ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Астапова Маргарита Андреевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Содержание

Введение

3

1. Проблема использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в современной школе

6

1.1.Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

6

1.2.Психологические и возрастные особенности детей подросткового возраста

9

1.3.Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

12

2.Изучение специфики использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на практике

16

2.1.Изучение опыта работы современной школы по использованию здоровьесберегающих технологий.

16

2.2.Разработка и апробирование уроков английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

19

2.3.Изучение результативности использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

24

Заключение

27

Список используемой литературы

29

Приложения

32

Введение

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.

По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью».

С каждым годом уменьшается число школьников с устойчивым типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрый темп речи и действий. Всё больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.  

Но, к сожалению, в планах и отчётах работы многих школ трудно бывает отыскать упоминание о реальных мероприятиях, направленных на решение проблем здоровья учащихся. При обсуждении задач, стоящих перед школами, вопросы охраны и укрепления здоровья учащихся часто отходят на второй план или вообще не затрагиваются.

В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков.

На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.

Всё это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

Актуальность, стоящей перед нами проблемы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это является одной из насущных проблем нашего общества. В условиях глубоких преобразований в стране, современные выпускники школ должны не только владеть знаниями в объёме Государственного стандарта, но и обладать хорошим здоровьем, быть выносливыми, физически крепкими, готовыми к напряжённому творческому труду. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье ученика, тем продуктивнее его обучение. В последние годы наблюдается тотальное ухудшение состояния здоровья детей, поэтому построение учебного процесса требует от учителя глубоких знаний физиологии и гигиены ребёнка. Непрерывное увеличение объёма и сложности учебного материала, интенсификация учебного процесса требуют мобилизации психофизиологических возможностей школьников, и педагог должен чётко представлять себе уровень этих возможностей и уметь максимально их использовать.

Данная проблема исследуется такими ведущими отечественными авторами, как Ю.А. Александровский, А.А. Баранов, В.А. Васильков, Л.М. Кузнецова, В.Р. Кучма, Г.К. Селевко, Н.К. Смирнов, М.И. Степанова, Л.Ф. Тихомирова.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка – задача особой важности для преподавателей английского языка.

Задача каждой школы должна состоять в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребёнка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

Объектом исследования данной работы является урок английского языка.

Предмет исследования – уроки английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий.                                          

Цель данного исследования – сохранить и улучшить здоровье ребёнка посредством использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка;

2.Подобрать здоровьесберегающие технологии;

3.Подобрать методики, определяющие состояние здоровья учащихся;

4.Разработать и провести серию уроков с использованием здоровьесберегающих технологий;

5.Определить эффективность урока английского языка до и после эксперимента.

Гипотеза – здоровье учащихся сохранится и улучшится благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

1.Проблема использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в современной школе

1.1.Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. [19, С.58-63].

Под здоровьесберегающей образовательной технологией, Г.К. Селевко понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. [15, С.47-51].

Функции здоровьесберегающей технологии:

1. Формирующая – осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Формирующее воздействие на личность дополняют социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

2. Информативно-коммуникативная – обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

3. Диагностическая – заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребёнка, обеспечивает инструментально произведённый  анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребёнком.

4. Адаптивная – воспитание у учащихся направленности на здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

5. Рефлексивная – заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6. Интегративная – объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий:

1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).

3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

Внесубъектные – это технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания. Предполагающие пассивную позицию учащегося – это фитотерапия, массаж. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося – это различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья. [3, С.67-73].

Таким образом, можно сделать вывод, что охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

1.2.Психологические и возрастные особенности детей подросткового возраста

К выводу о том, что обучение неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие учёные и педагоги-практики. Более того, ещё Екатерина Великая говорила, что надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учёбе. В 50–60-х гг. XIX века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с неучащимися сверстниками было настолько явным и закономерно возрастающим от класса к классу, что появление таких недугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в результате чего они получили наименование «школьных болезней». Это определение в 1870 г. дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы».

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. [20, С.58-65].

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета, опережает развитие мускулатуры. Всё это приводит к некоторой непропорциональности тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения, гормональная буря, следовательно, неуравновешенность. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития. Подросток во всех отношениях думает только о том, чтобы у него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна как раз диспропорция, т.е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. [7, С.219-220].

По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье, отмеченными в позапрошлом столетии, в современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов». Это и интенсификация обучения, в том числе, с использованием технических средств обучения, и переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, и учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, и снижение двигательной активности, ещё более выраженная гипокинезия школьников. То есть процесс обучения, как правило, организуется без учёта воздействия на здоровье обучающихся. Материально-техническая база многих учебных заведений сегодня не позволяет обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей.

Обобщая обзор причин неблагополучия здоровья учащихся, непосредственно связанных с работой школы, всей системы образования, мы согласимся с выводами большинства отечественных авторов в области здоровья учащихся (Ю.А. Александровский, А.А. Баранов, В.А. Васильков, Л.М. Кузнецова, В.Р. Кучма, Г.К. Селевко, Н.К. Смирнов, М.И. Степанова, Л.Ф. Тихомирова) о том, что в числе важнейших  причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

1. Стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся.

2. Недостаток физической активности учащихся, приводящих к нарушениям здоровья школьников.

3. Перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс.

4. Невозможность (неспособность) многих учителей образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья. [22, С.23-27].

Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем, – неправильная и непрофессиональная позиция педагога. Оценка состояния, которое нередко мешает рабочему настрою ребёнка, его психофизиологическому самочувствию, а также затрудняет учителю проведение урока, относится к профессиональной компетенции учителя. Задача состоит не в том, чтобы ставить медицинский диагноз (это при необходимости сделает врач), а в том, чтобы понять состояние ребёнка, причины его возникновения, что позволит выстроить эффективную педагогическую тактику – при необходимости снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание. Только так можно помочь ребёнку справиться со своими психологическими проблемами на уроке, не допустить или устранить напряжение механизмов адаптации, проявляющиеся в дезадаптационных состояниях.

1.3.Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых следует использовать элементы здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система организованных и психолого-педагогических приёмов, методов, технологий направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приёмов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся. [21, С.79-84].

Прежде всего, нужно учитывать физиологические и психологические особенности детей и находить такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Для этого следует включать в урок зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3–5 минут.

Релаксация.

Релаксация – это расслабление после напряжённой умственной деятельности. Цель её – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы.

Вот некоторые элементы релаксации:

1. Зарядка с использованием движения, песен, танца.

Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.

2. Игра.

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

3. Песня на уроке.

Хорошим видом релаксации является песня, которая не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, весёлые, шуточные.

Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счёт эмоционального настроя.

4. Новизна и нетрадиционность учебного материала.

Ожидание необычного, особая заинтересованность также служат целям релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран и т.д.

5. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка – это система приёмов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм.

Центральной задачей аутогенной тренировки является овладение собственными эмоциями. [15, С.30-33].

Индивидуальный и дифференцированный подход.

Одно из очевидных и многократно декларируемых условий осуществления здоровьесберегающего характера образовательного процесса – индивидуализация педагогических воздействий учителя.

Данный подход на уроках английского языка осуществляется через учёт личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объём задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учётом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия, следует учитывать уровень интровентированности учащихся.

Разделение учащихся на три типа: синтетический, аналитический и кинестетический – позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.

Двигательная активность учеников.

Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе.

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счёт использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Поддержание интереса к изучению английского языка.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрёжки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении английский язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарём.

А как им хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка.

Следует использовать игровую методику, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. [17, С.71-76].

Таким образом, использование учителем здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка позволяет учащимся легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в обучение английскому языку. 

2.Изучение специфики использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка на практике

Эксперимент проводился на базе……….. В  исследовании принимали участие 15 человек – I подгруппа 5«А» класса. (Приложение 1).

Всё исследование имело следующую цель: выявить влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и улучшение здоровья учащихся на уроках английского языка.

2.1.Изучение опыта работы современной школы по использованию здоровьесберегающих технологий.

В данном параграфе проводится оценка результатов констатирующего эксперимента с последующими теоретическими выводами. Цель эксперимента – дать оценку состояния здоровья детей и условий, созданных в школе для сохранения здоровья.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: беседа с учителем; наблюдение урока учителя; анкетирование учащихся; изучение медицинских показателей; изучение гигиенических требований кабинета английского языка; оценка здоровья, согласно диагностике функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности у детей после урока английского языка.

Рассмотрим подробнее протекание работы по каждой из перечисленных выше методик.

С целью определить какие здоровьесберегающие технологии учитель использует на уроке, была использована методика беседа с учителем. (Приложение 2). Беседа была проведена с учителем английского языка.

В ходе беседы выяснилось, что преподаватель использует приёмы здоровьесберегающих технологий, но довольно редко. Марта Васильевна считает, что здоровьесберегающие технологии целесообразнее использовать в младших и средних классах, в старших классах она практически их не использует. На младшем и среднем этапах обучения она не часто использует игровую методику. Марта Васильевна согласна с мнением, что использование здоровьесберегающих технологий поможет сохранить и  улучшать здоровье учащихся. Она считает, что здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

После беседы с учителем было проведено наблюдение за учащимися на уроке английского языка. Цель данной методики – выявить наличие физкультминуток, эмоциональных разрядок и других оздоровительных моментов на уроке английского языка в 5«А» классе, и если они есть, то их место, содержание и продолжительность.

Наблюдение показало, что Марта Васильевна совсем не использует приёмы здоровьесберегающих технологий на своём уроке.

В основной своей массе учащиеся пассивны и неактивны на уроке. Во время урока преподаватель старалась привлечь внимание учащихся, заинтересовать. Для этого Марта Васильевна пыталась вызвать их на разговор, исходя из личного опыта. Но этого недостаточно. Ребята не работают, отвлекаются, не слушают объяснение материала.

После наблюдения урока было проведено анкетирование учащихся. (Приложение 3). Цель данной методики – определить влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние учащихся на уроках английского языка. Анализ результатов наблюдения показал, что учащихся 5«А» класса мало интересует предмет английский язык, преобладает чувство усталости на уроках английского языка, иногда даже состояние сильного стресса. Некоторые ученики бывают расстроены несправедливым отношением учителя. Никто из учащихся не хотел бы быть преподавателем английского языка. Результаты проведённого исследования показали, что только у 30% учащихся 5«А» класса не преобладает чувство усталости, безразличия к уроку английского языка.

С целью выявить показатели состояния здоровья учащихся и наличие отклонений в физическом развитии, было использована методика изучение медицинских показателей здоровья учащихся 5«А» класса. Для этого проводился анализ медицинских карт учащихся. Результаты исследования показали, что самыми частыми заболеваниями являются ухудшение зрения и искривление осанки, что касается психического состояния детей, то часто встречаются ребята со слабым типом нервной системы. Им присущи низкая работоспособность, медленный темп речи и действий. Большинство детей легко утомляются, внимание быстро становится рассеянным.

После изучения медицинских показателей здоровья учащихся было изучение гигиенических требований кабинета английского языка. Цель данной методики – дать оценку гигиенических требований кабинета английского языка.

Результаты проведённого исследования показали, что в школе есть специально отведенный кабинет для проведения урока английского языка, в котором занимается 5«А» класс.

Парты расположены в три ряда. Каждый ряд состоит из 6-7 парт. На первом ряду стоит учительский стол. Количество парт примерно наполовину превышает количество учащихся, находящихся в этом кабинете на уроке английского языка, а так как этот кабинет маленький (6x6 м), то превышение парт создаёт наибольшую здесь тесноту.

В кабинете есть 2 небольших окна, которые расположены так, что в них очень плохо поступает дневной свет. Цвет стен слишком холодных тонов, что создаёт ощущение темноты, учитывая, что сторона северная.

Деление на «зоны» в данном кабинете отсутствует.

Также, в кабинете есть доска, расположенная по центру передней стены кабинета, но она не оснащена приспособлениями для подвешивания и демонстрации таблиц.

В кабинете английского языка очень мало наглядного материала, который позволил бы учащимся лучше запомнить пройденный материал.

Таким образом, изучив оснащённость кабинета английского языка, можно сделать вывод, что оформление данного кабинета не создаёт атмосферу предмета английский язык.

С целью оценить функциональное состояние – самочувствие, активность, настроение у детей после урока английского языка, была проведена оценка здоровья, согласно диагностике функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности у детей после урока английского языка. (Приложение 4). Результаты проведённого исследования показали, что плохое самочувствие, активность, настроение у учащихся преобладает над хорошим.

Таблица 2.1. Диагностика функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности.

Самочувствие

Активность

Настроение

+

-

+

-

+

-

30%

70%

40%

60%

30%

70%

Таким образом, результаты проведённого исследования показали, что в 5«А» классе, не ведётся работа по использованию здоровьесберегающих технологий. Учитель практически не использует здоровьесберегающие технологии, в связи с этим детям не интересен предмет английский язык, на уроках преобладает чувство усталости и безразличие.  

2.2.Разработка и апробирование уроков английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий

Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость работы над психофизическим состоянием учащихся. А использование здоровьесберегающих технологий должно способствовать сохранению и улучшению здоровья учащихся.

Исходя из этого, целью данного эксперимента являлась подготовка уроков  английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий.

Для проведения формирующего эксперимента был выбран 5«А» класс.

Первый урок проводился с целью формирования грамматических навыков говорения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «My house». На данном уроке была проведена активизация грамматических правил в игровой форме. Дети переводили стихотворения, разучивали их с учителем, затем вставали в круг и рассказывали их по очереди. Далее  учащиеся выполняли тренировочные упражнения на закрепление грамматических структур по УМК. Затем была проведена зарядка с использованием движений. Дети вместе с учителем вставали, проговаривали стихотворение и производили различные движения руками. Потом учитель предлагал детям отгадать загадки, учащиеся были разделены на две группы и каждая группа отгадывала свою загадку. Далее после выполнения упражнений учитель просил детей отвести взгляд на круг, висящий в дальнем углу класса, тем самым отвлекая их ненадолго от учебного процесса. (Приложение 5).

Второй урок был проведён с целью формирования лексических навыков говорения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «My house». На уроке учитель познакомил детей с новым лексическим материалом по УМК. Далее была отработка произношения и правописания новых слов у доски, дети были разделены на две группы, каждый учащийся от своей группы выбегал и вписывал слово в схему «My House», задача каждой группы была как можно больше вписать слов в схему. Затем учащиеся выполняли тренировочные упражнения по УМК, направленные на закрепление лексических навыков. Далее была проведена зарядка с использованием движений. Учитель и дети вставали, проговаривали стихотворение и производили различные движения руками и ногами. После выполнения зарядки учитель просил детей закрыть глаза, положив голову на парту, тем самым дав им возможность расслабиться. (Приложение 6).

Третий урок проводился с целью формирования навыков письма с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «Free Time». На данном уроке дети писали письмо и между написанием письма учитель выполнил с учащимися две зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев. При проведении первой зарядки дети повторяли за учителем стихотворение и выполняли различные движения пальцами: скрещивали пальцы обеих рук, изображали пальцами столик, зеркальце и прихорашивающуюся маму, колыбельку для ребёнка. При проведении второй зарядки дети также выполняли различные движения пальцами: 5 пальчиков были джентльмены, 5 пальчиков были леди, они встречались и начинали танцевать. Под конец урока учитель просил детей отвести взгляд на круг, который висел в дальнем углу класса, тем самым отвлекая ненадолго внимание детей от учебного процесса. (Приложение 7).

Четвёртый урок был проведён с целью формирования грамматических навыков говорения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «Free Time». На данном уроке для активизации грамматических навыков говорения учитель использовал стихотворение с изученной грамматической структурой. Дети читали стихотворение, затем за учителем его ещё раз повторяли, стоя около своих парт с использованием движений. В конце урока учитель провёл с детьми аутогенную тренировку. Первый этап аутогенной тренировки – расслабление. Учитель тихим голосом сказал ученикам расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Попросил не отвлекаться на посторонние мысли, сказав, что всё тело погружается в покой, дыхание спокойно. Второй этап – чувство тяжести. На данном этапе учитель попросил детей представить, что левая рука и правая нога тяжелеют. Через некоторое время учитель сказал детям представить, что теперь все их мышцы расслаблены и отдыхают. Третий этап аутогенной тренировки – чувство тепла. На данном этапе учитель говорил ученикам представить, что ничто не отвлекает их внимание, их тело ощущает тепло. Четвёртый этап – заключительная часть. Учитель просил детей открыть глаза, почувствовать, что они полны энергии, что они активны и сильны. (Приложение 8).

Пятый урок был проведён с целью формирования навыков чтения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «Excursions». На данном уроке после прочтения и перевода текста, учитель провёл с детьми зарядку для глаз, дети за учителем повторяли стихотворение и поворачивали глаза в разные стороны, тем самым снимая усталость с глаз. Далее дети выполняли тренировочные упражнения по УМК. Затем была проведена активизация лексических навыков говорения. Дети повторяли уже изученные предлоги, читая стихотворения с использованием движений. Далее учитель просил детей закрыть глаза, положив голову на парту, дав им возможность отдохнуть. (Приложение 9).

Шестой урок был проведён с целью формирования грамматических навыков говорения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «My family». На данном уроке на активизацию грамматических навыков говорения и на совершенствование лексических навыков, учащиеся читали стихотворения и повторяли различные движения туловищем за учителем. Далее учащиеся выполняли упражнения по УМК, на закрепление грамматических навыков. В конце урока учитель провёл с детьми аутогенную тренировку. Первый этап аутогенной тренировки – расслабление. Учитель тихим голосом сказал ученикам расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Попросил не отвлекаться на посторонние мысли, сказав, что всё тело погружается в покой, дыхание спокойно. Второй этап – чувство тяжести. На данном этапе учитель попросил детей представить, что левая рука и правая нога тяжелеют. Через некоторое время учитель сказал детям представить, что теперь все их мышцы расслаблены и отдыхают. Третий этап аутогенной тренировки – чувство тепла. На данном этапе учитель говорил ученикам представить, что ничто не отвлекает их внимание, их тело ощущает тепло. Четвёртый этап – заключительная часть. Учитель просил детей открыть глаза, почувствовать, что они полны энергии, что они активны и сильны. (Приложение 10).    

Седьмой урок проводился с целью формирования лексических навыков с использованием здоровьесберегающих, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «Fruits and Berries». На данном уроке учитель отработал с учащимися лексический материал, разделив детей на две группы, каждый учащийся выбегал к доске и вписывал слово в схему «Fruits and Berries», задача каждой группы была вписать как можно больше слов в свою схему. Затем учитель провёл с детьми ролевую игру, одна из парт превратилась в прилавок магазина, на ней были разложены картинки на которых изображены фрукты и ягоды. Дети были разделены на две группы, одна группа продавцы, другая группа покупатели. Учащиеся должны были построить диалог, употребив новую лексику по теме «Fruits and Berries». (Приложение 11).

Восьмой урок проводился с целью формирования навыков чтения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья учащихся. Тема урока: «Days of the Week». На уроке после прочтения текста учитель провёл зарядку для глаз. Дети за учителем повторяли стихотворение и поворачивали глаза в разные стороны, тем самым снимая усталость с глаз. Далее дети выполняли тренировочные упражнения по УМК. Затем была проведена активизация лексических навыков говорения. Дети разучивали стихотворение о днях недели, затем рассказывали его, встав в круг и показывая, что они делают каждый день. (Приложение 12).

Таким образом, цель, поставленная перед началом работы, была полностью достигнута. В отведённый промежуток времени были проведены уроки английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, направленные на сохранение и улучшение здоровья учащихся.

2.3.Изучение результативности использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

В данном параграфе проводится оценка результатов контрольного эксперимента с последующими теоретическими выводами. Цель эксперимента – выявить сохранилось и улучшилось ли здоровье ребёнка посредством использования здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка.

Для достижения данной цели были использованы следующие методики:

1. Беседа с учителем.

2. Урок – контроль.

3. Оценка здоровья согласно диагностике функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности у детей после урока английского языка.

С целью дать оценку использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка была проведена беседа с учителем. (Приложение 13). В ходе беседы выяснилось, что учителю понравилось проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. Она согласно с тем, что это сохраняет и улучшает здоровье учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий повышает настроение, активность детей. Оценки некоторых ребят стали лучше. В будущем Марта Васильевна хочет продолжить такую же работу с детьми, постоянно использовать на своих уроках здоровьесберегающие технологии.

Далее с целью оценить психофизическое состояние детей после проведённых уроков с использованием здоровьесберегающих технологий был проведён урок – контроль. Результаты проведённого исследования показали, что весь урок английского языка прошёл без напряжения. Дети были активны на уроке, никто не чувствовал усталости. Большинству учащихся было интересно выполнять задания, которые предлагал учитель. То безразличие к предмету английский язык, которое было до проведения уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, сменилось заинтересованностью и хорошим настроением детей.

Для подтверждения результатов проведённых методик была проведена оценка здоровья согласно диагностике функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности у детей после урока английского языка. (Приложение 4). Цель данной методики – оценить функциональное состояние – самочувствие, активность, настроение у детей после урока английского языка. Результаты проведённого исследования показали, что самочувствие, активность, настроение учащихся после проведения уроков с использованием здоровьесберегающих технологий заметно улучшились.

Таблица 2.2 Диагностика функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности.

Самочувствие

Активность

Настроение

+

-

+

-

+

-

70%

30%

60%

40%

70%

30%

Таким образом, проведя контрольный эксперимент и сравнив полученные результаты с результатами констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий положительно сказывается на здоровье учащихся, сохраняя и улучшая его. Это подтверждается повышением уровня работоспособности после проведения формирующего эксперимента. При этом повышается интерес и ответственность учащихся к работе.

Заключение

В заключении работы можно сделать следующие выводы. Была изучена литература по проблеме использования здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в современной школе. Были рассмотрены понятия технология, здоровьеформирующие образовательные технологии, здоровьесберегающие технологии. Была определена роль учителя при использовании здоровьесберегающих технологий, а так же результаты, которые могут быть получены после применения этой технологии. В данной работе были выделены преимущества здоровьесберегающих технологий. В теоретической части работы было выяснено, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка повышает интерес учащихся к работе, а так же помогает сохранить и улучшить их здоровье. Была определена образовательная значимость работы над здоровьесберегающими технологиями. Выделены виды здоровьесберегающих технологий в области изучения иностранного языка. И определены цель обучения иностранному языку и роль здоровьесберегающих технологий при этом.

В практической части был проведён констатирующий эксперимент, и выявлено, что в 5«А» классе практически не велась работа по сохранению и улучшению здоровья учащихся на уроках английского языка. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка хоть и приветствуется, но не реализуется на практике. По результатам проведённых исследований была сформулирована цель формирующего эксперимента: подготовка уроков английского языка с использованием здоровьесберегающих технологий. А результаты контрольного эксперимента доказали, что здоровьесберегающие технологии, помогли сохранить и улучшить здоровье учащихся. В дальнейшем использование  здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка повысит результативность образовательного процесса.

Таким образом, цель и задачи работы были достигнуты полностью. Гипотеза подтверждена.

Список используемой литературы

1.Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация [Текст] / Ю.А. Александровский. – М.: Мир, 1976. – С.45-50.

2.Баранов, А.А. Здоровье российских детей [Текст] / А.А. Баранов // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 58-63.

3.Васильков, В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся [Текст] / В.А. Васильков // Педагогика. – 2003. – №10. – С.31-35.

4.Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе [Текст] / В.А. Вишневский // Иностр. языки в школе. – 2005. –№7 – С.32-33.

5.Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений [Текст]: санитарные правила и нормы. / СанПиН 2.4.2.576-07 от 31.10.08. – 2008. – С.21-26.

6.Громов, М.Ю. Педагоги и оздоровительная информация [Текст] / М.Ю. Громов, Н.К. Смирнов // Развитие дополнительного педагогического образования в России: проблемы и перспективы. – 2007. – С.67-73.

7.Ермолаева, М.В. Изменения, происходящие в физическом и мониторном развитии подростков /М.В. Ермолаева// Психология развития. – 2006. – С.219-220.

8.Зубкова, В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели [Текст] / В.М. Зубкова // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе.  2008. – С.89-94.

9.Инновационные процессы по охране здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях области [Электронный ресурс] // Здоровьесберегающие технологии в образовании: [web-сайт]. 22.11.2008. http://www.21412s10.edusite.ru/> (25/02/2009).

10.Кабаева, В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников [Текст] / В.М. Кабаева // Методическое пособие. – 2002. – С. 46-50.

11.Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения [Текст] / В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, // Медицина. 2007.  226 c.

12.Калинова, Г.С. Учебная нагрузка и здоровье школьников [Текст] / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова // Человек. Культура. Здоровье. – 2007. – С.5-8

13.Методические рекомендации [Текст]: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. / под. ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – 2006. – С.14-17.

14.Прохоров, А.О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимоотношений на уроке английского языка [Текст] / А.О.Прохоров // Вопросы психологии. – 2007. – C.22-26.

15.Реан, А.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Иностр. языки в школе. – 2007. – №9. – С.30-33.

16.Селевко, Г.К. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе [Текст] / Г.К. Селевко // Современные образовательные технологии. – 2008. – С.47-51.

17.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка [Текст] / Н.К. Смирнов // Директор школы. – 2004. – С.71-76.

18.Смирнов, Н.К. Валеология: новая область образовательного пространства [Текст] / Н.К. Смирнов // Человек. Культура. Здоровье. – 2005. – С.46-51.

19.Смирнов, Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования [Текст] / Н.К. Смирнов // Актуальные проблемы валеологии в образовании. – 2006. – С.14-27.

20. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] / Н.К. Смирнов // Здоровьесберегающие технологии в современной школе. – 2007. – С.58-65.  

21.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка [Текст] / Н.К. Смирнов //  Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – 2008. – С.79-84.

22.Тихомирова, Л.Ф. Уроки здоровья [Текст] / Л.Ф. Тихомирова // Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей. – 2008. – С.23-27.

23.Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье учащихся на уроке английского языка [Текст] / Л.Г. Федоренко // Иностр. языки в школе. – 2007. – №4. – С.60-63.

24.Harris, M. New Opportunities Beginner [Текст]: учебн. пособие / Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. – Longman, 2004. – 143с.

25.Kolybine, M.J. Education for a better quality of life / M.J. Kolybine //  Hygie. – 2003. – С.46-53

26.Stam, H. Theorising Healf and Illness: Subjectivity, Bodies and Reflexivity / H. Stam // Journal of Health psychology. – 2005. – С.9-17

 

Приложение 1.

Список  I подгруппы  5«А» класса.

1.Алексеенко Дмитрий.

2.Денисов Сергей.

3.Измайлова Диана.

4.Корнилова Алёна.

5.Кувшинова Юлиана.

6.Лычёв Илья.

7.Мчедлидзе Георгий.

8.Мясникова Дарья.

9.Сальянова Юлия.

10.Силантьева Яна.

11.Титков Денис.

12.Туркина Виктория.

13.Хитакунова Нелля.

14.Шипилов Дмитрий.

15.Шляндин Алексей.

Приложение 2.

Беседа с учителем иностранного языка.

Протокол беседы с учителем иностранного языка

Вопрос: Использование здоровьесберегающих технологий — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Используете ли вы здоровьесберегающие технологии на своих уроках?

Ответ: Использую, но редко. Считаю, что целесообразнее использовать здоровьесберегающие технологии в младшем и среднем звене, в старших классах не использую их вообще.

Вопрос: Какие направления здоровьесберегающей работы вы используете?

Ответ: Иногда использую игровую методику, но на это не всегда остаётся время.

Вопрос: Какие, по вашему мнению, существуют основные источники учебных перегрузок? 

Ответ: Большая загруженность детей учебным материалом.

Вопрос: Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:

- Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.

- Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.

Ответ: Это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения. 

Приложение 3.

Анкетирование учащихся.

Анкета для учащихся.

Выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа.

       

1.Нравится ли тебе предмет английский язык?

а)да

б)нет

2.Испытываешь ли чувство усталости на уроке английского языка?

а) да, всегда

б) да, достаточно часто

в) когда как

г) редко

д) нет, совсем не устаю

3.Какое для тебя состояние наиболее типично на уроке английского языка?

а) безразличие

б) заинтересованность

в) усталость

г) сосредоточенность

д) волнение, беспокойство

е) другое

4.Возникает ли у тебя на уроке английского языка состояние сильного стресса?

а) да, часто

б) иногда

в) редко

г) нет, не возникают

5.Бываешь ли ты расстроен(а) несправедливым отношением учителя английского языка?

а) часто

б) иногда

в) редко

г) нет, никогда

6. Хотел(а) бы ты работать преподавателем английского языка?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) скорее нет, чем да

г) нет

Приложение 4.

Диагностика функциональных состояний, свойств нервной системы и адаптированности (Ковалёв С.В.)

Методика предназначена для оперативной оценки функциональных состояний – самочувствия, активности, настроения. Сущность оценивания заключается в том, что учащихся просят соотнести своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3, 2, 1, 0, 1, 2, 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Учащийся должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Обработка результатов.

При обработке отмеченные цифры кодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 3 балла; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов.

Код опросника

Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Типовая карта данной методики

Фамилия, имя ________________________________

Пол ____

Возраст ___________

1. Самочувствие хорошее

3     2     1     0     1     2     3

1. Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3     2     1     0     1     2     3

2. Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3     2     1     0     1     2     3

3. Активный

4. Малоподвижный

3     2     1     0     1     2     3

4. Подвижный

5. Весёлый

3     2     1     0     1     2     3

5. Грустный

6. Хорошее настроение

3     2     1     0     1     2     3

6. Плохое настроение

7. Работоспособный

3     2     1     0     1     2     3

7. Разбитый

8. Полный сил

3     2     1     0     1     2     3

8. Обессиленный

9. Медлительный

3     2     1     0     1     2     3

9. Быстрый

10. Бездеятельный

3     2     1     0     1     2     3

10. Деятельный

11. Счастливый

3     2     1     0     1     2     3

11. Несчастный

12. Жизнерадостный

3     2     1     0     1     2     3

12. Мрачный

13. Напряжённый

3     2     1     0     1     2     3

13. Расслабленный

14. Здоровый

3     2     1     0     1     2     3

14. Больной

15. Безучастный

3     2     1     0     1     2     3

15. Увлечённый

16. Равнодушный

3     2     1     0     1     2     3

16. Взволнованный

17. Восторженный

3     2     1     0     1     2     3

17. Унылый

18. Радостный

3     2     1     0     1     2     3

18. Печальный

19. Отдохнувший

3     2     1     0     1     2     3

19. Усталый

20. Свежий

3     2     1     0     1     2     3

20. Изнурённый

21. Сонливый

3     2     1     0     1     2     3

21. Возбуждённый

22. Желание отдохнуть

3     2     1     0     1     2     3

22. Желание работать

23. Спокойный

3     2     1     0     1     2     3

23. Озабоченный

24. Оптимистичный

3     2     1     0     1     2     3

24. Пессимистичный

25. Выносливый

3     2     1     0     1     2     3

25. Утомляемый

26. Бодрый

3     2     1     0     1     2     3

26. Вялый

27. Соображать трудно

3     2     1     0     1     2     3

27. Соображать легко

28. Рассеянный

3     2     1     0     1     2     3

28. Внимательный

29. Полный надежд

3     2     1     0     1     2     3

29. Разочарованный

30. Довольный

3     2     1     0     1     2     3

30. Недовольный

 

Приложение 5.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «My house»

Цель: формирование грамматических навыков говорения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1) активизация грамматической структуры в речи;

2)совершенствование лексических навыков говорения;

3)закрепление грамматических структур, посредством выполнения тренировочных упражнений.

Речевой материал:

лексический: слова по теме «My house».

грамматический: there is/there are.

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- целеполагание

- речевая зарядка

- приветствие

8 мин.

Основной

- активизация грамматических правил в игровой форме:

there is

There is a mouse in the house.

There is a cat in the flat.

There is a fox in the box.

There is a bee in the tree.

there are

There are bees in the trees.

There are cats in the flats.

There are flags in the bags.

There are foxes in the boxes.

- выполнение тренировочных упражнений по УМК на закрепление грамматических структур

- проведение зарядки с использованием движений

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down,

Hands up to the sides,

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

- выполнение упражнений с использование изученных грамматических структур – загадки

1.

It’s a pretty white house.

There is no window,

There is no door,

There is no roof,

But there is a pretty yellow ball inside.

What is this house?

Answer: an egg.

2.

There are four corners in the room.

There are one cat in each corner.

There are three cats in front of each cat.

How many cats are there in the room?

Answer: four cats.

- релаксация

- переводят стихотворения, разучивают с учителем, встают в круг и рассказывают их.

- выполняют тренировочные упражнения

- выполняют зарядку

- делятся на две группы, отгадывают загадки.

- отводят взгляд на круг, который весит в дальнем углу класса

30 мин.

Заключительный

- домашнее задание

- выставление оценок

2 мин.

Приложение 6.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «My house»

Цель: формирование лексических навыков говорения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1)ознакомить учащихся с новым лексическим материалом;

2)отработать лексический материал в речи.

Речевой материал:

лексический: слова по теме «My house».

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- проверка домашнего задания

- приветствие

8 мин.

Основной

- знакомство с новым лексическим материалом по УМК

- отработка произношения и правописания новых слов у доски.

- выполнение тренировочных упражнений по УМК, направленных на закрепление лексических навыков

- зарядка с использованием движений

Clap, clap, clap your hands, (2 times)

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet, (2 times)

Stamp your feet together.

- релаксация

- делятся на две группы, каждый учащийся от группы выбегает и вписывает слово в схему, задача каждой группы вписать как можно больше слов.

- выполняют упражнения

- выполняют зарядку

- закрывают глаза, положив голову на парту

30 мин.

Заключительный

- домашнее задание

- выставление оценок

2 мин.

Приложение 7.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «Free Time»

Цель: формирование навыков письма с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1)развитие умения читать;

2)закрепление грамматических структур в письме.

Речевой материал:

грамматический: like/likes; don’t /doesn’t like.

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- целеполагание

- приветствие

3 мин.

Основной

- проверка домашнего задания

- развитие навыков письма

- зарядка для снятия мышечного утомления с пальцев при письме:

These are mother's forks and knives, (пальцы обеих рук скрещены)

This is mother's table, (изображаем столик)

This is mother's looking glass, (изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму)

This is baby’s cradle. (колыбелька для ребёнка)

- продолжение написания письма

- зарядка для снятия мышечного утомления с пальцев при письме

Five little gentlemen

Going for a walk.

Five little gentlemen

Stop for a talk.

Along came five ladies

They stood all together

And they began to dance.

(5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

- релаксация

- читают, переводят текст

- пишут письмо

- выполняют зарядку

- пишут письмо

- выполняют зарядку

- отводят взгляд на круг, который весит в дальнем углу класса

35 мин.

Заключительный

- домашнее задание

- выставление оценок

2 мин.

Приложение 8.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «Free Time»

Цель: формирование грамматических навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1)активизация грамматических навыков говорения;

2)совершенствование лексических навыков говорения.

Речевой материал:

грамматический: Present Continuous (questions).

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- проверка домашнего задания

- целеполагание

- приветствие

8 мин.

Основной

- формирование грамматических навыков

- активизация грамматических навыков говорения:

«Morning Bells»

Are you sleeping?

Are you sleeping,

Dear Nick, dear Nick?

Morning bells are ringing,

Morning bells are ringing:

- Yes, I am.

Yes, I am.

Are you washing?

Are you washing,

Dear Nick, dear Nick?

Morning bells are ringing,

Morning bells are ringing:

- Yes, I am.

Yes, I am.

- выполнение упражнений по УМК, направленных на закрепление грамматических навыков.

- аутогенная тренировка

1 этап – Расслабление

I am ready to rest.

I want to be quiet.

All my muscles are relaxed.

My breast muscles are relaxed.

My body is resting.

Nothing can trouble me.

2 этап – Чувство тяжести

My left arm is heavy.

My right leg is heavy.

All my muscles are relaxed and resting.

I am quiet.

3 этап – Чувство тепла

My right arm is warm.

My body is warm.

Nothing diverts my attention.

4 этап – Заключительная часть

I open my eyes.

I have a lot of energy. I am active and strong.

I can do any work easily.

My body is light.

- смотрят на доску

- читают стихотворение, далее стоя около своих парт ещё раз его читают с использованием движений.

- выполняют упражнения

- выполняют то, что говорит учитель

30 мин.

Заключительный

- выставление оценок

- домашнее задание

2 мин.

Приложение 9.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «Excursions»

Цель: формирование навыков чтения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1)проверка понимания прочитанного, посредством выполнения упражнений;

2)активизация лексических навыков говорения.

Речевой материал:

лексический: предлоги движения (to, up and down, through).

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- целеполагание

- приветствие

3 мин.

Основной

- формирования навыков чтения

- зарядка для глаз

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

- выполнение упражнений по УМК, направленных на проверку понимания прочитанного

- активизация лексических навыков говорения:

to

Go to the cinema,

Go to the theatre,

Go to the park,

If it isn’t very dark.

up and down

Stand up,

Sit down,

Arms up,

Arms down.

through

Look through the notes,

Look through the book,

Look through the window.

It’s very interesting to look.

- релаксация

- читают, переводят текст

- выполняют зарядку

- выполняют упражнения

- читают стихотворения с использованием движений.

- закрывают глаза, положив голову на парту

35 мин.

Заключительный

- выставление оценок

- домашнее задание

2 мин.

Приложение 10.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «My family»

Цель: формирование грамматических навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1) активизация грамматических навыков говорения;

2)совершенствование лексических навыков говорения.

Речевой материал:

грамматический: Present Continuous (affirmative/negative)

лексический: слова по теме «My family».

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- проверка домашнего задания

- целеполагание

- приветствие

8 мин.

Основной

- формирование грамматических навыков

- активизация грамматических навыков говорения

- совершенствование лексических навыков

«My family»

This is my father,

A busy man,

He is writing

With a pen.

This my brother,

A clever boy,

He is playing

With his toy.

This is my sister,

A pretty girl,

She is dancing

With her doll.

This is my cat,

A funny pet,

It is looking

For a rat.

- выполнение упражнений по УМК, направленных на закрепление грамматических навыков.

- аутогенная тренировка

1 этап – Расслабление

I am ready to rest.

I want to be quiet.

All my muscles are relaxed.

My breast muscles are relaxed.

My body is resting.

Nothing can trouble me.

2 этап – Чувство тяжести

My left arm is heavy.

My right leg is heavy.

All my muscles are relaxed and resting.

I am quiet.

3 этап – Чувство тепла

My right arm is warm.

My body is warm.

Nothing diverts my attention.

4 этап – Заключительная часть

I open my eyes.

I have a lot of energy. I am active and strong.

I can do any work easily.

My body is light.

- смотрят на доску

- читают стихотворение, далее стоя около своих парт ещё раз его читают с использованием движений.

- выполняют упражнения

- выполняют то, что говорит учитель

30 мин.

Заключительный

- домашнее задание

- выставление оценок

2 мин.

Приложение 11.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «Fruits and Berries»

Цель: формирование лексических навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1)отработка нового лексического материала;

2) формирование произносительных навыков;

3)отработка лексического материала в речи.

Речевой материал:

лексический: слова по теме «Fruits and Berries».

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- проверка домашнего задания

- целеполагание

- приветствие

8 мин.

Основной

- знакомство с новым лексическим материалом по УМК

- отработка нового лексического материала

- ролевая игра

Одна из парт превращается в прилавок магазина, на ней разложены картинки, на которых изображены фрукты и ягоды.

T: (имя ученика), come over here. You will be a shop assistant. Here is a nice uniform for you. Put it on.

Друг за другом подходят покупатели.

P1: I’m looking for strawberries. Have you got any?

Assistant: Yes, I have. How much would you like?

P1: I’ll take a pound. Besides, I’d like a pound of raspberries.

A: Is that all? I can suggest these peaches. They are good.

P1: One pound, please.

A: Here you are. That’ll be two pounds ten, please. Thank you.

P2: How much are these cherries?

A: They’re 70 p a pound.

P2: I’d like two pounds, please, and three pounds of grapes.

A: That’ll be three pounds, please. Thank you for shopping.

- релаксация

- делятся на две группы, каждый учащийся от группы выбегает и вписывает слово в свою схему, задача каждой группы вписать как можно больше слов.

- играют в игру

- закрывают глаза, положив голову на парту

30 мин.

Заключительный

- домашнее задание

- выставление оценок

2 мин.

Приложение 12.

Фрагмент конспекта урока.

Предмет  Английский язык     Класс 5 «А»

Тема урока «Days of the Week»

Цель: формирование навыков чтения с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение или улучшение здоровья учащихся.

Задачи: 1)развитие умения читать;

2)проверка понимания прочитанного, посредством выполнения упражнений;

3)развитие навыков письма.

Речевой материал:

лексический: слова по теме «Days of the Week».

Средства: УМК New Opportunities -Beginner, Student’s Book, Language PowerBook.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вр.

Организационный

- приветствие

- целеполагание

- приветствие

3 мин.

Основной

- формирование навыков чтения

- зарядка для глаз

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

- выполнение упражнений по УМК, направленных на проверку понимания прочитанного

- активизация лексических навыков говорения:

On Monday we met,

On Tuesday we ate,

On Wednesday we walked,

On Thursday we talked,

On Friday we danced,

On Saturday we laughed.

On Sunday we dreamed about Monday.

- читают, переводят текст

- выполняют зарядку

- выполняют упражнения

- разучивают стихотворение, потом рассказывают его, встав в круг и показывая, что они делают каждый день.

35 мин.

Заключительный

- домашнее задание

- выставление оценок

2 мин.

 

Приложение 13.

Беседа с учителем иностранного языка.

Протокол беседы с учителем иностранного языка

Вопрос: По окончании уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, можете ли вы сказать, сохранилось или даже улучшилось ли здоровье детей, благодаря использованию учителем на уроках английского языка здоровьесберегающих технологий?

Ответ: Думаю, что благодаря использованию здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, здоровье детей сохранилось, а так же улучшилось их психическое состояние, самочувствие, настроение.

Вопрос: Можете ли вы сказать, что использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка повысило активность детей на уроках?

Ответ: Однозначно. Данный вид работы был для детей интересным, поэтому они стали активнее вести себя на уроках.

Вопрос: Повысились ли оценки детей на уроках английского языка благодаря использованию учителем здоровьесберегающих технологий? И с чем это связано?

Ответ: Да оценки стали выше у некоторых ребят, и связано это в большей мере с тем, что дети выполняли ту работу, которая им интересна. Они стали добросовестнее относится к работе на уроке.

Вопрос: Будете ли вы далее в своей педагогической деятельности проводить подобные уроки с использованием здоровьесберегающих технологий?

Ответ: Я бы очень хотела продолжить такую работу с детьми. И главным образом потому, что уроки с использованием здоровьесберегающих технологий помогают сохранить и улучшить здоровье учащихся.