Методическая разработка. Методический конструктор урока

Костина Наталья Александровна

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kostina_sayt.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Промышленно-технологический колледж

Санкт-Петербургское государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка

 Тема: Методический конструктор урока

Разработал: Костина Н.А.


Содержание

Пояснительная записка

3

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий

4

Реализация инновационных идей в учебном процессе

7

Алгоритм разработки урока/занятия

8

Заключение

14

Литература

15

Приложение

16


Пояснительная записка

        При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.

Методический конструктор можно представить как набор элементов (модулей, правил), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные  методические разработки, начиная от занятий, уроков и заканчивая проектами.

Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения.. Конструктор не исключает творческого подхода, напротив, способствует развитию педагога, внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Элементы конструктора формируются на основе существующих ресурсов и находятся в постоянном развитии, педагог постоянно находит и использует что-то новое. Конструктор основан на взаимосвязи результатов  педагогической деятельности. Может быть использован педагогами, мастерами П/О, при разработке методических материалов, документов УМК, уроков с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики дисциплины, МДК, учебой, производственной практики.

Основная цель – внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.


Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий.

Система - это упорядоченное взаимодействие отдельных элементов, в ходе которого явление (система) приобретает новые качества, несвойственные совокупности этих элементов или отдельному элементу.[1] 

Рассмотрим педагогическую систему как совокупность следующих элементов:

Цель;

Содержание;

Методы;

Преподаватель;

Обучающийся.

Цикл замкнут между целями и обучающимися. Педагог ищет новые методы реализации задач (проблем обучения).  Выделим важнейшие моменты:

1 Глобализация мышления. Создание у обучающегося целостной смысловой картины мира.

2.Стандартизация образования при сохранении личностно-деятельного подхода.

3.Гуманизация учебного процесса, реализация идей педагогики сотрудничества. Исключение авторитарной педагогики.

Правила педагогики сотрудничества:

  1. Обучающийся не объект обучения, а субъект учения, равноправный партнёр педагога в процессе познания. Процесс познания – процесс переработки полученной информации.
  2. Педагог не сообщает, не транслирует информацию обучающемуся, а добивается совместного, продуктивного, успешного познавательного поиска, давая обучающемуся максимально возможную для них самостоятельность. Педагог отступает в сторону, если процесс познания идёт успешно. Вмешивается – в случае сбоя, корректирует свою деятельность с учетом процесса познания. В этом случае методический конструктор необходим.
  3. Внесение изменений в образовательный процесс, деятельность педагога происходит с учётом усвоения материала (мониторинга знаний, текущей. промежуточной и итоговой аттестации).
  4. В случае успешного познавательного поиска преподаватель создаёт на уроке атмосферу эмоционального подъёма (похвалы, подбадривания, поддержки)

4.Технологизация учебного процесса с применением методического конструктора:

  1. Педагогическая технология – моделирование конечного результата (на структурно-логическом, модульном уровне). Структурно-логический уровень моделирования это смысловые единицы содержания, которые должны быть усвоены.
  2. Продумывание последовательности и характера педагогических действий, ориентированных на системную деятельность преподавателя.
  3. Отслеживание текущих, промежуточных и итоговых результатов.

Алгоритмизация учебного процесса – уровень профессиональной культуры педагога.

5.Усиление культурологических основ деятельности педагога. Фоном для профессиональной подготовки – уровень культурного и общекультурного развития педагога.

6.Использование педагогической диагностики и самодиагностики, усиление исследовательской деятельности педагога.

7.Совершенствование профессионально-содержательной, профессионально-личностной, профессионально-деятельностной культуры педагога.

Творческая деятельность педагога – условие внедрения инновационных идей.

Творческая деятельность – создание социально-значимого продукта, обладающего оригинальными, нестандартными свойствами.

Творческая педагогическая деятельность отличается тем, что воздействует на внутреннюю сферу личности обучающегося. Результаты педагогической

деятельности трудно измеримы и отодвинуты по времени. Недостатки

педагогической деятельности трудно, а иногда невозможно исправить. В ходе процесса познания развивается не только творческий потенциал обучающегося, но и педагога. Творческий потенциал педагога (Т.П.П.) – цель методической работы.  Представим структурные компоненты творческого потенциала педагога.


Реализация инновационных идей в учебном процессе.

Будем исходить из того, что Рабочая программа учебной дисциплины, программного модуля выполнена в соответствии с локальным актом и прошла все необходимые согласования, утверждена. Далее наступает этап реализации программы. Исходным моментом является поурочное тематическое планирование с конкретным распределением вопросов и тем по урокам.

Урок – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся по усвоению определённого содержания с помощью различных методов, средств, приёмов с целью образования. воспитания и развития обучающихся. Урок всегда ограничен временем, пространством, списочным составом обучающихся. Урок как целостная система. Урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа — как будет действовать преподаватель, чтобы цель была достигнута

И ходе урока мы развиваем:

Память;

Представление;

Мышление (логическое, художественное, …);

Воображение (воссоздающее, творческое);

Речь;

Познавательный интерес;

Потребности;

Чувства, настроение; и т.д.


Алгоритм разработки урока/занятия



1.Вход – вынесенного на данный урок. уточнение вопроса темы Тема  урока – как главная ИДЕЯ. Все дальнейшие действия подчинены следующим требованиям:

  1. Плановость ведения урока, строгое соответствие поурочному планированию.
  2. Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели.
  3. Чёткая организация урока на всех этапах.
  4. Целесообразный подбор и последовательное сообщение учебного материала
  5. Органическая связь теории с практикой.
  6. Активизация обучающихся.
  7. Использование наглядных пособий и технических средств в учебном процессе.
  8. Руководящая и организующая роль преподавателя.

2.Выбор образовательной технологии.

3. Определение вида урока. Зависит от характера взаимодействия педагога и обучающегося..

Урок-лекция;

Урок-беседа;

Урок-диспут;

Урок-концерт;

Урок-конференция;

Урок-деловая игра;

Урок-семинар;

Урок-интегративный.

Урок-зачет

Нетрадиционные формы урока:

 ролевые игры;

урок-путешествие;

урок-спектакль;

круглый стол;

исполнение сказочного сюжета;

урок-состязание;

смотр знаний;

пресс-конференция;

урок фантазирования;

урок взаимообучения;

урок-игра;

урок открытых мыслей;

урок-восхождение;

урок-соревнование;

имитационно-ролевое моделирование;

межпредметный интегрированный урок

и другие

4. Определение типа урока.

уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);

уроки совершенствования знаний, умений и навыков(2-й тип урока):

уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.;

уроки обобщения и систематизации (3-й тип),

комбинированные уроки (4-й тип); 5.

уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

5.Формулировка цели.

 Важным моментом при разработке рабочей программы является характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа, педагогическая целесообразность, запросы и потребности  обучающихся и их родителей. Правильное определение цели урока – условие его эффективности (результативности). Цель урока – модель конкретных знаний, умений и навыков (на структурно-логическом уровне), которые необходимо сформировать в ходе урока.

Образовательная цель.

НЕОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМУЛИРОВКА: рассказать ….., доказать ….., объяснить ….. , показать ……, раскрыть …., т. к. это деятельность педагога.

ОПТИМАЛЬНАЯ: добиться понимания ….., добиться умений ….., сформировать знания ….., научить …., отработать ……

Цель урока необходимо поставить корректно, чтобы она носила мотивационную функцию.

Воспитательная цель.

Важно выявить конкретные чувства, которые можно пробудить из конкретного содержания. На спец. дисциплинах при изучении программы воспитательная цель может звучать так:

Показать ……, подвести обучающихся к выводу о научной, профессиональной, бытовой, жизненной значимости ….(изучаемого материала). В конечном итоге на уроке формируется научное мировозрение.

На уроке по отработке практических знаний, умений и навыков воспитательная цель сливается с развивающей и может звучать так:

Дать понять (увидеть), что решая ……………

выполняя………………

делая………………..

они развиваются в интеллектуальном направлении (умнеют), эмоциональном (добреют).

6. Определение задач урока – как его результатов:

- приобретение социальных знаний;

- формирование ценностного отношения к социальной реальности;

- получение опыта самостоятельного общественного действия;

- …………….

7. Разработка плана урока

Исходя из системы уроков по данной теме или разделу;

  1. Определение дидактической цели урока (предметные; цели, ориентированные на развитие личности; универсальные учебные действия; воспитательные) на основе программы, УМК, учебной литературы и дополнительной литературы;
  2. Разработка структуры урока;
  3. Планирование всех действий преподавателя и обучающихся на всех этапах урока;
  4. Планирование и подготовка дидактических средств урока;
  5. Планирование записей и зарисовок на доске преподавателем и выполнение аналогичной работы обучающимися на доске и в тетрадях;
  6. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями

8. Отбор содержания материала

Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. Выделение опорных знаний, дидактическая обработка. Выделение главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на уроке.

9. Определение основных средств обеспечения урока

Определение и подготовка технических средств, дидактических средств (фильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.)

10. Построение схемы урока, с включением:

- вопросов

- технических средств

-  слайдов

- фрагменты фильмов

- экспресс опрос

- тестовый опрос

- вопрос-ответ

- формы завершения урока (продумывание форм подведения итогов урока)

- выдача домашнего задания (определение содержания, объёма и форм домашнего задания, самостоятельной работы по данной теме)

11. Самоанализа проведённого урока 

Совершенствование мастерства преподавателя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ позволит выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, изучить их, принять во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для педагога самоанализ урока имеет

важное  значение, потому что человек, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, не сможет работать творчески и эффективно

   Самоанализ урока дает возможность:

 

- точно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся на уроке;

 

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

 

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

 

- формировать самосознание обучающегося;

Примерный план самоанализа урока

 

1. Характеристика группы:

 

- межличностные отношения;

- недостатки биологического и психического развития; 

- недостатки подготовленности группы.

 

2. Место урока в изучаемой теме:

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4. Характеристика плана урока:

 

- содержание учебного материала

- методы обучения;

- приёмы обучения;

- формы организации познавательной деятельности.

 

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 

- разбор этапов урока, как повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 

6. Структурный аспект самоанализа урока:

- анализ каждого элемента урока;

- его вклад в достижение результата;

 

7. Функциональный аспект:

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

- соответствие возможностям группы;

- анализ стиля отношений преподавателя и обучающихся, влияние на конечный результат урока.

 

8.  Оценка конечного результата урока:

 

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

- причины; 

- выводы.

 

В соответствии с полученными результатами строится дальнейшая работа педагога:

- полностью пересматривается разработка данного урока;

- «удачные моменты» тиражируются;

- исправляются ошибки

Заключение:

Известно, что часто внедрение нового вызывает настороженность и даже протест. Преподавателю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует ФГОС.

  Приходят новые стандарты и новые требования. А главной формой обучения остаётся урок. Урок — это гарант стабильности учебного процесса, его структурно-организационная основа. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем преподаватель имеет дело ежедневно.

Необходимо помнить о том, что структура любого урока не может быть незыблемой и постоянной. Исходя из закономерностей усвоения того или иного учебного материала, преподаватель создаёт свою логику его изучения, свою последовательность, осуществляет свой выбор содержательного материала в зависимости от уровня усвоения предыдущего материала, состава обучающихся и т.д. Это определяется многообразием возможных конкретных способов, методик и приёмов обучения.

        В качестве иллюстрации хочу представить Вам конспекты уроков, разработанные с использованием методического конструктора.  


Литература

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор Пособие для учителей М: «Просвещение» 2010г

http://www.myshared.ru/slide/153946/ - презентация на тему «Конструктор урока»

Современные образовательные технологии основной школы в условиях ФГОС/ коллектив авторов Санкт-Петербург: КАРО 2015 – 176 с.

И.В. Муштавинская  Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие 2-е изд. Санкт-Петербург: КАРО, 2015 – 144 с.

Костина Н.А Методическая разработка. Тема «Методический конструктор»        Страница


[1] Словарь