Организация НИР

Ларионова Инна Евгеньевна

Организация научно-исследовательской  деятельности обучающихся в колледже как эффективное условие развития их творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Организация НИР58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация научно-исследовательской  деятельности обучающихся в колледже как эффективное условие развития их творческих способностей

Ларионова И.Е., методист

ГБПОУ КСУ №3 г.Москва

«Считайте несчастным тот день или тот

 час, в который Вы не усвоили ничего нового

 и ничего  не прибавили к своему образованию»

Я. Коменский

        Мечта «перевернуть» мир, стремление проникнуть в тайны окружающего мира, жажда открытия рождаются еще в детстве.  Взрослея, каждый из нас,  открывая для себя что-то новое, неизведанное, по-своему  принимал участие  в исследовательской деятельности.

        При поступлении в колледж, перед  вчерашними школьниками  открываются большие возможности исследовательского поиска   в различных областях науки, техники и культуры.

        Для того,  чтобы претворить планы и мечты обучающихся в жизнь, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности, необходимо правильно направить будущих выпускников на дорогу поиска открытий.

        Поэтому наш  инженерно-педагогический коллектив стремится к тому,

чтобы исследовательская деятельность обучающихся в колледже, стала одним из главных звеньев цепочки  процесса, обеспечивающего качественное образование Выпускника «с большой буквы».

        Проблема творческой самореализации личности обучаемых в условиях развития современного образования приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности обучающегося, стремящейся развиваться свободно, требует от педагогов постоянного поиска новых способов, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста.

        Научно-исследовательская деятельность обучающихся под руководством педагога нам видится зернышком, которое прорастая,  в итоге даст богатый урожай. То есть, освоив данный  вид деятельности, будущий выпускник смело может вступать в завтрашний день,  будучи уверенным в своем дальнейшем профессиональном росте.

          В  самом начале организации исследовательской (проектной) деятельности  в колледже не все  шло гладко. Некоторые педагоги восприняли «в штыки» призыв активизировать работу в этом направлении, так как чисто психологически не были готовы к  проведению исследовательской деятельности. Сказалось и отсутствие должного опыта. Первое время  исследовательская деятельность  носила эпизодический характер. Это связано в первую очередь с большой нагрузкой педагогов,  нехваткой времени для качественного выполнения поставленных задач,  нежеланием обучающихся тратить свободное время для работы над исследовательскими проектами,  а также их неумением работать с научной литературой,  не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи.         

        Обобщив имеющийся опыт работы  в колледже и, проанализировав результаты деятельности педагогического коллектива по организации исследовательской деятельности, методическая служба решила поделиться своим опытом.

             Начинать работу по организации исследовательско - творческой деятельности педагогов и обучающихся необходимо с создания условий для ее успешности.

        Прежде всего,  следует  провести мониторинг готовности педагогического коллектива и обучающихся к  исследовательской деятельности, который поможет   выявить психологическую готовность и наличие реального опыта ведения данной деятельности.

        Создание условий  приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, позволит привлечь их к результативному участию в мероприятиях разного уровня. 

      Если обучающиеся  занимают в учебном процессе пассивную роль, то  к концу 1-го курса начинают терять интерес к учебе.  Это приводит к тому, что будущий выпускник не обладает творческой инициативой, не умеет работать с учебной и научной литературой, не способен принимать самостоятельные решения, не проявляет лидерские качества, не имеет навыков работы в команде.

        Решить эту проблему можно за счет создания таких условий в обучении,  при   которых у обучаемого возникнет устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию.  Занимаясь исследовательской деятельностью, он сможет занять активную личностную позицию,   сформировать аналитические, организаторские и коммуникативные умения. А самое главное – в полной мере выразить свое Я,  показать свою индивидуальность, развить творческие способности, о наличии которых порой не подозревает сам обучающийся.

             И где как не в научно-исследовательской деятельности  под руководством педагога можно это сделать!

             Но  привлечение  обучающихся  к работе над исследовательскими проектами   является непростой задачей.  Как же решается эта проблема?

           Во-первых - приобщение  обучающихся к исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущего исследования  должен увидеть плюсы своего участия в данной деятельности. Кроме того, что обучающийся получит свободу выбора темы своего проекта, сможет раскрыть себя как творческую личность и достойно представить свое исследование по выбранной форме презентации, очень важным  стимулом для него явится и то, что разработка и защита проекта  позволит получить ему зачет-автомат и позволит пополнить свое портфолио.

             Во-вторых -  обучающимся  необходимо показать,  что новая для них деятельность направлена на достижение вполне определенных, понятных им целей, на решение конкретных задач, связанных с формированием профессиональных компетенций.

             В-третьих,  исследовательская деятельность должна восприниматься обучающимися  как  социально значимая.

         На наш взгляд в  нашем колледже созданы оптимальные условия для педагогов и обучающихся.

        Для обучающихся:

 - профессиональный состав педагогических кадров;

-  наличие оборудованных учебных кабинетов и лабораторий в колледже, позволяющих включить каждого педагога и обучающегося в активную научно-исследовательскую деятельность;

-  возможность использования лабораторий  на кондитерских предприятиях социальных партнеров Холдинга «Объединенные кондитеры» для проведения экспериментов;

- возможность использования методических материалов по дисциплинам из электронных ресурсов колледжа для подготовки исследовательских работ (проектов);

- пользование учебной и методической литературой в библиотеке колледжа;

- предоставление компьютерной и множительной техники для подготовки и представления результатов исследования;

 -  создание творческой атмосферы для работы;

-   учет результатов, полученных в процессе выполнения исследовательской  работы, при оценке знаний (зачеты-автоматы)  на различных этапах обучения;

-  представление лучших  исследовательских работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;

- материальное поощрение.

        Для педагогов:

-   постоянное повышение квалификации в учебных центрах города Москвы;

-  сотрудничество с социальными партнерами;

-  мотивация педагогов  на выполнение научно-исследовательской деятельности (результативность учитывается при прохождении  аттестации; выдвижение на соискание Гранта Москвы в сфере образования; благодарности и Почетные грамоты Департамента образования города Москвы и администрации колледжа);

-  материальное поощрение.

        Для успешной организации  исследовательской деятельности в колледже создано методическое обеспечение этого процесса, которое содержит:  

- Положение об организации  исследовательской  (проектной) деятельности  обучающихся  в колледже;

- Положение о творческой группе педагогов и обучающихся  «Я - исследователь»;

-  методические рекомендации обучающимся, участвующим в исследовательской (проектной) деятельности, содержащие:

- требования к содержанию и оформлению исследовательской работы (проекта);

- краткий словарь «проектных» терминов;

- алгоритм защиты исследовательской работы (проекта);        

 - методические рекомендации для преподавателей  по организации исследовательской (проектной) деятельности в колледже, отражающие:

-  формы работы, через которые будет осуществляться научно-исследовательская деятельность;

- этапы выполнения исследовательской работы (проекта);

-  требования, предъявляемые к организационной работе над проектом;

-  критерии оценки исследовательской (проектной) деятельности.

        Созданные условия позволили  в  2008/2009 учебном  году  создать в Колледже творческую группу педагогов «Я – исследователь»,  имеющих разный педагогический стаж  и некоторый опыт  исследовательской работы. Отрадно, что в группу вошли и совсем молодые  преподаватели – выпускники вузов. Увлеченные работой, полные новых идей – они внесли много интересного в развитие исследовательской деятельности колледжа.  Почему выбрано название  «Я - исследователь»? Потому что практически каждый педагог является исследователем,  экспериментатором, использующий в своей практике новые педагогические технологии. Как ученик, он постоянно задает себе вопросы и ищет на них ответы, находясь постоянно в поиске и реализации новых идей.

        Основное направление работы творческой группы педагогов – выявление и поддержка способных, талантливых и одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей. Научно-исследовательская деятельность позволяет увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования, где обучающийся сам выступит в роли исследователя, что придаст  ему гордость и самоуважение. Участие в данной деятельности поможет  каждому обучающемуся ощутить себя единомышленником в команде, почувствовать свою полезность.  

      Очень важно помнить, что только там, где педагоги  сами ведут активную научно-исследовательскую деятельность, где подготовлена почва для проведения исследований,  возможно привлечение обучающихся в эту область. Дело педагога – создать и поддержать  творческую атмосферу в этой работе.

     В прошедшем учебном году в научно-исследовательской работе приняли участие обучающиеся разных курсов и  специальностей. Нужно сказать, что не все они оказались способны к исследовательскому труду, тем не менее, педагоги - руководители исследовательских проектов поставили перед собой задачу – научить азам исследовательской деятельности в силу их индивидуальных способностей. Обучающиеся самостоятельно принимали решение -  войдут ли они в мини-группу или будут индивидуально работать над исследовательским проектом.  

      Основными формами  организации исследовательской деятельности в колледже являются:

- индивидуальная и групповая работа обучающихся по руководством преподавателя.

     Формами презентации выполненных работ являются:

- внутриколледжные конкурсы проектов обучающихся;

- студенческие научные  семинары и конференции;

- конкурсы профессионального мастерства;

- городские конкурсы проектов.

       Любая деятельность имеет свои этапы выполнения.  В методических рекомендациях по организации научно-исследовательской деятельности в колледже им отводится значительное место.  

       На первом - подготовительном этапе педагоги проводят опрос-диагностику для определения направленности, интересов, интеллектуальных способностей и творческого потенциала обучающихся.  Диагностика по определению глубины знаний  обучающихся, широты направленности их интересов идет через урочные и внеурочные  занятия.  Выяснив уровень подготовленности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, опираясь на их интересы,   педагоги-руководители исследовательских работ  помогают сформулировать темы исследований, составлять планы работы, выбирать  формы представления конечного результата.

        Очень важным моментом является выбор тематики исследовательских работ.  Он может быть самым   разнообразным, но необходимо делать акцент на связь с профессией и социальную  направленность.

      Второй этап выполнения исследовательской работы – организационный, в течение  которого ведется активная работа по сбору материала: подбор необходимой литературы, проведение опытов, посещение выставок и базовых предприятий, просмотр учебных фильмов и т.д.

      Во втором полугодии, когда решены эти вопросы, обучающиеся под руководством преподавателя приступают  к реализации проектов  и оформлению полученных результатов. Затем, согласно выбранной форме представления (презентация проекта), проводится репетиционно-консультативное занятие, своего рода предзащита  исследовательской работы. В конце учебного года на студенческой  научно-практической конференции представляются лучшие исследовательские работы.

        Завершающим этапом  организации  и проведения  исследовательской (проектной) деятельности  в колледже являются экспресс-опросы среди педагогов и обучающихся  с целью выяснения, что же  в итоге дало участие в данной  деятельности каждому члену творческой группы  «Я - исследователь».

         По результатам  экспресс-опросов можно сделать вывод, что исследовательская работа обучающихся:

-  прививает устойчивый интерес  к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе;

- углубляет знания  по избранной профессии, специальности;

- формирует аналитические и организаторские умения;

- развивает творческую инициативу, самостоятельность и ответственность;

- формирует коммуникативные  навыки и умения  работы в команде;

- формирует профессиональные компетенции и личностные качества.  

       

        Однако,  нужно помнить, что  в организации научно-исследовательской деятельности имеются свои трудности:  

-  работа в данном направлении не носит массовый характер;

 - не всегда качество выполненных работ отвечает требованиям, предъявляемым к  ним;

- не все  обучающиеся владеют такими понятиями как  «тема», «цель», «задачи»: в формулировке темы работы не присутствует конечный результат исследования, который предполагается достичь, решив поставленную задачу;

в определении цели не указываются  какие новые знания и практические навыки должны быть получены в результате исследования; в определении задач исследования нет четкой постановки: что дано, что найти.

         Практика нашей работы показала, что эти  трудности преодолимы, нужно только иметь желание для их преодоления.

         Хочется выразить надежду, что  наш опыт в организации и проведении исследовательской (проектной) деятельности будет полезен для тех педагогов-единомышленников, кто ежедневно ведет своих подопечных вверх по лестнице знаний.

        В завершении  хочется  отметить,   что исследовательская деятельность обучающихся – необходимое средство формирования профессионального облика специалиста  любого профиля. Главный результат исследовательской работы (проекта) – тот вклад, который она вносит в становление целостной и активной личности  будущего выпускника, повышение уровня его профессиональной готовности.  

        И совместный творческий союз педагогов и обучающихся – самый эффективный, проверенный практикой путь развития способностей, раскрытия талантов, воспитания самостоятельности, инициативы. Это – путь для постоянного самообразования в будущем. 

        Конечно, многое зависит от нас, педагогов, направляющих обучающихся на эту стезю. И, если наши выпускники займут в обществе достойное место, будем знать, что в этом есть и наша заслуга.

Используемая литература

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Дом учителя, 2000
  2. Методическая служба колледжей в условиях модернизации образования. – М.:ДОГМ, 2006
  3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /Под ред.Огневой Е.П.,  Кычкиной А.А., - Якутск: Изд-во ИПКРО, 2001
  4. Освоение новых педагогических технологий в профессиональном образовании. По материалам круглого стола «Педагогические технологии в профессиональном  образовании: опыт, проблемы, перспективы 17 мая. – М.:НП АПО, 2007
  5. Формирование моделей профессиональных образовательных программ в колледжах города Москвы: Сборник статей по материалам ГЭП. – М.: «Ориентир», 2009
  6. Интернет-сайты