НОД "Дорогою добра " (старшая группа)

Чухнина Анастасия Яковлевна
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, но и обязательно, достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену чувств», поскольку еще не могут управлять своими чувствами и эмоциями, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому своей главной задачей я считаю обеспечение эмоционального комфорта и обучение общению. Учитывая это я считаю, что смогу воспитать детей доброжелательными, терпимыми к окружающим. Работая в детском саду, общаясь с детьми, я сделала вывод: успех работы зависит не только от методов и приемов, используемых на занятиях, но и от повседневного настроя педагога, умения устанавливать контакт с детьми, понимать их настроение. Я использую разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей в игре, на занятиях, и на прогулке. Детям предлагаю подумать, как поступить правильно в данной ситуации. Всегда стремлюсь поддерживать в детях чувство общности, желание сотрудничать. Учу понимать из-за чего возникают конфликты и вскрывать их причины, тем самым развиваю у детей социальную восприимчивость. В своей работе я стараюсь объединять содержание занятий с повседневным опытом детей, искать новые формы для закрепления материала. Одно из таких игровых занятий я предлагаю вашему вниманию. Данный материал позволяет воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, формировать представление о добре, доброте, взаимовыручке, взаимоподдержке, смелости. Воспитывать отрицательное отношение к злости, злу, хитрости, унынию, учить правильно оценивать и осмысливать ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Дорогою добра»

Цель: Дать детям возможность глубже осознать, что такое доброта, вызвать желание быть добрыми, совершать добрые поступки.

Задачи:

  1. Образовательные
  1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «доброта», «зло»
  2. Добиваться усвоения детьми умений оценивать поступки свои, героев художественной литературы, объяснять свои суждения.
  1. Развивающие
  1. Развивать умение взаимодействовать друг с другом, сплоченность, мыслительную активность, культуру речи
  2. Развивать чувство самоценности и ценности других
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать культуру общения, доброжелательные взаимоотношения
  2. Способствовать сближению детей, принятию детьми друг друга, желание воспитывать в себе положительные качества личности.

Оборудование:

  1. Фонограмма песни «Если добрый ты» Музыка: Пляцковского М., Слова: Савельева Б.
  2. Фонограмма песни «Дорогою добра» Слова Ю. Энтина, Музыка М. Минкова.
  3. Фонограмма звуков природы (гроза, дождь).
  4. Классические мелодии Э. Григ «Пещера горного короля».
  5. Классическая мелодия П.И. Чайковский «Вальс цветов».
  6. Пять демонстрационных пиктограмм (злость, удивление, грусть, радость, спокойствие).
  7. Набор «Строитель» (для постройки замка).
  8. Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка» и «Девочка и лиса».
  9. Конверт.
  10. Цветок из картона (В середине пиктограмма радости).
  11. Цветы из картона по количеству детей.
  12. Обручи (5-6 штук).
  13. Изображения солнышка и тучки из картона по количеству детей.
  14. Клубок ниток.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказок «Заюшкина избушка» и «Девочка и лиса».
  2. Анализ поступков героев художественной литературы.
  3. Ознакомление детей с пословицами о доброте.

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «Если добрый ты».

Воспитатель здоровается с детьми. Читает стихотворение Э. Костиной «Доброе утро». Доброе утро всем, кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся,

Глазки откройте и посмотрите:

Мы всех вас любим, и вы любите!

Воспитатель задает вопросы детям и выслушивает их ответы.

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Ребята, какое сейчас у вас настроение?

Хорошее, радостное, веселое, доброе...

- Ребята, как вы считаете, для чего нам нужно хорошее настроение?

Чтобы вместе играть

Чтобы было приятно разговаривать

Чтобы не было скучно...

-А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным...

Воспитатель:

- Да, ребята, каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и конечно всех любить. Добрый человек должен делать добрые дела, совершать добрые поступки.         Воспитатель задает вопросы детям и выслушивает их ответы.

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Ребята, а всегда ли мы с вами поступаем по-доброму?

Нет

- Давайте вспомним, какими мы бываем когда у нас плохое настроение?

Грустными, злыми, сердитыми, угрюмыми, драчливыми, скучными...

- А что нам может испортить настроение?

Страх, злоба, обида.

Когда что-то не получается...

- А нужно ли бороться с этими качествами?

Да.

Воспитатель:

- Я хочу вам предложить вам такой способ. У меня есть волшебный клубочек, он-то и поможет нам стать добрее. Предлагаю вспомнить добрые слова и передавая клубочек друг другу их произносить.

Дети выполняют упражнение «Клубочек».

Воспитатель:

- Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом. Но несмотря на то, что мы старались говорить друг другу только добрые слова, совершать правильные поступки, есть в нашем мире царство «Злости», которым управляет злая колдунья Злора. Именно она и ее помощники пытаются сделать наше сердце каменным, ледяным, посылая нам страх, обиду, безразличие, усталость, плохое настроение. А вот и ее замок.

Воспитатель обращает внимание детей на замок из кубиков.

Воспитатель:

  • Ребята, а как вы считаете, как выглядит злость?

Воспитатель демонстрирует 5 пиктограмм, предлагая выбрать нужную, и просит обосновать свой выбор.

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Почему вы решили, что это злость?

Глаза открыты, брови сдвинуты вместе, уголки рта опущены вниз.

Воспитатель:

- Все верно, это и есть портрет Злоры.

Воспитатель задает вопросы детям и выслушивает их ответы.

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Мы можем позволить Злоре взять власть над нами?

Нет

- Что надо сделать чтобы Злора не получила над нами власти?

Надо быть добрыми, делать добрые поступки. Разрушить замок Злоры. Уничтожить Злору.

Воспитатель:

  • Верно. Надо разрушить замок и тем самым победить Здору. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Но это сделать непросто. Ведь Злора приготовила нам неприятные сюрпризы. И нам предстоит выдержать немало испытаний. Сможем ли мы победить Злору.

Дети отвечают:

-Да.

Воспитатель:

  • Чтобы победить Злору мы должны будем друг другу помогать.

Звучит музыка Э. Грига «Пещера горного короля»

Воспитатель задает вопросы детям и выслушивает их ответы.

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- А вот кажется, и начинаются проделки Злоры. Ребята, что вы чувствуете когда вы слышите такую музыку?

Страх, злость, грусть.

Неприятно нам слышать такую музыку.

Воспитатель:

  • Не расстраивайтесь. Я знаю что надо сделать. Нужно срочно вырастить цветы добра - нежные, яркие, красивые.

Музыка меняется. Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Дети изображают цветы вместе с воспитателем, как они растут, раскрывают свои лепестки. Когда цветы вырастают, воспитатель раздает детям цветы из картона. Дети любуются цветами, танцуют в такт музыке и кладут эти цветы на пол.

Воспитатель:

  • Одно испытание мы с вами преодолели.

Звучит гром и звуки дождя.

Воспитатель:

  • Это опять проделки Злоры. Над нами собрались тучи. Они не простые, а клеевые. Вот пошел клеевой дождь и мы склеились.

Воспитатель объединяет обручами по 2-3 ребенка.

Воспитатель:

  • Пора в путь. Будьте внимательны, не наступите на цветы, чтобы добра на земле было больше.

Дети преодолевают препятствия в обручах.

Воспитатель:

  • Вот мы и справились с трудностью.

Воспитатель снимает обручи, указывая на то, что клей высох. Обращает внимание детей на конверт.

Воспитатель:

  • Ребята, это новая ловушка. Чары Злоры будут слабее, если мы отгадаем из каких сказок эти иллюстрации.

Показывает иллюстрации сказок «Заюшкина избушка» и «Девочка и лиса».

Дети рассматривают иллюстрации, называют сказки.

Воспитатель задает вопросы детям и выслушивает их ответы.

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Ребята! А какая лиса в сказке «Заюшкина избушка»?

Злая, хитрая, плохая...

- Какая лиса в сказке «Девочка и лиса»?

Добрая, помощница, хорошая...

- Какой лисой хотели бы вы быть?

Доброй, как в сказке «Девочка и лиса»

- А почему?

Злую лису выгнали, а добрую наградили, угостили, накормили.

Воспитатель:

- Замок Злоры надежный, прочный и крепкий, но если мы хотим победить её, то для этого нужно вспомнить пословицы о доброте. Тогда чары Злоры ослабнут и победит добро и доброта

Вопрос воспитателя

Предполагаемые ответы детей

- Назовите пословицы о доброте которые вы знаете.

Добро творить - себя веселить.

Учись доброму, так и худое на ум не пойдёт.

Не важно лицо какое, было бы сердце золотое. Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слово доходит до сердца.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добрый человек добру и учит.

Воспитатель:

  • Ребята! А какие добрые дела вы сегодня совершили?

Дети называют.

Воспитатель читает стихотворение:

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Замок рушится.

Воспитатель:

  • Посмотрите, чары Злоры ослабли и замок разрушился, а на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы и любви.

Показывает на цветок добра «растущий» на месте замка Злоры (в центре пиктограмма радости).

Воспитатель:

  • Действительно, Добро всегда побеждает Зло.

Звучит песня «Дорогою добра».

Воспитатель:

  • Вам понравилось быть добрыми? Если вы хотите и дальше стараться быть добрыми, внимательными друг к другу, совершать добрые поступки, делать добрые дела, то возьмите изображения «Солнышка», если нет - изображение «Тучки».


 

Комментарии

Толстых Марина Владиславовна

Тема НОД очень актуальна,обязательно воспользуюсь некоторыми аспектами данного НОД.