Контуры модели и инструментарий специализированного сетевого методического объединения, обеспечивающего внедрение массовой модели консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям

Контуры модели специализированного сетевого методического объединения, обеспечивающего внедрение массовой модели консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям, безусловно, имеют отличия от традиционных сетевых методических объединений, в силу своей специфики.

Данные отличия определены, прежде всего, задачами и целями специализированного сетевого методического объединения.

Введем сокращение: специализированное сетевое методическое объединение, обеспечивающее внедрение массовой модели консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям (далее – Специализированное сетевое методическое объединение).

Представляем Модель «Стартовая»

Учитывая специфику Специализированного сетевого методического объединения Контур Модели «Стартовая» должен включать:

идентификацию/аутентификацию участника Специализированного сетевого методического объединения;

разграничение прав доступа участников Специализированного сетевого методического объединения к типам моделей и видам деятельности в рамках Сетевого методического объединения;

разбиение материалов соответствующей модели на последовательные, иерархически структурированные темы;

проведение творческих конкурсов на основе представления участниками Специализированного сетевого методического объединения творческих работ по заданной тематике;

участников группы Специализированного сетевого методического объединения, которые должны иметь возможность как коллективного, так и индивидуального общения. С этой целью в рамках Специализированного сетевого методического объединения должны быть созданы тематические (предметные) форумы и средства индивидуального общения.

Представляем Модель «Расширенная»

Учитывая специфику Специализированного сетевого методического объединения Контур модели «Расширенная» должен обеспечивать:

доступ к массовым моделям консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям «Интерактивная» и «Инновационная»;

тематические группы для создания и совместного обсуждения авторских программ;

видеоконференцсвязь для организации и проведения мастер-классов;

возможность обсуждения и внедрения инновационных средств обучения по методике использования межпредметных технологий;

группы по созданию и обсуждению новых форм обучения по методике межпредметных технологий и разработки методического обеспечения по методике межпредметных технологий;

перекрёстное анонимное рецензирование авторских программ, инновационных средств обучения по методике использования межпредметных технологий, новых форм обучения по методике межпредметных технологий и разработки методического обеспечения по методике межпредметных технологий.

 

Следует отметить, что массовые модели консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям, выполняют ряд функций, а именно:

оперативное и высококвалифицированное консультирование педагогов по вопросам преподавания с использованием методики преподавания по межпредметным технологиям;

создание условий для получения нужной информации по проведению занятий с использованием методики преподавания по межпредметным технологиям;

повышение компетентности педагога по вопросам использования методики преподавания по межпредметным технологиям;

создание унифицированного методического обеспечения методики преподавания по межпредметным технологиям;

использование и развитие инновационных средств обучения в методике преподавания по межпредметным технологиям;

распространение инновационного педагогического опыта среди педагогов, с целью распространения и широкомасштабного внедрения методики использования преподавания по межпредметным технологиям;

развитие методики преподавания по межпредметным технологиям путём обобщения опыта.

Реализация обозначенных функций требует создания инструментария в рамках Специализированного сетевого методического объединения.

Инструментарий Специализированного сетевого методического объединения представлен на рисунке.

ССМО предусматривает использование технического, нормативно-правового, диагностического и методического инструментариев (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Инструментарий Специализированного сетевого методического объединения

Рассмотрим более детально инструментарий Специализированного сетевого методического объединения.

 

Технический инструментарий обеспечивает:

создание единого информационного и коммуникационного пространства;

обмен опытом, поддержка и сотрудничество по вопросам использования методики преподавания по межпредметным технологиям;

распространение лучших педагогических практик;

организация общения на профессиональные темы;

повышение профессионального уровня;

поддержка новых образовательных инициатив.

размещение документов и использование имеющихся документов в библиотеке объединения;

дистанционное обучение;

участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях по вопросам использования методики преподавания по межпредметным технологиям.

 

Реализация данных задач предполагает создание специализированного Интернет-портала, обладающего следующими функциональными возможностями:

информационная поддержка участников Специализированного сетевого методического объединения, включающая размещение и использование нормативно-правовой документации, касающейся вопросов преподавания с использованием межпредметных технологий, учебных пособий, методических средств, диссертационных исследований и научных публикаций, материалов конференций, семинаров и круглых столов и т.д.;

предоставление инструментария для организации совместной работы в рамках единого информационного пространства;

предоставление инструментария для оказания консультационных услуг по вопросам преподавания с использованием межпредметных технологий с целью распространения передового педагогического опыта;

использование всех современных средств связи и делового общения (электронная почта, мобильная связь, обмен электронными сообщениями, аудио и видеоконференции и т.д.) для общения и обсуждения вопросов, а также при проведении онлайн-консультаций;

предоставление инструментария для проведения онлайн-тестирования.

Определение структуры специализированного Интернет-портала является важным в реализации обозначенных задач.

Общая структура Интернет-портала.

Его основными структурными элементами являются следующие разделы и подразделы:

1. Главная страница: содержит общие сведения о Специализированном сетевом методическом объединении, его целях и задачах, результатах функционирования.

2. Новостная лента: содержит краткую информацию об основных событиях, связанных с деятельностью Специализированного сетевого методического объединения, объявления административной или экспертно-консультационной группы, объявления о новых поступлениях в информационно-методический раздел (законы, нормативно-правовые положения, статьи, аналитические материалы)

3. Информационно-методический раздел включает:

1. Подраздел, содержащий статьи, аналитические материалы, фото- и видео-файлы и пр., представленные пользователями портала.

2. Банки данных Специализированного сетевого методического объединения.

3. Поиск, сортировка, фильтрация информации.

Наполнение и управление контентом данных подразделов осуществляется специалистами административной и экспертно-консультационной группы, управление порталом и его содержательным контентом – техническими специалистами.

4. Личный кабинет пользователя содержит:

1. Подраздел регистрации пользователя.

2. Подраздел анкетных данных, которые могут быть доступны/недоступны другим пользователям в зависимости от указанных пользователем требований.

3. Подраздел коммуникаций: обеспечивает управление перечнем личных контактов пользователя, посредством:

а) интернет-телефонии;

б) электронной почты (е-mail);

в) системы видеоконференцсвязи, которые могут обеспечить интерактивные контакты пользователей в реальном масштабе времени между педагогами, консультантами, экспертами и администраторами.

5. Консультационный раздел предназначен для предоставления ответов на интересующие пользователя вопросы в области использования межпредметных технологий.

Данный раздел включает:

1. Подраздел совместного обсуждения авторских программ, новых форм обучения, внедрения инновационных средств обучения по методике использования межпредметных технологий (тематические (предметные) форумы и средства индивидуального общения, чаты). Темы обсуждения и консультаций представлены в древовидной структуре, обмен мнениями выполняется аналогично форумному общению. Форумы формируются в зависимости от потребностей и интересов членов объединения.

В рамках форумов и чатов педагоги будут иметь возможность получения консультации и обсуждения материалов, текущих и планируемых мероприятий и проектов, посвященных изучению и внедрению методики преподавания с использованием межпредметных технологий.

2. Подраздел индивидуальных консультаций предназначен для получения пользователем портала индивидуальной консультации от представителей экспертно-консультационной группы.

3. Подраздел онлайн-консультаций: предназначен для проведения групповых консультации для широкой аудитории, мастер-классов, вебинаров (видеоконференцсвязь), видео консультаций.

6. Раздел тестирования: предназначен для прохождения педагогами онлайн-тестирование или анкетирования по вопросам методики преподавания с использованием межпредметных технологий.

7. Раздел администратора обеспечивает управление контентом портала и техническое управление веб-ресурсом.

Специализированный Интернет-портал предназначен для следующих групп пользователей:

1. Авторизованные пользователи – пользователи, прошедшие процедуры идентификации, аутентификации и авторизации на портале.

Каждый авторизованный пользователь имеет свой статус: педагог, эксперт, консультант, администратор, технический специалист, функции и доступ к определенному контенту системы.

Пользователи регистрируются в системе только один раз, и при смене статуса перерегистрация пользователя на портале не требуется.

2. Неавторизованные пользователи (гости). Гостевой доступ к порталу свободный. Дополнительные функциональные возможности (например, форум, комментирование и пр.) доступны зарегистрированным пользователям портала после авторизации.

Следующий инструментарий Специализированного сетевого методического объединения – Нормативно-правовой инструментарий

Нормативно-правовой инструментарий представляет собой комплекс законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления деятельности Специализированного сетевого методического объединения, а также примеры локальных нормативных актов общеобразовательной организации по вопросам осуществления профессиональной деятельности педагогов, использующих в своей работе межпредметные технологии.

Официальный перечень документов, которые должны быть:

включены:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 (ред. от 02.02.2017) «О федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы».

разработаны:

положение о сетевом взаимодействии в рамках деятельности ССМО;

ежегодная программа мероприятий ССМО, включающая организационную образовательную и информационно-консультативную деятельности;

методические инструкции для каждой целевой группы и документы, регулирующие деятельность Специализированного сетевого методического объединения.

Следующий инструментарий Специализированного сетевого методического объединения – Диагностический инструментарий

Данный инструментарий представляет собой инструмент активизации самообразования педагогов, использующих в своей профессиональной деятельности методику преподавания по межпредметным технологиям. Включает тесты, опросные листы, анкеты, творческие (межпредметные) задания и пр.

Диагностический инструментарий способствует:

для начинающих педагогов:

формированию интереса к самообразованию в области преподавания по межпредметным технологиям;

повышению мотивации к получению в своей образовательной деятельности нового продуктивного опыта;

совершенствованию их умений, навыков и способностей в построении межпредметных связей.

для более опытных педагогов:

развитию умений:

в использовании новых технологий обучения в инновационной деятельности,

в адекватном оценивании результатов собственного педагогического опыта;

повышению мотивации на обобщение и распространение собственной системы работы по методике преподавания по межпредметным технологиям, проведению мастер-классов, творческих мастерских и на передачу опыта начинающим педагогам.

 

Рассмотрим методический инструментарий педагога Специализированного сетевого методического объединения, который представляет собой комплекс инновационных технологий консультационной и экспертной поддержки педагогов, использующих методику преподавания по межпредметным технологиям посредством современных методов обучения и педагогических технологий.

Рассмотрим более подробно современные методы обучения и педагогические технологии.

Современные методы обучения:

1. Коучинг (наставничество) – индивидуальное или коллективное управление, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по методике преподавания с использованием межпредметных технологий.

Необходимым требованием применения данного метода является наличие консультантов и экспертов, обладающих максимально высокими коммуникативными, личностными и профессиональными навыками и качествами.

2. Консалтинг предоставление информационной или практической помощи более опытным педагогом менее опытному, по вопросам, касающимся методики преподавания с использованием межпредметных технологий.

3. Метод кейс-стади (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций, которые могут иметь место в процессе осуществления профессиональной деятельности педагога, использующего межпредметные технологии.

Позволяет организовать эффективное обсуждение ситуации и имеющихся в ней проблем, сопоставить объекты изучения с уже имеющимся у педагогов опытом и сформировать у них высокую мотивацию.

4. Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала педагогами и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению к изучаемому материалу. Экспертная поддержка реализуется в процессе выполнения педагогами заданий (разработки авторских программ, методического инструментария проведения урока и т.д.), а также в процессе совместного анализа результатов их выполнения.

5. Эвристический метод обучения обеспечивает организацию активного поиска решения познавательных задач, самостоятельно сформулированных под руководством эксперта или на основе эвристических указаний в учебном процессе с использованием межпредметной технологии. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно направляется самими педагогами, консультантом или экспертом.

6. Исследовательский метод обучения обеспечивает организацию творческого поиска и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании по методике использования межпредметных технологий.

Современные педагогические технологии:

1. Информационные (дистанционные, сетевые, мультимедиа, компьютерные) технологии: способствуют формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей, подготовке личности «информационного общества», формированию исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

2. Проектные технологии способствуют самостоятельному «постижению» педагогами различных проблем в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчестве при организации уроков с использованием межпредметных технологий.

3. Игровые педагогические технологии – группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных учебных игр, направленных усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством для поддержки педагогов, создающее условия для саморазвития личности педагогов при освоении методики преподавания с использованием межпредметных технологий.

4. Модульные технологии заключается в последовательном вовлечении педагогов в использование методики преподавания по межпредметным технологиям. Это позволит сформировать у педагогов заинтересованность в применении межпредметных технологий в своем учебном процессе без страха с чем-то не справиться.

5. Технология сотрудничества позволяет создать условия для активной совместной деятельности педагогов в разных ситуациях, способствует осознанному обобщению знаний. Взаимодействие определяется взаимозависимостью позитивной цели и индивидуальной ответственности. Методами работы является совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагогов, консультантов и экспертов.