СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Соломенцева Елена Николаевна

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА ?

Слайд 2

Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества. Задачи: обобщить основные причины заболеваний педагога; выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ? «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…»

Слайд 4

ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ: Здоровье 100% = 10% медицина + 20% наследственность + 20% окружающая среда +50% образ жизни.

Слайд 5

Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Слайд 6

во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье -разрушающая; во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику.

Слайд 7

Печальная статистика 54% педагогов имеют нарушения массы тела 70% нарушения опорно-двигательного аппарата нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: - после 10-ти лет работы более 35% педагогов; - после 15-ти лет стажа – 40%; - после 20-ти лет - более 50 % педагогов.

Слайд 8

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания: сердечно-сосудистые; желудочно-кишечные; нарушения опорно-двигательного аппарата; болезни крови; нарушение функции щитовидной железы .

Слайд 9

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония). К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся: миопия (близорукость); ларингит; синдром хронической усталости; гиподинамия; остеохондроз.

Слайд 10

Причинами заболеваний являются: отсутствие стабильного режима труда и отдыха; снижение двигательной активности; эмоциональная перенапряженность; большая учебная нагрузка.

Слайд 11

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый педагог, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса: Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни? Зачем я родился? Что я должен совершить? Зачем мне быть здоровым? Быть здоровым - это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Слайд 12

не осознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории; неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем; незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!

Слайд 13

Психические причины разрушения здоровья педагога : неумение противостоять стрессам; отсутствие навыка управления своими эмоциями; частое превышение своих психических возможностей; неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.

Слайд 14

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей: чтобы не болеть; чтобы принимать правильные решения. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Слайд 15

Здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Слайд 16

Здоровьесоздающие эмоции: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Слайд 17

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять: лечебно-оздоровительные упражнения: упражнения для позвоночника упражнения для осанки упражнения для шейного отдела позвоночника следить за своим физическим здоровьем: полноценное питание достаточный сон соблюдение правил личной гигиены режим труда и отдыха занятия спортом

Слайд 18

соблюдать психоэмоциональное равновесие: позитивно мыслить быть оптимистом управлять эмоциями доброжелательно относиться к людям любить себя

Слайд 19

А сами педагоги: 86 % не занимаются физической зарядкой более трех раз в неделю: 87% не ложатся спать в одно и то же время; 62% спят менее 7-8 часов в сутки; 78% принимают лекарства без назначения врача; 45,7% стараются, но не получается; 32% не уделяют внимания своему здоровью, лишь 13% уделяют целенаправленное внимание своему здоровью.

Слайд 20

Наши рекомендации: Начинайте каждый день с чувства радости. Поддерживайте это состояние в течение дня. Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти. Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы. Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам. Питайтесь регулярно и разнообразно. Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.

Слайд 21

Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов. Не переедайте на ночь. Спите не менее 8-ми часов в сутки. Занимайтесь физическими упражнениями. Старайтесь больше бывать на свежем воздухе. Любите свою душу и тело. Старайтесь окружить их комфортом.

Слайд 22

Успехов вам в вашей благородной профессиональной деятельности и на нелегком пути сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих близких.

Слайд 23

Не надейся на Бога И не верь чудесам, Есть одна лишь подмога: Помоги себе сам.

Слайд 24

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальнаяшкола-интернатс.Ериловка»

Семинар-практикум для педагогов

«Формула здоровья педагога»

Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева

Март 2017 год

Цель семинара-практикума: формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье.

Задачи: мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать благоприятный психологический климат в коллективе.

Продолжительность: 60 мин.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход семинара-практикума:

1. Ритуал приветствия «Волшебное слово»

Цели: настрой на работу, обозначение главной темы семинара-практикума.

Инструкция ведущего: «В нашей жизни есть слова, над смыслом которых ввиду частого их употребления мы уже не задумываемся. Произносим их автоматически, по инерции, иногда даже искажая. Одним из таких слов является "здравствуйте" Скажите, как вы понимаете это слово?. Какой посыл, какую энергию оно несет. Подумайте, какие образы у вас возникают, когда вы говорите это слово другим людям?. Представьте, что, произнося его, вы как бы открываете невидимый канал, по которому передаете другому человеку особую энергию. Что она несет?.

Удержите этот образ в своем воображении. А теперь давайте возьмемся за руки и с поклоном скажем друг другу "Здравствуйте!" ... Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией».

2. Правила работы на семинаре:

Инструкция ведущего: Вы уже поняли, что главная тема нашей встречи - здоровье. Подумайте и скажите, что необходимо человеку, чтобы чувствовать себя хорошо не только физически, но и психологически, наполненным энергией, уверенным в том, что способен свернуть горы, преодолеть все препятствия?. Определите это словосочетанием.

Примечание. Все высказывания записываются на доске. На их основе далее вырабатываются правила работы на семинаре-практикуме, например:

Получать удовольствие'

Позволить себе быть свободным'

Избегать оценок и суждений'

Чувствовать свои собственные ощущения!

Во всем искать и находить позитив'

З. Упражнение «Собери целое»

Цель: активизация на работу.

Инструкция. Работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про здоровье. Задача - собрать части высказываний в единое целое и пояснить смысл высказывания.

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л.Н. Толстой)

«Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства». (Эпиктет)

«Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». (В.В. Маяковский)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)

«Гимнастика удлиняет молодость человека». (Д. Локк)

«Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым». (У.Пенн)

«Здоровый дух В здоровом теле - вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире». (Д. Локк)

4. «В здоровом теле –дух здоровый»- мы повторяем это снова, однако следовать завету мешает нам и то, и это…

Глубоко ошибается тот, кто считает, что о своем здоровье должны заботиться только люди старшего возраста. И в молодости человек должен беречь свое здоровье. Иначе старость он встретит далеко не в лучшей форме. А как же вы относитесь к своему здоровью? Узнать это вам поможет тест на здоровый образ жизни.

Чтобы узнать результат, выберите один из трех вариантов.

Тест:

Как известно, нормальный режим питания- это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин. А какой режим питания у вас:

а) именно такой, к тому же вы идите много овощей и фруктов;

б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

в) Вы вообще не придерживаетесь ни какого режима?

2. Курите ли вы:

      а) нет;

     б) да, но лишь одну-две сигареты в день;

    в) курите по целой пачке в день?

3.Употребляете ли вы спиртное:

   а) нет;

   б) иногда выпиваете с приятелями дома;

   в) вы пьете часто, бывает, что и без повода, среди бела дня?

4.Пьете ли вы кофе:

а) очень редко;

б) пьете один или два раза в день;

в) не можете обойтись без кофе, пьете его очень много?

5.Регулярно ли вы делаете зарядку:

а) да, для вас это необходимо;

б) хотели бы, но не всегда удается себя заставить;

в) нет, не делаете?

6.Вам доставляет удовольствие ваша работа:

а) да, идёте на работу обычно с удовольствием;

б) работа вас, в общем-то устраивает;

в) вы работаете без особой охоты?

7.Принимаете ли вы какие- нибудь лекарства:

а) нет;

б) только при острой необходимости;

в) да, принимаете, почти каждый день?

8.Страдаете ли вы от какого- нибудь хронического заболевания:

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да?

9.Используете ли вы хотя бы один выходной день для какой- нибудь физической работы, туризма, занятий спортом:

а) да, иногда и оба дня;

б) да, но только когда есть возможность;

в) нет, вы предпочитаете заниматься домашним хозяйством?

10.Удачен ли ваш брак:

а) да;

б) не особенно;

в) неудачен?

11. Удовлетворяет ли вас ваша интимная жизнь:

а) да;

б) не совсем;

в) нет?

12. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск:

а) активно, занимаясь спортом;

б) в приятной, веселой компании;

в) для меня это проблема?

13.Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас на работе или дома:

а) нет;

б) есть, но вы стараетесь на реагировать на это;

в) да?

14. Есть ли у вас чувство юмора:

а) ваши близкие говорят, что есть;

б) вы цените людей, у которых оно есть, и вам приятно их общество;

в) нет?

А теперь давайте посчитаем баллы:

За каждый вариант ответа «а»- 4 балла;

За каждый вариант ответа «б»-2 балла;

За каждый вариант ответа «в»-0 баллов;

Результат:

Сумма от 38 до 56 баллов. У вас есть все шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-нибудь. У вас хорошее самочувствие. Если вы и дальше будете вести здоровый образ жизни. То сохраните энергичность, активность до глубокой старости…  Будьте только внимательны при переходе улиц!

Но подумайте, не слишком ли много сил вы тратите на поддержание себя в спортивной форме? Не лишаете ли вы при этом себя некоторых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими ,без них жизнь может показаться вам слишком пресной. А радость- это тоже здоровье!

От 19 до 37 баллов. Чашка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У вас не только хорошее здоровье, но и часто хорошее настроение. Вы, вероятно, часто встречаетесь со своими друзьями. Вы не откажитесь и от удовольствий, которые делают вашу жизнь разнообразнее.

От 0 до 18 баллов. Ваше здоровье зависит прежде всего от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье или эти жалобы не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства; если вы не бегаете по врачам, то это заслуга вашего здорового организма, но так не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно от сигарет и спиртного, упорядочите режим дня.

Какой бы результат у вас не получился, можно сделать вывод о том, что заботиться о своем здоровье необходимо каждому человеку!

5. Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1совет: Разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

Я предлагаю вам потренировать наш мозг, и отгадать загадки на внимание:

Росли 5 берёз. На каждой берёзе по 5 больших веток. На каждой ветке по 5 маленьких веток. На каждой маленькой ветке по 5 яблок. Сколько всего яблок?

Подумайте и скажите, что помогает выжить белым медведям в пустыне, где нет воды?

На каких деревьях вьют свои гнёзда страусы?

На столе лежит 2 яблока и 4 груши. Сколько всего овощей лежит на столе?

Пошли две девочки в лес за грибами, а на встречу 2 мальчика. Сколько всего детей идет в лес?

У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зёрнышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажите, сколько лет было девочке, у которой была кошка?

Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить стоя на одной ноге?

Лежали конфетки в кучке. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой взяли конфет по штучке, и не стало этой кучки. Сколько конфет было в кучке? (3)

2 совет. Работа - важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет вам выглядеть моложе. (открытое голосование «Плюсы и минусы работы педагога»)

3 совет. Не ешьте слишком много, меню должно соответствовать возрасту- это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало. Периодически балуйте себя и иногда позволяйте себе вкусненькое. Мы хотим порадовать вас и угостить вкусненьким. (конфетка в подарок)

4 совет. Чаще двигайтесь. Учёными доказано, что даже 8 минут занятий спортом в день продлевают жизнь. Я предлагаю вам немного подвигаться. (динамическая пауза)

5 совет. Дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблён.

6 совет. Не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить. (Упражнение «Выход гнева»- написать на листе, что вас огорчает, затем мелко порвать или сжечь)

7 совет. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Существует определённый закон труда: людям, занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные . Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

8 совет. Такое понятие, как распорядок дня все реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет не маловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна и еды.  

6. Коллаж «Условия эмоционального комфорта.

Материалы: фотографии, вырезки из журналов, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, цветные карандаши.

Инструкция Участники делятся на две группы. Задача первой группы - создать коллаж, рассказывающий об условиях эмоционального комфорта педагога на работе. Задача второй группы - та же, но касающаяся дома, семьи. По окончании работы проходит защита проектов.

7. Подведение итогов

Инструкция Участникам раздаются вырезанные из цветной бумаги цветы и бутоны. Задача - на лепестках цветов написать, что нового узнали на семинаре, какие открытия были сделаны, возможно - какие положительные эмоции и мысли появились. На бутонах здоровья лично вы вывели для себя?».

8. Ритуал прощания «Волшебная шкатулка»Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.

Тест:

  1. Как известно, нормальный режим питания- это плотный завтрак, обед из трех блюд и скромный ужин. А какой режим питания у вас:

а) именно такой, к тому же вы идите много овощей и фруктов;

б) иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;

в) Вы вообще не придерживаетесь ни какого режима?

2. Курите ли вы:

      а) нет;

     б) да, но лишь одну-две сигареты в день;

    в) курите по целой пачке в день?

3.Употребляете ли вы спиртное:

   а) нет;

   б) иногда выпиваете с приятелями дома;

   в) вы пьете часто, бывает, что и без повода, среди бела дня?

4.Пьете ли вы кофе:

а) очень редко;

б) пьете один или два раза в день;

в) не можете обойтись без кофе, пьете его очень много?

5.Регулярно ли вы делаете зарядку:

а) да, для вас это необходимо;

б) хотели бы, но не всегда удается себя заставить;

в) нет, не делаете?

6.Вам доставляет удовольствие ваша работа:

а) да, идёте на работу обычно с удовольствием;

б) работа вас, в общем-то устраивает;

в) вы работаете без особой охоты?

7.Принимаете ли вы какие- нибудь лекарства:

а) нет;

б) только при острой необходимости;

в) да, принимаете, почти каждый день?

8.Страдаете ли вы от какого- нибудь хронического заболевания:

а) нет;

б) затрудняюсь ответить;

в) да?

9.Используете ли вы хотя бы один выходной день для какой- нибудь физической работы, туризма, занятий спортом:

а) да, иногда и оба дня;

б) да, но только когда есть возможность;

в) нет, вы предпочитаете заниматься домашним хозяйством?

10.Удачен ли ваш брак:

а) да;

б) не особенно;

в) неудачен?

11. Удовлетворяет ли вас ваша интимная жизнь:

а) да;

б) не совсем;

в) нет?

12. Как вы предпочитаете проводить свой отпуск:

а) активно, занимаясь спортом;

б) в приятной, веселой компании;

в) для меня это проблема?

13.Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас на работе или дома:

а) нет;

б) есть, но вы стараетесь на реагировать на это;

в) да?

14. Есть ли у вас чувство юмора:

а) ваши близкие говорят, что есть;

б) вы цените людей, у которых оно есть, и вам приятно их общество;

в) нет?

А теперь давайте посчитаем баллы:

За каждый вариант ответа «а»- 4 балла;

За каждый вариант ответа «б»-2 балла;

За каждый вариант ответа «в»-0 баллов;

Результат:

Сумма от 38 до 56 баллов. У вас есть все шансы дожить до ста лет. Вы следите за своим здоровьем больше, чем за чем-нибудь. У вас хорошее самочувствие. Если вы и дальше будете вести здоровый образ жизни. То сохраните энергичность, активность до глубокой старости…  Будьте только внимательны при переходе улиц!

Но подумайте, не слишком ли много сил вы тратите на поддержание себя в спортивной форме? Не лишаете ли вы при этом себя некоторых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими ,без них жизнь может показаться вам слишком пресной. А радость- это тоже здоровье!

От 19 до 37 баллов. Чашка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У вас не только хорошее здоровье, но и часто хорошее настроение. Вы, вероятно, часто встречаетесь со своими друзьями. Вы не откажитесь и от удовольствий, которые делают вашу жизнь разнообразнее.

От 0 до 18 баллов. Ваше здоровье зависит прежде всего от вас. Но вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, вы уже жалуетесь на свое здоровье или эти жалобы не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства; если вы не бегаете по врачам, то это заслуга вашего здорового организма, но так не может продолжаться до бесконечности. Откажитесь, пока не поздно от сигарет и спиртного, упорядочите режим дня. Какой бы результат у вас не получился, можно сделать вывод о том, что заботиться о своем здоровье необходимо каждому человеку!

«Надо непременно встряхивать себя

физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л.Н. Толстой)

«Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства». (Эпиктет)

«Нет на свете прекраснее одёжи,

чем бронза мускулов и свежесть кожи». (В.В.Маяковский)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить

работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)

«Если будешь следовать природе,

то навсегда останешься здоровым». (У.Пенн)

«Здоровый дух  в здоровом теле - вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире». (Д. Локк)