Статья " РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОВНЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ "

Мусич Анастасия Андреевна

Данная статья посвящена проблеме обучения уроку иностранного языка по модели смешанного обучения. Автор рассматривает смешанное обучение как неотъемлемую часть современного образовательного процесса, анализирует действия учителя и обучающихся, выявляет особенности подачи учебного материала и делает обзор различных модели классно-урочной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon musich_statya_fevral_2016.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Мусич

Московский педагогический государственный университет        

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОВНЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме обучения уроку иностранного языка по модели смешанного обучения. Автор рассматривает смешанное обучение как неотъемлемую часть современного образовательного процесса, анализирует действия учителя и обучающихся, выявляет особенности подачи учебного материала и делает обзор различных модели классно-урочной системы.

Ключевые слова: смешанное обучение, модели обучения, электронное обучение, автономная группа, перевернутый класс, смена рабочих зон,   индивидуальная, групповая  работа, мотивация, самостоятельность, эффективность.

A.A. Musich

This article is aimed at the problem of teaching foreign languages which based on blended learning. The author reviews blended learning like an important  part of modern educational system, analyzes teacher and students’ actions, identifies structural peculiarities by giving of training material and reviews different models of classroom system.

Key words: blended learning, learning models, e-learing, lab-rotation, flipped-classroom, station-rotation, individual, group work, motivation, independence, efficiency.

Без информационных технологий едва ли можно представить повседневную жизнью, и современное образование также с ними связано. Во многих общеобразовательных и высших учебных заведениях не первый год существуют электронные библиотеки, а также ведется работа по разработке и внедрению технологий передачи знаний, используя электронные ресурсы. И все эти новшества вполне естественны из-за потребности учащихся в «обновленных» и «прогрессивных» знаниях. Урок в привычном виде необходимо изменить, сделать его более интересным и мотивирующим к дальнейшей работе вне образовательной организации.

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к общим требованиям реализации образовательных программ отнесено использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. [3]. Однако полностью изолировать учащегося от социального контакта возможно, так как при данном виде обучения есть некоторая опасность, кроящаяся в неправильном понимании теоретической базы изучаемого материала. Более того далеко не каждый учащейся способен к самоорганизации и самообучаемости.

Наиболее оптимальным решением по мнению многих исследователей (М.П.Лапчик, B.Oliver, T.Russel и др.) становится смешанное обучение. Опираясь на определение этой модели обучения (blended learning), как способа обучения, сочетающего традиционное обучение в классе с уроками, где используются компьютерные технологии и есть возможность выхода в интернет [4], можно предположить, что таким образом будет раскрыт потенциал и способности каждого учащегося. Кроме того, не стоит забывать о минимальных временных затратах на пути к получению знаний. Обучение становится более качественным, и его возможно сочетать даже находясь на рабочем месте или дома. Преобладающим видом работы является индивидуальная самостоятельная работа или в малой группе, которые занимают большую часть учебного процесса [5]. В свою очередь на качество обучения влияет эффективно организованное сотрудничество преподавателя и обучающегося на протяжении всего учебного процесса. Своевременная коррекция способствует поддержанию у обучающегося стабильной мотивации.

Проанализировав большое количество работ, написанных о смешанном обучении, можно сделать вывод, что единой общепринятой классификации моделей смешанного обучения пока что нет. Однако, существует два уровня, на которых может быть реализовано смешанное обучение – на уровне классно-урочной системы, и на уровне личности обучающегося.

        Классно-урочная система, предполагающая работу в образовательном учреждении с педагогом и обучающимися, включает в себя следующие модели:

- автономная группа;

- перевернутый класс;

- смена рабочих зон.

Работая по модели «автономная группа» (lab-rotation), учителю необходимо продумать ход урока так, чтобы каждые 15 минут сменялся вид деятельности. Задача учителя уже не объяснять непонятый материал, а создать проблемную ситуацию, решение которой обучающийся ищет самостоятельно. Не меньшее значение имеет оборудование аудитории, в которой проводится занятие, так как наличие электронных ресурсов и выхода в интернет является неотъемлемой частью обучения. При такой модели построения урока ребенок не устает, и интерес к изучаемому материалу постоянно поддерживается.

Модель «перевернутый класс» (flippedclassroom), наряду с двумя другими моделями («автономная группа» и «смена рабочий зон») классно-урочной системы, чаще всего применяется в отечественных образовательных организациях. Деятельность  учителя как организатора образовательного процесса вне образовательной организации заключается в подготовке и разработке учебных видео и он-лайн ресурсов. Работа основывается на дистанционном взаимодействии учителя и учеников [1]. Привычный лекционный материал предоставляется  в электронном виде, и обучающийся теперь может получить необходимую информацию в то время и в том месте, где ему это удобно. Достаточно иметь электронное устройство и доступ в интернет. При возникновении трудностей уже не нужно ждать личной встречи с преподавателем, чтобы получить разъяснение. Это очень удобный способ при индивидуальном обучении, так как теоретический материал можно посмотреть и изучить несколько раз, в случае непонимания. Виды классной работы также меняется: происходит обсуждение изученного вне образовательной организации, создаются мини-проекты, решаются задачи, проводятся эксперименты и т.д.. Безусловный плюс данной модели в том, что она требует от обучающегося самостоятельно организовывать свою работу, а следовательно растет ответственность перед самим собой за полученные знания. Теперь невыполненное задание по причине неясности материала является следствие недобросовестной работы вне образовательной организации.

Модель «смена рабочих зон» может быть реализована не только внутри одного класса, но и во всей параллели. Основным отличием будет деление обучающихся на несколько групп, где создаются так называемые зоны. Важно, что работа в каждой из зон осуществляется по строгой инструкции учителя.

В зоне работы он-лайн обучающиеся пользуются интернет или внутришкольными ресурсами для решения проблемных задач, будь то поиск ответов на предложенные вопросы, построение схем или построение собственных монологических высказываний.

Зона работы в группах непривычная форма работы для обучающихся, так как действовать нужно сообща. Нет индивидуальной и самостоятельной работы. Обучающиеся учатся работать и общаться в коллективе: помогать друг другу, выслушивать и обмениваться идеями, быть ответственными за общее дело. Каждый получает возможность побывать в роли лидера, генератора идей, оратора и д.р..

Рабочий процесс в зоне работы с учителем построен на взаимоуважении. Содержание деятельности определяется учителем, который оборудует класс так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме [2]. Учитель – это не носитель знаний, а проводник к знаниям.  Обучающиеся учатся задавать «правильные» вопросы, ответы на которые помогут разобраться в сложном и непонятном. Интересное задание становится стимулом для работы, наполняя ее смыслом. Выполняя такого рода задания, обучающийся привыкает к самостоятельной работе, а также отбирать необходимую информацию. Нарабатывая опыт, постепенно от простых задач можно переходить к решению более сложных.

В заключении хотелось бы отметить, что наилучший результат в обучении наблюдается при сочетании традиционного классного и он-лайн обучения.  Урок, построенный по технологии «cмешанного обучения», становится более интересным и мотивирующим к дальнейшей работе вне образовательной организации.  А учитель становится помощником обучающемся как в реальной жизненной ситуации, так и в сетевом пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нечитайлова, Е. В. Переверните класс или что такое смешанное обучение // Учительская газета №46(10543). - 2014. - 18 ноября

2. Нечитайлова, Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды //Химия в школе.– 2014.- №9. –с.22-28

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273 ФЗ // Российская газета. — 2012. — 31 дек.

4. Cambridge dictionary online. – электронный ресурс: http://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/blended-learning

5. MalininaI.Blended Learning of the English Language: Combining Online and Face-to-Face Teaching //Infonomic Society. - London, 2012. - P. 247—251