Экологические игры, как средство для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы

Аксентьева Галина Владимировна

Инновационная деятельность становится важной составляющей в деятельности педагога в сфере дополнительного образования. Современность требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к самообразованию. В связи с этим повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов дополнительного образования рассматривается не только, как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. С целью повышения качества образовательного процесса в МАУДО г. Иркутска СЮН педагогический коллектив  совершенствует дополнительные общеразвивающие программы разных направлений.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_igry.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические игры, как средство для успешной реализации дополнительной общеразвивающей программы

Аксентьева Г.В.

педагог дополнительного образования,

МАУДО г. Иркутска СЮН

Инновационная деятельность становится важной составляющей в деятельности педагога в сфере дополнительного образования. Современность требует от каждого педагога быть адаптированным к изменениям в профессиональной деятельности, быть готовым к самообразованию. В связи с этим повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов дополнительного образования рассматривается не только, как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. С целью повышения качества образовательного процесса в МАУДО г. Иркутска СЮН педагогический коллектив  совершенствует дополнительные общеразвивающие программы разных направлений.        

Основное направление – это естественнонаучное, так как на территории созданы все условия для успешной реализации этих программ (круглогодичные теплицы с удивительным многообразием растений; учебно-опытный участок; клубы с многолетними растениями).

Для всех программ можно выделить как частные цели, так и общую цель – усвоение экологических знаний и формирование экологической культуры, чему способствуют различные педагогические методы и приемы. Общепризнано, что использование обучающих игр относится к наиболее эффективным методам в экологическом образовании, так как большинство из них развивают логическое мышление и позволяют прогнозировать и проектировать деятельность ребенка. Игра, как форма занятия наиболее соответствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Экологические игры  активно разрабатываются, внедряются и используются педагогами  учреждения станции юных натуралистов.

В настоящее время, все чаще педагоги используют презентации Power Point и Exsel для создания интерактивных игр, викторин и кроссвордов. Игры могут быть разнообразными: «Сортируем мусор», «В мире животных», «Растения вокруг нас», «Экологическая тропа» и много другое.  Такие игры помогают провести интересно занятие и закрепить полученные знания. Детям нравится такая форма обучения, и они с нетерпением ждут следующей игры.

По сей день пользуются популярностью игры и игровые ситуации, основанные на принципах бумажных вариантов лото, домино, путешествий по точкам, маршрутных листов, комплектов карточек и др. Эти игры легко модифицировать для практически любого возраста и различных образовательных целей, они хорошо вписываются во временные рамки занятий. В качестве примера такой игры можно привести «Жизнь без отходов», «След» (автор Л. Кошкарева). Игры очень познавательные,  в  процессе игры дети узнают  много интересных фактов и полезной информации об отходах и обо всём, что с ними связано. Педагогами станции разрабатываются игры:  «Путешествие капельки», «Животные «Байкала» и др.

Другой принцип построения познавательной игры на основе бумажных карточек – принцип «домино», когда карточки раскладываются на столе с объяснением закономерностей и в определенной последовательности. Примером такой игры является игра «Почвенное домино» [2], в основу которой положено знакомство с основными типами почв, неблагоприятных процессов, снижающих их плодородие, и методах рекультивации пахотных почв.

Таким образом, обучающие игры на основе бумажных комплектов и игровых полей не требуют компьютерного оснащения, их можно считать более универсальными и легко вписывающимися в учебный процесс. Основываясь на известных разработках и собственном педагогическом опыте, имеющиеся уже игры можно упростить (убрав некоторые игровые элементы) или усложнить (добавив игровые карточки). Следовательно, игры легко адаптировать для разного возраста учащихся.  Игра «Не дай исчезнуть животным»  знакомит с причинами вымирания животных, способами охраны редких и исчезающих видов, а также дает возможность проанализировать причины снижения биологического разнообразия. Данное занятие способствует формированию бережного отношения к природе, принцип игры: сопоставление описания исчезнувших животных с карточками их изображения. Игра «Интересное о деревьях», в ходе игры участники знакомятся с разными и необычными свойствами деревьев, а также с лесными обитателями. Игра «Знаешь ли ты растения и животных знакомит с интересными фактами о растениях и о животных. Первый вариант - участникам раздаются карточки разных растений и их описание, необходимо каждому растению подобрать свое описание. Второй вариант - раздаются карточки с изображениями и фотографиями растений и животных, нужно сопоставить друг с другом описание карточек и фотографий, опираясь при этом на ассоциативное мышление [1].

Немаловажную роль в образовательном процессе играют ролевые игры: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Суд идет», «В мире животных» и многое другое. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность, учащимся дается возможность придумывать, организовывать, и развивает способности общения друг с другом. Такое занятие дает не только закрепление изученного материала, но и развитие навыков самопрезентации.

В учреждении используются множество экологических игр, как ведущих специалистов, так и педагогов СЮН.

Игры являются важным средством получения экологических знаний и могут формировать мотивацию к природоохранной деятельности в ненавязчивой и свободной форме. При этом разнообразие используемых игр велико: квест-игры; настольные игры, в помещении или на местности; компьютерные. Это увлекательно и для детей, и для взрослых.

Литература:

  1. Попова Л.В.1, Таранец И.П. 1, Пикуленко М.М. Игра, как необходимая составляющая экологического образования. [Электронный ресурс].– URL: http://istina.msu.ru 
  2. Раппопорт А.В., Попова Л.В. Имитационная модель «Почвенное домино» в образовании студентов естественных факультетов // Государственное управление в XXI веке: традиции иинновации. Материалы 4-ой ежегодной межд. Конф. Ф-та государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (24-26 мая 2006 г.).– М., 2006. – Ч. 2. – С. 66-67.