статья на тему "проблема социальной адаптации одаренных детей"

Бокова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена проблеме исследования социальной адаптации одаренных детей, выявлении основныхтрудностей адаптации и их причин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_problema_sotsialnoy_adaptatsii_odarennyh_detey.doc43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Бокова Т.С.

Рябинина Н.А.

Проблема социальной адаптации одаренных детей.

Проблема одаренности  обозначена и исследуется достаточно давно. Исследования направлены не только на выявление детей, проявляющих выдающиеся способности, но и на их развитие и обучение.

Многие исследователи одаренности детей подчеркивают, что эволюция одаренности напрямую зависит от  уровня развития и сформированности личности одаренного ребенка и  что для становления одаренной и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума. Но, к сожалению, большинство одаренных детей находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. В данной статье мы сделали попытку рассмотреть проблему социальной адаптации одаренных детей младшего школьного возраста, так как именно в начале школьного обучения у детей с опережающим уровнем развития способностей часто возникают особые потребности и проблемы, связанные с установлением благоприятных отношений со сверстниками; выяснить с какими особенностями таких детей может быть связана их дезадаптация в обществе.

Изучением и выявлением одаренности учащихся начальных классов мы занимаемся уже 2,5 года и в данной статье попытаемся представить некоторые результаты исследования социальной адаптации этих детей. Прежде всего, остановимся на некоторых теоретических положениях, которые помогают разобраться в особенностях социальной адаптации одаренных детей.

Анализируя работы таких авторов, как Н.С. Лейтес, Г.В.Бурменская и В.М.Слуцкий, Л.Холлингуорт, Дж. Уитмор и других, можно прийти к выводу, что реальный уровень способностей одаренных детей часто не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по  духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны, и конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которые испытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своими сверстниками, усиливаются из-за их высокого умственного и речевого развития.  Приводятся случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такого ученика, стараются поставить его в неловкое положение. А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»,  избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается.

Очень часто источником своих проблем являются сами одаренные дети. Правда, в большинстве источников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей – предмет зависти их сверстников и одновременно основание для высокомерного отношения и зазнайства самих одаренных детей. Считается, что отсюда и протекают конфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долю одаренного ребенка, если ему  почему-то не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у ученика, далеко опережающего других в умственном отношении, непременно становятся поводом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во что играют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.[ Панов В.И 2000:3 ]

Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации, но малейшие неудачи ведут к изменению их самооценки. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям в адаптации. Изучая проблему социальной адаптации одаренных детей, такие исследователи как Л.Холлингзуорт и Д. Уитмор выделили некоторые их особенности,  которые могут привести к конфликтам в отношениях с окружением. К их числу они относят:

-неприязнь к школе;

-существенные различия в игровых интересах со сверстниками, так как одаренным детям  нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей;

-несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

-сверхчувствительность, которая проявляется в большей восприимчивости к сенсорным стимулам и лучшем понимании отношений и связей между людьми, что является основанием критического отношения к себе и окружающим;

- потребность во внимании взрослых, которая связана с природной любознательностью и стремлением к познанию одаренных детей. Это приводит к монополизации внимания учителей, родителей и других взрослых, что вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания;

- нетерпимость, проявляющаяся в негативном отношении к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии, они могут отталкивать их замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. [Г.В.Бурменская, В.М. Слуцкий 1991:45].

       Для изучения социальной адаптации одаренных учащихся младшего школьного возраста мы провели  диагностическое исследование, целью которого было выявление одаренных детей и определение их взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Исследование проводилось с учащимися 4-ых классов сельских общеобразовательных учреждений: МОУ Средняя общеобразовательная школа №12 п.Кушумский и МОУ Средняя общеобразовательная школа п.Садовый Саратовской области, и городских общеобразовательных учреждений: 59 школа г. Саратова и Лицей гуманитарных наук г. Саратова. В исследовании принимали участие 68 учащихся.

На первом этапе исследования мы занимались выявлением одаренных учащихся. С помощью модифицированных и адаптированных нами для младших школьников диагностических методик: теста исследования интеллекта Р.Амтхауера и  теста исследования креативности Дж. Гилфорда мы изучали интеллект и креативность и определяли уровень развития интеллекта, а также беглость, гибкость и оригинальность мышления учащихся. Одновременно педагогам  учащихся предлагалось оценить уровень общей одаренности детей с помощью методики «Общая одаренность», в которой  они  оценивали уровень одаренности по девяти характеристикам, обычно наблюдаемых у одаренных детей. С помощью модифицированного нами опросника Дж. Рензулли «Поведенческие характеристики одаренных детей» педагоги определяли уровень сформированности познавательных, мотивационных и творческих характеристик учащихся.

По результатам проведенного исследования были выявлены учащиеся, которых по всем показателям можно отнести к категории детей с  общей одаренностью. Таких в сельских общеобразовательных учреждениях оказалось 10,3%, а в городских общеобразовательных учреждениях 23% .

  На втором этапе изучались межличностные отношения учащихся. Для этого использовалась методика «Социометрия», на основе которой исследовался социальный статус детей. Вторую методику мы предложили педагогам, с ее помощью они определяли уровень социальной адаптации учащихся. Методика разработана нами самостоятельно и содержит 7 вопросов закрытого типа.

На третьем этапе осуществлялся анализ результатов, сравнивалась оценка педагогов с результатами, которые были получены с помощью методики социометрии.

Анализ результатов исследования учащихся по методике «Социометрия» показал, в городских общеобразовательных учреждениях из 23 % одаренных учащихся 7,69% были отнесены к категории «пренебрегаемые», а 15,31% - к категории «предпочитаемые». Следовательно, процент одаренных учащихся, которые имеют благоприятные социальные контакты в коллективе сверстников, больше чем тех, которые не смогли выстроить положительные межличностные отношения.

В сельских общеобразовательных учреждениях социометрическое исследование учащихся показало, что из 10,3% одаренных учащихся лишь 3,43% отнесены к категории «пренебрегаемых», остальные 6,87%  детей оказались принятыми коллективом сверстников. Таким образом, в сельских школах процент одаренных  учащихся с положительными межличностными отношениями в коллективе сверстников, больше, чем процент тех детей, у которых таких контактов нет.

В результате оценки социальной адаптации педагогами одаренных детей в  городских общеобразовательных учреждениях  было выделено 5,1% учащихся из числа одаренных, которые,  по их мнению, имеют проблемы в установлении положительных отношений со сверстниками и 17,9 % учащихся, которые таких проблем не имеют и относятся к категории « предпочитаемых» коллективом детей.

Педагоги сельских общеобразовательных учреждений, оценивая социальную адаптацию одаренных учащихся, не выделили среди них тех, кто не смог бы наладить социальные контакты в коллективе сверстников (рисунки 4,5).

 

Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов оценки социальной адаптации учащимися и педагогами городских общеобразовательных учреждений.

 

Рисунок 5.Сравнительный анализ результатов оценки социальной адаптации учащимися и педагогами сельских общеобразовательных учреждений.

Изучение социальной адаптации одаренных детей младшего школьного возраста показало, что и в городских,  и в сельских общеобразовательных учреждениях среди одаренных учащихся имеются дети, у которых есть проблемы в социальной адаптации, но доля детей, которая имеет благоприятное положение в коллективе сверстников значительно превосходит их количество, а значит утверждать, что большинство одаренных учащихся имеют проблемы в установлении положительных социальных контактов и дезадаптированы в обществе сверстников,  мы не имеем право. Вместе с тем явных лидеров среди одаренных учащихся, как сельских, так и городских школ, не выявлено.

При сравнительном анализе результатов изучения социальной адаптации одаренных учащихся сельских и городских общеобразовательных учреждений значительных расхождений не обнаружилось, доля детей, имеющих трудности в установлении положительных социальных контактов, как в городских, так и в сельских общеобразовательных учреждениях приблизительно одинакова.

В результате проведенного исследования было установлено, что педагоги как сельских, так и городских общеобразовательных учреждений не всегда адекватно оценивают межличностные отношения учащихся, и, следовательно, не замечают одаренных детей, имеющих трудности в установлении социальных контактов и не принимают мер по решению данной проблемы. И если педагоги вовремя не обратят на них внимание, то данная проблема в подростковом возрасте примет более серьезный характер, так как межличностные отношения в этом возрасте играют первостепенную роль.

Библиографический список:

1.Клименко, В. В. Психологические тесты таланта [Текст] / В. В. Клименко . - Харьков : Фолио ; СПб. : Кристалл, 1996. - 414 с.

2.Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности [Текст]/ Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1988. - №4. – С. 98-107

3.Бурменская, Г.В. Одаренные дети [Текст] / Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М. Слуцкого; пер.с англ. Д.Л.Линника и А. Г. Мкервали; предисл. В.М.Слуцкого – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

4.Панов, В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема [Текст] /В.И.Панов // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3. - С. 3-11.

5.Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов [Текст] Часть II: Пособие / Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. –   146  с.