Профилактика зависимостей в работе патриотического клуба

Митина Валентина Михайловна

Исследование того, как занятия в патриотическом клубе влияют на приобщение детей к здоровому образу жизни и развивают гражданскую позицию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика зависимостей и приобщение к здоровому образу жизни в работе школьного патриотического клуба

Зависимость – навязчивая потребность, подвергающая человека к определенной деятельности [1]. В настоящее время профилактика зависимостей и приобщение к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в воспитании подрастающего поколения [2].  Высоких результатов в профилактике зависимостей и приобщение к здоровому образу жизни у детей  можно добиться  путем вовлечения их в различные внеклассные школьные коллективы.

С целью выявить отношение к здоровому образу жизни и отсутствия зависимостей у школьников, было проведено экспериментальное исследование.   База исследования: МОУ СОШ №36 п. Кузино ( патриотический клуб «Застава 36»). Патриотический клуб «Застава 36» образован в 2000 году. Главной целью клуба является – растить духовно-нравственную личность, имеющую четкую гражданскую позицию.  Одними из основных направлений работы клуба являются: профилактическая работа по предупреждению зависимостей и воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

В исследовании приняли участие 2 группы испытуемых. 23 ученика состоящих в патриотическом клубе, 23 ученика той же возрастной группы не состоящих в клубе. Перед началом эксперимента была выдвинута гипотеза: отсутствие зависимостей и приобщение к здоровому образу жизни у участников клуба «Застава 36» выше, чем у учащихся, не состоящих в клубе. А так же у членов клуба имеется четкое представление о патриотизме и гражданственности.

Для выявления отношения к вредным привычкам и информированности о последствиях употребления алкоголя, никотина и ПАВ испытуемым была предложена анкета [3], которая была дополнена вопросами о таких чувствах как патриотизм и гражданственность.

Первая часть анкеты представляла собой блок вопросов на предмет состояния ученика в клубе и представлений о патриотических чувствах. Максимальный балл этого блока 8 баллов. 8-7 баллов свидетельствуют о высоком уровне представлений о патриотизме, 6-4 балла о среднем уровне и 3-0 о низком уровне. В первой группе испытуемых, не состоявших в клубе, суммарный показатель по первому блоку вопросов составил 5 баллов из 8, что говорит о среднем уровне представлений о гражданственности и патриотизме.  У второй группы, членов клуба, показатель равен 7,7 балла из 8, и является показателем высокого уровня сформированности представлений о понятиях патриотизм и гражданственность.

Второй блок вопросов состоял из анкеты  о степени информированности о вредных привычках. Сама анкета состоит из 3 подблоков: 1. Вопросы №1-3, №9 основанные на методике «незаконченные предложения», предполагающие свободные ответы на предложенные вопросы. 2. Вопросы №4-8,№ 10 основанные на вопросах и вариантах ответа на них. Каждый вариант ответа имеет свою модальность (А- положительную, нейтральную, В- негативную).

Данный блок вопросов показал следующие результаты, в первом подблоке вопросов все респонденты описывали примерно одинаковые вредные привычки и последствия вызываемые ими. Так же опрашиваемые выделяли одинаковые источники появления вредных привычек. Во втором подблоке подсчитывался математический коэффициент положительного отношения к вредным привычкам и информированности о разновидностях и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств. У респондентов состоящих в клубе показатели коэффициент положительного отношения к вредным привычкам и информированности о разновидностях и способах употребления алкоголя, табачных изделий и наркотических средств  на 1,4 балла ниже, чем у респондентов, не состоящих в клубе. Наглядно данные эксперимента представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнение данных эксперимента.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что отсутствие зависимостей и приобщение к здоровому образу жизни у участников клуба «Застава 36»  выше, чем у учащихся, не состоящих в клубе. Так же у членов клуба имеется четкое представление о патриотизме и гражданственности. Таким образом, можно говорить о том, что патриотический клуб ведет активную работу в сфере предотвращения зависимостей и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни.  

Список использованной литературы

1. Свенцицкий, А.П. краткий психологический словарь / А.П. Свеницицкий. – Проспект, 2011г. – 512 с.

2. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации до 2016 года. (Утверждена распоряжением правительства РФ от 18 декабря 2006г. №1760-р)

3. Горяева, Е.П., Стебенева, Н.В. Первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов. Выпуск 1 / Е.П. Горяева, Н.В. Стебенева. – Липецк. 2011г. – 40с.