Самообразование 2 мл гр 2016-17

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2016-17_-_kopiya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №98 г. Липецка

План самообразования воспитателя  второй младшей группы

Воспитатель  Воробьева О.Ю.

Тема : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

3-4 лет»

 2016 – 2017 год

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное

  1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.
  3. Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  4. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность выбранной темы

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

План работы на год


Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

Просмотр театрального представления «Зень» «Осенинны»

Пополнить уголок театрализованных игр куклами в русских народных костюмах.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.Приобрести в группу раскраски по р.н.сказкам

Досуг «Вечер потешек».

Хорошеньким - хорошок.
Пригоженъким - пригожок. 
Стройненьким - стройнячок, 
А родненьким — родняшок

Ах ты мой мальчик,
Желтый одуванчик!

Ой, люшеньки-люшки! 
Нашему Илюшке - 
Доброе утро. 
Доброе утро! 
Утро с шутками,
Прибаутками!

Шла купаться черепаха 
И кусала всех от страха, 
Кусь-кусь-кусь-кусь 
Кусь-кусь-кусь 
Ни кого я не боюсь.

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

           

            Хрюшки-хрюшки недовольны: 
          - Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат,
          - Не хотим носы такие!
          Лишь две дырочки торчат.

Утро настало. Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка!
-Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Пальчик-мальчик
Толчет, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.

Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Му-му-му-му, мурочка!

Детки хлопать все умеют, 
Своих ручек не жалеют.
Вот так, вот так, вот так, 
Своих ручек не жалеют.
Возьмите малыша под мышки, поднимая и опуская его.
Детки топать все умеют, 
Своих ножек не жалеют, 
Вот так, вот так, вот так, 
Своих ножек не жалеют.

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают…

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком, 
Зацепилась за перила – 
Прямо в речку угодила!

Ноябрь

Театрализованная постановка.

Работа с семьёй

Консультация: «Почитай мне мама сказку,или с какими книжками лучше дружить».

Инсценирование русской народной сказки «Колобок».

Чтение скороговорок​ , чистоговорок.

Шёл Егор через двор,
Нёс Егор с собой топор.
Шёл Егор чинить забор,
Чтоб не лазили во двор.

Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой крыши.

Жутко жуку
Жить на суку!

На окошке кошка
Ловко ловит мошку.

Съел молодец
Тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Раз дрова, два дрова,
Три дрова!

Идёт с козой
Косой козёл.

Летят три пичужки
Через три пустые избушки.

В грозу от груза арбузов
Развалился кузов.

Ели две Эли
Эклеры в постели.
Мамы отмыли
Эль еле-еле.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.

Голубь в голубой горжетке
Голубику ел на ветке.

Валерик съел вареник,
А Валюшка - ватрушку.

В пруду у Поликарпа
Три карася, три карпа.

Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая.
И говорит тут попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай,
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая".

Чукча в чуме
Чистит чуни.
Чистота у чукчи
В чуме.

Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.

На горе Арарат
Рвала Варвара виноград.

У пруда в траве во мраке
Шуршат раки в шумной драке.

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне кукушонок смешон.

Пришёл Прокоп - кипел укроп,
Ушёл Прокоп - кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора -
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!

Не тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто при товарищах товарищу товарищ,
А тот, товарищи, товарищу товарищ,
Кто без товарищей товарищу товарищ.

Милая Мила мылась мылом;
Намылилась, смыла -
Так мылась Мила.

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И накормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты всё шуршишь, не спишь!"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Жужжит над жимолостью жук,
Зелёный на жуке кожух.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Перепёлка перепелёнка
Перепелёнывала,
Перепелёнывала,
Еле перепеленала.

Белые бараны
Били в барабаны,
Без разбора били,
Лбы себе разбили.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Под деревом тетерев,
Тетерева встретил:
"Тетерев, тетерев?
Как твои тетеревята?
Тетерев тетереву в ответ:
"Мои тетеревята - здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!

Декабрь

Конкурс поделок (совместные работы родителей и детей) на тему «Новогодняя сказка»

Новогодние потешки-песенки, сказки.

Инценирование сказки «Морозко»

«Здравствуй, Зимушка — Зима»

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.



Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

Январь

Работа с семьёй

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для конкурса чтеца в группе.

«Посиделки» (творческий вечер с участием детей)

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказки»

Консультация для родителей«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

1. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Открытый показ нод во второй младшей группе.

 ОД по развитию речи  «Устное народное творчество. Потешки»