Картотека игр по подготовке к школе старших дошкольников

Материал содержит игры, направленные на развитие познавательных процессов у ребенка: мышления, внимания, памяти, восприятия, необходимых для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_k_shkole_.docx194.94 КБ
Файл podgotovka_k_shkole_.docx534.9 КБ

Предварительный просмотр:

8. Упражнение «Цветные кружки» (рефлексия).

Цель: развитие умения оценить себя, свою работу.

Взрослый: Сейчас ты оценишь свою работу. Посмотри на столе лежат разноцветные кружки. Какого они цвета (красные, желтые, зеленые, синие)? Сейчас ты выберешь себе кружок определенного цвета. Выбери:

Зеленый флажок – если тебе все понравилось и у тебя все получилось отлично.

Желтый флажок – если тебе все понравилось, но ты хотел бы что-то изменить... (Сказать, что изменить).

Красный флажок - мне не понравилось и сказать, что не понравилось.

Подумай и выбери нужный флажок.

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

              Подготовила педагог-психолог

              Детского сада № 12 «Звездочка»

             Медведева Елена Владимировна

Игры и упражнения для развития познавателььных процессов старших дошкольников.

Консультация для родителей

1.Игра «Я рисую».

Цель: развитие слухового внимания.

Правила игры. Когда произносятся слова «Я рисую», участники бегают по залу врассыпную. Как только ведущий  говорит «круг» (линия, полукруг, треугольник, квадрат и т. п.), участники должны быстро и организованно сформировать названную фигуру. Игра повторяется 2-3 раза.

2. Игра «Встаньте те кто…»

Цель: развитие слухового внимания, наблюдательности, памяти.

Слова ведущего: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Встаньте те, кто…» 

(участникам предлагается вставать, если описание подходит)

Встаньте те кто:

- любит бегать

- любит мыть посуду;

- имеет младшую сестру;

- у кого есть домашнее животное;

- любит дарить цветы и т.д.

3. «Узнай, кто позвал».

Цель: развитие дифференцировки слухового восприятия.

 Водящему ребенку завязывают глаза, все участники по очереди зовут его, а он должен узнать свою маму по голосу (можно менять тембр голоса).

Другой вариант: Ведущий, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя водящего ребенка. Последний должен угадать, кто его назвал. Если  угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, ведущий продолжает игру.

4. Упражнение «Легко-трудно».

Цель: тренировка самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться; развитие воли.

Инструкция. Предложите ребенку три карточки с картинками. На первой («легкой») изображены 6 предметов; на второй («средней») - 10; на третьей («трудной») -16.

Слово взрослого: в школе учитель будет предлагать тебе разные задания: легкие, средние, трудные. Какие из них тебе хотелось бы выполнять? Выберите любую карточку...

 Примечание. Выбрав ту или иную карточку, ребенок должен запомнить, что на ней нарисовано, а затем по памяти перечислить изображенные предметы. Ответы фиксируются и затем проверяются.

5.Игра со счетными палочками «Повтори».

Цель: развитие внимания, памяти; развитие воли, умения сосредотачиваться.

Инструкция. Игра в парах (родитель-ребенок; два ребенка)

 Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго - посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями.

6.Игра «Ассоциация».

Цель: развитие  мышления, речи, восприятия, внимания, воображения.

Инструкция взрослого: Ассоциация - это картинка, образ, который появляется в голове, когда мы слышим то или иное слово. Сейчас я буду бросать тебе мяч, и называть слова, а ты подумай и скажи, какие образы, картинки, слова возникают у тебя в связи с названным словом. Слова: зима; танец; обед; болезнь; школа; праздник; книга; игра; темный лес; мальчик (можно использовать различные слова).

7.Игра в кругу «Пусть всегда будет...»

Цель: развитие  мышления, речи, воображения.

Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение. Для этого все хором произносят «Пусть всегда будет...», после чего кто-то из детей или взрослых говорит свое.



Предварительный просмотр:

Взмолился тут Мишка:

- Лень-озеро, отпусти меня. Я не твой, не ленивый. Забери свою рыбу, я и сам наловить могу.

Тут неизвестная сила подхватила Мишку и вынесла из воды. А как прибежал к себе домой, то и понял, что был неправ.

Петя и Лена тоже догадались, почему был неправ Мишка. И с тех пор больше не ленятся делать учебные задания.

А ты, догадался?.. (Ответы ребенка.) Верно, даже пословица такая есть: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Примечание. Далее взрослый предлагает проверить, как ребенок запомнил сказку, сыграв в игру «Найди ошибку».

8.        Игра «Найди ошибку».

Цель: Развитие произвольного поведения, внимания, памяти.

Материал и оборудование: карточка поделенная горизонтально на две части; 10 фишек.

Инструкция. Ребенку дается карточка. На верхнюю полоску карточки выкладываются 10 фишек. Нижняя - пустая.

Взрослый: Сейчас я тебе еще раз прочитаю сказку. Но при чтении буду допускать ошибки. Как только ты заметишь ошибку, быстро бери фишку с верхней полоски и ставь ее на нижнюю.

Примечание. При чтении допускаются пять ошибок (например, меняются имена детей, возраст и т. д.). По окончании вместе с ребенком взрослый подсчитывает количество ошибок, проговаривая каждую из них.

9. Игра-задание «Помоги белочке».

Цель: развитие целостности восприятия, наглядно-образного мышления.

Материал и оборудование: гласные звуки, разрезанные на две части, белый прямоугольник из картона.

 Инструкция: У белки случилась беда: ее младшая сестричка- белочка погрызла гласные звуки и не хочет исправлять то, что натворила, потому что ей лень собрать звуки. Белочка просит у тебя помощи. Тебе надо собрать гласные звуки из двух частей, наклеить на белый прямоугольник.

10.Упражнение «Бой с ленью».

Цель: Развитие эмоционально-волевых качеств.

Материал и оборудование: чистый лист бумаги, карандаши.

Взрослый:  Перед тобой - чистый лист бумаги. Нарисуй на нем лень. (Можно попросить ребенка нарисовать лень такого размера, какая она у него на самом деле.)

Сейчас мы будем с ней сражаться с помощью наших карандашей. Ты должен поместить лень за кирпичную стену, чтобы она оттуда не смогла выбраться.

11.Упражнение «Тень» (развитие внимания).

Ведущий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания. Все остальные встают в линию на небольшом расстоянии и повторяют за ним. Они – его тень и должны быстро и чётко повторять его движения.

                      Подготовила педагог-психолог

                     детского сада № 12 «Звездочка»

                     Медведева Е.В.

Игры для старших дошкольников. Подготовка к школе

Консультация для родителей

1.Игра «Мебель, одежда, посуда».

Цель: развитие мыслительных операций: классификации, анализа, синтеза, обобщения.

Инструкция. Взрослый взглядом указывает по очереди на каждого участника и произносит считалку «Мебель, одежда, посуда, обувь, транспорт, фрукт, овощ ...». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока педагог-психолог считает до трех)  назвать предмет мебели (одежду, посуду и т. д.).

2. Игра «Закодируй слово».

Цель: развитие способности к переключению внимания, восприятия, памяти.

Материал и оборудование: лист бумаги с 10 клетками, карандаши цветные.

Инструкция: Перед тобой лист бумаги с десятью клетками. Я буду называть по порядку слова, твоя задача - к каждому слову нарисовать в квадрате рисунок. В конце игры тебе надо вспомнить слова, которые я называла, а я подпишу каждый рисунок.

Слова: 1) дорога; 2) дом; 3) река; 4) мост; 5) солнце; 6) цветок; 7) радость; 8) ночь; 9) заяц; 10) мяч.

3.Упражнение «Найди отличия».

Цель: развитие внимания.

Материал и оборудование: две похожие картинки.

Ход игры: У ребенка на столе лежит две похожие картинки. Он должен внимательно рассмотреть их и назвать отличия.

4.Игра «Цветные карандаши».

Цель: развитие внимания, памяти, умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Материал и оборудование: цветные карандаши.

Инструкция. Приглашаются шесть участников. Им раздаются цветные карандаши. Водящий (ребенок) в течение 20 с смотрит и запоминает, у кого какого цвета карандаши. Затем отворачивается, ведущий (взрослый) собирает карандаши, задача ребенка - раздать карандаши как можно точнее, не ошибившись с цветом.

5.Упражнение «Чем отличаются?»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Инструкция. Взрослый, показывая ребенку ручки и карандаши, предлагает назвать отличия между ними. Затем сравниваются книга и тетрадь, изображения мухи и бабочки, велосипеда и мотоцикла.

6.Игра «Паутинка».

Цель: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности; развитие ассоциативного мышления.

Инструкция. Участники встают на равное расстояние друг от друга, образуя круг. Ведущий предлагает каждому закончить предложение: «Школа-это...», при этом передавая клубок с нитками через круг, не отпуская нитку.

После того как все участники выполнят задание, взрослый обращает их внимание на образовавшуюся

«паутинку» и предупреждает, что она распадется, если даже кто-то один отпустит нитку. Делается вывод: важен и значим каждый участник, каждое высказанное мнение

7. Упражнение на внимание «Сказка про лень» (можно использовать любую сказку).

Инструкция: Сегодня я расскажу тебе одну историю, которая произошла с детьми такого же возраста, как и ты. Звали их Петя и Лена. Слушать ты должен внимательно, постараться запомнить эту историю.

Сказка про лень

Петя и Лена - друзья. Им исполнилось по 7 лет. Первого сентября они пошли в школу, настроение у обоих было веселое, хорошее. Им хотелось в школе научиться читать, красиво писать, считать, подружиться с другими школьниками. Но после первого урока они вышли из класса грустные. К ним подошла учительница и спросила, что случилось. Тогда они сказали, что им лень писать в тетради, что они устали и хотят домой.

На втором уроке учительница решила рассказать детям сказку: «Давным-давно жил на свете Медведь, и решил он рыбы наловить. Взял удочки и пошел на Лень-озеро. Сел в лодку, а грести ему лень. Попросил озеро перенести его туда, где рыбы больше. Сидит, да только лень ему удочку держать и рыбу ловить. Подумал, что неплохо бы на самое дно с лодкой опуститься, чтобы рыба сама в лодку плыла. Сделал Мишка в лодке дырку. Лодка стала заполняться водой и опустилась, на дно. Лежит Медвёдь, рыба сама в лодку заплывает, да так ее стало много, что и лодку не поднять.