Развитие воспитания и обучения на Руси в Допетровскую эпоху

Развитие воспитания и обучения на Руси в Допетровскую эпоху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА РУСИ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ»

Оглавление

Глава 1. Образование и воспитание на Руси в допетровские времена..

1.1. Краткая характеристика образования и воспитания в допетровскую эпоху…………………………………………………………………….………..

1.2. Особенности образования и воспитания на Руси в Киевский период…………………………………………………………………………….

1.3. Особенности воспитания и образования на Руси в Московский период…………………………………………………….………………………

Глава 2. Значение допетровской эпохи для последующего развития обучения и воспитания…………………………………………………….……

Список литературных источников………………………………..…

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА РУСИ В ДОПЕТРОВСКИЕ ВРЕМЕНА

1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ДОПЕТРОВСКУЮ ЭПОХУ

Образование в допетровской Руси носило религиозный характер, оно было двух видов:

  • Церковно-религиозное образование (организованное в виде приходской школы). Эта форма образования была не очень распространена и не играла большой роли в удовлетворении образовательных потребностей населения, но она отвечала интересам господствующего социального института;
  • Семейное воспитание и образование (внецерковное, внешкольное) – исторически наиболее ранняя форма дополнительного образования, оно несло основную социальную функцию воспитания и для наиболее значительной массы населения выступало как основное.

От учителя требовали некоторого знания и образования, но не умения учить, т. е. педагогической подготовки. Потребности в создании особого, с надлежащей подготовкой, учительского сословия еще не чувствовалось, кто какой наукой владел, тот и мог её преподавать, руководствуясь практикой личного обучения и вдохновением. Учителей, которые занимались бы только учительством, ещё не было, учителями были члены белого и чёрного духовенства, священники, дьяконы, дьячки, архимандриты, иеромонахи и из светских лиц — мастера грамоты. Для духовных лиц педагогическая профессия была второй, добавочной к основной — духовной. Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях.

Преподавание математики было поставлено наиболее слабо  (только в семнадцатом веке появились учебники с арабскими цифрами). Естествоведческие знания были случайными и несистематическими. Развивалась практическая медицина, особенно фармацевтика. Очень высок был интерес к истории, но отсутствовала система в изображении хода русской истории.

Общее образование наших допетровских предков было настолько скудно, что не давало никаких основ для реального мировоззрения, для сколько-нибудь правильного понимания мира и его явлений. О природе, о растениях, о животных, об астрономических, физических и химических явлениях учителя почти ничего не говорили своим ученикам, так как сами о таких явлениях ничего толком не знали; но зато много твердили о Боге, ангелах, чудесах, злых духах, их действии на человека. Положительных сведений о мире не было, но о действии в нём божеской и демонической силы, о чудесном, таинственном, мистически страшном — об этом сообщения были очень обильные, и вера во всё сверхъестественное была самая твёрдая. Источниками исторических сведений служили старинные летописцы и хронографы. Вместо точного знания получались какие-то чудесные построения и невероятные, якобы фактические, сообщения [1].

Образованию ставилась воспитательная задача – душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию. Воспитательный идеал был ветхозаветный, суровый, исключавший самостоятельность и свободу детской личности, всецело подчинявший детей воле родительской, не хотевший даже знать и считаться с вполне естественными потребностями детей в игре, смехе и веселье. Страх детского неповиновения и своеволия проникал в педагогические наставления.

В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитании у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, как обеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитие детей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесные наказания, воспитывать строго, но и ласково.

В Древней Руси существовали различные формы воспитания и обучения. Например, «кормильство» - форма домашнего воспитания детей феодальной знати (X-XII вв.). В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью - кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. Кормилец был не только наставником-воспитателем (умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам), но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери (у родного дяди). Отец же ребёнка принимал на воспитание детей родной сестры. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками [2].

Позже появились школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте.

Главной образовательной целью на Руси, которая достигалась в процессе обучения грамоте, было воспитание православного христианина. Полученные знания оценивались тем, насколько они способствовали достижению этой цели обучения. Говоря современным языком, обучение на Руси всегда было, прежде всего, воспитывающим.

Таким образом, можно сказать, что система образования и воспитания в Русском государстве с X до XVIII в. – это целостное культурно-историческое явление. В истории педагогики и образования выделяется два периода:

  • Киевский (X-XIII вв.);
  • Московский (XIV-XVII вв.)

1.2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА РУСИ В КИЕВСКИЙ ПЕРИОД

Характеристика образования и воспитания на Руси в данный период:

  • Постепенное зарождение и развитие школьных форм обучения;
  • Элитарный характер школ «учения книжного» (частное обучение детей князей, бояр, дружинников), в которых первоначальными учителями были греки, болгары и русичи, приобщающие к книжной культуре;
  • Создание в XI в. под инициативой князя Ярослава Мудрого первой русской библиотеки в Киеве, содержащей переводы древнееврейских, сирийских, греческих и старославянских текстов);
  • Создание повышенной школы при дворе князя Ярослава (получение серьёзного образования многими деятелями культуры того времени);
  • Создание школ в крупнейших русских городах, женских училищ;
  • Проникновение грамоты во все слои населения;
  • Монастыри – культурные и образовательные центры (создание летописей, текстов нравственного и религиозного содержания, перепись рукописных книг, формирование библиотек);
  • Бережное и уважительное отношение к книге;
  • Отсутствие востребованности в большом количестве образованных людей из-за уровня развития государственных институтов, экономической и хозяйственной жизни);
  • Возникновение учебных заведений различных типов, представляющих начальную и среднюю ступени образования:

а) Начальная ступень образования:

- преобладание внешкольной формы образования в рамках семейного воспитания;

- выполнение различной домашней работы детьми ремесленников, земледельцев и посадских людей;

- отсутствие ограничений в обучении грамоте;

- обучение представителями низшего духовенства, мелкими чиновниками, грамотными людьми, служителями государственных учреждений (несформированность сословия профессиональных учителей);

- основная цель обучения – подготовка детей к самостоятельной работе с книгами Священного писания и церковным служебником;

б) Вторая ступень обучения – «учение книжное»:

- возникновение центров «книжного учения» по всей Руси  для образования княжичей и детей знати (XI- XIII вв.);

- тривиум (грамматика, риторика, диалектика (основы философии)) – в основе содержания «учения книжного»; овладение элементарной арифметической культурой;

  • Воспитание уважения к отечественной истории и традициям, любви к родной земле;
  • Способ воспитания – праведная жизнь;
  • Появление ряда рукописных сборников (переводные и оригинальные) с текстами и высказываниями педагогического содержания (XI–XII вв.);
  • Создание оригинальных учебных руководств;
  • Отсутствие связи между овладением книжной культурой, грамотностью и специальным обучением;
  • Передача профессиональных навыков вне грамотности;
  • Упадок форм обучения, уничтожение культурных и образовательных центров в монастырях и церквях к XIII в. (разгром русских княжеств, разрушение городов) [4].

1.3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ НА РУСИ В МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД

Характеристика образования и воспитания на Руси в данный период:

  • Значительное снижение уровня грамотности и образованности, уменьшение числа школ в начале XIV века;
  • Наличие препятствия развитию образования 9феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств);
  • Сохранение  до XIV–XVII вв. черт  системы воспитания и образования киевского периода;
  • Появление первых школ повышенного типа, ставших прообразом высшего образования в России;
  • Возникновение потребности в образованных людях (объединение русских земель вокруг Москвы, укрепление институтов власти и управления);
  • Упрощение процесса обучения грамоте XVI в. (использование бумаги для письма, упрощение написания – полууставное письмо);
  • Начало обучения грамоте ребёнка при достижении семи лет;
  • Отсутствие отличий обучения в содержательном плане во всех сословиях;
  • XIV–XVI вв.: обучение духовенства и светских лиц в монастырских школах;
  • Сохранение традиции переписывания книг сохранения религиозного и научного знания;
  • Организация училищ (начальных школ) при церквях;
  • Продолжение традиции обучения у «мастеров грамоты», увеличение их количества;
  • Формирование сословия профессиональных учителей из «мастеров грамоты» в XIV–XV вв.;
  • Открытие новых, подконтрольных государству училищ грамоты в конце XV – начале XVI в. из-за нехватки образованных людей (обучение мальчиков: чтение, письмо, закон Божий, церковное пение);
  • Трудоёмкость процесса овладения грамотой детьми и подростками (необходимость приспосабливаться к почерку рукописной книги, отсутствие интересе к содержанию церковных текстов);
  • Распространение книгопечатания;
  • Развитие «братских школ» на западных рубежах древнерусских земель, Правобережной и Западной Украине и Белоруссии в конце XVI – начале XVII в. (приобщение к книжной культуре, обогащаемое опытом развития школьного дела в Западной Европе, чёткая организация учебного процесса – 4 часа в день, обязательные домашние задания и их регулярная проверка, доступность для выходцев из различных слоёв, зарождение основ классно-урочной системы);
  • Попытки создания высшей школы в XVII веке;
  • Невозможность обучения за границей;
  • Основание киевским митрополитом Петром Могилой в 1632 году учебного заведения повышенного типа (Киево-Могилянская коллегия);
  • Развитие светских идей в образовании во второй половине XVII века, теснящих монополию церкви;
  • Открытие в Москве в 1660-х годах школы повышенного типа для подготовки особо доверенных чиновников царской канцелярии (изучение языка международной дипломатии – латинского);
  • Открытие в России в 1687 году первого собственного высшего заведения – Эллино-греческой (славяно-греко-латинской – впоследствии) академии, ориентированной на программу европейских университетов (подготовка духовенства, учащихся медико-хирургических школ);
  • Размытость границ между высшими и средними школами в России в XVI–XVII веках (всё зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения);
  • Сильное влияние христианства на всю сферу образования и семейного воспитания до XVII века;
  • «Домострой» – памятник древнерусской культуры, быта и образования XV–XVII веков, главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей (воспитание в страхе Божьем, соблюдение церковных обрядов, суровой дисциплины, внимательное и заботливое отношение к детям);
  • Использование на начальном этапе обучения в качестве учебной литературы богослужебных книг (например, Часовник, Псалтырь);
  • Появление в XVII в. печатных букварей и азбук (дидактический материал и отрывки нравственного содержания);
  • Оформление нового вида учебной литературы – азбуковников (свод правил поведения учащихся, нравственных поучений, методических указаний учителям);
  • Появление в XVII веке учебников по обучению математике («Цифирная счётная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмацкого);
  • Создание учебной литературы самими учителями [4].

ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ДОПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом, церкви тем, что оно получало знания. Церковь открывала перспективу беспредельного углубления знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.

Можно выделить  несколько моментов, важных для развития российского образования и воспитания:

  • Образованность стала престижным фактором и приобрела определённую общественную ценность, резко стало расти число грамотных людей;
  • Русская знать стала приглашать в свои дома иностранных учителей направлять своих детей для обучения на Украину и в Польшу;
  • Развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков;
  • Стали переводиться на русский язык сложные произведения (например, «»Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина);
  • Остались и по сей день востребованными такие биологические термины тех времён, как, например, «прививка», «черешок».

Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования были введены при Петре I. Допетровская Русь оценивала человека по принадлежности к определённому сословию, при Петре I впервые стали значимы личные достижения и заслуги перед Отечеством [3] .

Русские исследователи прошлого века, занимавшиеся вопросами школ и просвещения на Руси в допетровскую эпоху, почти единодушно дают весьма пессимистическую оценку состояния образования в нашей стране в тот период. Г. Миркович, например, делает категорический вывод, что русское просвещение в патриарший период, по крайней мере в его первую половину, находилось в плачевном состоянии. Основание для таких выводов давала скудость исторических материалов, касающихся деятельности школ, а также свидетельства иностранцев, посещавших нашу страну и сравнивавших уровень ее образования с западным. Маржерет, бывший в России в 1600 — 1606 годах, писал: «Русский народ не знает ни школ, ни университетов. Один священник наставляет юношество чтению и письму, чем немногие впрочем занимаются».

Список литературных источников

1. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. - СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

2.   Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 637 с.

3. Егоров Р. Воспитание и образование на Руси в допетровские времена. http://go2phystech.ru/vospitanie-i-obrazovanie-na-rusi-v-dopetrovskie-vremena

4. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.