Единый Всекубанский классный час " Имя Кубани"

Кощеева Татьяна Васильевна

Сценарий классного часа для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_vsekubanskiy_klassnyy_chas.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество»

5 класс

Любовь к родине начинается с семьи. Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой

Цель: создание условий для воспитания ценностного отношения к семье, формирования образа успешной семьи, с показом учащимся наглядных примеров семейных традиций, реальных жизненных достижений семей, определение роли и значимости семьи, Отечества в жизни каждого человека, неразрывности семейных ценностей и ценностей общества, основанных на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине,  примерах крепких семей.

Задачи:

- определение роли и значимости семьи, Отечества в жизни каждого человека;

- формирование представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества;

- формирование личностного отношения обучающихся к социальным                    и семейным ценностям;

- определение взаимосвязи семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;

- развитие умения анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;

- выявление духовных ценностей, сформировавшихся в семьях обучающихся;

- формирование ценностных ориентиров обучающихся по отношению к семье, к Отечеству;

- формирование у подростков и молодежи активной гражданской позиции, любви к Отечеству, основанных на семейных традициях;

- развитие у школьников чувства гордости за Кубань, как многонационального, поликультурного, поликонфессионального региона.

-максимально раскрыть тему единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой, духовно-нравственной и патриотической позиции.

-сфокусировать внимание  школьников на теме национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностях россиян: патриотизме, гражданственности, семейных ценностях, здоровье, труде и творчестве.

Ход мероприятия

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном последнему звонку этого учебного года.

Тема нашего классного часа очень близка и важна каждому из нас.

Международный день семьи – 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.

Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников»,семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».

2. Интерактивная беседа «Что такое семья»?

Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы  произносите слово « семья»?

(Высказывания детей).

- Семья – это великий дар.

Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас необходимо такое место, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой, где тебя  поддержат , дадут дельный совет, где тебя любят и заботятся о тебе.

Такое место – это ваш дом, ваша семья.

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце, будем говорить о людях , живущих в нашем Крае.

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом..

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом

О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Что для вас означает слово семья?

(Дети предлагают свои варианты ответов.)

Если подвести итог выше сказанному , то можно ответить на вопрос «Что такое семья?» так:

Семья- это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества.

Как уже было сказано, что семью создают два человека, в будущем они становятся матерью и отцом.

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему.

-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. Ответы учащихся оформляются на ладошках. Перед вами лежат ладошки.

Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик необходимо вписать слова - характеристики. Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

Дети работают под музыку.

Учитель: Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.

- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши

ладошки?

(Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это

возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг

является гарантией вашей защищенности.)

- Вот такой символ семьи получился у нас: семейный круг объединяетвзрослых и детей. Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку к кругу.

Выход учеников.

Учитель: Посмотрите, получилось солнышко. Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек- это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.

  1. Викторина «Вопросы о семье».

Учитель: Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.

Вопросы:

ω Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

ω Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)

ω Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)

ω Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)

ω В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

ω В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)

ω Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

ω Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

ωРебенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)

ωМеня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)

ω Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)

ω В каком месяце отмечается Международный день семейВ мае

  1. Кубанские традиции воспитания в семье

На Кубани издавна чтут и соблюдают семейные традиции и обычаи. Казачьи семьи всегда были большими (слайд 2), и каждый в семье был занят своим делом. Во все времена семья считалась основой общества. (слайд 3) В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.

- Ребята, расскажите, какие традиции есть в вашей семье? (ответы детей)

Воспитание мальчика (слайд 4)

Рождение сына в семье казаков было большой радостью – на свет появился защитник и помощник. Воспитание у казаков было строгим. За неповиновение старшим постигало наказание. С пяти лет отец учил своего сына работать по хозяйству, садиться в седло. С восьми лет мальчик помогал по хозяйству в семье (пас скот, работал в поле с родителями, ходил на покос). В 10-12 лет мальчик начинал осваивать военное искусство – обращаться с шашкой. В 16 лет казак записывался на службу, а в 18 шел служить в армию. Служба у казака длилась практически всю его жизнь.

Воспитание девочки (слайд 5)

Воспитанием девочки занималась мать (и бабушка). С раннего детства маленькую казачку приобщали к труду, обучали ведению домашнего хозяйства. Каждая девочка должна была уметь обращаться с домашними животными, готовить, шить. Одежду женщины шили самостоятельно. В 16 лет девушку уже выдавали замуж. Замуж девушки выходили в среднем с 16 до 20 лет.

Казачьи семьи были крепкими, дружными. Все казаки были верующими. Они праздновали все православные праздники, ходили в церковь. В каждой хате был красный угол (божница). Ребята, какие православные праздники вы знаете? (ответы детей)

- Каждый человек с детства любит свою малую родину (слайд 6)

Наша малая родина – наша Кубань. В Краснодарском крае проживает 5,5 млн человек! Население нашего края состоит из людей разных национальностей (около 120), но все они проживают в мире и дружбе между собой. (слайд 7) И мы любим свою родину, родную Кубань.

Выходят чтецы.

Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная
Наша земля.


Земля, где я сделал 
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.


И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой
Отчизны моей.

- А сейчас мы проверим, насколько вы знаете Кубанский фольклор. Отгадайте загадки.

Сидит Феофан в землю вкопан.

Не живой, а жилой,

Много глаз любит нас.(Хата)

Кругом хаты синие лопаты.(Окна)

Стали хлопцы в ряд,

Проходить не велят.(Плетень)

Под одним колпаком - семь казаков.

Желтое солнышко, а в нем черные домики.

Золотое полотно крупным бисером полно.(Подсолнух).

Висит, телепается,

Всяк за него хватается.Рушник).

Сама не ем, а людей кормлю.(Ложка).

Новая посудина уся в дырах.(Решето).

-А знаете ли вы слова на кубанском диалекте?

Слово на диалекте

Значение

антобус

автобус

бурак

свёкла

ваганы

корыто

горище

чердак

драбына

лестница

ежак

ёж

жигучка

крапива

звод

колодец

извара

ушат

йида

еда, пища

кабыця

летняя печь во дворе

люлька

колыбель

Мазанка

глиняная хата

настольник

скатерть

огирок

огурец

пивынь

петух

рушнык

шитое полотенце

сокыра

топор

таганок

казанок

узвар

компот

фортка

форточка

хрущ

жук

цыбуля

лук

чалба

шумовка

шпакивныця

скворечник

щерба

бульон

юрок

катушка для ниток

яешня

яишница

5. Просмотр презентаций, сопровождающийся рассказами учащихся:

Вы хорошо справились с викториной, а теперь послушаем какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.

Мы неоднократно на уроках представляли проекты о нашей семье, родословное дерево семьи. И каждый из вас узнал много нового о своих предках из слов родителей.

Проекты  Шелковниковой С. и Вихаревой Л.

Да , ребята, семья- маленькое Отечество. Так и семьи Сони , Лиды, и ваши семьи оставили след в истории нашей страны, нашего Отечества.

Далее учащиеся рассказывают о своих семьях.

Рассказ о самой большой на Кубани семье– Елены Геннадьевны  и Сергея Викторовича  Квитко, имеющей 16 детей

Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?

Ученик:Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке. 
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало. 
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.

  1. Практическая часть: Проект «Наш дом»

Учитель: Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?

Ученик:

Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке. 
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало. 
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)

Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.

Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть с «строителей» . А строить мы будем Наш дом. Вы принесли фотографии своей семьи, расположите их в нашем доме на доске. Молодцы.

6.«Школа - наш общий дом»

Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей. Учеников и родителей. А наш школьный дом мы изобразим на макете. В центре расположим нашу общую фотографию, а вокруг дома слова. Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать слова, которые относятся к нашему школьному дому.

Ребята, выбирают слова и приклеивают.

7. Обсуждение проблемной ситуации. Рефлексия. А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.

(Дети по очереди высказываются.)

8. Подведение итогов.

- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было

приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом

был радостным и уютным.

Всего вам доброго!