Статья "Эпизоды экранизаций литературных произведений как средство наглядности на уроках литературы в средних и старших классах школы"

Ростовцева Елена Сергеевна

Данная статья содержит описание опыта работы учителя русского языка и литературы средней школы. Педагог имеет небольшой стаж, но успела окунуться в 3 разных типа школы (городской Лицей, Федеральная школа ВДЦ "Океан" и сельская малокомплектная школа) и 3 разных типа детского коллектива (полный класс, временный детский коллектив, малокомплектный класс). В статье рассматривается понятие видеометода и его место в системе педагогических методов XXI века. Также дается краткое описание экспериментальной части научной диссертации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эпизоды экранизаций литературных произведений как средство наглядности на уроках литературы в средних и старших классах школы.

Учитель русского языка и литературы

БОУ «Ложниковская СОШ»

Ростовцева Е.С.

На всех этапах развития человеческого общества в зависимости от характера общественных отношений, актуальных требований к уровню образования и профессиональной подготовки людей менялись цели, содержание обучения, его организация, методы и средства обучения. В условиях современного социального и научно-технического прогресса выдвигаются новые требования к содержанию, формам, методам и средствам обучения [2, с. 6].

Одной из главных задач школы является обеспечение учащихся современными знаниями в области изучаемых дисциплин, а также на базе накопленных знаний и опыта формирования их мировоззрения. Эффективность выполнения такой задачи зависит от нескольких компонентов, в том числе: от личности учителя, личности ученика, технологии (методики) обучения. Любая методика проведения занятий требует передачи некоторой новой информации от учителя ученику. От выбора правильного способа, метода, приёма обучения зависит информационная нагрузка на ученика. В современной школе, помимо печатных наглядных пособий (карты, таблицы, картины) или объёмных (макеты, натуральные образцы, муляжи, модели), а также демонстраций опытов, широко используют средства обучения, требующие вполне определённых, иногда довольно сложных технических устройств и аппаратов. Дальнейшее совершенствование учебного процесса неразрывно связано с широким применением технических средств обучения при применении видеометода в образовательном процессе.

Как правило, в школах преобладают речевые занятия (беседы, дискуссии, обсуждения и т.д.), и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование технических средств, и в том числе презентаций, видеофильмов позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, его качество и помогут классному руководителю привнести эффект дополнительной наглядности в занятия, что будет способствовать усвоению школьниками материала быстрее и в большем объёме.

По данным учёных более 95% информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс её усвоения. Тем выше будет заинтересованность учащихся [1, с. 154].

Кроме этого технические средства, применяемые в рамках видеометода, обогащают процесс воспитания и обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов учащихся. Именно поэтому видеометод стал одним из ведущих методов моей работы на уроках литературы в средней школе.

В начале своей работы я исследовала понятие и суть видеометода. Затем проследила, как изменяется с течением времени место видеометода в системе педагогических методов. А сейчас использую полученные сведения при подготовка и проведение учебного занятия с применением видеометода.

Практическая часть моей работы обобщает опыт работы трех школ различного уровня. В эксперименте принимают участие 3 педагога – Майер Е.Н. (Лицей, г. Калачинск), Буренок Д.С. (федеральная школа ВДЦ «Океан» с условием временного детского коллектива, г. Владивосток, Приморский край), и я (малокомплектная сельская школа с.Ложниково).

В каждом параграфе моей научной работы я говорю о конкретных примерах применения видеометода на уроках. Поскольку уровни школ и детских коллективов различны, то и результаты, соответственно, получается неоднозначными. Так, в четвертом параграфе практической главы своей диссертации я даю систематизацию результатов применения видеометода на уроках в средних и старших классах разных типов школ.

Как любая научная работа, моя диссертация имеет и приложение, которое состоит из нескольких частей:

1) конспекты уроков с применением эпизодов экранизаций;

2) педагогический дневник (или выдержки);

3) список рекомендуемых к просмотру экранизаций.

Интенсивное проникновение в практику работы школы новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения и воспитания. Обучающая и воспитывающая функции этого метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов.

Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения и воспитания как многофункциональный метод. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более лёгкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение и воспитание.

Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Использование видеометода в учебно-воспитательном процессе обеспечивает возможность:

• дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах окружающего мира;

• повысить роль наглядности в учебно-воспитательном процессе;

• удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся;

• наладить эффективную обратную связь.

Видеометод предъявляет большие требования к организации учебно-воспитательного процесса, которая должна отличаться чёткостью, продуманность, целесообразностью. При подготовке к уроку или внеклассному мероприятию, на котором будут применяться технические средства обучения необходимо, прежде всего, ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебно-воспитательного процесса с использованием в нём электронной техники, и действующей школьной программой по профилю своей специальности, с имеющейся в кабинете аппаратурой и правилами её эксплуатации.

Учебное кино и кинолекторий самые популярные из всех технических средств обучения и воспитания, применяемые в рамках видеометода.

По мнению психологов, у большинства обучающихся всех возрастных групп преобладает «зрелищный» подход к посещению фильмов – взгляд на кинофильм как средство развлечения. Отсюда – поверхность его восприятия. Но потенциально все фильмы, предназначенные для детей и юношества, содержат возможность воспитательного воздействия. Однако беседы с обучающимися разных возрастных групп позволяют сделать заключение о том, что они не всё верно воспринимают: существенные моменты остаются либо не понятыми, либо неверно истолкованными. Вот почему просмотром всех видов кинофильмов надо управлять. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить обучающихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

Список литературы, использованной для написания статьи.

  1. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432с.
  2. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И. В. Роберт – М.: «Школа-Пресс», 1994. – 174 с.