Проблемы среднего профессионального образования РФ: как убедить выпускников работать по специальности?

Описание сложившейся ситуации и примерного решения проблемы, указанной в заголовке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_osenniy_marafon_esse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы среднего профессионального образования РФ: как убедить выпускников работать по специальности?

Можаев Антон Викторович,

к.и.н., преподаватель права,

правового обеспечения

профессиональной деятельности

Государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

города Москвы

«Колледж малого бизнеса № 48»

С учетом сложной внешнеполитической обстановки, в России активно развивается внутренний туризм, что определяет развитие сферы гостиничного бизнеса и в итоге приводит к необходимости увеличения числа лиц, в своей трудовой деятельности могущих профессионально замещать должности персонала гостиничных предприятий и туристских организаций. Вместе с тем, в процессе преподавания различных предметов по соответствующим специальностям приходится сталкиваться с ситуациями, когда студенты в большей степени заботятся о получении хороших и отличных оценок по изучаемым в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта предметам, нежели об усвоении предлагаемых знаний с последующим их применением в рамках работы по избранной специальности. Попробуем разобраться, что является причиной такой ситуации.

Как таковая система среднего профессионального образования (далее – СПО) в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к российским образовательным системам в целом:

1. Обеспечить предоставление всем желающим получение знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными характеристиками таких лиц, а также с выбором определенной профессии/специальности.

2. Осуществлять образовательную деятельность с использованием соответствующих нормативов.

3. Оценивать уровень освоенности получаемых знаний, умений и навыков путем использования оценочной (как правило, балльной) системы, а также указаний на освоение определенного количества зачетных единиц или академических часов.

Вместе с тем система СПО имеет одну характерную особенность, выгодно отличающую ее от иных образовательных систем. В отличие от системы высшего образования, выпускник которой должен некоторое время с момента начала работы осваивать современные технологии, переходя от теории к практике, выпускник системы СПО готов сразу же после трудоустройства включиться в работу наравне с действующими отраслевыми специалистами. Так задумывалась система СПО при ее основании в 1920-х гг., и таким образом она продолжает функционировать и в настоящее время.

С этой целью в системе СПО достаточно серьезно развит компонент производственного обучения, в ходе которого студенты самостоятельно работают с механизмами, компьютерными программами и иными видами технических средств, используемых в процессе осуществления трудовой деятельности по избранной профессии/специальности. С установленной нормативными актами периодичностью осуществляется обновление содержания соответствующих рабочих программ, а в ряде случаев – и технических средств обучения.

Однако, несмотря на все эти плюсы системы СПО, указанная выше проблема существует. Что же следует сделать для ее решения? Автор считает, что в процессе планирования образовательного процесса следует в первую очередь учитывать человеческий фактор.

Считается, что основной вопрос, ответ на который позволит решить данную проблему – «как заинтересовать студентов в процессе обучения?». Предполагается, что студенты, заинтересовавшись процессом обучения, захотят приобретать требуемые для работы по окончании колледжа знания, умения и навыки. Однако мы видим, что интерес к процессу обучения не равносилен интересу к работе по избранной профессии/специальности. Преподаватели, стремясь заинтересовать студентов в процессе обучения, привлечь их к активной учебе, используют для этого в первую очередь оценочные средства – по принципу «отличные оценки за отличные знания». Соответственно, студенты (как правило, вчерашние школьники) и стремятся получить отличные оценки, не имея желания при этом вникать во все тонкости тестовых вопросов, заданий, деловых ситуаций, предложенных им для решения.

В настоящее время основой обучения в системе СПО является системно-деятельностный подход, смысл которого – научить студентов учиться, самостоятельно получать знания и применять их в процессе последующей работы. В рамках указанного подхода от преподавателей требуется готовить материалы для теоретических и практических заданий таким образом, чтобы они содержали как можно больше сведений о применимости полученных знаний в процессе работы по избранной профессии/специальности.

Вместе с тем и этот подход не спасает положения, поскольку преподаватели при подготовке таких материалов чаще всего обращаются к учебникам и иной литературе, которая во многих случаях не отражает действующей практики работы в индустрии гостеприимства. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н) прямо требует наличие (или получение после трудоустройства) педагогического образования у лиц, осуществляющих преподавательские функции в СПО. Даже если нынешние педагоги СПО когда-то и работали в сфере гостеприимства, в настоящее время им приходится осваивать новую специальность – преподавательскую. А это приводит к формированию качественно иных знаний, умений и навыков уже у самих преподавателей.

Вместе с тем действующий Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целом направлен на расширение взаимодействия образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и иных юридических лиц, особенно в случае, когда желательно привлечение специалистов из отраслей народного хозяйства, куда после выпуска пойдут работать вчерашние студенты. Часть 1 ст. 15 названного выше закона гласит: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать… иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой». Таким образом, колледжам прямо предоставляется возможность разработать образовательную программу с учетом интересов прямых работодателей.

Но это еще не все. Ранее автор упоминал о человеческом факторе. Поскольку это очень многозначный термин, то под ним для целей данной работы автор предлагает понимать «влияние, оказываемое преподавателем на студентов, в первую очередь в смысле подтверждения правильности выбора профессии/специальности». В рамках подготовки образовательной программы по сетевой форме возможно принять на работу на время освоения этой программы специалистов в соответствующей области, при этом их отбор по признакам успешности и профессионализма может осуществляться непосредственным руководством таких специалистов. Такой преподаватель своим примером сможет в полной мере мотивировать студентов на дальнейшую работу по изначально избранной ими профессии/специальности. В этой связи хотелось бы предложить лицам, ответственным за осуществление методической помощи в отношении колледжей города Москвы, согласовать с руководством в рамках оказания методической помощи образовательным организациям СПО критерий участия специалистов профильных для колледжей сфер деятельности в педагогическом процессе в соответствующих колледжах.

В таком подходе автору и видится решение проблемы.