ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

Скалецкая Светлана Владимировна

Педагогический дизайн играет значительную роль при разработке эффективного дистанционного курса. Знание основ и применение принципов педагогического дизайна позволяют упорядочить учебный процесс в сети, структурировать учебный материал, подобрать такие средства и методы работы в дистанционном курсе, которые будут способствовать эффективному обучению, а также будут направлены на достижение максимальных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_dizayn_distantsionnogo_kursa.docx22.11 КБ
Файл pedagogicheskiy_dizayn.pptx449.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ОСНОВА

 ЭФФЕКТИВНОГО ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА

На современном этапе образования значимость использования дистанционных курсов при обучении студентов в вузе не вызывает сомнений. Независимость от места обучения, возможность самоорганизации учебного времени, неограниченный доступ к материалам, немедленная доступность результатов делают данный вид обучения востребованным, способствуя в настоящее время созданию дополнительных возможностей для получения студентами качественного профессионального образования.

Создание дистанционного курса предполагает применение современных информационных технологий с целью обмена информацией, эффективного распространения знаний в сети. Однако наличие информационно-образовательной среды, использование различных инновационных технологий не всегда дает эффективный результат, а размещение информации и выполнение практических заданий в курсе ведет к получению новых знаний, умений и навыков.

Важно понимать, что достижение учебных результатов дистанционного курса возможно лишь благодаря системному подходу к построению учебного процесса в сети, основанному на принципах педагогического дизайна.

Итак, что же такое педагогический дизайн и какие принципы следует учитывать при разработке эффективного дистанционного курса?

Существует достаточно много формулировок данного понятия как процесса разработки учебной архитектуры, проектирования учебной среды.

Основатель педагогического дизайна в России А.Ю. Уваров предпочитает рассматривать педагогический дизайн «как систематическое (приведённое в систему) использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении, и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов».[1]

Генеральный директор компании Центр eLearning Е.В.Тихомирова утверждает, что педагогический дизайн позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления.[2]

На наш взгляд, суть педагогического дизайна при создании дистанционного курса заключается в разработке и следовании специально созданной уникальной траектории (последовательности) обучения в рамках дистанционного курса, где процесс разработки учебных материалов проходит следующие основные этапы: анализ, проектирование и разработка, применение, оценка.

Анализ предполагает определение целей и ожидаемых результатов обучения, потребностей целевой аудитории, компетенций слушателей курса, выбор средств реализации учебной работы.

При разработке курса первоначальной задачей является четкое понимание того, для чего мы создаем дистанционный курс, к чему мы стремимся, что именно мы хотим получить по окончании.  Часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных жизненных ориентиров учащихся, что является причиной рассогласования желаемого и действительного в обучении. Чтобы предупредить возможную рассогласованность, цели не должны быть глобальными, а отвечать интересам и настоящим потребностям учащихся. Намного легче учиться, когда имеется конкретная цель, когда есть к чему стремиться. В обучении очень важна мотивация, так как ее недостаток проводит к тому, что человеку поздно или рано становится скучно, неинтересно и он бросает учебу.

Для лучшего понимания целей курса необходимо обрисовать конкретный результат деятельности обучаемых, четко прописать умения, которые они получат в ходе изучения темы, раздела, модуля курса. Осознание учащимися целей своего обучения, понимание того, как в дальнейшем они смогут использовать приобретенные знания, наполнит смыслом учебную деятельность и приведет к высокому уровню мотивации.

На этапе проектирования происходит разработка сценариев и конструирование ситуаций, которые возникают наиболее часто, и с которыми придется столкнуться учащимся в процессе своей профессиональной деятельности.

Очень важно, построить курс таким образом, чтобы первоначальная цель была реализована подходящими инструментами и способами подачи материала. Многие курсы хотят научить, однако не каждый курс может дать такую возможность. Чтение текста лекции в электронном формате и выполнение тестов недостаточно для получения новых знаний о ситуации и  поведения в ней.

Главное в дистанционном курсе – продумывание сценария курса, введение таких ситуаций, которые выходят за рамки учебных и максимально приближены к реальным ситуациям.

Следующим этапом является непосредственное внедрение и использование учебных материалов в процессе обучения в дистанционном курсе. Выполнение заданий, где необходимо применить полученные знания в определенных ситуациях, способствует не только усвоению нового материала, но и обогащает опыт профессиональной творческой деятельности. Например, при изучении иностранного языка в сфере делового общения возможна следующая ситуация, имитирующая реальный мир: «Вы - служащий фирмы, для Вас существует единственный способ общения с деловыми партнерами – общение по телефону. Вы полны энтузиазма и готовы к работе! А вот и первый звонок от зарубежных партнеров».

Этап оценки включает процесс тестирования созданного дистанционного курса на предмет эффективности его результатов с целью дальнейшей доработки. Нельзя утверждать об эффективности дистанционного курса в отсутствии его результатов. Поэтому обратная связь – это неотъемлемая  часть дистанционного курса. Система обратной связи позволяет нам не только проверить знания, но и дать учащимся возможность увидеть результаты своих действий, оценить их и исправить неправильно понятый материал. Например, можно заменить стандартные формулировки «Это неправильный ответ», «Вы набрали 70 баллов» на  формулировки, которые заставят задуматься «Ваш первый день был успешным» или «Главное – не паниковать! Пока всё нормально, хотя и немного напряженно». Таким образом, учащийся сможет увидеть последствия своих действий.

Наш опыт показывает, что создание дистанционного курса сложный, трудоемкий процесс, эффективность которого зависит от многих факторов. Однако очевидно, что любой дистанционный курс будет считаться рабочим, т.е. эффективным, если учащиеся осваивают материал учебного курса в процессе его изучения. В этой связи при разработке материалов курса необходимо учитывать специфику разрабатываемого курса, особенности организации электронного контента и выстраивать курс по индивидуальному педагогическому дизайну.[3]


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический дизайн как основа эффективного дистанционного курса Скалецкая С.В. Мартышова Е.В.

Слайд 2

Педагогический дизайн – “ системный подход к построению учебного процесса . Главное , что он позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна – важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления ” Е.Тихомирова

Слайд 3

Основы педагогического дизайна Как будем учиться в дистанционном курсе? Анализ потребностей и контекста обучения П роектирование сценариев-ситуаций курса Тщательная проработка материала относительно цели Анализ результатов обучения

Слайд 4

Основы педагогического дизайна 1. Привлечение внимания Стандартные названия Этикетные формулы деловой коммуникации, телефонный и сетевой этикет Мотивирующие названия Не вешайте трубку!

Слайд 5

2. Определение целей обучения Учебные цели Развитие навыков и умений в сфере деловой коммуникации (разговор по телефону) Цели, которые смогут воодушевить Вы - служащий фирмы, для Вас существует единственный способ общения с деловыми партнерами – общение по телефону. Вы полны энтузиазма и готовы к работе! А вот и первый звонок от зарубежных партнеров.

Слайд 6

3. Создание ситуаций и задач, имитирующих реальный мир Стандартные задания курса Добавьте правильную реплику в диалог Соотнесите реплики группы А с репликами группы В, чтобы получился диалог “ Умные ” задания курса Ваши телефонные звонки устойчиво не дают никаких результатов. Ваши действия? Вас не было на месте и Вы, естественно, не смогли ответить на телефонный звонок. Вам следует как можно скорее перезвонить деловому партнеру.

Слайд 7

4. Обратная связь Стандартные оценки знаний Это неправильный ответ Вы набрали 70 баллов Правильный ответ С. Нажмите стрелочку. Оценки, которые заставят задуматься Ваш деловой партнер в целом остался доволен переговорами Ваш первый день был успешным! Главное – не паниковать! Пока всё нормально, хотя и немного напряженно.

Слайд 8

Простая формула успеха дистанционного курса Контекст + Задачи + Действие + Обратная связь = Эффективный КУРС