Открытый урок по литературе "Роман И.А. Гончарова "Обломов". Обломов и "обломовщина"

Сыровенко Анна Александровна

   Данная методическая разработка предназначена для преподавателей литературы, работающих  в школе и в системе СПО. Умение проектировать свою деятельность, творчески реализовать тот или иной проект в учебном процессе,  а также анализировать свою деятельность-задача, которая стоит перед каждым педагогом.

 Предлагаемая работа помогает в формировании общих компетенций и учебных действий у студентов. Используя конспект занятия, вам удастся подробнее разобрать учебный материал по теме «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина»  и укрепить навыки самостоятельной работы студентов.

     В процессе урока формируются следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

В результате учебного занятия обучающиеся смогут глубже узнать содержание изучаемого произведения, продолжат учиться ориентироваться в тексте романа «Обломов», анализировать его эпизоды, используя схему анализа произведения, работать в группах .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по литературе для студентов 1 курса по теме:

 «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина».

  1. Краткая аннотация

        Данная методическая разработка предназначена для преподавателей литературы, работающих  в школе и в системе СПО. Умение проектировать свою деятельность, творчески реализовать тот или иной проект в учебном процессе,  а также анализировать свою деятельность-задача, которая стоит перед каждым педагогом.

 Предлагаемая работа помогает в формировании общих компетенций и учебных действий у студентов. Используя конспект занятия, вам удастся подробнее разобрать учебный материал по теме «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина»  и укрепить навыки самостоятельной работы студентов.

        В процессе урока формируются следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

В результате учебного занятия обучающиеся смогут глубже узнать содержание изучаемого произведения, продолжат учиться ориентироваться в тексте романа «Обломов», анализировать его эпизоды, используя схему анализа произведения, работать в группах .

  1. Место и роль темы в курсе (предмете)

        Данное занятие определено рабочей программой учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература,  разработанной на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО», протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с  учебным планом ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова» по специальностям среднего профессионального образования.

         Представленная методическая разработка относится к обязательной части программы и формирует умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем освоению    других предметов  гуманитарного цикла:  «История России», «Философия», «Русский язык и культура речи» и т.п. 

        

  1. Дидактический анализ и содержание материала.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина».

ЦЕЛЬ: Проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального  образа романа: Обломова.

ЗАДАЧИ:

Образовательная:

  1. Сформировать у обучающихся первичное представление о главном герое при анализе 1-4 главы 1 ч.
  2. Раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа.

Развивающая:

  1. Развивать умения анализа эпизода, работать и общаться в группах, с руководителем.

Воспитательная:

  1. Воспитывать культуру монологической речи, письменного и устного ответа. Мотивировать к ответственному отношению выполняемой работы.

ФОРМИРУЕМЫЕ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

В результате учебного занятия обучающиеся должны показать и улучшить навыки ориентирования в тексте, анализировать эпизоды произведения, работать в группах, знать содержание романа , схему анализа произведения.

ТИП ЗАНЯТИЯ:  введения нового материала.

ВИД ЗАНЯТИЯ: беседа с элементами исследовательского анализа.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • словесные;
  • наглядные;
  • проблемно - поисковые.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • текст романа Гончарова «Обломов»;
  • мультимедийная презентация.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1.Организация начала занятия

Преподаватель

Добрый день! Присаживайтесь, пожалуйста.

Посмотрите, всё ли у вас готово к учебному занятию: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, учебник.

2. Подготовка к освоению нового материала.

Преподаватель

Тема нашего занятия «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Образ главного героя. Обратите внимание на слайд.

Хочется зачитать вам слова И.С. Тургенева, которые послужат эпиграфом нашему занятию: «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». Запишите, пожалуйста, данные слова себе в тетрадь. А теперь подумайте: какие задачи мы будем решать с вами на учебном занятии.

(Обучающиеся дают разные ответы, преподаватель фиксирует на доске, просит сравнить с запланированным вариантом.)

Обратите внимание на слайд, на котором отображена цель нашего занятия и задачи. Сравните, что оставим?

Сегодня мы с вами проведём анализ концепции художественного произведения; рассмотрим центральный образ романа.

Нам с вами предстоит проанализировать 1-4 главы 1 ч. При анализе рассмотреть образ главного героя; раскрыть роль интерьера и портрета в характеристике персонажа; также мы с вами научимся анализировать эпизод произведения, поработаем в группе.

Задачи (слайд)

Решение данных задач будет результатом нашего занятия.

3.Актуализация знаний у обучающихся.

Постановка проблемного вопроса.

Преподаватель

На прошлом занятии мы с вами говорили о творчестве И.А. Гончарова. Кто может кратко рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути И.А. Гончарова? Хорошо, молодец. Вот мы и вспомнили творчество И.А. Гончарова.

Сегодня мы продолжим знакомство с романом автора, который носит название «Обломов». В произведении мы видим образ главного героя, историю которого автор начинает рассказывать с самого детства. Описание детства героя мы можем прочитать в «Сне Обломова», о котором нам расскажет (Иванов Сергей). Запишите вопрос в тетрадь, на который вы должны будете ответить после прослушивания.

Каким вы увидели детство Обломова?

Сообщение обучающегося «Сон Обломова».

Мы прослушали. Ваш ответ.

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: Царство всеобщего благоденствия, любви и гармонии. Труд воспринимается как наказание, инородное «сонному» течению жизни.

4. Введение нового содержания по теме.

Преподаватель:

Вы совершенно правы. Сон Обломова раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.

А сейчас давайте поближе познакомимся с образом главного героя. Его имя Илья Ильич Обломов. Каковы ваши представления о фамилии Обломов? Какие ассоциации она вызывает?

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: Облом, обломать. 1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-либо; отломать кругом, по краю. 2. перен. прост. Заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив

себе его волю, сломив упрямство // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-либо; уломать (Словарь русского языка в 4 т., 1986.)

в современном жаргоне – неудача, крушение планов, тяжелое душевное состояние, депрессия; отрицательные эмоции, переживания; апатия, нежелание делать чего-л. (Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона, 2001.)

Обломок. Остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

Преподаватель:

Как вы думаете, что обозначает имя Илья?

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: Илья. Древнееврейское «божья помощь»

Илья – пророк, взятый живым на небо. Илья жил в царстве Аахава. В то время когда язычество стало распространяться в еврейском народе, Илья смело выступил против этого, обличая царя и народ, за что подвергся преследованию.

Илья Ильич «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых традиции. Настоящее и прошлое слились и перемешались.

Илья Муромец – богатырь.

Преподобного Илью Печерского (1188 г.) народ отождествлял с былинным героем (Муромцем).

Илья – Илиада. Многолетняя борьба древних//борьба человека с самим собой.

Преподаватель:

Как вы думаете, давая своему персонажу имя Илья, соотносил ли его Гончаров с этими толкованиями? Определите роль имени и фамилии в создании образа главного героя.

Обучающийся:

Т.о. противоречия проявляются уже в имени и фамилии персонажа. В имени – большие задатки, задатки в квадрате, сила, божественность. А фамилия сводит на нет все начинания, ломает, крушит личность.

Работа в группах

Преподаватель:

Продолжим знакомство с главным героем (слайд)

Обломов первоначально раскрывается через портрет и через быт.

Проанализируем 2 эпизода:

Задание для 1 варианта: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз, раскрывающих портрет Обломова (первые 5 абзацев)

Задание для 2 варианта: Опираясь на 1 гл. I ч. романа, выделите 10 ключевых фраз для характеристики квартиры Обломова. (10-13 абзац)

Обучающийся:

Портрет Обломова (выступление обучающегося).

Преподаватель:

Что можно сказать о характере Обломова по его портрету?

Обучающийся:

Портрет противоречив. С одной стороны - доброта, мягкость, душа, с другой - апатия, лень, отсутствие деятельности.

Вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.

Интерьер (выступление обучающегося).

Преподаватель:

Что можно сказать о характере и образе жизни Обломова по обстановке в его квартире?

Работа с текстовым делителем на экране.

Преподаватель:

Подчеркните самые главные для характеристики слова.

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: лень, запустение, отсутствие действия, желание соблюсти видимость приличий.

Преподаватель:

Прием знакомства с характером героя через портрет и интерьер использован в творчестве многих писателей, Гончаров через имя, портрет, интерьер помогает увидеть читателю противоречивость характера своего главного героя.

Гончаров в первой главе создает целую поэму халату Обломова. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым.

В гардеробе мужчины 19 века имелось несколько халатов, они служили домашними одеяниями на утро и в вечернее время. Были халаты атласные, которые одевались поверх одежды, и шелковые, одеваемые поверх ночной сорочки.

Прочитайте описание халата. Как он характеризует своего владельца? (гл 1 , 6-7 абзац)

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: автор намеренно остановился на подробном описании халата, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть дня он проводит дома , а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Преподаватель:

Восходит эта тема к стихотворению Вяземского П.А. «Ода халату». Поэт Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Халат для Вяземского олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, является противопоставлением придворной ливрее – символу лицемерия и бездуховности придворной жизни, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают его покинуть это одеяние.

Прослушайте стихотворение Вяземского П.А. Запишите и ответьте на вопрос. Как эта ода халату комментирует этапы жизни Обломова?

Каков символический смысл имеет халат в романе?

(чтение подготовленным обучающимся)

Жизнь наша в старости - изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью еще живет в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: Символ покоя, лени, но и символ свободы от фальшивых условностей, противопоставление несвободе окружающей действительности.

Преподаватель:

Мы проанализировали портрет героя, интерьер его квартиры, одежду . Обсудите друг с другом и сделайте вывод, какие противоречия в характере Обломова можно отметить? Обсуждение в паре и ответ. Озвучивание ответа одной пары.

Преподаватель:

А сейчас скажите мне, пожалуйста, как называется место, где проходило детство Обломова?

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: Обломовка

Преподаватель:

А вы знаете, что подразумевает под собой понятие «обломовщина»?

Давайте сопоставим и запишем это понятие с название деревни и с фамилией героя.

Обломовка-

Созерцательное течение жизни, исполненное неги, любви, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царят лень и барство.

Обломов-

«Нет у него таких пустых желаний и мыслей…лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой».

«Обломовщина»-

Это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с её и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.

Какой вывод можно сделать?

Предполагаемый ответ: схожесть понятий

Преподаватель:

Скажите, пожалуйста, кто был всегда рядом с Обломовым, кто пытался ему помочь?

Обучающийся:

Предполагаемый ответ: Его друг - Штольц.

Преподаватель:

Правильно, молодцы.

Давайте поработаем с текстом.

Комментированное чтение романа (часть 2, глава 4) следует получить ответы на вопросы:

  1. Каковы образ жизни и нравственные принципы Штольца?
  2. С пониманием или с осуждением относится Штольц к Обломову?
  3. Является ли Штольц антиподом Обломова?
  4. Как вы оцениваете девиз героя: «Труд-образ, содержание, стихия и смысл жизни»?

5. Закрепление содержания учебного занятия.

Преподаватель:

Для закрепления материала давайте попробуем составить таблицу «Сравнительная характеристика героев»

Используя текст романа, дайте сравнительную характеристику двух героев по заданной таблице:

Обломов

Штольц

портрет героев;

Предполагаемый ответ: «человек… среднего роста, приятной наружности. С темно-серыми глазами». В лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»

Предполагаемый ответ: «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав. «цвет лица ровный», глаза выразительные)

кто были их родители по национальности?

русские

«Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»

какое воспитание получил каждый из героев?

Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей». Его воспитание носило патриархальный характер

Штольца отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»).

отношение к учебе в пансионате

Обломов учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели … за живое».

Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором «в своем пансионе»»);

- дальнейшее образование

(Обломов до двадцати лет провел в Обломовке;

Штольц закончил университет);

жизненные стремления,

(«лежание на диване у Ильи Ильича … было его нормальным состоянием», в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье. Затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями.

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»); выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель в жизни»)

отношение к ведению хозяйства.

Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы);

Каким видят общество

Обломов считает, что все «члены света и общества – «мертвецы, спящие люди». Им свойственна неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне

погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам. Он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в России.

отношение к Ольге

Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь

пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум).

Преподаватель:

Давайте проверим что получилось, озвучим вашу работу. Как вы думаете, имел ли влияние Обломов на Штольца?

Вывод преподавателя совместно с обучающимися. 

Между этими героями происходило взаимовлияние (Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось; Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок деревенские дела. Желал возродить к деятельной жизни).

Преподаватель:

Итак, И.А. Гончаров тщательно отделяет Штольца от других героев романа, ставя при этом основной акцент на главной черте характера Штольца: рассчитывать в жизни только на свои силы и всего добиваться собственным трудом. Только тогда карьера сможет не унизить, а нравственно возвысить личность. И, по мысли Гончарова, в этом принципе буржуазной морали нет ничего предосудительного. В нем – знамение новой европейской цивилизации, в которую вступала Россия 1860-х годов. Но самое главное, «герой дела» для Гончарова это не столько определенная профессия, сколько идеальное состояние души человека новой, буржуазной формации. Штольц относится к работе бескорыстно. Он ее любит не за конкретное содержание (а потому занимается сразу всем – коммерцией, туризмом, сочинительством, государственной службой) и не за материальные результаты (Штольц равнодушен к комфорту), а за то наслаждение, почти эстетическое, которое он получает от самого процесса труда. На вопрос Обломова: «Для чего же мучиться весь век?» – Штольц с гордостью отвечает: «Для самого труда, больше не для чего. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни…». Штольц в такой же степени «поэт труда», в какой Обломов – «поэт мечты». Оба неисправимые идеалисты, различна только форма, в которую они облекают свой идеализм.

Но Штольц, происходя из уникального сословия «русских немцев», естественно впитал в себя «русские» и европейские культурные веяния, нравственные ценности «старой Руси» и «новой». Поэтому, если Обломов – это «последний поэт» уходящей патриархальной Руси («Сон Обломова»), то Штольцу удалось «найти равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа», – так пишет сам Гончаров.

7. Рефлексия.

Представление оценки освоенного содержания темы занятия

Преподаватель:

Сделайте совместный вывод о том, что нового вы узнали на учебном занятии. Есть ли сегодня такие «Обломовы» в жизни?

Предполагаемый ответ: Да, сегодня такие «Обломовы» встречаются. В настоящее время стало очень много  ленивых людей, которые не хотят и «пальцем пошевелить», чтобы улучшить свою жизнь.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведём итоги и запишем домашнее задание. Проанализируйте, пожалуйста, свою работу на занятии и заполните лист самооценки.

8. Домашнее задание.

Преподаватель:

Сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание:

1.(репродуктивный уровень) – проработать конспект, дать ответ о сопоставлении понятий «обломовы» и « обломовщина»

2.(продуктивный уровень) – прочитать и приготовить конспект статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»

3.(творческий уровень) – составить цитатный план по тексту произведения о характеристике Ольги и Агафьи. По желанию сделать презентацию.

Преподаватель:

Спасибо за занятие. До свидания.

4.Технологическая карта учебного занятия

Основное содержание учебного материала

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Методы

приёмы

1.Организация начала занятия

Проверяет готовность кабинета и обучающихся к учебному занятию.

Приветствуют, показывают подготовку к учебной деятельности

Словесный, ориентация на мотивацию

2.Мотивационный Подготовка к освоению нового материала.

Включает обучающихся в обсуждение работы по теме соответственно предъявленных задач учебного занятия на мультимедийном представлении.

Записывают тему занятия в тетради, определяют для себя результат, который необходимо достичь в ходе решения предъявленных задач.

Словесный, наглядный

3.Актуализаций знаний у обучающихся.

Постановка проблемного вопроса.

Включает обучающихся в повторение ранее изученного материала постановкой проблемного вопроса.

Подводит итог совместно с обучающимися.

Отвечают на поставленные вопросы руководителем. Дают обоснованный ответ.

Анализируют устные ответы.

Проблемный

метод анализа

4.Введение нового содержания по теме

Организует аналитическую беседу с показом мультимедийной презентации по новому материалу.

Объясняет предполагаемый результат проделанной работы: составление портретной и социально-психологической характеристики главного героя (с использованием иллюстративного материала).

Мотивирует на обобщение и выводы по составленной таблице характеристики главного героя.

Отвечают на поставленные вопросы руководителем. Записывают основные положения в тетрадь на основе анализа отрывка произведения.

Зачитывают характеристику.

Работа в тетради.

Метод решения проблемной ситуации.

Активного обучения

Работа в группах.

ИКТ

Акцентирует внимание на понятии «обломовщина», идейный стержень романа.

Проводят сопоставительную оценку по понятиям «обломовщина» и фамилия главного героя, место жительства героя

Работа с рабочими тетрадями.

Мотивирует на аналитическую работу с текстом. Определяем результат предстоящей работы.

В процессе комментированного чтения романа (часть 2, глава 4) следует получить ответы на вопросы:

Каковы образ жизни и нравственные принципы Штольца?

С пониманием или с осуждением относится Штольц к Обломову?

Является ли Штольц антиподом Обломова?

Как вы оцениваете девиз героя: «Труд-образ, содержание, стихия и смысл жизни»?

Обучающиеся дают комментированное чтение романа (часть 2, глава 4), фронтально

Работа с текстом

5.Закрепление содержания занятия.

Организует работу над образом Обломова путем составления сравнительной характеристики Обломова и Штольца.

Самостоятельная работа в виде таблицы. Объясняет выполнение работы по составлению сравнительной характеристики Обломова и Штольца в виде таблицы.

Письменно составляют таблицу по заданной схеме, в которой отражают характеристику главного героя.

Работа с текстом и рабочей тетрадью.

Практический. Исследовательский.

6. Представление оценки освоенного содержания темы занятия.

Мотивирует на самооценку выполненной в ходе учебного занятия работы. По листу самооценки представленного обучающимся на экране.

Подводит итоги работы на занятии.

Заполняют лист самооценки.

Метод самоанализа

7.Домашнее задание.

Даёт инструктаж по выполнению д/з по уровням:

1.(репродуктивный уровень) – подготовить устный ответ по готовому конспекту.

2.(продуктивный уровень) – составить план конспекта к статье Н.А.Добролюбова. Что такое «обломовщина»? Дать устный ответ по плану.

3.(творческий уровень) – составить цитатный план характеристики Ольги и Агафьи.

Воспринимают задание, записывают в тетрадь.

Словесный.

Дифференцированный

5. Самоанализ

        Группа, в которой проводилось занятие, -студенты специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». С точки зрения  поведения очень подвижная и разговорчивая.  В ней есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать,  искать пути решения.

        Цель урока: проведение анализа концепции художественного произведения; рассмотрение центрального  образа романа: Обломова.

        В ходе занятия планировалось развитие аналитических способностей в процессе коллективного обсуждения, что  приводит учащихся к осознанию необходимости обращать внимание на различные так называемые  «улики», которые оставляет читателю писатель. В результате приобретения такого умения расширяется кругозор учащихся и развивается креативность мышления.

        Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура занятия рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все поставленные цели и задачи.

        В процессе урока стремилась активизировать мыслительную и творческую деятельность каждого ребёнка, используя следующие приёмы и методы: беседа, рассказ, наглядность, частично-поисковый метод, работа с текстом романа и метод самостоятельной работы.

        Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Этому способствовало применение различных форм работы. Не все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес обучающихся больше проявился в ходе практической работы. На завершающем этапе мною был подведен итог занятия, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание.

        Считаю, что атмосфера была комфортной, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, студенты не заметили, как полетело время, все ушли удовлетворенные результатами занятия.


Заключение

Реализация представленного проекта по учебному занятию позволила преподавателю качественно реализовать поставленные цель и задачи. В процессе учебного занятия преподавателю удалось формировать общие компетенции:

ОК.1 осознание значимости изучения темы  «Роман И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и «обломовщина».Личностные мотивы.

ОК.2 организация собственной деятельности обучающегося по изучению темы под руководством преподавателя и без него. Регулятивные учебные действия.

ОК.4 поиск нужной информации сравнительной характеристики героя из разных источников.

ОК.6 организация работы обучающихся в группах, в коллективе, развитие коммуникативных умений.


Список литературы

  1. Коровина В.И. Учебник по литературе 10 класс. М.: Издательство «Просвещение», 2012.
  2. Лебедев Ю.В. Литература 10 класс. М.: ч. 1, Издательство «Просвещение», 2012.
  3. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студенческих учреждений СПО М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  4. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература: книга для преподавателя: методическое пособие М.: Издательский центр «Академия», 2012.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Самооценка обучающихся на учебном занятии (показ слайда, выставление баллов за каждый показатель самостоятельно в тетради)

Уровень

деятельности

Общие

компетенции

Показатели оценки по проявленным признакам компетенций

Оценка (баллы)

Эмоциональный

ОК 1

1.Понял сущность и социальную значимость темы занятия, проявил к ней устойчивый интерес

0-1

1

Понял(а) цели и задачи урока по организации собственной деятельности по поставленной проблеме

0-1

Регуля

тивный

ОК 2

2.Работал(а) по усвоению новых понятий, терминов:

записал(а) в тетради новые понятия

3.Участвовал(а) в обсуждении с руководителем: ответил на вопросы

4.Работал(а)по усвоению нового материала:

получил(а) информацию, сопоставил, записал (а) в тетрадь

5.Поработал(а) с текстом романа, ответил(а) на вопросы

0-1

0-1

0-3

0-2

Социальный

ОК 4

6.Осуществлял поиск и использовал информацию, необходимую для эффективного выполнения поставленных задач

7.Работал в коллективе и в команде, эффективно общался

8.Брал на себя ответственность за работу членов команды

0-1

0-1

0-1

Аналитический

ОК 3

9.Участвовал в анализе образа главного героя

10.Сопоставил и записал понятие «Обломовщина» с название деревни и с фамилией героя.

0-1

0-2

Творческий

ОК-4

11.Дал сравнительную характеристику героев

Заполнил таблицу «Сравнительная характеристика героев»

0-1

Самосовершенствование

ОК-7

12.Обобщил(а) полученную информацию, сделал(а) выводы

13.Предъявил информацию в разных формах: таблица, устный ответ

0-1

0-2

8

Проявил(а) культуру общения, поведения

0-1

Сумма набранных баллов — 18

Оценка:

              17-18 баллов - «5»

              15-16 баллов - «4»

               8-14 баллов - «3»

Проанализируйте, что не удалось сделать на учебном занятии?


 

Комментарии

Сыровенко Анна Александровна

Данный конспект может быть использован для уроков литературы в 10 классе и в образовательных учреждениях СПО.