Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве

Акчурина Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приготовила: Микерова Елизавета Юрьевна 112 группа Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве

Слайд 2

B истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI вв. и XVII столетие. Между этими этапами существует тесная связь. Воспитание русского средневекового человека происходило, прежде всего, в семье и при общении с наставниками (приходские священники, книжники-монахи). Вплоть до конца XVI в. регулярная школа была необязательной. Грамотность рассматривалась как некий элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты – мирских людей различных профессий, владевших грамотой: книжные писцы, иконописцы, государственные и площадные подьячие и пр. Образование на Руси

Слайд 3

Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв. оставался весьма низким. Система специального повышенного образования до XVII столетия практически отсутствовала . Между тем в XVI в. Московское государство включается политическую и экономическую жизнь Европы =>возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования . Образование на Руси

Слайд 4

Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в. при лютеранской церкви немецкой слободы. Во второй половине XVI в. обозначился положительный поворот в организации обучения. Стоглавый собор (1551) постановил « учинити училища» в домах священников, дьяконов и дьячков. В Москве и других исконно русских городах , а также во вновь завоеванных землях ( Казань, Астрахань) при монастырях открывались школы грамоты. Образование на Руси

Слайд 5

В школах учились только мальчики. Дети сначала усваивали азбуку, заучивали слоги; затем читали по букварю отдельные слова и фразы; после этого приступали к чтению Часослова и Псалтыри – главных учебных книг. Каптерев П.Ф. о чертах русской школы: продолжительный , многий труд, однообразие, скука, битиё . Образование на Руси

Слайд 6

Образование на Руси Обычно учились по рукописным книгам. Например, использовался богато иллюстрированная Псалтырь Федора Климова (XV в.). В ней было множество рисунков, отражавших реальную жизнь. По манере исполнения рисунки напоминали детский лубок. Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510- 1583). По «Азбукам» Федорова могли заниматься дети и взрослые.

Слайд 7

Со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Появляются учебные заведения повышенного образования. Их эволюция происходила в условиях столкновения греческой (византийской) и латинской (западноевропейской) педагогических традиций. Образование на Руси

Слайд 8

В 1649 г. при Чудовом монастыре в Москве по инициативе Арсения Грека открывается первая греко-латинская школа. Содержание обучения в греко-латинских школах включало: славянскую грамматику, предметы тривиума, латинский и греческий языки, риторику, философию.

Слайд 9

1649 г. – основание Ф.М. Ртищевым (окольничий, воспитатель царя Алексея (1626 – 1673)) училища при Андреевском монастыре (руководитель училища – Епифаний Славинецкий ). В 60-х гг. XVII в. Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. После его смерти в 1686 г. школой руководил Сильвестр Медведев. Здесь обучали грамматике, риторике, логике, физике, богословию, латинскому языку будущих чиновников. В 1681 г. открывается Типографское училище – первая государственная школа повышенного образования, основана в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича.

Слайд 10

В 1684 г. в школе насчитывался 191 ученик, из которых 28 занимались греческим языком. В 1685 г. эти цифры выросли соответственно до 233 и 67. Греческий язык изучали в старшем классе: осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грамматику. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко - латинской академией. 1685 г. – открытие школы в Богоявленском монастыре братьями Иоанникием и Софронием Лихудами (греческие монахи, выходцы Падуанского университета (Италия).

Слайд 11

В 1687 г. основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская академия. «Благодаря Академии русские примирились с мыслью о пользе науки» С. Смирнов, русский историк Преподавание в Славяно-греко-латинской академии сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала программу латинской городской школы. «Привилегиями» (уставом) Академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни, греческого языка и др. светских наук.

Слайд 12

В Академии было 8 основных классов и один подготовительный. В академии обучалось от 250 до 600 учащихся самого различного происхождения. Учение отдельных школяров растягивалось на 20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Братья Лихуды ввели преподавание латинского языка, схоластический метод, преподавание риторики, логики и физики по Аристотелю. Ими были составлены учебные пособия на греческом и латинском языке по грамматике, пиитике, риторике, психологии, физике. Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело: Ф.Ф. Поликарпова, Н. Головина, П. Рогова. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь.

Слайд 13

Академия сыграла важную положительную роль в развитии отечественного просвещения. В Академии получили образование А. Кантемир, К. Истомин, Л. Магницкий, М. Ломоносов и др.

Слайд 14

В целом на рубеже XVII – XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляющая часть населения пребывала в невежестве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила студентка 1 курса,112 группы, Мокина Виктория. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)

Слайд 2

XIV-XVI вв. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести (в XIII –первой половине XV вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений), отрицательно сказались на судьбах просвещения. Страдали города - очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура. Надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу XVI в.

Слайд 3

Главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри. Центр просвещения в монгольский период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали он иноземного нашествия. Именно здесь в XIV - XV вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики – стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

Слайд 4

Педагогическая мысль средневековой Руси XIV - XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела" ( XIV - XV вв.), "Домострой" ( XV - XVI вв.), "Послание Геннадия" (1550) и др.

Слайд 5

Русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания. Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федеоров , Федор Ртищев, Василий Бурцов , Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий , Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др. Их живо интересовал школьно-педагогический опыт Византии и Западной Европы.

Слайд 6

Вплоть до конца XVI в. действовала система, при которой регулярная школа попадала в положение необязательной, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Общий уровень образованности в Московском государстве XV - XVI вв. оставался весьма низким. Как следует, например, из письма архимандрита Геннадия (1500), в Новгородской епархии - одном из главных центров просвещения на Руси - почти половина священнослужителей была совершенно неграмотна.

Слайд 7

Система специального повышенного образования до XVII столетия практически отсутствовала. На государственной службе находилось ограниченное число людей, от которых требовались особые знания (медики, переводчики, архитекторы). Таких людей обычно приглашали из-за границы.

Слайд 8

Латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок, поэтому во второй половине XVI в. Московское правительство попыталось организовать посылку своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.

Слайд 9

Русские цари Иван Грозный (1530-1584) и Борис Годунов ( ок . 1552-1605) вынашивали планы открытия латинских школ. Последний намеревался учредить заведение на манер западноевропейского университета. Но эти планы натолкнулись на противодействие православного духовенства, которое опасалось, что подобные школы окажутся рассадниками католицизма.

Слайд 10

Во второй половине XVI в. наметился известный прогресс в овладении западной образованностью, главным образом, среди духовного сословия. Возможность обучаться греческому и латинскому языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, открылась в Москве в конце XVI в.

Слайд 11

Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510–1583).

Слайд 12

XVII в. XVII в. Смута, семибоярщина и междуцарствие в начале XVII в. замедлили переустройство образования. Народ оставался благочестивым, но невежественным. Во второй половине XVII в. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению: 1) латинофильский ( Симеон Полоцкий - 1629-1680, Сильвестр Медведев - 1641-1691) 2) византийско-русский ( Епифаний Славинецкий - 1600-1675, Федор Ртищев - 1625-1673, Карион Истомин - 1650-1717) 3) славяно-греко-латинский ( Иоанникий - 1639-1717 и Софроний - 1652-1730 Лихуды ) 4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум - 1621-1682).

Слайд 13

Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела. Так, С. Полоцкий оставил несколько учебных книг: "Псалтырь рифмотворная ", "Вертоград многоцветный", "Букварь языка славенска " и др.

Слайд 14

Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греко-латинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия".

Слайд 15

Епифаний Славинецкий стремился уйти от крайностей " латинофилов " и православно-старообрядческого направления. В своих сочинениях "Рассуждение об учении греческому языку" и особенно "Гражданство обычаев детских" (последнее создано с опорой на идеи представителя европейского Возрождения Эразма Роттердамского ) Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного.

Слайд 16

Во второй половине XVII в. распространяется изучение греческого и латинского языков. Немало людей высшего московского класса стремились дать своим детям домашнее образование с учетом западной традиции. Пример в этом подал царь Алексей Михайлович (1629-1676).

Слайд 17

Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения в Москве. Такой, например, была немецкая школа, открытая в конце XVI в. Одна из первых греко-латинских школ была, по-видимому, открыта Арсением Греком в 1649 г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не более пяти лет. Ее руководителя сослали по подозрению в неправоверии на Соловки.

Слайд 18

В 1649 г. окольничий, воспитатель царя Алексея Ф.М. Ртищев (1626-1673) основал на свой счет училище при Андреевском монастыре. Руководителем училища стал Епифаний Славинецкий . Сам Ртищев стал слушателем школы.

Слайд 19

В 60-х гг. XVII в. Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. После его смерти в 1686 г. школой руководил Сильвестр Медведев. В школе обучались, например, присланные правительством для овладения латынью и греческим молодые приказные.

Слайд 20

Первая государственная школа повышенного образования -Типографское училище - была основана в 1681 г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. Греческий язык изучали в старшем классе: осваивали умения читать и понимать тексты, усердно прорабатывали грамматику. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией.

Слайд 21

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии (первоначальное название Эллино-греческая академия) сначала велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках.В Академии было восемь основных классов и один подготовительный. Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии "русские примирились с мыслью о пользе науки".

Слайд 22

В целом на рубеже XVII – XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. В прошлое уходила традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений. Вместе с тем подавляющая часть населения пребывала в невежестве.

Слайд 23

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве Подготовила студентка 1 курса 112 группы ППиСО Филимонова Ирина

Слайд 2

В начале XIV в. как результат татаро-монгольского нашествия уровень грамотности и образованности среди населения значительно снизился, уменьшилось число школ. Вплоть до XV в. Русь продолжала испытывать набеги и участвовать в войнах с татарами. Распространению просвещения и развитию образования препятствовали феодальная раздробленность и междоусобицы русских княжеств. Однако постепенно в Московском государстве, складывалась своеобразная система воспитания и образования. В период XIV–XVII вв. сохранила общие черты киевской системы образования, и лишь к концу этого этапа появились первые школы повышенного типа, ставшие прообразом высшего образования. В процессе объединения русских земель вокруг Москвы, укрепления институтов власти и управления возникла потребность в образованных людях. Процесс обучения грамоте к XVI в. упростился, поскольку для письма стали использоваться бумага и упрощенный вариант написания – полууставное письмо. Обучение грамоте начиналось при достижении ребенком 7-летнего возраста и не отличалось в содержательном плане во всех сословиях.

Слайд 3

В XIV–XVI вв. в распространении на Руси просвещения важную роль играли монастыри. В монастырских школах обучались духовенство и светские лица. В крупных монастырях сосредоточились лучшие учительские кадры, продолжались традиции переписывания книг и сохранения религиозного и научного знания. Монахи были грамотными и при церкви организовывались училища (начальные школы) для обучения детей. Учреждались подобные училища в домах священников и дьяков. Продолжались традиции обучения у «мастеров грамоты», которых стало больше, чем в киевский период. В XIV–XV вв. из них начало формироваться сословие профессиональных учителей.

Слайд 4

В конце XV – начале XVI в. в России ощущалась острая нехватка образованных людей, православная церковь способствовала открытию новых, подконтрольных государству училищ грамоты. В этих начальных школах учились мальчики, в программу образования входили чтение, письмо, закон Божий, церковное пение. Распространение книгопечатания в России стимулировало развитие просвещения.

Слайд 5

В XVII в., предпринимаются попытки создания высшей школы. В Москве складывались предпосылки к возникновению высших школ, имелись школы, основанные иностранцами в традициях европейского образования, например в 1621 г. открылась лютеранская школа . В 1687 г. в России открывается первое высшее учебное заведение – Эллино-греческая, а впоследствии Славяно-греко-латинская академия под руководством С. Полоцкого.