Программа курсов повышения квалификации "Реализация принципа индивидуализации образования Средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС"

Программа дополнительного профессионального образования по повышению квалификации педагогических работников.  

Цель реализации программы:  

Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся через освоение образовательных технологий, реализующих принцип индивидуализации образования в контексте требований ФГОС.

Программа разработана для педагогов начальной, основной, старшей школы, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, по содержанию образования, иные педагогические работники.

Форма обучения: очная.

Форма контроля: зачёт/незачёт.

Навыки, полученные в рамках данной, дисциплины будут использованы педагогами:

1.     В составлении адаптированных образовательных программ;

2.     В проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;

3.     В  выборе методического и технологического инструментария, необходимого для реализации функций индивидуального обучения;

4.     В применении методического и технологического инструментария для стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии образования

Шилина Анастасия Анатольевна

Программа курса

Реализация принципа индивидуализации образования

Средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС

Направление: психолого- педагогическое образование

Уровень подготовки: магистрант

Программа: 1 ППОМ ППВШ о-д

 

        Москва, 2017        

  1. Цель реализации программы:        

Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся через освоение образовательных технологий, реализующих принцип индивидуализации образования в контексте требований ФГОС.

2.  Задачи курса:

1. Знакомство с организацией индивидуального обучения в школе

2.  Совершенствование профессиональных компетенций в разработке адаптированных и индивидуальных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.

Программа разработана для педагогов начальной, основной, старшей школы, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, по содержанию образования, иные педагогические работники.

Форма обучения: очная.

Форма контроля: зачёт/незачёт.

Навыки, полученные в рамках данной, дисциплины будут использованы педагогами:

  1. В составлении адаптированных образовательных программ;
  2. В проектировании индивидуальных образовательных маршрутов;
  3. В  выборе методического и технологического инструментария, необходимого для реализации функций индивидуального обучения;
  4. В применении методического и технологического инструментария для стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся.

3. Место дисциплины в структуре ООП:

п/п

Компетенции

Направление подготовки  «Педагогическое образование»

Бакалавриат

Магистратура

4 года

5 лет

1

Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.

ПК - 2

2

Способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности.

ПК - 7

3

Готов к осуществлению проектирования образовательных программ и индивидуальных маршрутов

ПК - 8

4

Способен проектировать формы и методы контроля качества образования, виды КИМ,

ПК - 9

4. Планирование результатов образования

п/п

Компетенции

Направление подготовки  «Педагогическое образование»

Бакалавриат

Магистратура

4 года

5 лет

1

Особенности реализации принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС.

ПК-7

2

Технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), в частности: базовую модель технологии; технологические приёмы и стратегии реализации функций урока средствами технологии РКМЧП.

ПК – 2

3

Знать современные нормативные требования, документы

ПК – 8, ПК – 9, ПК - 10

4

Уметь разработать адаптированную и индивидуальную программу, индивидуальный образовательный маршрут.

ПК – 8, ПК – 9, ПК - 10

5

Проводить экспертную оценку разработанных образовательных программ

ПК – 8, ПК – 9, ПК – 10, ПК – 11.

6

Педагогическую технологию мастерских, в частности:

основные понятия технологии педагогических мастерских; принципы и правила педагогической технологии мастерских; алгоритм педагогической технологии мастерских;

особенности организации обучающихся на уроке/учебном занятии- мастерской.

ПК – 2

7

Особенности применения в образовательном процессе технологий РКМЧП и педагогической технологии мастерских для реализации принципа индивидуализации, в частности технологические приёмы, направленные на реализацию принципа индивидуализации в рассмотренных технологиях.

ПК - 7

8

Этапы проектирования урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских и РКМЧП.

ПК - 2

Общекультурные (ОК):

  • ОК-3 – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

Общепрофессиональные (ОПК):

  • ОПК-6: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

Профессиональные (ПК):

  • ПК-2 - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
  • ПК – 7 - способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии;
  • ПК – 8 - готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов
  • ПК – 9 - способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
  • ПК – 10 - готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения;
  • ПК – 11 - готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Структура и содержание дисциплины

  • 5.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачётных единиц

Полугодие

I

Аудиторные занятия (всего)

36 /1

36/1

В том числе:

Лекции

14

                   14

Практические занятия

36

36

Самостоятельная работа (всего)

22

22

В том числе:

Индивидуальная работа (КСР)

-

-

Другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид промежуточной аттестации

зачет

Общая трудоемкость час 
зачетных единиц

72/2

72/ 2


5.2. Содержание дисциплины

Тема 1.Реализация принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС.

Работа с понятиями «индивидуализация образования», «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения». Принцип индивидуализации в образовании: методологический и антропологический аспект. Условия реализации принципа индивидуализации в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий.

Тема 2: Современные нормативные требования, регламентирующие индивидуальное обучение.

Особенности новых требований ФГОС  по реализации принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий.

Тема 3: Современные нормативные требования, регламентирующие составление адаптированной ОП, индивидуального образовательного маршрута.

Особенности разработки адаптированных образовательных программ в образовательных учреждениях. Знакомство  современными регламентирующими документами.

Тема 4: Возможности педагогической технологии мастерских в реализации принципа индивидуализации в образовании.

Основные понятия технологии мастерских; принципы и правила педагогической технологии мастерских; алгоритм педагогической технологии мастерских. Особенности организации обучающихся на уроке/учебном занятии-мастерской как нестандартной формы проведения урока/учебного занятия.

Тема 5: Возможности технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» для реализации принципа индивидуализации в образовании.

Особенности реализация принципа индивидуализации образования в базовой модели технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Вызов», «Смысловая стадия», «Рефлексия». Понятия «критическое мышление» и «творческое мышление» их признаки и принципы, стадии, механизмы работы и технологические приемы, реализующие принцип индивидуализации. Использование различных форм организации групповой работы и стратегий обучения для реализации принципа индивидуализации.

Тема 6:  Проектирование и экспертиза качества адаптированных ОП.

Работа в мини – группах. Разработка адаптированных ОП. Перекрёстная экспертиза обучающимися проектов коллег на основании технологических карт. Выявление и корректировка нарушений требований законодательства.

Тема 7: Реализация принципа индивидуализации при проектировании урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских.

Особенности отбора учебного материала для построения урока/учебного занятия-мастерской. Проектирование урока на основании реализации этапов технологии педагогических мастерских. Отработка навыка построения урока/учебного занятия-мастерской в контексте требований ФГОС.

Тема 8: Проектирование урока /учебного занятия в педагогической технологии мастерских и технологии РКМЧП.

Разработка слушателями урока/учебного занятия в одной из технологий: педагогической технологии мастерских или РКМЧП. Работа в микрогруппах. Анализ урока/учебных занятий в технологии РКМЧП. Работа в микрогруппах над проектированием урока/учебного занятия на основе технологии РКМЧП. Презентация результатов групповой работы.

Итоговая аттестация: защита собственного проекта.

5.3. Структура дисциплины

Наименование тем дисциплины

Виды учебной работы (час)

Всего часов

Форма промежуточной аттестации

Лекции

Семинарские (практические)

СР

Тема 1.Реализация принципа индивидуализации образования средствами образовательных технологий при переходе на ФГОС.

2

4

2

8

Работа с понятиями «индивидуализация образования», «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения». Принцип индивидуализации в образовании: методологический и антропологический аспект. Заполнение маркировочной таблицы.

Тема 2: Современные нормативные требования, регламентирующие индивидуальное обучение

2

2

4

Анализ нормативно – правовых документов

Тема 3: Современные нормативные требования, регламентирующие составление адаптированной ОП, индивидуального образовательного маршрута

2

2

4

Анализ нормативно – правовых документов

Тема 4: Возможности педагогической технологии мастерских в реализации принципа индивидуализации в образовании.

2

6

4

12

Работа в микро-группах, разработка уроков, мастерских

Тема 5: Возможности технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» для реализации принципа индивидуализации в образовании.

2

4

4

10

Работа в микрогруппах над проектированием урока/учебного занятия на основе технологии РКМЧП. Презентация результатов групповой работы.

Тема 6:  Проектирование и экспертиза качества адаптированных ОП

2

6

8

16

Проектирование адаптированной образовательной программы, проведение экспертизы

Тема 7: Реализация принципа индивидуализации при проектировании урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских.

2

4

2

8

Тема 8: Проектирование урока /учебного занятия в педагогической технологии мастерских и технологии РКМЧП.

4

2

6

Работа в микрогруппах по разработке урока/учебного занятия

Итоговая аттестация

4

4

Представление разработок уроков , индивидуального образовательного маршрута, адаптированной ОП

Итого

72 часа

6. Образовательные технологии

Освоение дисциплины предполагает использование инновационных образовательных технологий с использованием в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как: проблемное занятие.

Перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения программы:

  1. компьютерное и мультимедийное оборудование - компьютер или ноутбук для преподавателя, проектор и экран или интерактивная доска;
  2. свободный доступ к сети Интернет для использования портала ИКТ-поддержки обученияhttp://mioo.seminfo.ru/, что дает возможность обучающимся:
  3. получать доступ к материалам очных занятий, к дополнительным материалам, ориентированным        на расширение общего и

профессионального кругозора и совершенствование профессиональных компетенций;

  1. Размещать выполненные задания для проведения итоговой аттестации;
  2. Обмениваться информацией по интересующим вопросам курсовой подготовки с преподавателями и коллегами по группе.

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельные работы, после каждой из пройденных тем.

Примерный перечень заданий:

Задание 1: Прочитайте текст об одном из условий реализации принципа индивидуализации в процессе обучения и заполните маркировочную таблицу.

«-»

«+»

«?»

Запись своими словами (1-2 слова) информации, которую вы знали до чтения текста

Запись своими словами новой информации

Запись своими словами непонятной информации

Задание 2: Определите, какие приемы вы можете использовать на разных этапах урока/учебного занятия в педагогической технологии мастерских.

Заполните таблицу, используя материал к заданию.

ЭТАПЫ УРОКА-МАСТЕРСКОЙ

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ ЭТАПЕ

ИНДУКЦИЯ

ДЕДУКЦИЯ

РЕКОНСТРУКЦИЯ

РАЗРЫВ

РЕФЛЕКСИЯ

А. Проанализируйте представленные разработки уроков в педагогической технологии мастерских. Реализован ли принцип индивидуализации, и на каких этапах урока/учебного занятия мастерской он реализован? Аргументируйте свой ответ. Заполните таблицу.

Аргументы за:

принцип индивидуализации реализован

Аргументы против:

принцип индивидуализации  не реализован

Задание 3: Проектирование адаптированной образовательной программы.

Задание 4: Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Задание 5: Заполните таблицу «Реализация принципа индивидуализации образования средствами технологии РКМЧП».

Стадия технологии РКМЧП

Цели данной стадии, направленные на индивидуализацию образования

Стратегии и приемы, применяемые на данной стадии и позволяющие реализовать принцип индивидуализации

Стадия вызова

Смысловая стадия

Стадия рефлексии

Задание 6: Проанализируйте представленные разработки уроков/учебных занятий в технологии РКМЧП. Реализован ли принцип индивидуализации? Аргументируйте свой ответ. Заполните таблицу.

Аргументы за:

принцип индивидуализации реализован

Аргументы против:

принцип индивидуализации  не реализован

7.4. Форма промежуточного контроля – зачет

Материалы проекта урока/учебного занятия в одной из изученных технологий должны включать:

  1. Сценарный план урока/учебного занятия, в котором должны быть

обязательно отражены: цель, планируемые результаты (предметные,

метапредметные, личностные), этапы проведения урока/учебного занятия, деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока/учебного занятия, технологические приёмы и методы, необходимые для реализации каждого этапа урока/учебного занятия и организации взаимодействия обучающихся при работе в группах, индивидуально.

  1. Дидактические материалы и необходимое ресурсное обеспечение проведения урока/учебного занятия.
  2. Критерии оценивания результатов деятельности обучающихся.
  3. Проект

8. Образовательные технологии и методические указания

Проведение практических занятий построено на групповой совместной деятельности студентов. Во время занятий используются:

информационно-развивающие технологии, направленные на формирование системы знаний, запоминание и свободное оперирование ими. Используется лекционно-семинарский метод, самостоятельное изучение литературы, применение новых информационных технологий для самостоятельного пополнения знаний, включая использование технических и электронных средств информации.

Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений, обеспечивающих возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности, способности видеть и формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Используются виды проблемного обучения: освещение наиболее сложных вопросов на лекциях, учебные дискуссии, коллективная мыслительная деятельность в группах при выполнении индивидуальных групповых заданий, поиск оптимальных решений в рамках предложенной ситуации общения. При этом используются первые три уровня (из четырех) сложности и самостоятельности: проблемное изложение учебного материала преподавателем; создание преподавателем проблемных ситуаций, а обучаемые вместе с ним включаются в их разрешение;

преподаватель лишь создает проблемную ситуацию, а разрешают ее обучаемые в ходе самостоятельной деятельности.

Личностно-ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в ходе учебного процесса учет различных способностей обучаемых, создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей, развитие активности личности в учебном процессе. Личностно-ориентированные технологии обучения реализуются в результате индивидуального общения преподавателя и студента при выполнении домашних индивидуальных заданий, на консультациях.

8.2. Интерактивные формы обучения

Интерактивная форма занятий

1. Ролевая игра «Работа экспертов оценки качества образования»

9. Описание возможностей изучения дисциплины лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

При необходимости обучения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья аудиторные занятия могут быть заменены или дополнены изучением полнотекстовых лекций, презентаций, видео- и аудиоматериалов в ПТК «УМНИК». Индивидуальные задания подбираются в адаптированных к ограничениям здоровья формах (письменно или устно, в форме презентаций). Выбор методов обучения зависит от их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В целях реализации индивидуального подхода к обучению студентов, осуществляющих учебный процесс по индивидуальной траектории в рамках индивидуального рабочего плана, изучение данной дисциплины базируется на следующих возможностях:

- индивидуальные консультации преподавателя (очно, в часы консультаций, по электронной почте, а также с использованием программ Skype, Wiber, TeamViewer, DropBox, а также возможностей социальных сетей);

- максимально полная презентация содержания дисциплины в ПТК «УМНИК» (см., в частности, полнотекстовые лекции, презентации, аудиоматериалы, тексты для перевода и анализа и т.п.).

 10. Учебно-методическое и информационно обеспечение дисциплины

а) основная литература 

  1. Бондаренко Н. А. Возможности использования технологии мастерских в системе общего среднего образования / Н. А. Бондаренко // Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы: Сб. статей. - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - С.12- 16.
  2. Бондаренко Н. А. Педагогическая технология мастерских как средство формирования языковой личности школьника: под ред. Г. А. Мейчик / Н. А. Бондаренко // Оптимизация деятельности учителя средствами открытых образовательных технологий. - М.: МПА-ПРЕСС, 2012. - С.21-25 .
  3. Мейчик Г. А. Модель реализации педагогической технологии мастерских/ Г. А. Мейчик // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. Научный журнал. - 2014. - №5.
  4. Мейчик Г. А. Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий; под ред. Г. А. Мейчик / Г. А. Мейчик // Оптимизация деятельности учителя средствами открытых образовательных технологий. - М.: МПА- Пресс, Карпов Е. В, 2012.
  5. Мейчик Г. А. Педагогическая технология мастерских как средство реализации современных тенденций развития образования / Г. А. Мейчик // Компетенции и образование: модели, методы, технологии. - М., 2014.
  6. Мейчик        Г. А. Педагогическая технология мастерских        как        средство
  7. совершенствования системы общего образования / Г. А. Мейчик, Л. А. Тропкина // Открытые уроки в начальной школе. Реализация требований ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2013.
  8. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
  9. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011 - 223 с.
  10. Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы: Сб. статей / - М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2012. - 176 с.
  11. Фещенко Т. С. Новые стандарты - новое качество работы учителя. Практикоориентированное учебно-методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 224 с.
  12. Хачатрян Э. В. Применение технологии развития критического мышления в образовательных учреждениях / Э.В. Хачатрян // Методическое пособие. - М.: АПО, 2011г. - 84 с.
  13. Хачатрян Э. В. Конструирование урока на основе концептуальной технологической карты / Э. В. Хачатрян // Педагогика. - 2015. - №4. - С.31-38.
  14. Чернобай Е. В. Проектирование учебного процесса учителем в современной информационной среде: М.: УЦ Перспектива, 2011. - 112 с.

Дополнительная учебная и учебно-методическая литература:

  1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М.: Логос, 2009.
  2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
  3. Иоффе А.Н. Целеполагание в преподавании истории и обществознания / А. Н.Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 5. - С. 3-7.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов и др.; - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  5. Шишов С. Е., Кальней В. А., Гирба Е. Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография. - М.: ИНФА-М, 2013. - 206с.

Интернет-ресурсы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии PDF Борьба с негативными явлениями в жизни школы требует разработки принципиально новой педагогической технологии. В книге предложен комплекс средств педагогической технологии и показаны пути их практического применения в условиях перестройки и преодоления формализма в сценке деятельности учащихся и... №47 13.05.2010 03:14 23.08Mb.
  2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».