Развитие образования и педагогической мысли в России в XVIII веке

Развитие образования и педагогической мысли в России в XVIII веке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема реферата: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ»

Оглавление

Глава 1. Развитие образования в России в XVIII веке…………………………

Глава 2. Развитие педагогической мысли в России в XVIII веке……………..

Глава 3. Развитие образования в период правления Петра I…………………..

Глава 4. Влияние изменений, произошедших в XVIII веке, на последующее развитие образования в России…………………………………………………..

Список литературных источников……………………………………….….

Глава 1. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Понимая значимость  образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России XVIII века было поставлено под  жёсткий контроль.

В XVIII веке произошли следующие изменения, связанные с образованием, наукой, педагогикой:

  • Начало складывания системы отечественных дворянских учебных заведений, главным образом военных;
  • Развитие системы профессионального образования;
  • Возникновение понятия специализации в обучении (благодаря Петру I);
  • Стремление государственной власти поставить науку  и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли и управленческой деятельности;
  • Создание навигацкой, пушкарской, госпитальной, приказной и других школ (1701 год);
  • Открытие 42 «цифирных школ» в разных городах России (к 1722 году);
  • Возникновение гарнизонных школ, дававших начальное военное, математическое и инженерное образование (1732 год);
  • Обязательное образование для детей всех сословий;
  • Учреждение Академии наук, создание университета и гимназии при ней (1725 год, Санкт-Петербург);
  • Открытие в 1755 году Московского университета, ставшего центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли (3 факультета – философский, юридический, медицинский; обучение – 7 лет);
  • Осуществление домашнего образования и воспитания дворянских детей гувернантками (частные уроки по разным предметам);
  • Раздельность образования и воспитания дворянских детей (мальчики получали образование в военных заведениях, девочки – в женских пансионах, гимназиях, институтах благородных девиц);
  • Открытие первых светских государственных школ;
  • Попытка создания государственных общеобразовательных школ;
  • Лишение возможности получать образование в государственных школах крепостным крестьянством;
  • Создание русской классической философии Ломоносовым М.В., создание русской грамматики, формирование литературного языка, обогащение лексики русского языка научными терминами;
  • Организация духовных школ для детей духовенства, создание особых школ для низших слоёв населения – например, цифирные училища преобразовывались в гарнизонные школы, где обучались солдатские дети;
  • Различие программ школ для разных сословий [2].


Глава 2. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ В XVIII веке

XVIII в. – это время становления научной педагогической мысли России и развития теоретического православного педагогического сознания.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I -  Прокопович Ф. и Татищев В.Н. Первый реформировал систему церковного образования, им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, а второй открывал горнозаводские школы на Урале. В своих трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека.

Ломоносов М.В. вёл непримиримую борьбу с теми реакционными учёными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «учёных россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы [2] .

И.И. Бецкой  многое сделал для  развития российского образования, и для развития педагогики. Он укоренил западно-европейскую педагогическую науку в России.  Большая заслуга И.И. Бецкого состоит и в том, что он заставил задуматься общество не только об обучении, но и воспитании подрастающего поколения.  В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения – воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать своих детей.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Новиков Н.И., который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народных школ.

Радищев А.И. выступал с критикой существующей системы образования, особенно таких её недостатков, как оторванность ребёнка от семьи в закрытых учебных заведениях, бюрократизм в образовании и т.д. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё отечество. Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело.  Он считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин. Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.

В этот период разрабатываются новые формы и методы обучения для всех школ. В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Янковича Ф.И.. Он многое сделал для введения в России классно-урочной системы. 

         Таким образом, в XVIII веке в России сформировалась идеология нового образования; в широком общественном сознании утвердилось понимание важности научного образования в судьбе государства и каждого человека; по существу, сложилась в определённой мере целостная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ и заканчивая университетами (Московским и Санкт-Петербургским) и Санкт-Петербургской академией наук. Сложилась система церковных школ: училища, семинарии, с 1755 г. Московская духовная академия. Вместе с тем, новое светское образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной, культуры, что вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей; расколу светского и духовного образования и как следствие – к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной областях [2] 

Глава 3. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА  I

Особый интерес вызывает у современной молодёжи знаменитый указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским недорослям, пока они не пройдут курс наук, не овладеют грамотой. Поговорка «Не хочу учиться, хочу жениться!» родом из петровской эпохи [1] .

Политика Петра I в области образования имела свои особенности и принесла следующие результаты:

  • Образование – сфера государственной политики, значимая для государства;
  • Приоритетная государственная задача – развитие светского типа мышления, грамотности;
  • Обязательное изучение детьми дворян иностранных языков и иных наук;
  • Развитие светского, ориентированного на Европу, образования;
  • Открытие государственных школ с целью подготовки образованных людей из семей купеческих, дворянских т верхушки посада;
  • Появление системы профессионального образования (основаны пушкарская, навигацкая, приказная, госпитальная и иные школы);
  • Предоставление уникальных возможностей для личностного роста каждому талантливому человеку из народа;
  • Активное развитие отечественной науки, внедрение русских изобретений;
  • Заметное развитие отечественной науки (организация крупных географических экспедиций, проведение важных работ по разведке полезных ископаемых, проведение астрономических наблюдений);
  • Издание  первой печатной газеты «Ведомости»;
  • Основание первой библиотеки (библиотека академии Наук) в 1714 году;
  • Открытие Петербургской Кунсткамеры – первого в России естественноисторического музея (1719 год);
  • Введение более совершенного и доступного для изучения гражданского шрифта российского языка;
  • Содержание образования: на первом месте – изучение математики и других наук, имевших применение в морском и военном деле, строительстве, промышленности и технике;
  • Положено начало развитию специального образования: морского, артиллерийского, инженерного, медицинского, горнозаводского;
  • Москва и Петербург – крупные центры школьного образования и научной мысли;
  • Открытие и содержание школ государством;
  • Использование зарубежного опыта при создании учебной литературы и разработке методов обучения [1] .

Глава 4. ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ В XVIII ВЕКЕ,  НА ПОСЛЕДУЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Петровские школы и Академия наук положили начало формированию в России людей, профессией которых стал умственный труд, культурная, просветительская и научная деятельность.

Реформы Петра I заложили основы современной школы, современного образования. Вместе с тем, реформы Петра несли в себе и целый ряд недостатков. Так форсированное развитие образования приводило к тому, что общество не успевало за ним. А потому, открыв школы, приходилось насильно набирать в них учеников, открыв Академию и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университета. Усиление государственности и крепостной зависимости привели к тому, что образование всё меньше становилось потребностью широких слоёв населения, а потому уровень грамотности в России в XVIII в. упал по сравнению с предшествующим веком. Вообще зависимость русского образования от государства была настолько сильна, что до середины XIX века русский человек связывал своё образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в. фактически была государственной службой). Казённый характер школы порождал и жёсткий характер отношений в школах, интернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений лишал детей семейного воспитания. К тому же, реформы Петра едва ли не до середины XIX в. исключали участие общественности в делах образования. Всё это определило то, что новое образование приживалось с большим трудом на русской почве. Примечательно, что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве, где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия. Конечно, надо иметь в виду, что всё это объясняется исторической ситуацией, в которой оказалась Россия, когда ей пришлось срочно догонять передовые страны Европы, а поэтому приходилось действовать сверху и быстро.

Список литературных источников

1. Запесоцкий, Ю. А. Петровские реформы как культурная Доминанта// Новая и новейшая история.  2007. - № 4. - С. 67-74.

2. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: Пособие для сдачи экзамена. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.