Открытый урок. Все в твоих руках
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого учебного занятия по теме Все в твоих руках!
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Колледж сферы услуг №3»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого учебного занятия
по теме
Все в твоих руках!
Авторский коллектив:
Ларионова И.Е. – методист
Бородкина В.В.- методист
Москва
2016
Оглавление
стр
- Пояснительная записка 3
- Содержание 4
- Список литературы 12
- Приложение 13
- Пояснительная записка
Методическая разработка открытого учебного занятия по теме «Все в твоих руках!» в рамках дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности предназначена для обучающихся колледжа по всем специальностям и профессиям.
Основная цель методической разработки заключается в построении хода мероприятия с применением словесных, наглядных, демонстрационных методов, создании условий для проявления познавательной активности обучающихся, а также использования педагогических приемов научить обучающихся делать выводы по принятию самостоятельных решений.
Образовательная технология – технология развивающего обучения.
Тип занятия - занятие комплексного применения знаний, умений, навыков.
Содержательная составляющая методической разработки включает в себя несколько этапов, логически связанных между собой (см. таблицу «Структура мероприятия») с поминутным распределением времени каждого этапа.
Преподаватель при проведении занятия использует межпредметные связи с такими дисциплинами как Русский язык, Химия, Экология, Основы права, Информатика.
В ходе занятия используются информационные технологии, что позволяет преподавателю наглядно продемонстрировать необходимый материал.
Методическая разработка состоит из следующих структурных частей:
- пояснительной записки;
- содержания;
- списка литературы;
- приложений
Данная методическая разработка может быть использована как при проведении учебных занятий по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности, так и при проведении классных часов, родительских собраний, тематических вечеров и диспутов.
Продолжительность – 90 минут. Мероприятие проводится в учебном кабинете Основы безопасности жизнедеятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ
2.1 План мероприятия
Образовательная технология: технология развивающего обучения
Тип: занятие комплексного применения знаний, умений, навыков.
Вид: диалог
Цели:
Образовательные:
1. Сформировать у обучающихся устойчивое отрицательное отношение к наркотикам как разрушителям здоровья и благополучия.
- Способствовать расширению знаний и представлений у обучающихся о сущности наркомании, о воздействии наркотиков на психику и организм.
- Выработать отрицательное отношение к употреблению наркотиков на основе распространения знаний наркотического характера.
Развивающие:
1. Расширить знания обучающихся по профилактике вредных привычек.
2. Закрепить у обучающихся знания о том, что здоровье – главное условие счастливой жизни.
Воспитательные:
1. Воспитание активной позиции в отношении здорового образа жизни.
2. Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Задачи:
- разъяснить негативное влияние наркомании на здоровье молодого поколения;
- выработка твердой мотивации неприятия любых форм саморазрушающего поведения;
- научить способам отказа употреблять наркотические веществ;
- провести анкетирование обучающихся.
Форма организации:
- коллективная
Методы:
- словесные – объяснение учебного материала, диалог;
-наглядно-демонстрационный – получение информации через компьютерную презентацию, просмотр видеоролика, плакатов.
- практический – заполнение анкет
Материально-техническое и дидактическое оснащение:
- мультимедийный проектор, компьютер;
- видеофильм «Территория безопасности»;
- бланки анкет;
- памятки «Правила четырех «Нет!» наркотикам»
Время проведения – 90 минут.
Место проведения – учебный кабинет Основы безопасности жизнедеятельности.
Структура мероприятия
№ п/п | Этапы | Методы и приемы | Время (мин) |
I | Организационная часть | Взаимное приветствие | 3 мин. |
II | Основная часть | ||
1 этап | Сообщение темы Постановка целей и задач Выдача раздаточного материала | 5 мин. | |
2 этап | Выполнение задания | 15 мин. | |
Получение новой информации от преподавателя | 15 мин. | ||
Анкетирование «Скажи наркотикам: «Нет!» | 10 мин. | ||
3 этап | Выборочное заслушивание сообщений | 15 мин. | |
4 этап | Просмотр антинаркотического видеофильма «Территория безопасности». Обсуждение просмотренного фильма. Ответы на вопросы обучающихся по данной проблематике | 17 мин. | |
III | Подведение итогов | Выводы преподавателя. Обмен мнениями | 10 мин. |
2.2 Содержание
I. Организационный момент
– взаимное приветствие
II. Основная часть
1 этап
- сообщение темы;
- постановка целей и задач;
- выдача раздаточного материала.
- Сообщение темы и цели: Тема нашего сегодняшнего учебного занятия «Все в твоих руках!»
- Главная цель - выработать у обучающихся отрицательное отношение к употреблению наркотиков на основе распространения знаний наркотического характера.
2 этап
2.3 На интерактивной доске демонстрация слайда со следующими словами:
УДОВОЛЬСТВИЕ
ЗДОРОВЬЕ
ВЗЛЁТ
СЧАСТЬЕ
РАДОСТЬ
БОГАТСТВО
ЛЮБОВЬ
ДОБРО
ЖИЗНЬ
Преподаватель предлагает обучающимся следующее задание: мысленно прочесть эти слова и передать свои эмоции от прочитанного.
Заслушиваются ответы обучающихся.
Слово преподавателя: Из ваших ответов видно, что все вы цените и любите жизнь, ведь это самое прекрасное, что есть у человека. И она должна быть счастливой, наполненной любовью к близким людям, радостной от общения с такими же счастливыми людьми. Но, чтобы жизнь была доброй, светлой, необходимы различные составляющие, среди которых самое важное место занимает здоровье. Человек рожден для того чтобы получать радость и удовольствие: от общения с родными и друзьями, от любимой работы, от каждого прожитого дня. Юность замечательная пора, пора, когда строятся планы на будущее, когда все лучшее еще впереди.
Преподаватель предлагает обучающимся рассказать о своих планах на будущее (типичные ответы: создание крепкой семьи, воспитание детей, карьерный рост).
Слово преподавателя: Все это правильно! Ради этого стоит жить! Но счастливым может быть только здоровый человек. Если начать употреблять наркотики, ничего этого испытать не удастся. На прошлом занятии мы разобрали с вами 3 ступени, ведущие вниз. Давайте вспомним эти ступени.
- Это? (Ответы обучающихся: курение, алкоголизм и наркомания.)
Слово преподавателя: На сегодняшнем занятии мы продолжим свои рассуждения о болезни века – наркомании, которая приобрела характер эпидемии и объявлено угрозой безопасности России. Давайте еще раз вспомним, что же такое: наркотики, наркоманы, наркомания.
Вопросы к обучающимся:
1 вопрос: Что такое наркотики?
Ответы обучающихся: наркотики – это запрещенные психоактивные вещества растительного или синтетического происхождения, которые оказывают воздействие на нервную систему и весь организм человека, это возбудитель болезни.
2 вопрос: А что такое употреблять наркотики?
Ответы обучающихся: это значит убивать себя ради блага чужих людей, которые богатеют на вашем счастье.
- вопрос: Кто такие наркоманы?
Ответы обучающихся: наркоманы – это люди употребляющие наркотики, тяжелобольные, у которых трансформируются все стороны личности: психоэмоциональная, духовная, нравственная.
- вопрос: Что такое наркомания?
Ответы обучающихся: наркомания – это болезнь, которой заболевают люди, употребляющие наркотики, это проблема, так как это происходит незаметно и безжалостно, засасывает каждого, кто проявил глупое любопытство.
5 вопрос: Для чего наркотики используют в медицине?
Ответы обучающихся: в лечебных целях в качестве успокоительных, обезболивающих и снотворных.
6 вопрос: В каком веке и в связи с чем стало особенно распространяться употребление наркотиков?
Ответы обучающихся: в 19-20 веке в связи с быстрым развитием химии расширилось производство лекарственных препаратов, и, как следствие выросла доступность наркотиков; их применение вышло из под контроля медиков, юристов, что привело к возникновению наркомании – заболевания, суть которого в постоянной зависимости человека от приема наркотиков.
Слово преподавателя: Как сберечь человеческое в человеке? Как спасти молодых людей, попавших в наркотическую зависимость? Эти проблемы глубоко волнуют всех. Борьба с наркотиками ведется во всем мире, в том числе и в нашей стране. А профилактика наркомании – главная составляющая индивидуальной системы здорового образа жизни.
В России, по данным ФСКН, 6 млн. наркоманов, 1,8 млн больны наркоманией, 350 тысяч находятся на учете в наркологических диспансерах. От 900 тыс. до 1 млн 100 тыс. наркозависимых - это подростки и молодежь в возрасте 11 - 24 лет. Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян. За последние 10 лет потребление наркотиков в России увеличилось в 9 раз. В основном это люди в возрасте до 30 лет.
Постоянно растет заболеваемость наркоманией среди подростков. Наркомания - проблема молодежная. Дети, подростки, студенты являются теми социальными группами населения, которые в большей степени подвергаются давлению со стороны наркокультуры и наркобизнеса. Возрастная категория большинства наркоманов - 13-25 лет. Как следует из многих социологических исследований, проводимых в стране, 8% молодежи периодически принимают наркотики, 1% принимают регулярно, 15% пробовали их. Общая заболеваемость, связанная с потреблением наркотиков, возросла за последние 10 лет в 2,7 раза, заболеваемость наркоманиями в 10,4 раза, токсикоманиями - почти в семь раз.
Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую элиту государства, масштабы и темпы роста наркомании в России ставят под угрозу будущее нации. Последствия употребления наркотиков для страны катастрофичны:
- Неполноценные дети.
- Снижение генофонда и вымирание нации.
- Угроза безопасности страны.
Вы должны знать и всегда помнить, какая опасность подстерегает, если встать на наркотическую тропу и ясно дать себе отчет, что не последнюю роль играет сама личность человека. А теперь проведем небольшое анкетирование «Скажи наркотикам: «Нет!» (Приложение 1). Прочитайте данные утверждения и решите, согласны ли вы с ними или нет. Обоснуйте свой выбор. Мне интересно знать ваше мнение по поставленным вопросам. Анализ полученных результатов по вашей группе я сообщу на следующем занятии.
3 этап
Слово преподавателя: А теперь проверим, знаете ли вы, какая ответственность ожидает тех, кто совершает преступления, связанные с наркотиками. На прошлом занятии вам было дано задание подготовить сообщения на эту тему. Давайте заслушаем эти сообщения. Какие законодательные акты за употребление и распространение наркотиков вы знаете?
Обучающиеся зачитывают сообщения и сдают их преподавателю.
Преподаватель подтверждает правильность выполненных сообщений по их ходу. Если ответы неполные, преподаватель демонстрирует наглядно недостающие выдержки из уголовного и административного кодексов на интерактивной доске.
Законодательные и нормативные акты РФ
Уголовный кодекс РФ
Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения. Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) утратил силу;
в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух или более лиц;
г) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет.
Слово преподавателя: Если среди ваших знакомых и друзей есть молодые люди, употребляющие или распространяющие наркотические вещества, напомните им, что существует уголовная и административная ответственность за совершенные неправомерные действия, связанные с наркотиками. Это ваш гражданский долг.
4 этап
Слово преподавателя: А теперь, для того, чтобы знать как наркотики воздействуют на здоровье человека, как предотвращать различные ситуации, связаннее с наркотическими веществами, мы посмотрим небольшой видеофильм, после просмотра которого, вы сможете сделать для себя правильный вывод.
Просмотр антинаркотического видеофильма «Территория безопасности». Обсуждение просмотренного фильма. Ответы на вопросы обучающихся по данной проблематике.
Слово преподавателя: Подводя итоги сегодняшнего занятия, мне хочется познакомить вас с восточной притчей:
Один падишах решил испытать своего придворного мудреца. Он поймал бабочку и осторожно зажал ее в своей ладони. И подумал: «Сейчас я вызову к себе мудреца и спрошу, жива бабочка или мертва? Если он скажет мертва, я раскрою ладонь, бабочка взмахнет крыльями и улетит. А если он скажет, что бабочка жива, я сожму ее покрепче в кулаке и бабочка погибнет. Потом раскрою ладонь, и скажу – нет не угадал. Бабочка мертва.» Так он и сделал. Вызвал к себе мудреца и сказал ему: «У меня в руке бабочка. Как ты думаешь, жива она или мертва?» На что мудрец ему ответил: «Все в твоих руках». Как вы думаете, в чем смысл этой притчи?
Заслушиваются ответы обучающихся.
Слово преподавателя: А теперь, для того, чтобы вы не попали ни в какую жизненную ситуацию, связанную с наркотиками, предлагаю вам памятку, которая советует следовать правилам четырех «Нет!» наркотикам. (Приложение 2).
Пусть это будет выбором вашего жизненного пути! И помните восточную притчу «Все в твоих руках!».
Здоровый и счастливый человек свободен от этого порока. Чтобы не случилось в вашей жизни, имейте позитивное мышление, держитесь только за хорошее, что у вас есть, и идите вперед, осуществляя три принципа достижения успеха:
- Поступать по совести.
- Развивать свои творческие возможности.
- Поступать с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.
Благодаря этому, вы найдете себе хороших друзей, что и будет вашим крепким основанием и лучшей защитой от одиночества, наркотиков и других негативных элементов, способных разрушить вашу жизнь. Активный отдых на природе, занятия физической культурой и спортом, расширение своих знаний, подготовка к профессиональной деятельности, к созданию прочной благополучной семьи – это лучшие средства для профилактики пристрастия к наркотическим веществам.
Пусть это будет выбором вашего жизненного пути!
III. Подведение итогов
Наше мероприятие подошло к концу. Вы все приняли активное участие в обсуждении вопросов, связанных с наркотическими веществами. Я думаю, что сегодняшнее занятие помогло вам еще раз задуматься над правильным образом жизни, о здоровье, которое может быть сильно подорвано пагубной привычкой, провели анкетирование по вопросам наркомании, заслушали самостоятельно выполненные сообщения на эту тему, а также посмотрели видеофильм, который наглядно показал вам, что может произойти с теми людьми, которые употребляют наркотики. А самое главное, судя по вашему отношению к данной проблеме, каждый сделал для себя правильный выбор: «Все в моих руках!».
Список использованной литературы
- Арустамов Э.А., Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Среднее профессиональное образование, 2011
- Бондаренко Л.В. Жить или умереть?: сценарий программы для подростков и юношества: [курение, алкоголизм, наркомания] /Л. Бондаренко, Л. Якимова, Л. Голубева // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 4: Главная ценность – жизнь человека. – С. 33-51.
- Загуменова, Л. Л. Зависимость: [кл. час-беседа о вред. привычках (алкоголизм, курение, наркомания): для 7 кл.] / Л. Л. Загуменова // Внеклассные мероприятия. 7 кл. / [авт.-сост. Л. Л. Загуменова]. – М., 2008. – С. 140-148.
- Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. – М.:КНОРУС, 2016
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений/ А.Т.Смирнов; Б.И.Мишин; П.В.Ижевский .-М.:Просвещение 2006.
- Серия «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Составитель И. Клименко. - Министерство Образования Российской Федерации. Эфлокс, 2003
7. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. – М.: 2009
8. Интернет-сайты:
http://gr-obor.narod.ru/
Приложение 1
Рабочий лист «Скажи наркотикам: «Нет!»
Прочитайте данные утверждения и решите, согласны ли вы с ними или нет. Обоснуйте свой выбор.
1. Выпить вина или пива — это хороший способ повеселиться на дискотеке
cогласен не согласен
- Употребление небольших доз алкоголя (например, во время праздников) нисколько не вредно
согласен не согласен
- «Напиться» — признак взрослости
согласен не согласен
4. Выкурить предложенную на дискотеке сигарету с марихуаной — хороший способ раскрепоститься и познакомиться с новыми людьми согласен не согласен
5. Повышение возраста (до 21 года), с которого будет разрешаться покупка спиртных напитков, уменьшит число подростков, систематически употребляющих алкоголь
согласен не согласен
- Запрещение курения в общественных местах (кафе, баре и т. д.) — несправедливо
согласен не согласен
- Употребление пива менее вредно, чем водки
согласен не согласен - Большинство детей попробовать наркотики принуждали старшие подростки
согласен не согласен - Употребление наркотиков приводит к негативным последствиям
согласен не согласен
10. Большинство обучающихся периодически употребляют наркотики
согласен не согласен
Приложение 2
Юный друг!
Если ты кто твердо решил не попадать в зависимость от наркотиков, о хочешь следовать в жизни правилам здорового образа жизни, тебе предлагается следовать правилам четырех «Нет!» наркотикам.
Правило 1. Постоянно вырабатывать в себе твердое «Нет!» любым психоактивным веществам (наркотическим и токсическим средствам), в любой дозе, какой бы она не была малой, в любой обстановке, в любой компании. Всегда только «Нет!».
Правило 2. Постоянное формирование у себя умений в получении удовольствий при полезной ежедневной деятельности (хорошая учеба, занятия спортом, твердое «Нет!» безделью, скучной и неинтересной жизни, праздному времяпровождению.
Для этого можно взять себе за правило на каждый день ставить себе задачу: «Я сегодня сделаю два полезных дела, которые мне делать не хочется. Но я их сделаю, сделаю до конца и хорошо». Такая ежедневная установка для себя поможет вам формировать силу воли и избавит от скуки и безделья. Итак: «Нет!» безделью.
Правило 3. В нашей жизни большое значение приобретает умение выбирать себе друзей и товарищей среди сверстников. Третье «Нет!» – тем сверстникам и той компании, где прием наркотиков – дело обыденное. Для этого вам, возможно, придется побороть свою стеснительность. Вы должны уважать свое мнение и не поддаваться влиянию окружающих вас сверстников, которые предлагают вам попробовать наркотик. «Нет!» – компании, где употребляют наркотик.
Правило 4. Четвертое «Нет!» – своей стеснительности и неустойчивости, когда предлагают попробовать наркотик. Жизнь дороже! Трагедия наркоманов заключается в том, что они добровольно попали в рабскую зависимость от химических веществ. Добровольно пошли по пути лишения себя всех человеческих качеств.
