Проект «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской деятельности в ДОУ»
Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать - и я пойму (Китайская пословица)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 66»
Проект
«Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской деятельности в ДОУ»
Автор: старший воспитатель
Чухнина Анастасия Яковлевна
Иваново 2016
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Русская пословица советует: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Педагоги-практики утверждают: «Лучше один раз испытать, попробовать сделать своими руками».
Актуальность:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно – экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Концептуальное обоснование проекта:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда, или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки помыть, а вот исчезнувший интерес к окружающему и с годами восстановить практически невозможно.
Стратегическая цель:
Повысить уровень педагогического мастерства воспитателей ДОУ.
Конкретная цель:
Формировать интерес детей к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, изобретательность.
Задачи:
1.Формировать у детей способности видеть многообразие мира.
2.Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
3.Развивать мышление, речь, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть её красоту, следовать доступным экологическим правилам.
4.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при поведении опытов.
Проблемно-ориентированный анализ:
В процессе наблюдения за работой педагогов с детьми по познавательному развитию было выявлено следующее:
Педагоги организуют с детьми традиционные виды деятельности (НОД, утренники, редко досуги). Недостаточно в ДОУ проводится тематических развлечений, экспериментально-исследовательской деятельности, проектной деятельности.
Дети очень любят экспериментировать. И, нельзя не отметить, что исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и т.д.
Дети мало задают вопросы, речь детей недостаточно развита, у них снижена познавательная активность.
В отдельных группах отсутствуют центры экспериментирования.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно интегрируется со всеми образовательными областями (что соответствует ФГОС ДО). Когда дети проводят опыты, они разговаривают, сравнивают, делают выводы и речь их обогащается.
- Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одарённости, поэтому хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, тревожно, когда не задаёт.
- Каждый вопрос ребёнка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ. Пользоваться словарями или книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
- Познавательно-исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность, пытливость ума, развивать стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в сложных ситуациях, создавать творческую личность.
- Важно стремиться научить ребёнка не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации (сейчас огромный поток информации сваливается как на нас, взрослых, так и на ребенка), сколько научить ориентироваться в её потоке, вычленить из всего многообразия самое главное и важное на данный момент, для решения конкретной задачи, в конкретной ситуации. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок видит, слышит и делает сам.
Ожидаемые результаты:
- Педагоги владеют и используют ИКТ в работе с детьми.
- Педагоги огранизуют с детьми разнообразные виды деятельности: досуги, игры, развлечения, НОД, экскурсии, экспериментально-исследовательскую деятельность, проектную деятельность.
- В группах организованы центры экспериментирования, они насыщены разнообразными материалами в соответствии с возрастом и интересами детей.
- У детей улучшилась речь, они используют больше слов в своем активном словаре.
- Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.
- Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, дети начинают эффективнее общаться.
- Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.
Этапы и сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на два года (2015-2016 учебный год)
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
I ЭТАП (август - сентябрь 2015)
Проводится анализ кадрового обеспечения ДОУ; анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников по поводу удовлетворённости качеством образовательных услуг, работой воспитателей по познавательному развитию дошкольников. Разработка системы мероприятий по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.
II ЭТАП (октябрь 2015 – апрель 2016)
Проводится реализация системы мероприятий по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.
III ЭТАП (май 2016)
Подводятся итоги результативности разработанной системы мероприятий по
развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ.
План мероприятий по реализации проекта
Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | ||
Анализ кадрового обеспечения ДОУ (анкетирование педагогов ДОУ, наблюдение за работой педагогов ДОУ). | Август – сентябрь 2015 | Заведующий Ст. воспитатель |
Анализ педагогической работы ДОУ за 2014-2015 учебный год. | Август 2015 | Ст. воспитатель |
Просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию с целью мониторинга уровня исследовательской деятельности в группах. | Сентябрь – октябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Изучение предпочтений, интересов детей каждой возрастной группы. | Сентябрь – октябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Включение в годовой план работы ДОУ задачи по развитию познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ | Август 2015 | Ст. воспитатель |
«Взгляд со стороны» (анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников об удовлетворённости качеством образовательной работы ДОУ по познавательному развитию) | Сентябрь 2015 |
Ст. воспитатель Воспитатели |
Разработка проекта «Развитие познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ» | Сентябрь - Октябрь 2015 | Заведующий Ст. воспитатель |
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ | ||
Теоретический семинар «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности» (где воспитатели ознакомились с видами экспериментирования, его организацией в разных возрастных группах) | Октябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Мастер-класс «Использование ИКТ в работе с дошкольниками» | Октябрь 2015 | Ст. воспитатель Воспитатель подготовительной группы |
Мастер-класс «Опыты в детском саду» (прежде, чем показывать опыт детям и проводить его с детьми, воспитатель сам должен научиться это делать, чтобы в последствии опыт удался и дети сделали правильные выводы.) | Ноябрь 2015 | Ст. воспитатель |
Открытые просмотры НОД с использованием детского экспериментирования с последующим самоанализом и анализом коллег по работе. | Ноябрь 2015 Февраль2016 Март 2016 | Педагогический коллектив |
Знакомство педагогов с новинками методической литературы по вопросам детского экспериментирования. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель |
Проверка планов воспитательно-образовательной работы педагогов. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель |
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам педагогов. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель |
Создание в группах центров исследовательской деятельности. | В течение срока реализации проекта | Ст. воспитатель Воспитатели |
Круглый стол, на котором рассматриваются следующие темы: «Опыт работы по исследовательской деятельности в каждой возрастной группе», «Презентации центров исследовательской деятельности», «Анализ открытых просмотров исследовательской деятельности». | Март – апрель 2016 | Ст. воспитатель Воспитатели |
Фотовыставка в ДОУ «Юные исследователи» | Апрель 2016 | Ст. воспитатель |
Презентация «Опыт работы воспитателей» по теме проекта | Апрель 2016 | Воспитатели Ст. воспитатель |
III ЭТАП - ИТОГОВЫЙ | ||
Обобщенный анализ работы педагогического коллектива за данный срок реализации проекта | Май 2016 | Заведующий Ст. воспитатель |
Анкетирование педагогов ДОУ (сравнительный анализ) | Май 2016 | Ст. воспитатель |
Вручение благодарностей активным и проявившим себя педагогам от заведующего ДОУ за плодотворную, творческую работу в течение срока реализации проекта | Май 2016 | Заведующий Ст. воспитатель |
Оглашение благодарностей от родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ | Май 2016 | Заведующий Ст. воспитатель |
Оформление фотоальбома «Развитие познавательной активности детей, посредством экспериментальной деятельности в ДОУ» | Апрель-май 2016 | Ст. воспитатель |
Участники проекта:
- Администрация ДОУ
- Воспитатели всех групп
- Музыкальный руководитель
Ресурсы:
- Кадровые: администрация ДОУ, воспитатели всех групп, музыкальный руководитель;
- Информационные: интернет, мультимедийное оборудование;
- Материальные: оргтехника ДОУ, помещения ДОУ, методическое и программное обеспечение ДОУ;
- Финансовые: расходные материалы, материальное стимулирование.
Риски:
- Смена педагогических кадров;
- Снижение мотивации педагогов во время реализации проекта;
- Недостаточный уровень владения ИКТ;
- Недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки.
Эффекты проекта:
1. Повышение педагогического мастерства педагогов ДОУ.
2. Повышение качества образовательной работы ДОУ.
3. Удовлетворённость родителями (законными представителями) воспитанников качеством образовательных услуг.
4. Успешная психолого-педагогическая готовность и адаптация к школе выпускников ДОУ.
5. Повышение престижа ДОУ.
Продукт проекта:
- Центры экспериментирования в каждой возрастной группе.
- Благодарности от руководителя ДОУ активным педагогам.
- Презентация «Уголок экспериментирования», в которых представлен опыт работы педагогического коллектива ДОУ и отдельных педагогов.