Методическая разработка игровой программы "Театральные профессии"
Сценарий игровой программы для младших школьников о театральных прфессиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 85.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Шатковского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
Автор-составитель:
Куликова Ольга Алексеевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДО ДЮЦ
первая квалификационная категория
Шатки
2017 г
Введение
Все большую актуальность в настоящее время приобретает вопрос формирования и развития успешной образованной личности, личности, которая может легко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира. Поэтому весь образовательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, его интересов, всего того, что относится к индивидуальности человека. Именно дополнительное образование, являясь нестандартизированным, реализуется индивидуально в силу своего многообразия и разнонаправленности. Каждый выбирает для себя то занятие, которое близко его природе, отвечает его потребностям, удовлетворяет его интересы. В условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал, приобретают навыки адаптации к современному обществу. Оно дает возможность ребенку реализовать себя, помогает раннему самоопределению. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. «Кем стать?» -вопрос, который возникает у каждого человека. Правильно определиться с выбором, не растеряться, найти свое место в мире профессий сложно и начинать это нужно уже с младшего школьного возраста. Так как именно для этого возраста ведущей и определяющей развитие школьника является учебно-познавательная деятельность, важно познакомить его с максимальным количеством профессий, создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Являясь руководителем творческого объединения «Буратино»- (Кукольный театр), я разработала конкурсную игровую программудля младших школьников «Творцы чуда» о театральных профессиях, так как сцена дает очень большие возможности для самореализации детей.
Данная программа позволяет не только интересно и содержательно провести время, раскрыть актерские способности у детей, но и познакомить их с миром театральных профессий в игровой форме. Именно игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому в профориентационной работе с младшими школьниками игра выступает в качестве одного из основных средств.
Конкурсная игровая программа «Творцы чуда» представляет собой набор различных конкурсов, связанных с театральными профессиями, которые логически сюжетнои эмоционально связанны между собой.
Достоинство программы в её гибкости и мобильности. Участвовать в ней могут дети разного возраста: от 6 до 12 лет. Сценарий без труда можно перестроить на любой возраст и нужную тему (цирковая, киноискусство). Если говорить о мобильности, то любая просторная площадка пригодиться для проведения этой программы.
Цель: расширить представления учащихся о мире театра, создать условия для развития самостоятельной, творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе.
Задачи:
- Дать начальные представления о некоторых театральных профессиях
- Стимулировать интерес к театральному искусству.
- Объединить детей в творческом процессе, создав непринужденную, свободную атмосферу.
- Развивать театральные способности учащихся, их сообразительность и находчивость.
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение конкурсов, фонограммы мелодий разных стилей, тексты скороговорок, тексты для озвучивания, карточки с рисунками предметов, стулья, объемные кубы и пирамиды, костюмы сказочных персонажей, аквагрим, книга, ножницы, бумага, два стакана, яблоко, тетрадь, вода, шоколадка, ложка.
Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала, подборка музыкального сопровождения конкурсов.
Оформление: название игровой программы, изображение театральных масок, музыкальное сопровождение программы.
Форма проведения мероприятия: конкурсная игровая программа по профориентации младших школьников.
Методические рекомендации: программа не предъявляет особых требований к количественному составу участников. В конкурсах участвуют желающие из присутствующих в зале ребят.
Ориентировочное время:45-60 минут
Данная разработка может быть полезна воспитателям, классным руководителям в профориентационной работе с учащимися.
Ход мероприятия:
Под песню «Театр – это радость и любовь» дети заходят в зал и рассаживаются по местам.
Звучат три театральных звонка - сигнал к началу программы.
Выходит Ведущий.
Ведущий:
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать. [4]
Ведущий: Добрый день, ребята! Как вы уже, наверное, догадались, речь сегодня пойдет о театре. Что же такое театр? Театр – это удивительное место, где поют и танцуют, показывают спектакли, рассказывают басни, стихи. Вы были в театре? Вам понравилось? (Ответы детей).
Ведущий: Театр – это сказка, театр – это чудо! А кто же тогда те волшебники, кто это чудо совершает? (Ответы детей).
Ведущий: Да, это люди театральных профессий, те, кто работает в театре. Сегодня вы узнаете о некоторых из них и даже сможете попробовать себя в их роли.
Ведущий: Ребята, давайте с вами поиграем в театральные профессии. Да, да именно поиграем, ведь вы любите играть. Да? А знаете ли вы, что каждая игра — это не просто веселая забава? Игра может помочь определить, кем вы станете.
За каждым спектаклем стоит огромный труд людей многих профессий.
А с какой профессии начнем, вы сейчас узнаете.
Отгадайте загадку:
Театральный он работник
– Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем
-Это, верно,
(РЕЖИССЁР!)
Режиссер – главное лицо в театре, он выбирает пьесу для постановки спектакля, подбирает артистов, организует и проводит репетиции и все, чтопроисходит на сцене, происходит по замыслу режиссера.
Конкурс «Главный режиссер»
Из зала приглашаются желающие, занять место главного режиссера. Участники под музыку бегают вокруг стульев (стульев на один меньше, чем
участников). Надо занять «свое кресло», как только закончится музыка. Побеждает тот, кому досталось единственное кресло.
Ведущий. Чтобы поставить спектакль, необходим сценарий, который напишет сценарист.
Конкурс сценаристов.
(Участвуют желающие).
Задание написать на новый лад сказку «Колобок» в жанре комедия и сказку «Репка» в жанре трагедия.
Игра с залом «Знание фактов».
Ведущий: Пока сценаристы работают мы с вамивыясним знание общеизвестных фактов из области культуры. Ведь это отличает любого образованного человека. Кто знает ответ, поднимает руку и отвечает.
Вопросы:
1. Назовите имя и отчество Станиславского? (Константин Сергеевич)
2. Как раньше называли спектакль, весь денежный сбор от которого доставался одному актеру? (Бенефис).
3. Самый приятный для артистов шум во время спектакля - это... Что? (Аплодисменты.)
4. Крупнейшим в России театром оперы и балета является... (Большой Театр)
5. Как называется вид театрального искусства, в котором выразительными средствами являются музыка и танец? (Балет)
6. Закончи фразу Станиславского: «Театр начинается с ...» (вешалки)
7. Какой персонаж сказки Толстого продал «азбуку» и купил билет в театр? (Буратино.)
8. Каким театром владел Карабас Барабас? (Кукольным театром.)
9. Самый главный театральный невидимка - это... Кто? (Суфлёр.)
10. Как называется театральная кукла, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей? (Марионетка)
11. Как называется время поедания сладостей в театральном буфете? (Антракт.)
12. . Самая балетная юбка - это... Что? (Пачка.)
6. Назовите имя комика немого кино в котелке, больших ботинках. (Чарли Чаплин)
Сценаристы зачитывают свои произведения.
Ведущий:Послушайте следующую загадку и скажите о какой профессии идет речь.
Он работает, играя(Есть профессия такая).
Он на сцене с давних пор.
Та профессия … (АКТЕР)
Ведущий: Актер – исполнитель ролей в театре. Вместе с актёрами мы грустим и радуемся. Наблюдая за игрой актера из зрительного зала, нам, зрителямкажется что это очень просто – быть атером, но на самом деле актерский труд не из лёгких и чтобы стать актером нужно много и долго учиться. Давайте с вами представим, что вы актеры.Наверное, каждому из вас хочется выступить на сцене, попробовать себя в какой -либо роли. Сейчас такая возможность вам представиться.
(Приглашаются желающие 10-15 человек).
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить.Вам нужно будет выполнять вместе со мной определенные действия.
Конкурс «Актёрское мастерство».
Смотрите, лужа впереди,
Ее нам надо обойти.
А вот большущее лежит бревно,
Нам очень трудно перелезть через него.
Теперь тропинка стала так узка,
Что балансировать приходится слегка.
А вот глубокий и широкий ров,
И из него воды нам слышен рев.
Как через ров мы перейдем?
Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.
И вдруг мы в сказке очутились.
Взглянув вокруг, мы сильно удивились.
Бежит зайчишка озорной.
Постой, трусишка, не беги, постой!
Мы так же прыгаем, как ты,
Не веришь, ну – ка посмотри!
Умеем красться, как хитрющая лиса,
Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!
Умеем рыскать, как сердитый волк,
Которого зовут «зубами щелк».
Сумеем и, как мишка, мы пройти,
Сметая все, что попадется на пути.
Ведущий: Вы все молодцы, просто прирожденные актеры!
Так что же должен знать и уметь актер? Каждый актёр должен обладать хорошей дикцией, а как с этим обстоит дело у вас?
Конкурс скороговорок.
Ведущий просит детей повторить скороговорки.
- У ежа ежата, у ужа ужата.
- Глядят грача на галчат, глядят галчата на грачат.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Во дворе трава, на траве дрова.
- Шапкой Саша шишки сшиб.
- Шел Егор через двор Нес топор чинить забор.
Ведущий: Каждый актер должен хорошо двигаться, обладать прекрасной пластикой, иметь чувство ритма, а также с помощью действия уметь изменять внешность, так как действие является основным материалом в актёрской игре. Сейчас вам предстоит проявить свои актёрские способности и воображение!
Конкурс сценическая пластика
Каждый из участников вытягивает карточку, на которой написано слово или изображен предмет, который нужно изобразить с помощью рук, ног, головы, тела, используя мимику, жесты. Сделать это нужно так, чтобы зрители могли догадаться, что это такое(зеркало, часы, дом, телефон и т. д.)
Ведущий: Каждый настоящий актер должен уметь танцевать, причем танцевать в разных стилях. Актер должен быстро реагировать на звучащую музыку и умело перестраиваться в зависимости от стиля музыки.
Конкурс "Танцевальный марафон"
Участвуют все желающие. Включаются фонограммы музыки разных стилей. Выбираются лучшие танцоры.
Ведущий:Глядя на игру актера, можно подумать, что он и есть самый главный в театре, но чтобы спектакль представить зрителям, над его постановкой работает много людей разных профессий. Вот один из них:
В театре работает,
Одежду бережет.
Он гладит и штопает,
Блестки крепит, шьет.
Актеру примеряет
Пиджак например,
Его профессия….(КОСТЮМЕР)
Ведущий:В театре никак не обойтись без человека, который подбирает актерам костюмы для ролей, содержит их в порядке - это костюмер.
Конкурс костюмеров
Ведущий: Участвуют двое желающих.
На столиках перемешаны предметы от костюмов разных сказочных персонажей, различные аксессуары. Задача участников одеть желающих из зала ребят в костюмы: одного в костюм Айболита, другого в костюм Красной шапочки.
Пожалуйста, подберите им нужный костюм.
Ведущий: Работает в театре человек, который просто творит чудеса, кто это отгадайте:
Рисует всегда, то мордашки, то лица.
Палитра его – это разные лица. Он им помогает быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу.(ГРИМЕР)
Гримёр –очень творческая и интересная профессия. Используя накладные усы, парики, носы, грим, он может молодого человека превратить в старика, а пожилого человека в юношу или превратить человека в забавное животное.
Я предлагаю вам попробовать себя в роли гримеров.
Конкурс гримеров.
Участвуют двое желающих. Используя аквагрим, один из участников создает образ грустного клоуна, другой – веселого клоуна (на желающих ребятах из зала).
Игра с залом.
Ведущий:Пока гримеры работают, я попрошу желающих изобразитьчеловека (вытягивают карточки):
- У которого очень тяжелая ноша
- У которого разболелся зуб
- Малыша, который учится ходить
- Вышедшего из быстро вращающейся кабины каруселей
- За которым гонится стая волков
Гримеры представляют свою работу.
Ведущий:Спектакль будет неинтересным и скучным если в нем не будет музыкального сопровождения, различных шумовых эффектов. Скажите, как называется профессия человека, который дополняет представление разными звуковыми эффектами,театральными шумами, подбирает музыку для спектакля?
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Чтобы музыка была
Очень нужен всем ребята (ЗВУКООПЕРАТОР)
С помощью различных шумов, музыки и правильного освещения можно переместиться во времени, оказаться в подземелье, в лесу, улететь в космос, опуститься в морские глубины и так далее.
Конкурс звукорежиссеров.
Ведущий: Я буду зачитывать тексты, а вы должны будете изображать действия текста звуками, т.е. озвучивать. (Необходимо10 человек для озвучивания первого текста и 10 для второго текста). Участникам раздаются листочки с ролью.
Тексты для озвучивания.
1. Часы пробили полночь. За окном шумела непогода; завывал ветер, бросая в окна хлопья снега; где-то спросонья забрехал пес, потом затявкала соседская болонка, потом заскулила недовольная овчарка, и вот уже целый собачий хор заливался на улицах городка. Послышался шум открываемых дверей и недовольные голоса жителей, приказывающие собакам замолчать.
2. Была осень. Иван решил отправиться в лес. Листья шуршали под ногами, он шел, загребая листву ногами, насвистывал себе под нос какую-то песенку. Вскоре стемнело, идя по тропинке, он наступил на ветку, которая хрустнула под ногами. Вокруг него стайкой кружили комары, пища ему над ухом. Он пытался отогнать их от себя, часто попадая себе по лицу. Где-то ухала сова.
Игра с залом
Ведущий: Ребята, сейчас за этой небольшой ширмой мои помощники будут создавать разные шумы, попробуйте угадать что это за шумы.
- Перелистывание страниц учебника
- Разрезание ножницами картона
- Переливание жидкости из стакана в стакан
- Вырывание листа из тетради
- Размешивание ложкой в стакане
- Разрывание листа бумаги на части
- Откусывание хрустящей вафли
- Разворачивание бумажной обертки печенья
- Поедание сухариков
Ведущий:
Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(декорации)
ДЕКОРАТОР-оченьнеобходимая театральная профессия. Декоратор создает необходимые для спектакля декорации, оформляет сцену, т.е. создает обстановку, в которой происходит действие спектакля. Я предлагаю желающим выйти на сцену и попробовать себя в роли декораторов.
Конкурс декораторов
Приготовлены объемные кубы, пирамиды, конусы с нарисованными на них арками и окнами. Нужно сконструировать и собрать замок Снежной королевы.
Ведущий: Вот и подходит к завершению наша программа. У нас остался последний конкурс «Аплодисменты».
Аплодисментами зрители благодарят выступающих на сцене, а так как отношение к тому, кто выступает может быть разным: кому то очень понравилось выступление, а кого то оно разочаровало, разными бывают и аплодисменты. Я попрошу вас изобразить аплодисменты, которые можно было бы расценить как:
- Громкие, подбадривающие
- Сдержанные, деликатные
- Ленивые, снисходительные
- Бурные, восторженные.
Ведущий: Вы все сегодня молодцы! Все заслужили бурные аплодисменты.
Давайте поаплодируем тем, кто сегодня выступал в ролях:
- Актеров (аплодисменты)
- Гримёров (аплодисменты)
- Костюмеров (аплодисменты)
- Декораторов (аплодисменты)
- Звукооператоров (аплодисменты)
- Режиссеров (аплодисменты)
Ведущий: Вот мы с вами и познакомились с некоторыми из «волшебников», которые творят чудо и дарят нам праздник при встрече с волшебным миром под названием «театр».
Пока еще вы школьники и вам еще расти! Но каждый из вас в будущем найдет для себя свою профессию, очень нужную и важную и кто знает, может быть, эта профессия будет связана с прекрасным миром театра.
Ведущий: Спасибо всем за активное участие в нашей программе и как всем артистам, вам полагается гонорар - конфеты.
Список литературы
Интернет-ресурсы:
- http://dramateshka.ru/
- http://pandia.ru/text/80/161/33160.php
- https://infourok.ru/kak-horosho-chto-est-teatr-konkursnaya-programma-posvyaschyonnaya-mezhdunarodnomu-dnyu-teatra-982104.html
- https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/6699.html
