Проблема формирования познавательных действий на уроках информатики в начальной школе

Кияева Мария Евгеньевна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.  При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiyaeva_statya.docx153.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования познавательных действий на уроках информатики в начальной школе

Кияева М.Е. e-mail: kiyaeva.mariya@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск

Вaжнейшей зaдачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). Возникновение УУД связано с изменением пaрaдигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и сaмосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самоcтоятельное уcвоение новых знaний, формирование умений, включая организацию этого процесса (определение А.Г.Асмоловa) [1].

К функциям УУД относятся:

  • oбеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • сoздание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • oбеспечение успешногo усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Познaвательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [1].

Познaвательные  универсальные   действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные  универсальные   действия :

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические  универсальные   действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; 

овладение практическими способами работы с информацией:

поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни [1].

Некоторые задачи начального курса информатики соответствуют перечисленным выше познавательным УУД. Так, например, в процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» А. В. Горячева и др. выпускник научится:

·  осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации,

·  организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев

·  использовать знаково-символические средства

·  ориентироваться на разнообразие способов решения задач

·  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

·  проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

·  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

·  устанавливать аналогии

·  владеть общим приемом решения задач [2].

Таким образом, на уроках информатики в младших классах учитель должен целенаправленно формировать познавательные универсальные действия на содержании учебника.

          В состав Федерального перечня вошли рекомендованные учебники ФГОС для начальной школы «Информатики и ИКТ» А. В. Горячева и др. [2] и «Информатика» 2-4 кл. Н.В. Матвеевой и др. (информационно- математическая линия) [3].

        Рассмотрим примеры заданий, способствующих эффективному формированию познавательных действий.

Задание 1. Обработай информацию о мультфильмах и заполни базу данных «Мультик» [2].

Название

Персонажи

Краткое содержание

В данном случае формируются следующие познавательные УУД: общеучебные действия: поиск и выделение информации.

Задание 2. На рисунке 1 четыре объекта живой и неживой природы (куст, дерево, камень, цветок). У всех четырёх объектов есть свойства:

  высота;

 объём;

 цвет [2].

 

Рис. 1 – Рисунок к заданию 2

При выполнении данного задания происходит анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Дети могут назвать и имена других свойств.

Задание 3. Рассмотрите рисунок. Какое свойство есть у всех объектов, кроме одного? [2].

Рис. 2 – Рисунок к заданию 3

        В данном случае имеется несколько способов решений. Любое из них требует обязательного комментария. При работе над подобными заданиями у учащегося начальной школы развиваются такие умения, как анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно-следственные связей.

Автор Матвеева Н. В. В своем учебнике приводит пример таких заданий, с помощью которых формируются познавательные УУД, изучение начинается с более легких задач. Например, таких как [3]:

Задача 4. Прочитай, что написано в тексте и составь алгоритм в виде блок-схемы «… Знайка велел собирать шелковичные коконы, чтобы размотать их и наделать шёлковых нитей. Из этих ниток он велел им сплести огромную сетку».

Решение:

Обучающиеся хорошо усваивают свойство алгоритма дискретность, в котором шаги записываются и выполняются один за другим. В данной задаче формируются  познавательные действия в виде составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.  При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

 

Литература

1. Асмолов А.Г., Бурменская В.Г. и др., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [под ред. А.Г. Асмолова]. — М.: Просвещение, 2011. — 151с.

2. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах. 2 класс [Текст] : метод. рекомендации для учителя / А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина. – 3-е изд., испр. - Москва : Баласс, 2013. – 222 с.

3. Матвеева Н.В., Челак Е.Н. Информатика. Рабочая тетрадь. 3 класс.  Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  2-е издание, доработанное. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2010. – 48 с.

4. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных  учебных действий у младших школьников / И.М. Осмоловская // Начальная школа. – 2012. - №10. – С.6-12.