Все о способностях и их развитии

Козырева Наталия Владимировна

Представленный материал раскрывает понятие способностей, их видов, рассматривает факторы, влияющие на их развитие. Данная работа будет полезна студентам педагогических ВУЗов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «ВСЕ О СПОСОБНОСТЯХ И ИХ РАЗВИТИИ»

                                                                           Один мой друг – большой артист,

                                                                Играет с юных лет.

                                                                Другой – ученый, он готов

                                                                Познать весь белый свет.

                                                                А третий – музыкой пленен,

                                                                Четвертый, видит Бог,

                                                                Поэт, его стихи зимой

                                                                В сердцах растопят лед.

                                                                Они – способны; говорят:

                                                                «У них таланты есть».

                                                                А как развить их ? – вот вопрос,

                                                                Ответ ищите здесь.

                                                                                            Н.Козырева

                                                   ВВЕДЕНИЕ.

     Не нужно говорить о том, как часто мы обращаемся к слову «способности», но знаем ли мы, что скрывается за этим непростым понятием. Действительно непростым, поскольку интерес к этой неотъемлемой части человека возник еще у древних философов и продолжается по сей день.  То есть вопрос о способностях решается уже на протяжении многовековой истории. Почему?

     Наверное, потому, что способности формируются и развиваются по мере того, как изменяется трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. А это значит, что процесс формирования и развития способностей не статичен: пока человек познает окружающий  мир, пока открывает его новые грани, будут появляться и развиваться новые способности, а прежние – получать новое содержание. Так когда-то развитие различных видов искусств, привело к формированию изобразительных и музыкальных способностей, а познание изменяемой человеком природы положило начало интеллектуальным.

     Долгое время проявление способностей было достаточно загадочным явлением для человека, особенно это касалось высших форм – одаренности, таланта. «Божественный дар», именно так объясняли природу способностей. Но в середине 19 века (1875г.) англичанин Ф.Гальтон и его книга «Наследственность таланта: законы и последствия» по образному выражению специалистов «спустили проблему способностей с небес на землю». Впервые они были рассмотрены как результат врожденных, наследственно обусловленных свойств. В качестве подтверждающих эту теорию доводов приводились результаты исследований родственных связей многих сотен выдающихся людей. Но они скорее свидетельствовали не о биологической наследственности, а о наследственности условий жизни, способствующих развитию способностей.

     Помимо данной точки зрения, в это же время  существовала и прямо противоположная, согласно которой никакого «дара» (ни божественного, ни врожденного) не существует – «природа свои дары делит поровну». Но реальная практика свидетельствовала о том, что умственные способности и творческие возможности людей не равны. Отличия эти наблюдаются в диапазоне от умственной отсталости до высокой одаренности, проявляющейся уже в раннем возрасте.

     С тех пор взгляды на природу способностей и на само понятие изменились. Проводимые в пользу наследственности (Л.Термен) и среды (Ф.Фримен) исследования приводили к противоречивым результатам. Но то, что способности не приобретаются в готовом виде, а формируются в жизни и деятельности, стало очевидным.

    Действительно, способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению (Ю.Б.Гиппенрейтер). Между способностями человека и продуктами его деятельности существует глубочайшая связь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, но также формируются и развиваются.

     Как видим, вопрос о способностях в психологии достаточно сложен и противоречив. Этой проблеме особенно большое внимание стало уделяться в конце 19 – начале 20 века, когда появилась необходимость осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей. Именно тогда возникла потребность в определении уровня способностей обучающихся.

      Вот и сегодня, когда обществу так необходимы способные, талантливые, креативные личности, снова встает вопрос о способностях и их развитии. И теперь уже не только ученые, психологи, специалисты в данной области занимаются этой проблемой. Сегодня это одна из задач учителей, воспитателей и родителей. Поскольку именно они стоят у истоков жизненного пути подрастающего поколения, а значит, играют немаловажную роль в проявлении, формировании и развитии способностей.

      Таким образом, актуальность этой проблемы очевидна.

Мне, как будущему психологу, воспитателю и просто матери интересен вопрос о способностях и их развитии, поскольку поиск ответа на него поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и организовать любую деятельность так, чтобы она способствовала развитию уже имеющихся от рождения задатков и помогала переходить им в разряд способностей.

Объект исследования: способности.

Предмет исследования: факторы, влияющие на развитие способностей.

Задачи:

- рассмотреть понятие «способности» и их виды;

- проанализировать вопрос о природе способностей;

- определить факторы, влияющие на формирование способностей.

     

                                                           

                                       

                                                      -  I -

                                   Понятие о способностях

      О способностях начинают говорить, когда пытаются объяснить, почему люди, оказавшиеся в одинаковых условиях, достигают разных успехов, или когда речь идет о быстром усвоении ЗУН одними людьми и долгом, даже мучительном другими.

                                        Что же такое способности ?

     На сегодняшний день понятие «способности» имеет несколько определений, поскольку, как уже говорилось выше, это психическое свойство личности изучается с очень давних времен. Именно поэтому многие авторы трактуют этот термин неоднозначно (прил.1)

     С одной стороны, способности понимают, как совокупность всевозможных психических свойств и процессов; с другой – высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности; и только третий подход основывается на том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Наибольший вклад в развитие последнего подхода внес известный отечественный психолог Б.М. Теплов. Он выделил три основных признака понятия «способность» (1).

       Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

      Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

     В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

     К сожалению, в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В.И.Сурикова поступить в Академию художеств, когда из-за отсутствия необходимых технических навыков, ему было отказано в зачислении.

    И все же. Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. Напротив, они взаимозависимы: от способностей зависят легкость и быстрота приобретения ЗУН, а приобретение ЗУН, в свою очередь, содействуют дальнейшему развитию способностей.

     На сегодняшний день существуют определенные показатели наличия способностей к определенным видам деятельности (прил.2).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

        Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

     2.  Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Для человека, находящегося на первом уровне развития способностей, характерно высокое умение усваивать знания, овладевать и осуществлять деятельность по предложенному образцу. На втором уровне находятся люди, способные создавать что-то новое  и оригинальное. Но необходимо иметь ввиду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще немыслима. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

   

    В психологии чаще всего выделяют следующие уровни (ступени) развития способностей:

- способность,

- одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности;

- мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности;

- талант – высокий уровень развития специальных способностей. Иными словами, это сочетание способностей, позволяющих человеку успешно самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность;

- гениальность – высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры (прил.3).

     Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами «талант» и «гений». Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например. Леонардо да Винчи, У. Шекспир, М.В.Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

                                          Виды способностей.

     3.  Способности очень разнообразны и различны по своим характеристикам. Например, одни помогают хорошо учиться в школе по всем предметам, а другие – добиваться успехов  только в определенном виде деятельности (искусство, спорт и т.д.). Поэтому в науке принято различать следующие виды способностей: в первую очередь, выделяют природные, или естественные, способности и специфически человеческие способности.

     Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются память, восприятие. В процессе развития человека, данные биологические способности способствуют формированию ряда других, специфически человеческих способностей, которые, в свою очередь, различаются по направленности. Выделяют общие и специальные высшие интеллектуальные способности (2).

     Общие способности – способности, свойственные для большинства людей. Они определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Сюда относятся память, речь, мыслительные способности и т.д. Общие способности являются следствием как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

    Специальные способности, напротив, определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям относят музыкальные, математические, литературные, педагогические, спортивные, технические и др.

Общие и специальные способности сосуществуют в человеке, взаимно дополняя  и обогащая друг друга. Кроме того, высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Например, каждый после прохождения курса математики умеет складывать, вычитать, умножать и делить, поэтому данные способности могут рассматриваться как общие, но есть люди, у которых эти способности развиты так высоко, что приходится говорить о наличии у них математического таланта, и тогда данные способности рассматриваются уже как специальные.

     Помимо разделения способностей на общие и специальные существует их разделение на теоретические и практические.

Теоретические и практические способности существенно отличаются друг от друга: первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном, у одаренных, разносторонне развитых людей.

     Следующая классификация выделяет учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что учебные определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как творческие определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры (прил.4).

     Поскольку способности – понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности (3). Поэтому необходимо обратить внимание и на уровень их проявления.

     Так различают потенциальные и актуальные способности.

Потенциальные способности – это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения (4). То есть, пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности (5). Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Как говорил С.Л. Рубинштейн: «ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций» (6).

     

                             Способности и типология людей.

   4.  Общие способности или общие качества личности - вполне конкретные  психологические проявления. К числу таких общих качеств, которые в условиях  конкретной  деятельности могут выступать как способности, относятся  индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из  трех  человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П.Павлова).

   Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней  двух  сигнальных  систем:  первой  сигнальной системы - образной, эмоциональной, и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова - сигнала сигналов.

   Относительное преобладание  первой сигнальной системы  в  психической деятельности человека  характеризует  художественный  тип,  относительное преобладание второй сигнальной системы   - мыслительный тип, примерно равное их  представительство  - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий.

      Для художественного типа свойственна яркость образов, возникающих в  результате непосредственного воздействия, живого  впечатления,  эмоций.  Для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений,  теоретизирования.      

     Принадлежность человека к художественному типу  вовсе не означает, что он предназначен для деятельности художника. Это свидетельствует о том, что ему значительно легче, чем другому, освоить деятельность, которая требует впечатлительности, образности, эмоционального отношения к событиям.  Не  случайно, подавляющее большинство  художников  (живописцев,  скульпторов, музыкантов, актеров и т. д.) имеют более или менее выраженные черты  этого типа.

   Качества мыслительного типа создают условия для наиболее благоприятного развития деятельности, связанной с оперированием абстрактным материалом, понятиями, математическими выражениями и др. Все это необходимо математику, философу, языковеду.

    Таким образом, преобладание одной сигнальной системы над другой  дает возможность определить соответствующее направление развития личности , а следовательно и его способностей.

                   Задатки как основа развития способностей.

    5. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась на более высокий уровень, нужно, чтобы она была уже достаточно сформирована на предыдущем. Основанием для развития способностей являются  задатки.

     Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей (7).

Это значит, что развитие способностей зависит от особенностей строения мозга, органов чувств, движений, которые и составляют природную основу индивидуальных различий между людьми.

Следует отметить, что наличие определенных задатков у человека вовсе не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но это вовсе не означает, что человек, обладающий тонким слухом, обязательно станет музыкантом и разовьет именно музыкальные способности. Возможно, он выберет для себя совершенно другую деятельность, способствующую развитию других данных от природы задатков. В конце концов, никто не знает, какие профессии будут востребованы в человеческом обществе, и какую область деятельности изберет для себя человек.

     Таким образом, развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества (8).

     Другой отличительной их особенностью является то, что на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью. Так, возвращаясь к человеку с хорошим слухом и чувством ритма, можно предположить, что на основе этих задатков он будет развивать различные способности в зависимости от того, кем он будет: дирижером, певцом, музыкальным критиком, композитором, танцором или педагогом.

     Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что задатки весьма многозначны и являются лишь предпосылками для развития способностей.  В развитии способностей они входят лишь как исходный инструмент, и способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими (9).

                        Природа человеческих способностей.

     6. Чтобы понять, насколько высока вероятность развития способностей в человеке, необходимо знать их природу, т.е. ответить на вопрос: достаточно ли иметь необходимые  задатки от рождения, чтобы добиться успехов в определенном  виде деятельности, или все-таки основная заслуга долгожданного успеха в обучении, в воспитании, в труде…, одним словом, той среды, в которой живет человек.

     Ответ на это вопрос до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Она заключается в том, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Обучение и воспитание при этом могут лишь изменять скорость их проявления. Сторонники данной точки зрения в качестве доказательства приводят примеры проявления способностей в самом раннем возрасте, когда обучение и воспитание еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, а у Гайдна – в четыре; талант в живописи у Рафаэля проявился в восемь лет, у Ван Дейка – в десять.

Широкую известность в этом направлении получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснил наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографии выдающихся людей, Ф.Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных , умственно и физически развитых людей (10). Согласно Ф.Гальтону, способности передаются в наследство так же, как и телесные признаки человека (11).

Доказательством того, что способности являются генетически обусловленными, т.е. врожденными, данными от природы, выступают факты истории целых династий. Так, например, в семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающихся, а в родах Л.Н. Толстого и А.С.Пушкина были общие предки – их прабабушки были родными сестрами – Ольга и Евдокия Трубецкие, что также является доказательством наследственности, врожденности способностей.

Естественно, представители данной точки зрения опираются не только на исторические факты существования целых поколений выдающихся людей, но и на исследования, проводящиеся с целью изучения роли наследственности  в развитии способностей.

Приведем в пример зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной одаренности родителей:

               

            родители

                               дети, %

ярко выраженная

музыкальность

Совсем немузыкальны

Оба музыкальны

Оба немузыкальны                                

               85

               25

                7

               58

Об основополагающе роли наследственности в развитии способностей говорят и факты исследований, проводимых с применением близнецового метода. Так оказалось, что способности и уровень их развития внутри однояйцовых (монозиготных) пар совпадают в 70-80 %, а в парах просто братьев и сестер (сибсов) – в 40-50%.

     Но помимо подобных впечатляющих фактов, существуют еще и другие. Хорошо известны случаи социальной изоляции, ведущие к дефициту общения. Примером могут служить так называемые «дети-маугли». Получается, что в данном случае наследственность «молчит»? Значит, не только она решает вопрос развития способностей? Выходит, что для полного благополучия необходима еще и соответствующая социальная среда, воспитание и обучение.

Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.    

Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У.Ушби утверждает, что способности определяются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве.

     Таким образом, получается, что и наследственность, и среда, в которой живет и воспитывается ребенок совместно влияют на развитие способностей. В отечественной психологии данная позиция характеризуется так: способности человека по своей природе биосоциальны. (12).

                                      Развитие способностей.

      Проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко представленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса и  Э.А. Голубевой,  Л.А. Венгера и В.А. Крутецкого и других.

    Этот вопрос в последнее время освещается не только в научной, но и популярной литературе. Педагоги и родители стремятся быть более сведущими в этом вопросе, применяя на практике полученные из книг знания.

      Итак, мы выяснили, что предпосылками для развития способностей являются задатки. Но прежде чем превратиться в способности, они должны пройти длинный путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.

    Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых уже лежат явно выраженные от рождения анатомо-физиологические задатки.

     Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

     Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Особое внимание здесь хотелось бы уделить именно игровой деятельности, поскольку она является самым важным занятием в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В играх дети впервые получают толчок к развитию многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных, иных творческих способностей. Игры заставляют не только думать, но и предоставляют возможность ребенку на практике проверить и развить вышеуказанные способности. Игры создают благоприятную эмоциональную атмосферу, на фоне которой все психические процессы протекают наиболее активно. В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Таким образом, занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей. (Значение игры в обучении и развитии способностей рассматривали  П.Я. Гальперин, В.Л. Данилова, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев).

    Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других способностей, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но в то же время это умение входит и в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

     Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает, как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи необходимо обратить также  внимание на способности человека. Во-первых, это творческий характер деятельности; во-вторых, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя; в-третьих, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

    Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов.

     Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл «зоной ближайшего развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

    Поддержание интереса к деятельности осуществляется через стимулирующую мотивацию, что позволяет превратить цель соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Что касается нужного эмоционального настроя, то он создается путем чередования успехов и неудач в деятельности, развивающей способности, при чем за неудачами обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, и их количество в целом является большим, чем число неудач.

     Естественно, ребенок сам по себе не способен правильно организовать соответствующую деятельность. Бесполезно ждать каких-то результатов, не вложив труда и не обеспечив оптимальными условиями. По этому поводу советский психолог А.В.Петровский образно сравнил способности с зерном, которому еще только предстоит развиться: «подобно тому, как брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными…, так и способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений».

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что только при условии бережного, заботливого отношения к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей и правильно организованной деятельности, можно рассчитывать на то, что когда-нибудь это маленькое, хрупкое зернышко прорастет, окрепнет и принесет долгожданные плоды.

     Поэтому теперь хочется рассмотреть развитие способностей не в общем, а в условиях семьи, а затем и школы, где ребенок проводит большую часть своего времени.

Приведенные ниже этапы взяты из книги «Одаренный ребенок»(13).

1. Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

   Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: неторопливость, спокойствие, рассудительность.

2. Второй этап – индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виноватым педагога и пытаются его замерить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый – этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы.

Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

     Вывод:

  • На первом этапе ребенок тянется за родителями;
  • На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
  • На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Как бы не возрастала со временем значимость наставника, педагога, их задача – рост профессионального мастерства. Задача же родителей – воспитание,  умение понимать, сопереживать и просто любить ребенка, независимо от его дарований.

    Заканчивая вопрос о развитии способностей, нужно сказать еще и о таких немаловажных факторах, как макросреда и профориентация.

Макросреда – это общество, в котором родился и живет человек. И, естественно, наиболее благоприятной является та ситуация когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов, уделяя внимание совершенствованию системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентация – выбор жизненного пути и профессиональное самоопределение. Впервые с этим понятием мы сталкиваемся в школе, когда нам предлагают заполнить специальные тесты. Они позволяют выявить определенные способности человека к той или иной деятельности, помогая тем самым найти свой путь в выборе профессии.

    Таким образом, способности – это прижизненные образования, развитие которых идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно формируют их.                                                                                                                                                                                                                                                              

 Б.М. Теплов говорил: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается»(14).

                                            Заключение