ПРОЕКТ   «Создание коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

В соответствии с проблемой была определена цель и поставлены задачи:

Цель: создание коррекционно-развивающей среды, которая в должной мере будет способствовать воспитанию гражданина и патриота своего Отечества, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту страны.

 

Задачи проектной деятельности:

1.Задействовать методические  ресурсы учебно – воспитательного процесса, предметов, изучаемых в школе, для исследования проблем, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием;
2.Разработать и апробировать  авторскую программу «Мы – будущее России»;
3.Выявить результативность  работы по программе «Мы – будущее России» в рамках   гражданско-патриотического воспитания в условиях школы-интерната VIII вида.
•Научная обоснованность данной проблемы подтверждается рядом исследований, которые помогут обосновать необходимость создания коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию в условиях коррекционной школы VIII вида.
•  Проект ориентирован на подростков с особенностями развития, на расширение их кругозора и круга общения, повышению мотивации к учению и подготовке к успешной адаптации в социуме. Все они являются воспитанниками специально-коррекционной общеобразовательной школы  VIII вида.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_patriotu.pptx121.91 КБ
Файл proekt_my_-_budushchee_rossii.docx152.04 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Создание коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья» Ф.И.О. автора Г. М. Истомина

Слайд 2

На основании всего выше сказанного, в своей работе я выделяю следующие проблемы: неблагоприятные биологические и социальные факторы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к утрате ими социально значимых качеств. Это характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения; проблемы, вызванные непосредственно природным дефектом, неустойчивость и бедность мотивационной сферы; агрессивность, неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, ярко выраженный негативизм; высок процент неблагополучных семей и семей, с низким материальным доходом, в которых учащимся не оказывают должного внимания и обеспечения. Образовательный уровень родителей таких детей, как правило, невысокий; воспитанники школы – интернат VIII вида проживают в разных поселках Шурышкарского района и каникулярное время, то есть тот период, когда они находятся в семье, носит нерегламентированный неупорядоченный характер. Большинство детей, значительную часть времени, предоставлены сами себе, а некоторые из них ведут асоциальный образ жизни; недостаточная взаимосвязь процессов обучения и воспитания (подход к ним как к двум параллельным процессам; взгляд на воспитание как на сопутствующую обучению деятельность).

Слайд 3

В соответствии с проблемой была определена цель и поставлены задачи: Цель: создание коррекционно-развивающей среды, которая в должной мере будет способствовать воспитанию гражданина и патриота своего Отечества, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту страны. Задачи проектной деятельности: Задействовать методические ресурсы учебно – воспитательного процесса, предметов, изучаемых в школе, для исследования проблем, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием; Разработать и апробировать авторскую программу «Мы – будущее России»; Выявить результативность работы по программе «Мы – будущее России» в рамках гражданско-патриотического воспитания в условиях школы-интерната VIII вида.

Слайд 4

Научная обоснованность данной проблемы подтверждается рядом исследований, которые помогут обосновать необходимость создания коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию в условиях коррекционной школы VIII вида. Проект ориентирован на подростков с особенностями развития, на расширение их кругозора и круга общения, повышению мотивации к учению и подготовке к успешной адаптации в социуме. Все они являются воспитанниками специально-коррекционной общеобразовательной школы VIII вида.

Слайд 5

Практическая значимость. Любое педагогическое воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии должно быть не просто педагогическим, а коррекционно-педагогическим. Такое воздействие должно учитывать характер дефекта и структуру интеллектуальных нарушений. Оно должно быть направленным на преодоление факторов социальной депривации , создание нормального микро – социального климата, обеспечивающего адекватные для данного ребёнка формы коммуникации со сверстниками. Данный проект может быть использован воспитателями других коррекционных учреждений, заместителями директоров по воспитательной части, методистами и классным руководителями, работающим с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Слайд 6

Тип проекта По доминирующей деятельности: методическое исследование, проектирование и апробирование практической деятельности в области гражданско-патриотического воспитания. По времени проведения: 4 года (6, 7, 8 класс). По характеру контактов: в рамках школы - интерната, работа в социуме. Участники проекта: учащиеся школы - интерната, педагоги, родители.

Слайд 10

Виды деятельности. Учебная. Трудовая. Военно – спортивная. Туристическая. Эстетическая. Досуговая . Бытовая. Исследовательская. Творческая. Практическая. Формы работы. Беседы, экскурсии, встречи, конференции, классные часы, уроки мужества, устный журнал, викторины, конкурсы, праздники, коллективные творческие дела, акции, шефская помощь, спортивные соревнования, походы, проект, тренинг.

Слайд 11

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены количественными и качественными параметрами. Количественные параметры – это количество: детей, занятых в мероприятиях по патриотическому воспитанию; детей, охваченных деятельностью детской организацией «Радуга»; детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания; проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике; проведенных мероприятий шефской работы. Качественные параметры: сформированность представлений воспитанников о гражданине и патриоте своей страны; сформированность патриотизма как личностного качества воспитанника; процент усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию; достаточный уровень сплоченности детского коллектива; оптимальный уровень воспитанности.

Слайд 12

Реализация 2 этапа проекта (практического) осуществлялась в рамках авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы – будущее России», разработанная для учащихся 6 - 8 классов. Авторская программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Мы – будущее России».

Слайд 13

Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Основные задачи: Формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний в процессе воспитательной деятельности, развивать познавательную активность школьников; Формировать и развивать в разных педагогических ситуациях гражданское и патриотическое самосознание; Воспитывать у учащихся любовь и привязанность к своей семье, дому, школе, селу. Формировать и развивать способность и готовность к защите Отечества.

Слайд 14

Рисунок 1. Оценка сформированности представлений воспитанников о гражданине и патриоте своей страны.

Слайд 15

Рисунок 2. Оценка сформированности патриотизма как личностного качества у воспитанников.

Слайд 16

Рисунок 3. Оценка усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию.

Слайд 17

Рисунок 4. Статистический анализ благоприятного психологического климата в классе на основе диагностики межличностных и межгрупповых отношений (методика «Социометрия» Дж. Морено).

Слайд 18

Рисунок. 5. Мониторинг уровня воспитанности учащихся (за три года)

Слайд 19

На основании полученных результатов по программе и осуществления мониторинга, разработанного мной в ходе реализации проекта, я считаю, что цель моего проекта: создание коррекционно-развивающей среды, которая в должной мере будет способствовать воспитанию гражданина и патриота своего Отечества, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту страны, достигнута.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с  ограниченными возможностями здоровья – Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

ПРОЕКТ

«Создание коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                     Ф.И.О. автора Г. М. Истомина

2012 год

Паспорт проекта.

  1. Характер  результата: Практико-ориентированный проект.

2.  Форма:  презентация  проекта.

3.   Доминирующая деятельность в проекте:  практико- ориентированная

4.   Профиль знаний:  монопроект.

5.  Характер координации: явная координация

 6. Уровень контактов: внутришкольный.

 7.  Количество участников:  работа с группой.

  8.  Продолжительность: долгосрочный.

  9. Тип объекта проектирования: социальный.

«Создание коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

 (Проект)

  1. Введение

Россия идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания патриота России, потому, что сегодня для нашей страны нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно – нравственное, политическое и экономическое возрождение государства.

Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо   гражданско-патриотическое воспитание, как  целостный процесс, заложенный в основу  учебно – воспитательной работы в школе.

                Сложность процесса гражданско-патриотического  воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но «наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школьных воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе».

                 Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самостоятельности можно достигнуть успехов в этом направлении.

Постановка проблемы

Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,  федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан и российской молодежи в частности.

В рамках научного центра Министерства образования  России  уделяется  недостаточное внимание  проблеме разработки воспитательных программ для детей с интеллектуальным нарушением в развитии.  Что в свою очередь сказывается на качестве воспитательной работы в школе 8 вида, а именно, выявляется ряд проблем способствующих снижению уровня воспитанности учащихся, и как следствие воспитанник коррекционной школы имеет определенные отклонения в адаптационный период и его социализация носит бессистемный характер. На основании всего выше сказанного, в своей работе я выделяю следующие проблемы:

  • неблагоприятные биологические и социальные факторы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к утрате ими социально значимых качеств. Это характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения;
  •  проблемы, вызванные непосредственно природным дефектом, неустойчивость и бедность мотивационной сферы; агрессивность, неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, ярко выраженный негативизм;
  • высок процент неблагополучных семей и семей, с низким материальным доходом, в которых учащимся не оказывают должного внимания и обеспечения. Образовательный уровень родителей таких детей, как правило, невысокий;
  • воспитанники школы – интернат VIII вида проживают в разных поселках Шурышкарского района и каникулярное время, то есть тот период, когда они находятся в семье, носит нерегламентированный неупорядоченный характер. Большинство детей, значительную часть времени, предоставлены сами себе, а некоторые из них ведут асоциальный образ жизни;
  • недостаточная взаимосвязь процессов  обучения и воспитания (подход к ним как к двум параллельным процессам; взгляд на воспитание как на сопутствующую обучению деятельность).

Все перечисленные обстоятельства не способствуют интеллектуальному, духовному, гражданско-патриотическому и нравственному развитию подростков и поэтому затрудняют их интеграцию в социум.

Не секрет, что социальный статус учащихся с ограниченными возможностями здоровья ассоциируется с такими понятиями, «беспомощный», «неполноценный», «непринятый». Поэтому в нашей стране стараются, не афишировать проблемы, касающиеся обучения и воспитания детей с интеллектуальным нарушением в развитии.

Умственная отсталость характеризуется:

  • недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем;
  • недоразвитием эмоционально-волевой сферы,  у детей данной категории это недоразвитие проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями;
  • наличием проблем в межличностном общении;
  • проявлением психического инфантилизма выражается в преобладании мотиваций удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности, наблюдается недостаток активности, подвижности.

В соответствии с проблемой была определена цель и поставлены задачи.

Цель: создание коррекционно-развивающей среды, которая в должной мере будет способствовать воспитанию гражданина и патриота своего Отечества, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту страны.

Задачи проектной деятельности: 

  1. Задействовать методические  ресурсы учебно – воспитательного процесса, предметов, изучаемых в школе, для исследования проблем, связанных с гражданско-патриотическим воспитанием;
  2. Разработать и апробировать  авторскую программу «Мы – будущее России»;
  3. Выявить результативность  работы по программе «Мы – будущее России» в рамках   гражданско-патриотического воспитания в условиях школы-интерната VIII вида.
  1. Реферативная часть. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

                Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [18].

          Работ, касающихся содержания и организации гражданско-патриотического воспитания детей с нарушениями развития сравнительно не много. Некоторые аспекты этой программы отражены в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Белкина, Г.М. Дульнева, Т.И. Пороцкой и других.

        Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И. А. Пашкович [14], Т. А. Касимова [9],  Н. К. Беспятова [3],  Буторина Т.С. [4], Т.А.Орешкина [6] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. 

Исследуя свой опыт воспитательной работы, методическую литературу, современное состояние работы по патриотическому воспитанию, я старалась взять самое лучшее и придать методической базе системность, последовательность, взаимосвязь и завершённость. В основе моей деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию лежит ПЕДАГОГИКА ПАТРИОТИЗМА.

             Педагогика патриотизма - это воспитательный процесс, сущностью и пафосом которого является любовь к Родине, идеал Родины. Воспитание осуществляется в разных сферах жизни и видах деятельности. В результате такого подхода  происходит  становление и развитие патриотической направленности личности, ее самосознания, патриотического видения мира на основе овладения  интеллектуальной, нравственной, правовой и политической составляющей  культуры  России, культуры  межнациональных отношений,  развитие и  закрепление осознанного желания жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество, в нужный момент встать на защиту  ее интересов и территориальной целостности.

Стержневые понятия.

СЕМЬЯ – ШКОЛА – РОДИНА – ПАМЯТЬ.

  • Семья. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей до достижения совершеннолетия.
  • Школа. Это учебно - воспитательное  учреждение, осуществляющее под  руководством  педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения.
  • Родина.   Отношение школьников к окружающему миру, где идеалом  является  Родина, взращивать желание жить для своей страны.
  • Память.   Отражает  связь поколений, желание узнать историю нашей Родины, боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению.

Содержательные компоненты педагогики патриотизма:

Гражданский:

  • Правовые знания.
  • Участие в политической жизни страны.
  • Гражданская толерантность

Национальный:

  • Формирование культуры межнациональных отношений.
  • Уважение к быту, культуре и традициям народов, населяющих Ямал.

Интеллектуальный:  

  • Формирование патриотического мировоззрения.
  • Формирование нравственно – этических качеств личности.
  • Формирование  коммуникативной культуры отношений.
  • Забота об окружающих людях.

Семейно – бытовой.

  • Формирование и развитие  культуры  семейных отношений.
  • Ответственное отношение к воспитанию детей.
  • Уважительное отношение  к старшему  поколению  семьи, знание своей родословной.

Социально -  экономический.

  • Развитие   умения  ориентироваться в любой жизненной ситуации.
  • Профессиональная ориентация личности.
  • Подготовка  к  реализации своих знаний, творческих способностей, таланта на благо Родины.

Военно – спортивный:

  • Развитие моральной  готовности и физической способности встать на защиту Отечества.
  • Уважительное  отношение к поколению ветеранов войны.
  • Желание видеть свою страну великой и могучей державой.

Экологический:

  • Воспитание экологического поведения.
  • Углубление и расширение знаний   о природных богатствах России, Ямала.

Духовный:  

  • Терпимое отношение  к религиозным чувствам других людей.
  • Изучение библейских заповедей, как основы общечеловеческой нравственности.

Нравственно  – оздоровительный.

  •  Формирование культуры  досуговой  деятельности.
  • Ликвидация порочных привычек, приводящих к зависимости.
  • Умение осознанно заботиться о своем здоровье.

Культурно – эстетический.

  • Изучение культуры и традиций  народов России, Ямала.
  • Развитие эстетической  культуры личности.
  • Создание условий для развития творческих способностей.
  1. Проектная часть:

        Научная обоснованность данной проблемы подтверждается рядом исследований, которые помогут обосновать необходимость создания коррекционно – развивающей среды, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию в условиях коррекционной школы VIII вида.

        Проект ориентирован на подростков с особенностями развития, на расширение их кругозора и круга общения, повышению мотивации к учению и подготовке к успешной адаптации в социуме. Все они являются воспитанниками специально-коррекционной общеобразовательной школы  VIII вида.

           Педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений,  работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии,  сталкиваются  со  многими трудностями при формировании их гражданской позиции.  Это  обусловлено особенностями развития умственно отсталых детей. Им свойственны безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация в учебной, игровой и трудовой деятельности.

        У подростков  должно быть своё социально-значимое  Дело,  выполняя которое, они могут чувствовать себя уверенно, свободно, видя, что их работа востребована, и выполняя которую они могут  общаться и развиваться, приобретая навыки, необходимые для успешной адаптации в социуме.

Практическая значимость.

Любое педагогическое воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии должно быть не просто педагогическим, а коррекционно-педагогическим. Такое воздействие должно учитывать характер дефекта и структуру интеллектуальных нарушений. Оно должно быть направленным на преодоление факторов социальной депривации, создание нормального микро – социального климата, обеспечивающего адекватные для данного ребёнка формы коммуникации со сверстниками.

Данный проект может быть использован воспитателями других коррекционных учреждений, заместителями директоров по воспитательной части, методистами и классным руководителями, работающим с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.  

Тип проекта

  1. По доминирующей деятельности: методическое исследование, проектирование и апробирование  практической деятельности в области гражданско-патриотического воспитания.
  2. По времени проведения:  4 года (6, 7, 8 класс).
  3. По характеру контактов: в рамках школы - интерната, работа в социуме.
  4. Участники проекта: учащиеся школы - интерната, педагоги, родители.

Структура и этапы  работы над проектом

Содержание работы на этапах

  1. Этап. Проектный - 2008 - 2009 учебный год (второе полугодие)

Ознакомление с проблемой:

-  педагогический анализ социального заказа, концептуальных положений учебного заведения, собственных педагогических интересов и возможностей, интересов самих детей;

  1. - определение форм работы с группой;
  2. - разработка программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Мы – будущее России»;
  3. - разработка мониторинга результативности деятельности по программе.

2 Этап. Практический – 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 учебные года

  • Составление тематического плана работы, определение содержания деятельности в семейной группе;
  • Практическая работа по программе;
  • Внесение изменений в программный материал;
  • Апробирование мониторинга, позволяющего определить знаниевый уровень,  уровень сформированности патриотизма как личностного качества у воспитанников, уровень
  • Внесение изменений в мониторинг результативности деятельности;
  • Интерпретация результатов.
  1. Этап. Рефлексивный - 2012 – 2013 учебный год (первая четверть).

- Определение уровня эффективности работы по программе;

- Поиск способов коррекции недостатков.

Результаты и выводы

Результаты представляются в виде количественного анализа деятельности учащихся (диаграмма, таблица)

В виде качественного анализа деятельности (письменный анализ представленной диаграммы, таблицы);

 - обобщение опыта работы по проекту в ходе аттестации;  

- защита проекта (презентация проекта)

Виды деятельности.

Учебная. Трудовая. Военно – спортивная. Туристическая. Эстетическая. Досуговая. Бытовая. Исследовательская. Творческая. Практическая.

Формы работы.

Беседы, экскурсии, встречи, конференции, классные часы, уроки мужества, устный журнал, викторины, конкурсы, праздники, коллективные творческие дела, акции, шефская помощь, спортивные соревнования, походы, проект, тренинг.   

Оценка результативности реализации Проекта

осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены количественными и качественными параметрами.

Количественные параметры – это количество:

  • детей, занятых в мероприятиях по патриотическому воспитанию;
  • детей, охваченных деятельностью детской организацией «Радуга»;
  • детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
  • проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
  • проведенных мероприятий шефской работы.

Качественные параметры:

  • сформированность представлений воспитанников о гражданине и патриоте своей страны;
  • сформированность патриотизма как личностного качества воспитанника;
  • процент усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • достаточный уровень сплоченности детского коллектива;
  • оптимальный уровень воспитанности.

        Реализация 2 этапа проекта (практического) осуществлялась в рамках авторской программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы – будущее России», разработанная для учащихся 6 - 8 классов.

Авторская программа  по гражданско-патриотическому  воспитанию учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Мы – будущее России».

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна, тем более, когда это касается детей, имеющих ограниченные возможности. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном и патриотическом направлении.

Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности воспитанников в полноценном развитии как личности. Поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном селе, районе, округе и родной стране, в которой он живет.

Программа «Мы - будущее России» предназначена для учащихся 6,7,8, классов, учитывает особенности психофизического развития детей с ОВЗ.

Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Основные задачи:

  1. Формировать патриотическое мировоззрение  через овладение системой знаний в процессе  воспитательной деятельности, развивать познавательную активность школьников;
  2. Формировать и развивать в разных педагогических ситуациях гражданское  и патриотическое самосознание;
  3. Воспитывать у учащихся любовь и привязанность к своей семье, дому, школе, селу.
  4. Формировать и развивать способность и готовность к защите Отечества.

Режим занятий

1-й год реализации программы (6-й класс) рассчитан на 66 учебных часов (2 часа в неделю).

2-й год реализации программы (7-й класс) – рассчитан на 66 учебных часов (2 часа в неделю).

        3-й год реализации  программы (8класс) – рассчитан на 66 учебных часов:

Занятия проводятся  2 раза в неделю по 40 минут.

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

Участники программы: учащиеся 6-8 классов, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек,  музея, служба сопровождения, работники правовой сферы.

Связи, устанавливаемые для реализации программы.

Внутренние: педагоги среднего звена, школьный библиотекарь, группа сопровождения, детская организация соуправления «Радуга»

Внешние: библиотека,  музей.

Направления реализации программы.

1. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности

2.Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся

3.Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ.

4. Эстетическое творчество.        

5. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.

6. Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. 

Условия реализации программы

    Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой материал;
  • будут учитываться возрастные, личностные и психофизиологические особенности воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2. Активное участие школьников в  играх и конкурсах.

3. Высокий уровень удовлетворенности  родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

4. Достаточный уровень сплоченности детского коллектива.

5. Оптимальный уровень воспитанности.

Программа  построена на принципах:

  • коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
  • дифференцированного и индивидуального обучения;
  • действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
  • свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

          Организация работы по программе «Мы – будущее России»

Представленная программа  «Мы – будущее России», рассчитана на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 6-8 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 40 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.

          Программа рассчитана для воспитателей коррекционных классов. Срок действия программы 3 года.

          Благодаря реализации данной программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.

Широко используются местные ресурсы: музей, памятные места, библиотека.

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья   рассчитана на   возраст детей с 12 до 16 лет.

Структура и содержание программного материала.

Программа «Мы – будущее России» предусматривает, что в процессе освоения воспитанниками ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам - их двенадцать (см. приложение 2 "Тематическое планирование").

В каждой четверти учебного года изучается новая тема блока.

6 класс:

1 блок: «Стань гражданином своей школы» (1 четверть):

Раскрыть понятие «гражданин», «патриот», рассмотреть основные черты, присущие гражданину и патриоту своей страны,

2 блок: «Всё начинается с семьи» (2 четверть):

Воспитывать любовь и уважение к старшему  поколению, с честью выполнять трудовые поручения, развивать нравственные отношения между  членами семьи.

3 блок: «Я — гражданин Ямала» (3 четверть):

Знакомство с геральдикой городов и районов Ямала, изучение творчества писателей и поэтов наших земляков.

  1. блок: «Поклонимся великим тем годам!» (4 четверть):
  2. Знакомство с историей образования села Горки.  Посильная  шефская помощь одиноким  и пожилым односельчанам.

7 класс:

  1. блок: «Школьный звездопад» (1 четверть

Пропаганда здорового образа жизни, знакомство с законодательными документами  о вреде куреня и алкоголизма.

  1. блок: «Судьба моей семьи в истории села, района, округа, страны» (2 четверть):

Рассказы детей о трудовых династиях  семей оленеводов, рыбаков, знакомство с наградами советского периода. Экологическое воспитание: знакомство с законодательными документами.

  1. блок: «Вместе — дружная семья» (3 четверть):

Межнациональные отношения, изучение традиций и обычаев.

Воспитание толерантности  к людям других национальностей и вероисповедания

8 блок: «Улицы нашего района» (4 четверть):

Знакомство с архитектурой сел нашего района.   Воспитание уважительного отношения к нашим землякам.: поэтам, писателям, героям ВОВ.

 8 класс

9 блок: «Верность родной школе» (1 четверть):

       Воспитывать  уважительное отношение к бывшим выпускникам нашей школы.

10 блок: «Тепло родного дома» (2 четверть):

Бережное отношение к материальным ценностям. Правильное распределение  семейных финансов, ответственное отношение к труду

11 блок: «Сиянием  славы велик и памятен Ямал!» (3 четверть):

Первооткрыватели газовых месторождений. Главные кладовые Ямала. Воспитание чувства гордости за родной край

12 блок: «Мы — будущее России!» (4 четверть):

 Право избирательного голоса в выборные органы власти

 Воспитание законопослушного гражданина, правильный выбор профессии

Общие требования к проведению программы

        Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать следующие требования:

  • Использовать наглядные средства:

  • Обеспечить активность детей на занятиях, мероприятиях:

  • Стараться делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
  • Стараться преодолеть назидательность, однообразие, скуку.
  • Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.
  • Важна тактичность педагога в оценках детей, их высказываний, поступков и  проступков.
  • Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.

Формы занятий

Занятия по гражданско-патриотическому воспитанию являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  •  беседы;
  • сценки;
  • праздники;
  • экологические сказки;
  • народные, подвижные игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • экскурсии;
  • тестирование;
  • литературно-музыкальные композиции;
  • КТД;
  • музыкотерапия;

Формы организации деятельности по программе

  • воспитательский час
  • экскурсия
  • посещение музей
  • поход

Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотек.

 На занятиях применяются демонстрационные таблицы, фотографии, видеофильмы, мультимедийные презентации, разнообразный раздаточный материал.

Знания и умения, которые приобретут воспитанники в процессе прохождения программы:

• участвуя в поисковой работе, в викторинах, в конкурсах, ребята узнают историю родного края, его трудовую и боевую историю, жизнь людей Ямала, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;

• участвуя во всех делах и акциях, ребята проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина, любовь к родному краю, люди как носители высоких нравственных качеств, созидатели, способствующие процветанию родного края. Общаясь с этими людьми, ребята проникаются желанием поступать так же, как и они, вносить свой посильный вклад в общее дело;

• в ходе и в результате педагогических ситуаций, организуемых в разных видах деятельности, в разных отношениях, школьники осознают себя патриотами Родины, гражданами великой страны, патриотами родного города. Они испытывают чувство удовлетворения от своей деятельности, в которой преобладают гуманистические мотивы деятельности — «на людей», «на дело». В заботе о старшем поколении проявляется умение сострадать, любить, заботиться;

• участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки: ведь дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит всё это — гражданские поступки.

        Таким образом, вся работа по реализации программы в рамках школы - интернат выстраивается в целенаправленную систему патриотического воспитания, приобретает комплексный характер.

  1. Заключение. Определение уровня эффективности работы по  программе «Мы – будущее России».

        Оценка результативности реализации Проекта

осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены количественными и качественными параметрами.

Количественные параметры – это количество:

  • детей, занятых в мероприятиях по патриотическому воспитанию (100% участия);
  1. Муратова Наталья
  2. Севли Татьяна
  3. Кондыгин Стас
  4. Петухов Виктор
  5. Мошкина Зоя
  6. Рохтымова Анна
  7. Шевелев Андрей
  8. Кондыгин Андрей
  9. Рохтымов Степан
  10. Вонуйто Настя
  11. Первухин Дмитрий

  • детей, охваченных деятельностью детской организацией соуправления «Радуга» (100% участия);
  1. Муратова Наталья
  2. Севли Татьяна
  3. Кондыгин Стас
  4. Петухов Виктор
  5. Мошкина Зоя
  6. Рохтымова Анна
  7. Шевелев Андрей
  8. Кондыгин Андрей
  9. Рохтымов Степан
  10. Вонуйто Настя
  11. Первухин Дмитрий
  • детей, участвующих в конкурсах различного уровня по данной тематике:
  • детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
  1. Петухов Виктор
  2. Мошкина Зоя
  3. Шевелев Андрей
  4. Кондыгин Андрей
  5. Первухин Дмитрий
  • проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике: («Люблю тебя моя страна», «Мама дорогая, самая родная»,  «Люблю тебя мой край родной»,  «Где родился там и пригодился» и.т.д.)
  • проведенных военно-спортивных игр (раз в полугодие);
  • «Мы сыны твои Россия». «Добры молодцы, красны девицы». «О спорт – ты мир»
  • проведенных мероприятий шефской работы (ежемесячно). Посильная помощь по хозяйству участникам ВОВ, репрессированным, больным и одиноким односельчанам.

Качественные параметры:

  • Сформированность представлений воспитанников о гражданине и патриоте своей страны (тест находится в Приложении 1)

Рисунок 1. Оценка сформированности представлений воспитанников о гражданине и патриоте своей страны.

                Проанализируем результаты, полученные по данной части методики «Ты гражданином быть обязан». Как мы видим на рисунке 1, распределение более высоких средних значений мы можем наблюдать у воспитанников в 2010 – 2011 и 2011-2012 учебном году, такой уровень имеют 8 учащихся. Если мы проанализируем результаты, характерные для низких показателей, то заметим, что в 2011 – 2012 учебном году низкий уровень показал только   один учащийся группы. Таким образом, на данном этапе, можно сделать следующий вывод: у детей семейной группы за период проведения программы, представление о гражданине, патриоте свой страны сложилось, и оно носит стойкий, сформированный  характер.

  • показатель сформированности патриотизма как личностного качества воспитанника

(тест «Ты гражданином быть обязан» находится в Приложении 1)

Рисунок 2. Оценка сформированности патриотизма как личностного качества у воспитанников.

                Рассмотрим результаты, характерные для воспитанников семейной группы на протяжении 3-х лет. В 2009-2010 учебном году воспитанники школы - интернат продемонстрировали следующие показатели: 18,2% - имеют высокий уровень сформированности патриотизма как личностного качества, 54,5%  - имеют средний уровень сформированности данного показателя, и 27,3%  - имеют низкий уровень. В 2010-2011 учебном году, показатели за счет высокого уровня увеличились, тем самым один воспитанник набрал баллы характерные для средних значений. И для следующего года обучения данные показатели не изменились, то есть динамика есть, но она носит незначительный характер. Данную особенность я связываю с тем, что дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют проблемы с интериоризацией черт. То есть, понимание того, что эти черты присущи человеку – патриоту у них есть. Но примерить к себе, принять и пропустить эти черты «вовнутрь себя» они не могут, так как способность этих детей к осознанной интериоризации затруднена. Но мы можем констатировать тот факт, что полученный результаты хорошие, так как распределились в основном в области высоких и средних значений, и если только один ребенок показал низкий результат, значит, есть еще над чем работать.

  • Процент усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию:

(«Диагностическая карта усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию» представлена в Приложении 2):

Рисунок 3. Оценка усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию.

  • Достаточный уровень сплоченности детского коллектива.

Рисунок 4. Статистический анализ благоприятного психологического климата в классе на основе диагностики межличностных и межгрупповых отношений (методика «Социометрия» Дж. Морено).

В своей профессиональной деятельности я в тесном сотрудничестве взаимодействую  с педагогом - психологом  Блискуновой Л. В.  По плану педагога-психолога в каждом классе проводится диагностика межличностных и межгрупповых отношений, эту диагностику мы проводим вместе.

Проанализируем результаты, полученные с помощью методики  «Социометрия» Дж. Морено.  

Известно, что в условиях школы-интерната развитие личности и межличностных отношений происходит иначе, чем в массовой школе, что объясняется ситуацией депривации. Воспитателю  необходимо построить работу так, чтобы отношения между детьми были дружеские, не было агрессии. Через гражданско-патриотическое воспитание можно улучшить межличностные отношения в классе, тем самым сплотить коллектив.

В 2009-2010 году результат оказался следующим, высокий уровень показали всего два учащихся, что составило от общего количества учащихся класса 18,2%. Средний уровень выявлен у четырех человек, что составило 45,5%. Низкий уровень был обнаружен у 36,3%, тем самым выявилось, что атмосфера в классе не столь благоприятна.

Рассмотрим результаты, полученные нами в течение следующего учебного 2010-2011года. Высокий уровень был выявлен у двух учащихся, средний уровень составил 54,5%, низкий  уровнем выявлен у 27,3% учащихся. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что  климат в классе улучшился.

Проанализировав результаты на период 2011-2012 учебный года, мы видим, что высокий уровень составил  36,4 %, средний  36,4%,  а низкий  выявлен у 27,3 % учащихся.  Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства  школьников улучшились межличностные отношения в группе. 

Таким образом, мы, с большей вероятностью, можем говорить о том, что гражданско-патриотическое воспитание способствует формированию коммуникативных навыков у учащихся школы - интернат.

  • оптимальный уровень воспитанности

 Мониторинг, проводимый педагогом-психологом нашей школы, показал, что существует положительная динамика по критерию «Уровень воспитанности».  

Рисунок 5. Мониторинг уровня воспитанности учащихся (за три года).

На протяжении 2 лет учащиеся моего класса демонстрировали достаточный уровень воспитанности, и последний год (8 класс) оптимальный уровень воспитанности. Как мы видим на рисунке 5, показатель по данному критерию с каждым годом увеличивается, это  говорит о том, что работа в данном направлении ведется и носит целенаправленный, систематизированный характер.

При анализе полученных результатов как количественных, так и качественных показателей результативности, можно говорить о том, что программа, «Мы – будущее России», направленная на гражданско-патриотическое воспитание работает и носит воспитывающий, формирующий, корректирующий и развивающий эффект.

Можно констатировать тот факт, что полученные результаты являются показателем эффективности работы по программе «Мы – будущее России».

Таким образом, можно сделать вывод, что только создание  систематической, планомерной работы и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, школа, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувство патриотизма, гражданственности.

На основании полученных результатов по программе и осуществления мониторинга, разработанного мной в ходе реализации проекта, я считаю, что цель моего проекта: создание коррекционно-развивающей среды, которая в должной мере будет способствовать воспитанию гражданина и патриота своего Отечества, способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту страны, достигнута.


Источники и литература:

  1. Белкин, А.С. Основы  возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин.  – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 192с.
  2. Борщанская, М.С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида /М.С. Борщанская //Дефектология. – 2001. -  №4. – С. 37.
  3. Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средст-вами образования[Текст]  / Т. С.  Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004-156с.  
  4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений  [Текст]. В 6 т. Т: 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 369 с.
  5. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.  
  6. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
  7. Государственная программа «Патриотическое воспитание   граждан  Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007
  8. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.  // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
  9. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
  10. Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм   [Текст] // А. Замостьянов.- Народное образование, 2002. - № 4.- 67-79с.
  11. Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 63с.
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.  2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.
  13. Пашкович, А.П. Как воспитать патриота?   [Текст]  / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.-92с.
  14. Попкова, Т.Г. Памяти павших во имя живых  [Текст] /сост. Т.Г. Попкова -  Белово «Канцлер»,  2003.
  15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005.
  16. Процкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Книга для воспитателя[Текст]: Из опыта работы / Т.И. Пороцкая – М.: Просвещение, 1984 . – 176с.
  17. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал “Завуч”, 2003, № 6.
  18. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения.  Петрозаводск, 1996.
  19. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] В 6 т. Т: 1./сост. С.Ф. Егоров – М.: Педагогика, 1990 – 461с.
  20. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.
  21. Хвалевко Н.Г., Семенкова Т.Н. Гражданское воспитание школьников: проблемы, теоретические основы, пути решения / Коллективная монография – Кемерово, издательство КРИПК и ПРО, 2006г.


Приложение 1

Тест «Ты гражданином быть обязан»

Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданско – патриотическую сферу личности.

Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов:

патриотизм, трудолюбие, требовательность, выдержка, справедливость, настойчивость, совесть, честь, мужество,  жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, сдержанность, сострадательность, терпеливость, упорство, доброта, дружелюбие.

Необходимо записать все эти слова в три колонки:

–  слова, которые присущи патриоту;

–  слова, которые присущи тебе;

–  слова, не значимые для тебя.

  • Обработка данных: слова из 1-й колонки оцениваются в 5 баллов, из 2-й – в 4 балла, из 3-й – 3 балла.

Анализ полученных данных позволяет установить и проанализировать причины того или иного расположения качеств данным учеником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерных и нехарактерных для гражданской зрелости.

Сформированность представлений воспитанников о

гражданине и патриоте своей страны:

1-33 баллов – низкий уровень сформированности представлений;

34-66 - средний уровень сформированности представлений;

66 – 100 – высокий уровень сформированности представлений.

Оценка себя с позиции гражданина и патриота своей страны:

1-23- низкий уровень

24-46 – средний уровень

47-80 – высокий уровень

Приложение 2

Диагностическая карта уровня усвоения материала по гражданско-патриотическому

воспитанию учащихся школы - интернат

ФИО ребёнка

Родное село, символика

История народной культуры, традиции

Историко-географический и природный компоненты

Личностный компонент

 6 класс

Название города, села.

Дом, улица адрес, адрес школы

Достопримечательности родного села

Герб

района

Предметы быта, жилище человека

Национальные праздники

Народные умельцы села

Народные игрушки, промыслы

Природные богатства города, края

Любимый уголок природы

Животные нашего края

Растительный мир

Отношение к окружающей природе

Забота о своих близких

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки

 7 класс

 Столица России, Ямала. Символика городов и районов. Первые лица района, поселения..

 

Обрядовые праздники , народные песни, игры, мифы, приметы

Народные умельцы Ямальской  земли

 Традиционные занятия  коренных народов Севера, Одежда, быт, особенности национальных видов спорта. Известных спортсменов округа

Природоохранные заповедники России, Ямала. Кушеват – символ надежды.

Оценивать экологические ситуации.

 8 класс

Поселения, традиционные жилища народов населяющих Ямал, Современные города, новая архитектура. Первые лица страны.

 Народные сказания, пословицы и поговорки, отрывки и содержание художественных произведений, описывать обряды.

Основные богатства Ямала, главные газовые кладовые. Первооткрыватели, значение богатств Ямала для страны.

 Основные этапы этапы события, факты и даты истории Ямала, давать оценку происходящим событиям ( с точки зрения), выполнять правила и жить по законам страны.

Уровни оценки усвоения материала по гражданско-патриотическому воспитанию:

Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

Приложение 3

Тематическое планирование «Мы – будущее России»

6-й класс

часы

Первая четверть

«Стань гражданином своей школы»

Форма проведения

История образования Горковской  коррекционной школы -  интернат.

Беседа

1

Мастерские нашей школы.

Консультация специалистов

1

Праздник-встреча «6 класс встречает вас!»

Семейный праздник

1

Заботливые руки

Трудовой десант

2

Школьная спортивная  эстафета

Спортивные игры на свежем воздухе.

2

День ученика

Конкурс «Сами себя украшаем»

1

День учителя

Общешкольный праздник

2

Наши помощники

Диалог - беседа

1

Экскурсия в  музей Горковской средней школы.

Экскурсия

1

Нравственная культура человека «Люди существуют друг для друга»

Диалог с элементами тренинговых упражнений

1

Школа юного гражданина  «Права детей, закон и подросток»

Встреча с социальным педагогом        

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной войны»  Наши земляки - участники Днепровской битвы, освобождение  Украины) Николаев Виталий Михайлович, Бридчиков Андрей Александрович, Гриценко Александр Никифорович.

Экскурсия в музей

1

Всего

15

вторая четверть

«Всё начинается с семьи»

часы

Моя родословная

Диалог – беседа.

1

Что в имени тебе моём?

Занятия с элементами тренинговых упражнений (педагог - психолог)

1

 Где родился, там и пригодился.

Конкурс сочинений

1

Национальное  древо  нашего  класса.

Совместная презентация

 1

А ну – ка бабушки  - встреча ветеранов Горковской коррекционной школы.

 Праздничный вечер

1

Мама дорогая, самая родная.

Конкурс рисунков

1

«Моя родословная»

Конкурс- презентация

1

Умей прожить без конфликтов.

Диспут (совместно с педагогом-психологом)

2

Наша дружная семья

Практикум

2

«Если я стану президентом»

Конкурс сочинений

1

Внешний вид современного ученика. Мода и мы.

Диспут

2

Здравствуй, здравствуй Новый год.

Семейный новогодний огонек

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Наши земляки – защитники Москвы 1941года. Пидшморг Иван Федорович,  Аксарин Николай Иванович

Трудовой десант

1

Всего

16

Третья

четверть

«Я — гражданин Ямала»

часы

 Заочная кругосветка по городам и районам  Ямала

Диалог - беседа

1

Геральдика городов и районов Ямала.

Конкурс рисунков

1

Нефтяники, газодобытчики,  рыбаки, оленеводы, творческая  интеллигенция – земли  Ямальской

Обзор литературы и публикаций

2

Л.В. Лапцуй, Р. П. Ругин. И.Г. Истомин, Ю. Афанасьев. М.  Шульгин. А. Неркаги, С.Н Няруй,  Г. Лагей, Г. Е. Хартаганов.

 Творческая мастерская.

5

Дороги – связующая нить для городов Ямала.

Дискуссия

1

 Салехард – музыкальный, Салехард – фестивальный. Окружные фестивали – «Полярная звезда», «Конкурс патриотической песни».

Просмотр телепередач

2

« Ямал – многонациональный»

Групповой коллаж

1

Нравственные отношения «Жить в мире с собой и другими»

Диспут

2

Конкурс юных талантов. Районный фестиваль - «Живун».  

Участие в конкурсе

«Целебные растения Ямала»

Познавательная игра.

1

Символы России, Ямала.

Коллаж

1

Я и мои права.

Викторина

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной»  Вахта воинской доблести) Наши земляки на защите города Ленинграда. Русмиленко Михаил Иванович, Русмиленко Егор Иванович

 

Трудовой десант.

 

2

Всего

20

«Поклонимся великим тем годам!»

1

Четвертая

четверть

Имя  селу  «Горки» дали первые спецпереселенцы тридцатых годов.

Вечер встречи со старожилами села

Родословная  села  Горки.

Оформление фотоальбома.

1

История  и причины переезда семей, первых основателей  с. Горки.  

Беседа

3

Музей  библиотеки -   хранитель истории  человеческих судеб. 1931г

Первые спецпереселенцы семьи -  Третьяковы, Киселевы, Шестаковы. Ложкины, Некрасовы.

1940 - 41годы

Душак, Пасечник, Петрачук.

  1942г - Татти, Дитц,

Штаймец,  Фризоргер, Кауфман.  1943г  – Очировы, Лиджеевы, Манджеевы.

Экскурсия в музей

2

Экскурсия в д. Кушеват.

Поход с костром

2

Видео-урок «Страницы истории  Шурышкарского района»

Презентация

1

 Так в народе говорят….Приметы, пословицы, поговорки, молитвы, заговоры, загадки северных народов.  

Творческая мастерская

2

«Смех продлевает жизнь»

Вечер юмора

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Наш край  в годы войны. Жители села в тылу и на фронте. 1941 – 1945 годы.  Встречи с ветеранами Вов,  поздравления, практическая помощь, записи воспоминаний, оформление открыток, фотоальбома.

Трудовой десант

2

Всего

15

7-й класс

часы

Первая четверть

«Школьный звездопад»

«Выбор актива класса»

Классный час

1

 «Спортивные звёзды родной школы» с показательными спортивными выступлениями

Спортивные соревнования

1

Развитие спорта  в округе, районе и поселке, участие школьных спортсменов  в соревнованиях.

Спортивный праздник

1

Информация о Лабытнангской школе олимпийского резерва им. Татьяны Ахатовой.

Обзор литературы и публикаций

1

Олимпийские чемпионы – наши земляки Альбина  Ахатова, Юлия Макарова.

Презентация

2

Национальные виды спорта – наши земляки. Александр Жернаков, Радион Талигин, Ардальон Пырысев.

Презентация с элементами игры

2

Победители выставок творческих работ, участники спортивных соревнований, победители смотров, конкурсов, викторин

Школьная линейка

1

Звёздный бал

Праздничный вечер

2

Экскурсия в школьный музей «История развития национальных видов спорта»

Экскурсия

1

«Наши выпускники – гордость  школы»

Вечер - встречи

1

«Этика общения и правила этикета в жизни человека»

Практикум

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Наши земляки участники Орловско – Курской битвы. Кайдалов Иван Иванович, Таймусов Алим Сафарович

Экскурсия в музей

3

Всего

16

вторая четверть

«Судьба моей семьи в истории села, района, округа, страны»

часы

Семейные реликвии

Диалог - беседа

1

Трудовой вклад моей семьи в развитие родного села.

Обзор публикаций

1

Встреча с интересными людьми разных поколений.

 Праздничный концерт

2

«Отношение к труду моей семьи»  

Сочинения школьников

1

 Из истории наград. Трудовые награды моей семьи.

Беседа

1

 Семейный альбом воспоминаний

Оформление альбома.

2

Нравственное сознание человека «Если друг оказался вдруг?»

Диспут - размышление

1

Домашняя экология «Мы в ответе за тех, кого (или что посадили) приручили»

Практикум

2

 «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»

Лекция (совместно с врачом)

2

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Наши земляки- участники боевых действий на Дальнем  востоке. Смирных Федор Иосифович, Марков Алексей Степанович

Трудовой десант

2

Всего

15

Третья

четверть

«Вместе — дружная семья»

часы

Национальный паспорт нашего класса

Презентация

1

Выставка национальной кухни.

Практикум

2

Национальные традиции в семье

Внеклассное занятие

1

Национальные праздники народов Ямала.

- Ворна-хатл

 -Сабантуй,

-Масленница

-День рыбака

Праздник – встреча

Спортивные игры и игрища народов населяющих Ямал.

Праздничный концерт

5

Арктические игры

Спортивные соревнования

2

Особенности национального  костюма  (Ханты, коми- зырян, русский, украинский и  татарский) Устное творчество. Заклинания, камлания, сказания, песни, сказки.

Выставка-

презентация

2

Знатные люди села Горки. Труженики разных национальностей

Вечер - встреча

2

Культура межнациональных отношений.

Диспут

1

 «Вместе — дружная семья»

Семейный праздник

1

Государственный герб (Герб древней Руси, Российский герб 18-19 веков)

Коллаж

1

«Государственные гербы в 20 - 21 веке»

Устный журнал

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Воины - Шурышкарцы в освобождении Ленинграда от немецких захватчиков. Кулагин Николай Иванович, Мельзин Алексей Ильич. Вахта воинской доблести.)

Экскурсия в музей.

2

Всего

20

Четвертая

четверть

«Улицы нашего района»

часы

Исторические памятники с. Горки и с. Мужи.

Классный час

1

Экскурсия к памятнику погибшим воинам в ВОВ, размышления у обелиска»

Трудовой десант

1

Их именами названы улицы в поселке Мужи. (Н. Архангельского, И. Истомина)

Беседа

Архитектурные памятники района

Презентация

1

Православная архитектура  села Мужи, Горки.

Посещение храма

2

Кушеватский детский дом, организован в годы ВОВ.

Экскурсия в музей

2

Труд взрослых и детей в помощь фронту и в приближении великой Победы.

Праздник - встреча

2

 «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя!»

Экскурсия на новостройки села

1

Этикет в жизни человека «Взаимоотношения между юношами и девушками»

Беседа – консультация врача

1

«Ежели вы вежливы»

Диспут

1

«Пишите письма!»

Практикум

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Ямал, Шурышкарский район  — фронту, Подвиг  женщины в Великой  Отечественной войне. Хайруллина Александра Петровна.

Вечер – встреча с передовыми труженицами  тыла

2

Всего

15

8-й класс

часы

Первая четверть

«Верность родной школе»

Учителя — выпускники Горковской средней школы.

Вечер - встреча

1

Вспомним наше школьное детство

Презентация

1

«Родная школа стала ты моей судьбой!»

Бенефис

2

«Наш классный — самый классный»

Конкурс

1

«Реликвии моей школьной жизни»

Выставка

1

«О! спорт – ты мир».

Спортивный праздник

1

«Мои годы прожитые в родной школе».

Оформление фотоальбома

4

Нравственные отношения «Бережное отношение к девушкам – закон для мужчины»

Деловая игра

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Наши земляки -  участники Днепровской битвы, освобождение

Украины. Остяков Петр Дмитриевич, Греков Анатолий Васильевич

Трудовой десант

Экскурсия в музей

3

Всего

15

Вторая

четверть

«Тепло родного дома»

Часы

1

Семейные традиции

Классный час

Семейные праздники

Конкурс сочинений

1

Конкурс семейной кухни

Выставка кулинарных изделий

2

«Мой будущий дом»

Конкурс проектов

1

«Семья вместе, и душа на месте»

Семейные посиделки

2

День рождения в семье

Семейный праздник

2

«Дизайн моей комнаты»

Конкурс рисунков

1

«Утро в моей семье»

Классный час

1

«Я сын, дочь, внук, внучка»

Диспут

1

«Мои обязанности по дому»

Практикум

1

«Копейка – рубль бережет»

Деловая игра

1

«Люблю тебя мой край родной»

Конкурс стихов

1

«Всему начало — отчий дом!»

Практикум

1

«Дети и родители. Давайте понимать друг друга»

Беседа с психологом

1

«Вся правда о курении»

Акция

1

Кругосветное новогоднее путешествие

Новогодний огонек

2

Урок мужества Герои Советского Союза – наши земляки. Архангельский Николай Васильевич, Зверев Анатолий Михайлович, Борисов Василий Александрович, Давыдов Василий Иннокентьевич, Егоров Вениамин Николаевич.

Трудовой десант

1

Всего

21

часы

Третья

четверть

«Сиянием  славы велик и памятен Ямал!»

Горячее сердце России.

Первооткрыватели газовых месторождений: В. Подшибякин, Ф. Салманов.

(Тазовское, Таркосалинское, Медвежье, Бованенковское,  Газ Ямала – стране).

Обзор публикаций  и литературы

3

«Труд рыбаков, оленеводов — это ураган». Труд газодобытчика,  строителя — это очень трудно; 90-ые годы в истории Ямала)

Беседа

3

«Человек долга и совести» (Слово о губернаторах Ямало – ненецкого округа Юрии Неелове и Дмитрии Кобылкине)

Презентация

2

 Заслуженные работники сельского хозяйства (В. Филиппов, Е. Карпова, И Ануфриев.)

Разговор - беседа

1

«Каждого в жизни ждут свои алые паруса!»

Экскурсия на производство

3

«Просто хочется рвать и метать!» (контроль за отрицательными эмоциями)

Классный час совместно с педагогом-психологом

1

Государственный гимн (происхождение Гимнов, Гимны Российской империи, Гимны 20 века)

Музыкальная гостиная

2

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Наши земляки в битве за  Сталинград. Гудков Михаил Андреевич,Тимкин Петр  Васильевич.

Экскурсия в музей.

2

Всего

17

часы

Четвертая

четверть

«Мы — будущее России!»

«Паспорт – главный документ»

Вручение паспортов, беседа с социальным педагогом

1

Турнир знатоков права

Встреча с участковым инспектором

1

 «Мы сыны твои Россия»

Конкурс патриотической  песни

1

«Люблю тебя моя страна, люблю тебя моя Отчизна»

Музыкально – литературная композиция

2

«Я законопослушный гражданин».

Деловая игра

1

Устав школы, правила для учащихся

Беседа с директором

1

«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат».

Экскурсия на производство

2

Охрана общественного порядка в поселке.

Трудовой десант

1

Нравственная деятельность и этикет «Кем быть и каким стать»

Классный час

«Мы будущие защитники Отечества»

Спортивно – познавательная игра

2

«Подвигу жить в веках!»

Устный журнал

1

Урок мужества «Победные вахты Великой Отечественной» Ямал— фронту. Участие наших земляков  в Берлинской операции. Истомин Арсентий Артемьевич,  Афонин Николай Александрович, Федоров Александр Иванович.

Трудовой десант.

3

Всего

13