение опыта работы "Проектно-исследовательская деятельность"

Вора Екатерина Васильевна

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, научно-методических, кадрового обеспечения, организационно методических, информационных дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам требуется определенный уровень научно - методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vora_ev.docx61.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

Информационно - педагогический опыт

Обобщение передового педагогического опыта

Блок 1. Общие сведения

  1. Адрес передового опыта:

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург                

  1. Сведения об авторе передового опыта:

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания

Вора Екатерина Васильевна

Педагог дополнительного образования

Среднее специальное

20 лет

Высшая категория

  • Сертификат креативного специалиста НФТМ-ТРИЗ №43-RU-190, г. Киров, 30.11.2014 г.
  • Памятная медаль «За успехи в создании, сохранении и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера», приказ департамента культуры ЯНАО от 30.11.2012 г. №279.
  • Сертификат героя энциклопедии по представлению редакции энциклопедии «Одаренные дети – будущее России» и общественно-консультационного совета в номинации «Учитель» за высокое профессиональное мастерство и самоотверженную работу во благо России, серия ДО, г. Москва, 19.10.2012 г.
  • Медаль «За вклад в развитии образования», награда №9035 от 12.10.2012 г.
  • Медаль «За успехи в научно-техническом творчестве», удостоверение №41 всероссийского выставочного центра, г. Москва, постановление от 22.04.2009 г. №7.

  1. Сведения об эксперте:

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания

Блок 2. Теоретическая интерпретация опыта

2.1. Наименование передового опыта:

Проектно-исследовательская деятельность                                                

2.2. Объект передового опыта:

Образовательный процесс школы-интерната                                                        

2.3. Актуальность проблемы опыта.

 Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, научно-методических, кадрового обеспечения, организационно методических, информационных дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам требуется определенный уровень научно - методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и заранее неизвестным решением (в отличии от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предлагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере,  нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий,

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предлагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования – опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность. Ступени науки.

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает, все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует  начало эволюции от объект-субъективной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личностный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Лавным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих  юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

академических исследовательских коллективов, реализация в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. На еле это означало реализацию учебно - воспитательного процесса и более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузи детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного  компонента, факторов научной новизны исследований, возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Отличие  исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференцией можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской,  преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализация, наработки социальной практики средствами  исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при владении подобных требований

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничен6ия накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возвратной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концепция внимания. Чрезмерный объем работы и ее социализация, которые приводят к уходу в узкую  предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодная для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, также, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По ступени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них используемая величины зависит от нескольких несложных факторов, (например,  загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, носильного учащимся

Исследовательская проектная деятельность. Ступени науки.

В научных задачах присутствует много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции, и неприменим в образовательном процессе.

Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей  работе. Наличие стандартов представления является

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

характерным атрибутом исследовательской деятельности и выраженно достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько:  тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья.  В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в таких формах может быть представлены и не исследовательские работы, а например, рефераты или описательные работы.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие типы:

Проблемы-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемен6т научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее  общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной и научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал,  на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является не предопределённость результата, который могут дать исследования.

Организованное обучение в общеобразовательном учреждении рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена: в курсы, входящие в базисный учебный план (инвариантный компонент – технология, элементы проектного исследования в рамках государственных программ по основным предметам); в часы школьного компонента (курсы по методологии и истории научного исследования, теоретические специализированные предметы); в блок дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим направлениям, индивидуальные занятия и консультации по темам выполняемых исследований), систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время (экскурсии и экспедиции). На основе технологии исследовательской деятельности может быть  реализована модель профильной школы на базе общеобразовательного учреждения,  так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования.

Исследовательская деятельность обучающихся  является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • Гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

  • Наличие индивидуальных форм работы педагога  и обучаемого – групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинара и конференции.

Исследовательская деятельность может с успехом применяться в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных училищах.

Учителю нужно знать:

  • Все, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителем».
  • Как составить учебно-тематический план урока, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
  • Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
  • Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
  • Как разработать учебный проект или исследование?
  • Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
  • Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
  • С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Исследовательская и проектная деятельность. Ступени науки.

В теоретических и методических вопросах по данной проблеме могут быть полезны материалы публикаций, методических и информационных сайтов, а так же целесообразно использовать возможности курсовой и модульной подготовки учителей по исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе повышения квалификации МИОО по соответствующей тематике.

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия  своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • Самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • Представление результатов своей деятельности и хода работы;

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

  • Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • Поиску и подбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
  • Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Современная парадиграма образования состоит в переходе от образования знаниевого к деятельному, личностно-ориентированному. Один из методов обучения, связанных с развитием личности, является метод проектов. Этот метод заключается прежде всего, с готовкой личности к жизни и труду. В зарубежной педагогике (У. Килпатрих) проекты рассматривались с композиции целей обучения, связанных с утилитарной задачей выполнения учебного задания в реальной жизненной обстановке. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Н.В. Матям выделяет этот метод среди средств обучения, способствующих  эффективному опредмечиванию и распредмечиванию  знаний. К характерным особенностям проектного метода относят: интегративность; проблемность;  контекстность обучения.

Цель проекта вначале носит неявно сформулированный характер, что порождает проблему. Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» проблем. Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Соответственно. Следующий этап – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно-значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности. Планирование -  важный этап работы над проектом. Когда имеет план работы, в наличии ресурсы и понятна цель, можно приступить непосредственно к работе. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектного цикла. Этот метод максимального колебания мотива. У некоторых людей ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности своей работы, желание расслабиться, не напрягаться – это в значительной степени касается подростков. По завершении работы автор, как правило сравнивает полученный результат со своим смыслом, если есть возможность, вносит исправления.

Этот этап осмысления, анализ допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержанием рефлексии – завершающего этапа работы.

Внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнить в ходе работы. Так формируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием проектной работы.

Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированный самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а так же поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Ребенку не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет ни каких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде найти и приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный уровень готовности.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В это связи возникает две крайности: полностью предоставить учащегося самому себе или наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая таким  образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения учителя.

Л.С. Выготский в зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе с взрослым, завтра он сможет сделать самостоятельно.

  • Если сегодня часть работы ребенок выполнит сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнить самостоятельно;
  • Если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему не доступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнить подобную работу;
  • Если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже умеет делать, а трудную недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.

Вывод: только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки (предметные и общеучебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.

Работа над проектом, как, может быть ни какая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности подростков. Она дает школьнику возможность применять и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все в полной мере соответствует потребностям и интересам подростков.

Чаще всего в подростковом возрасте доминируют потребности в коммуникации со сверстниками, в самопознании, в формировании образа своего будущего, в том числе профессионального. Если педагог предоставляет ученику возможность проявить максимальную самостоятельность, не отпуская, тем не менее, «на самотек» работа над проектом позволяет подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различных областях з

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

наний, приобрести новый опыт; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни. Именно поэтому при правильной организации проектной деятельности в школе появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи.

Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать возможности каждого учащегося. Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки на пути к результату будут заметны только самому автору и его руководителю, а удачная презентация проекта позволяет показать себя с самой выгодной стороны. Это повысит самооценку, поможет совладеть с тревогой, даст опыт успеха.

Взаимодействие рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика – они становятся соратниками занятыми общим делом.

Доминирующая деятельность, которую осуществляет учащийся, работая над проектом, во многом определяет тип проекта. Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи. В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются:

  • На комплексности или предметно-содержательной области (моно – и меж предметный);
  • На характере контактов (внутри классные, внутри школьные, региональные, международные);
  • На количестве участников (индивидуальные и групповые);
  • На продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Практико-ориентированный проект. Цель проекта – решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы.

Исследовательский проект. Цель проекта – доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. Проект выполняется по  аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Информационный проект. Цель проекта – сбор информации о каком либо объекте или явлении для представления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные,  результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому либо вопросу. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в интернете.

Творческий проект. Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы.

Игровой или ролевой проект. Цель проекта – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в кой либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер – постановщик, судья, литературный персонаж). Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Заранее планируя, какой будет доминирующая деятельность, учитель может

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащимся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.

Оценивание проектов.

  1. Дидактические цели = универсальные компетентности + общеучебные навыки + проектные умения. Методические задачи =  предметные знания, умения, навыки.
  2. Оценка педагогической эффективности проектной деятельности – это определение того, насколько достигнутые в ее ходе результаты отвечают предполагавшимся дидактическим целям, методическим задачам.
  3. Главные требования к критериям оценивания, применяемым в проектной деятельности: они должны показать учащимся успехи и недочеты их проектной работы, они должны показать учителю педагогическую эффективность примененного им проектного метода обучения.
  4. Критерии – это перечень различных видов деятельности учащихся, которую он осуществляет в  ходе работы и должен в совершенстве освоить ее в результате, и которые могут быть оценены.

Критерии оценивания.

  • Постановка цели, планирование путей ее достижения.
  • Постановка и обоснование проблемы проекта.
  • Глубина раскрытия темы проекта.
  • Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  • Соответствие выбранных способов работы цели и содержания проекта.
  • Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  • Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  • Соответствие требованиям оформления письменной части.
  • Качество проведения презентации.
  • Качество проектного продукта.

Критерии показывают, чему должен научиться ребенок, а дескрипторы показывают ему, как он может сделать. Если критерии можно представить себе в виде лестничных  маршей, то дескрипторы это отдельные ступеньки, поднимаясь по которым можно уверенно продвигаться к цели.

Проблема оценивания проектной деятельности неразрывно связана с вопросом ее эффективности, как метода обучения. Критерии оценивания проектов определяется требованиями к учебному проекту, как педагогиче6скому. Основу этих требований составляет дидактические задачи оценка педагогической эффективности проектной деятельности – это определение того, насколько достигнутые результаты  отвечают поставленным дидактическим целям и методическим задачам.

Критерии – это перечень различных видов  деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить целый ряд специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, а так же сформировать универсальные компетентности.

Внеклассная научно – исследовательская работы с одаренными учащимися, которая имеет  достаточно много разработанных форм и методов, все же остается актуальной проблемой образования в новой России. Потребность обусловлена новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Разработанной еще в половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном обществе. Самостоятельно выявить проблему, находить способы и решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт. Конкурентно способность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

Блок 3. Практико – прикладная интерпретация опыта.

Мои двадцать лет работы в школе педагогом дополнительного образования – это годы интенсивной апробации современных технологий, новых учебно-методических комплектов, продуктивных методов обучения и воспитания. Эти годы я считаю годами проб и ошибок, находок. Как говорится «кто не работает, от не ошибается». Каждая ошибка побуждала к новому творческому поиску. Дополнительное образование развивает творческие способности ребенка, расширяет культурное пространство для самореализации. Создается ситуация успеха для каждого, что сказывается в дальнейшем буквально во всем. Через художественные образы и предметный мир к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиции и обычаи. Процесс изготовления красивых и нужных вещей, умение их создавать своими руками, имеют большое значение для воспитания здорового, нравственного начала. Уважение к своему труду и людям труда.

Гуманизм и жизнеутверждающая сила народного искусства чистота его образов, поэтический язык орнамента, уникальность технических приемов, все это подтолкнуло меня на разработку программы по национальному шитью. Народное творчество – неотъемлемая часть нашей жизни.

Тема педагогического проекта: обучение и развитие проектной и исследовательской деятельности воспитанников.

Цель: создать условия для повышения качества образования через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, проектной и исследовательской деятельности.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений, навыков. Исследовательская деятельность актуальна на современном этапе, т.к. она развивает любознательность, пытливость ума и формирует устойчивый познавательный процесс. Познавательный интерес является стремлением к изучению и познанию неизвестного. Под влиянием познавательного интереса исследовательская работа может протекать продуктивно.

Детское объединение «Мелко» было создано в 2000 году. Члены объединения занимались изучением способов национального шитья, рукоделии. Изучали и описывали уклад жизни тундровых ненцев, культуру, традиции, обычаи.

С 2012-2013 учебного года на основании этого же объединения создан театр мод «Мелко». Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей, которые жили до нас, нам опыт который мы приобрели при создании народных изделий, теперь помогают нам создавать современную стилизованную н6енцкую одежду, кроме того создает и театральную одежду по мифам, легендам и сказкам ненецкого народа. Девочки объединения выполнили научно-исследовательские работы:

  1. «Ненецкая женская верхняя одежда и головной убор» Вора Ульяна 8-б класс, Няч Анна 8-б класс. Цель исследования: изучение способов шитья ненецкой верхней одежды. Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений, особенно важных для подрастающего поколения. Девочками выполнен проекты к исследовательской работе это «Женская беличья ягушка», головной убор и летняя женская ягушка из сукна.
  2. «Полиэтилен» - Пяк Алина 7-а класс, Ямкина Полина 7-а класс. Цель исследования: изучение свойств полиэтилена, развитие экологического сознания, активизировать потребность в выражении эстетических чувств творческими средствами. Нарушение равновесия биосферы, вследствие антропогенной деятельности человека, привело к возникновению большого количества экологических проблем. Будущее природы нашей планеты зависит от образованности, культуры и духовности сегодняшних ее обитателей. Собирая информацию о вредных веществах для природы и человека мы подумали о том, что

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

  1. полиэтилен можно использовать и как материал для создания проекта коллекции одежды «Цветы и ягоды Ямала» коллекция получилась.
  2. Святые заступники Руси «Благоверный князь Александр Невский». Лутков Петр 5-б класс. Цель: Восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, возведенных в ранг святых. В разные времена, с разных сторон двигались на Русь иноземные полчища. Они хотели покорить Русь, но смело выходили в бой наши предки. И решил написать о святом благоверном князе Александре Невском, как о верном сыне русского народа – пусть вечно в памяти мальчик 21 века и последующих веков будут жить его великие подвиги.

К исследовательской работе приложены рисунки детей объединения с изображением его как воина – полководца. Данная работа направляет внимание детей к глобальным моментам истории, расширяет кругозор, укрепляет гражданские позиции, делает активным, страстным борцом нравственных и социальных идеалов общества. Узнав о подвигах Александра Невского, дети по новому будут смотреть вокруг себя, относиться к друзьям, всем людям и к самой  жизни.

За эти годы прошла апробацию авторская программа детского объединения «Национальное шитье ДО  «Мелко» где реализовала творческий потенциал воспитанников с помощью проектной технологии. Применение проектной деятельности позволило решать несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности воспитанников их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие воспитанников в проектной деятельности стимулирует развитие  их взаимодействие сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этническом (нормы взаимодействия).

Программа преемственна по отношению к действующей по предмету «Технология» и подготавливает воспитанников к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночных отношений. Воспитанники изучают закономерности композиции костюма; средства гармонизации костюма; основы художественного проектирования, конструирования и технологии изготовления одежды; дизайн и декоративное оформление одежды; метод выполнения творческих итоговых проектов; ведут исследовательскую работу по созданию эскизов изделий. Сценически обыгрывают образ каждой модели. Программа предусматривает не только изготовление модели, но и ее показ. Воспитанники много работают над созданием образа с помощью красивой походки, пластики, макияжа и прически. Увлекательной делала над проектами и использование ненецких народных мелодий, эпос, стихи, сказки, легенды, мифы. Работали в музее, любовались, удивлялись, мастера села показывали  и секреты мастерства открыли, получили от них уроки нравственности, трудолюбия, духовности, красоты, уроки наставления к добру, сплетая цепочку мастерства: природа, человек, творчество.

Наш первый коллективный проект коллекция одежды (театральный костюм «Приметы Ямала». Здесь дети показали как наш северный народ ненцы, наши предки «очеловечили» заполярье. К созданию коллекции детей вдохновили произведения Ямальских поэтов Л.Лапцуя, П.Явтысая, Р.Ругина и многих других, которые могли так ярко и красочно рассказать о природе края. Коллекция посвящена чудесной природе седого Ямала, суровой красоте и неисчерпаемым богатствам земных ресурсов. При работе над проектом изучали и фольклорные песни, придания. Эти древние мотивы мы слушали бесконечно, их теплота, эмоциональность, задумчивость зачаровывали наш слух.

Первый показ коллекции прошел в п.г.т. Уренгой  по обмену культур между поселениями Пуровского района, на окружных педагогических семинарах в д.Харампур, с.Самбург. коллекция используется в школьных массовых мероприятиях, театральных представлениях. Спектаклях Д/к. фольклорная группа «Нугы» использует коллекцию в различных постановках: сценках, сказках, легендах.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

2013 год Диплом лауреата I степени в номинации «Национальная одежда» районный фестиваль КМНС г.Тарко-Сале.

2013 год Диплом лауреата II  степени в номинации «Сценический костюм» международный конкурс-фестиваль.

2014 год Диплом V окружной фестиваль детского творчества за III  место в конкурсе юных модельеров «Назад в будущее» в номинации «Северные мотивы».

Второй проект коллекция подростковой одежды

«Встреча полярного дня и ночи».

Темой проекта стала природа, окружающая детей, суровый край, метельная зима, холодное солнце, которое ненадолго появляется на северном небе, скованные жестокими морозами реки и озера. Невысокие ели, лиственницы, березки с искривленными ветками замороженным снегом. Дети любят тундру, и этот момент запечатлели в своей коллекции, скромную, скупую на цвета в это время года. Природа всегда будит воображение, обогащает наблюдениями, оттачивает чувство красоты.

2013 год Диплом I степени. X открытого районного фестиваля – конкурса творчества народов севера в номинации «Национальная одежда».

2013 год Диплом лауреата II степени в номинации «Подростковая и тинэйджеркая одежда» международный конкурс-фестиваль «Будущее планеты» г.Санкт-Петербург.

2014 год Диплом V окружного фестиваля детского творчества Ямальские каникулы. В конкурсе юных модельеров «Назад в будущее» Гран-при.

Третий проект «Противостояние».

Коллекция состоит из пяти костюмов, которые выполнены в стилизованном виде. Прежде всего, дети провели огромную исследовательскую деятельность, изучили языческую религию, роль шаманов, духов в жизни ненцев, легенды о происхождении жизни на земле по ненецкому фольклору. Изучены и описаны костюмы шаманов, сделано множество эскизов костюмов, духов земли, неба и главного героя коллекции Гагары. При создании этой коллекции у детей появилась неистощимая фантазия, жажда познания восхищения героями легенды.

Коллекция была использована детьми танцевальной группы «Конфетти»  в п.г.т.Уренгой, при обмене культур между поселениями Пуровского района где заняли I место, выступая в нашей коллекции группа «Конфетти» стала лауреатом I степени на детском районном фестивале «Парад Надежд».

Четвертый проект коллекции одежды

«В краю родном».

Родной край всегда в сердце, да он суров, но гостеприимен. Светлый день, полярные ночи, река Пур и наше село Самбург, слияние неба и земли в одно целое – самые яркие впечатления стали вдохновением при создании коллекции одежды «В краю родном». Дух своей земли, дух неба и сердце севера подавали нам идеи.

Эту коллекцию мы показывали пока еще только в своем родном селе, и односельчанам она пришлась по душе.

Сейчас дети работают над пятым проектом «Легенда о птице». Это очень большая коллекция, и исследовательская, проектная работа. Это ненецкая легенда о рождении земли. Природных явлениях. Очень не много нужно, чтобы  дети изменили направление своего духовного развития. Нужно как можно раньше соприкоснуться с тем добрым наследием, что оставили нам потомки, прадеды наши. Пусть всегда народное искусство Севера белоснежным жемчугом сияет в венце самоцветов народной Культуры России.

При работе над коллекциями одежды использовали ненецкий орнамент различных тематических групп, он повышает художественную ценность одежды. Пользовались накладной аппликацией, это были: изображения оленя – уюта тундры, чума, олень дает радость общения между людьми, создает условия для уважительного отношения друг другу.

 В наших костюмах часто встречается и аппликация птицы: лебедя, стерха, глухаря, гагары, которые у ненецкого народа является символом чистоты. Главный итог нашего опыта:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

залог успеха – свобода творчества, самостоятельность, пользовательский подход воспитанников к любимому делу. Участие в конкурсах, фестивалях, как для людей творческих детям нужны как воздух. Это демонстрация успеха, ожидание признания, стимул к совершенствованию. Я вижу как детям нравиться работать над проектами, выступать, это их окрыляет, делает уверенными в себе, накапливает знания.

Апробирована авторская программа «Керамика и глиняная игрушка». Содержание программы направленно на формирование у учащихся 1 – 4 классов технологической культуры, через самореализацию, и развитие индивидуальных качеств. Актуальность программы заключается в том, что в современном мире уделяется недостаточное развитие в культурной сфере. Это влечет за собой потерю уважения к прошлому, истокам культуры. Владение и понимание языка искусства приводит к более глубокому пониманию красоты окружающего мира, воспитывает грамотного зрителя, приобщает к духовным ценностям, формирует мировоззрение.

Цель: Апробация алгоритма создания проектных работ.

Задачи: - систематизировать практический опыт по созданию ученических проектов; - Выявить отношение детей и родителей к созданию проектных работ.

Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, обще трудовых и специальных знаний, умений, навыков учащихся, воплощение в конечный продукт, воспитание учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Нужен компетентный подход. Для реализации был разработан и реализован коллективный  проект «Художественные промыслы России». Куда вошли история возникновения пластических искусств, одним из видов которого является керамика, технология изготовления керамических изделий. Дети выполняют творческие задания, используя традиционные для промысла приемы лепки, росписи и цветовые сочетания.

Второй коллективный проект – скульптура малой формы – настольная скульптура, игрушка.

Настольная скульптура – это сюжеты из жизни оленеводов, рыбаков, мифы, сказки, сказания из ненецкого фольклора. Для ненецкого народа работа с глиной инновационная, ненецкая культура, как любая другая, испытывает потребность в инновациях, благодаря которым она повышает эффективность своей основной функции к природной и социальной среде. Немаловажным фактором ведения инноваций остается естественная тяга к новому. Для ненецкого этноса вообще характерна динамичность, постоянная готовность к переменам.

Первой категорией этноса, испытывающей на себе эти контакты в наиболее значимой степени – воспитанники школы-интерната  в них формируется социальный, интеллектуальный слой общества. Она и будет призвана создавать, развивать культуру и сохранять ее. Соотношение традиционного и современного в жизни любого народа – одна из актуальных проблем.

 В проект входят и сюжеты сказок, мифов, легенд. Сказка одна из элементов культуры, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно педагогическим потенциалом. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его творческого мышления. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.

Мифология прекрасна, в ней есть не только имена богов и героев, но и все чудесное, с ним была создана жизнь наших предков.

Третий коллективный проект «Сувенир».

История развития сувениров уходит корнями в глубокую древность. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала – глины, дерева, металла. В настоящее время сувениры распространены не менее широко. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

взаимопониманию, духовному обогащению и сближению людей, отражая жизнь и культуру страны, которую они представляют. Сувениры которые изготавливаются детьми в объединении выражают художественную культуру нашего региона, несет в себе информацию из жизни ненецкого народа – это и панно, скульптуры малой формы, подвески, уменьшенные копии предметов быта. Наши сувениры не редко находят спрос среди тундрового населения, покупают в качестве подарков иноэтнические населения. Сувениры изготовленные учащимися находят сбыт – происходит, трансформация их функций из чисто утилитарной – в декоративную.

Реализуя проекты, учащиеся смогли не только значительно пополнить знания, но и применить их на практике, научились работать самостоятельно, в группе, докладывать результаты своей работы, обсуждать их отбирать необходимый материал, приобрели опыт межличностного общения и взаимодействия. Таким образом, в условиях модернизации образования, требующего компетентностный подход, создание  ученических проектов становиться одной из важнейших методических форм в деятельности педагога, объединяющей всех участников образовательного 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

Рекомендуемая литература.

  1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты. – М.: Владос ПРЕСС, 2002 г.
  2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003 г.
  3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Экольнина – В.В. Довыдова – М., 1998 г.
  4. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». – Самара, 2003 г.
  5. Кузнецова Л.М. Оценка знаний учащихся и новая технология обучения // образование в современной школе. 2001 № 9.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: Аркти, 2003 г.
  7. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезиз, 2006 г.
  8. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник статей / Под научной редакцией Н.Ю. Пахомовой. – М.:МИОО, 2006 г.
  9. Исследовательская работа школьников «Научно - методический и информационно-публистический журнал. Редакция «Народное образование». Издавалось 4 раза в год. Подписной индекс – 81415.
  10. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001 С. 80-88