Проект «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской деятельности в ДОУ»

Чухнина Анастасия Яковлевна

Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - и я пойму (Китайская пословица)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperimentirovaniyu_chuhnina3.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 66»

Проект

 «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской деятельности в ДОУ»

Автор: старший воспитатель

Чухнина Анастасия Яковлевна

Иваново 2016

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню,  дай попробовать – и я пойму».

Русская пословица советует: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Педагоги-практики утверждают: «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».

Актуальность:

Развитие познавательной активности  детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Концептуальное обоснование проекта:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда, или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки помыть, а вот исчезнувший интерес к окружающему  и с годами восстановить практически невозможно.

Стратегическая цель:

Повысить уровень педагогического мастерства воспитателей ДОУ.

Конкретная цель:

Формировать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, изобретательность.

Задачи:

1.Формировать у детей способности видеть многообразие мира.
2.Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.

3.Развивать мышление, речь, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть её красоту, следовать доступным экологическим правилам.
4.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при поведении опытов.

Проблемно-ориентированный анализ:

В процессе наблюдения за работой педагогов с детьми по познавательному развитию было выявлено следующее:

Педагоги организуют с детьми традиционные виды деятельности (НОД, утренники, редко досуги). Недостаточно в ДОУ проводится тематических развлечений, экспериментально-исследовательской деятельности, проектной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. И, нельзя не отметить, что исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и т.д.

Дети мало задают вопросы, речь детей недостаточно развита, у них снижена познавательная активность.

В отдельных группах отсутствуют центры экспериментирования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Детское  экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно  интегрируется со всеми образовательными областями (что соответствует ФГОС ДО). Когда дети проводят опыты, они разговаривают, сравнивают, делают выводы и речь их обогащается.
  2. Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одарённости, поэтому  хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, тревожно, когда не задаёт.
  3. Каждый вопрос ребёнка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ. Пользоваться словарями или книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
  4. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность, пытливость ума, развивать стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создавать творческую личность.
  5. Важно стремиться научить ребёнка не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации (сейчас огромный поток информации сваливается как на нас, взрослых, так и  на ребенка), сколько научить ориентироваться в её потоке, вычленить из всего многообразия самое главное и важное на данный момент, для решения конкретной задачи, в конкретной ситуации. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок видит, слышит и делает сам.

Ожидаемые результаты:

  • Педагоги владеют и используют ИКТ в работе с детьми.
  • Педагоги огранизуют с детьми разнообразные виды деятельности: досуги, игры, развлечения, НОД, экскурсии, экспериментально-исследовательскую деятельность, проектную деятельность.
  • В группах организованы центры экспериментирования, они насыщены разнообразными материалами в соответствии с возрастом  и интересами детей.
  • У детей улучшилась речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
  • Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
  • Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, дети начинают эффективнее общаться.
  •  Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.

Этапы и сроки реализации проекта:

Проект рассчитан на два года (2015-2016 учебный год)

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: итоговый

I ЭТАП (август - сентябрь 2015)

Проводится анализ кадрового обеспечения ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по поводу удовлетворённости качеством образовательных услуг, работой воспитателей по познавательному развитию дошкольников. Разработка системы мероприятий по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.

II ЭТАП (октябрь 2015 – апрель 2016)

Проводится реализация системы мероприятий по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.

III ЭТАП (май   2016)

Подводятся итоги результативности разработанной системы мероприятий по

развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Анализ кадрового обеспечения ДОУ (анкетирование педагогов ДОУ, наблюдение за работой педагогов ДОУ).

Август – сентябрь 2015

Заведующий

Ст. воспитатель

Анализ педагогической работы ДОУ за 2014-2015 учебный год.

Август 2015

Ст. воспитатель

Просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию с целью мониторинга уровня исследовательской деятельности в группах.

Сентябрь – октябрь 2015

Ст. воспитатель

Изучение предпочтений, интересов детей каждой возрастной группы.

Сентябрь – октябрь 2015

Ст. воспитатель

Включение в годовой план работы ДОУ задачи по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ

Август 2015

Ст. воспитатель

«Взгляд со стороны» (анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников об удовлетворённости качеством образовательной работы ДОУ по познавательному развитию)

Сентябрь 2015

 

Ст. воспитатель

Воспитатели

Разработка проекта «Развитие познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ»

Сентябрь - Октябрь 2015

Заведующий

Ст. воспитатель

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ

Теоретический семинар «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности» (где воспитатели ознакомились с видами экспериментирования, его организацией в разных возрастных группах)

Октябрь 2015

Ст. воспитатель

Мастер-класс «Использование ИКТ в работе с дошкольниками»

Октябрь 2015

Ст. воспитатель

Воспитатель подготовительной группы

Мастер-класс «Опыты в детском саду» (прежде, чем показывать опыт детям и проводить его с детьми, воспитатель сам должен научиться это делать, чтобы в последствии опыт удался и дети сделали правильные выводы.)

Ноябрь 2015

Ст. воспитатель

Открытые просмотры НОД с использованием детского экспериментирования с последующим самоанализом и анализом коллег по работе.

Ноябрь 2015

Февраль2016

Март 2016

Педагогический коллектив

Знакомство педагогов с новинками методической литературы по вопросам детского экспериментирования.

В течение срока реализации проекта

Ст. воспитатель

Проверка планов воспитательно-образовательной работы педагогов.

В течение срока реализации проекта

Ст. воспитатель

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам педагогов.

В течение срока реализации проекта

Ст. воспитатель

Создание в группах центров исследовательской деятельности.

В течение срока реализации проекта

Ст. воспитатель

Воспитатели

Круглый стол, на котором рассматриваются следующие темы: «Опыт работы по исследовательской деятельности в каждой возрастной группе», «Презентации центров исследовательской деятельности», «Анализ открытых просмотров исследовательской деятельности».

Март – апрель 2016

Ст. воспитатель

Воспитатели

Фотовыставка в ДОУ «Юные исследователи»

Апрель  2016

Ст. воспитатель

Презентация «Опыт работы воспитателей» по теме проекта

Апрель 2016

Воспитатели

Ст. воспитатель

III ЭТАП - ИТОГОВЫЙ

Обобщенный анализ работы педагогического коллектива за данный срок реализации проекта

Май 2016

Заведующий

Ст. воспитатель

Анкетирование педагогов ДОУ (сравнительный анализ)

Май 2016

Ст. воспитатель

Вручение благодарностей активным и проявившим себя педагогам от заведующего ДОУ за плодотворную, творческую работу в течение срока реализации проекта

Май 2016

Заведующий

Ст. воспитатель

Оглашение благодарностей от родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ

Май 2016

Заведующий

Ст. воспитатель

Оформление фотоальбома «Развитие познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ»

Апрель-май 2016

Ст. воспитатель

Участники проекта:

  • Администрация ДОУ
  • Воспитатели всех групп
  • Музыкальный руководитель

Ресурсы:

  • Кадровые: администрация ДОУ, воспитатели всех групп, музыкальный руководитель;
  • Информационные: интернет, мультимедийное оборудование;
  • Материальные: оргтехника ДОУ, помещения ДОУ, методическое и программное обеспечение ДОУ;
  • Финансовые: расходные материалы, материальное стимулирование.

Риски:

  • Смена педагогических кадров;
  • Снижение мотивации педагогов во время реализации проекта;
  • Недостаточный уровень владения ИКТ;
  • Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки.

Эффекты проекта:

1. Повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ.

2. Повышение качества образовательной работы ДОУ.

3. Удовлетворённость родителями (законными представителями) воспитанников качеством образовательных услуг.

4. Успешная психолого-педагогическая готовность и адаптация к школе выпускников ДОУ.

5. Повышение престижа ДОУ.

Продукт проекта:

  1. Центры экспериментирования в каждой возрастной группе.
  2. Благодарности от руководителя ДОУ активным педагогам.
  3. Презентация «Уголок экспериментирования»,  в которых представлен опыт работы педагогического коллектива ДОУ и отдельных педагогов.