Единый Всекубанский урок мужества " Помним. Гордимся. Наследуем"

Кощеева Татьяна Васильевна

Сценарий классного часа для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinyy_vsekubanskiy_urok_muzhestva.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Единый Всекубанский урок Мужества

5 класс

« Помним! Гордимся! Наследуем!»

Цели классного часа

1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

2. Воспитание ответственности, симпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

1. Вступительная часть.

Учитель: Сегодня мы собрались по особому поводу. Сегодня по всей Кубани проходят Единые уроки Победы, посвящённые всем тем, кто отдал свою жизнь за Родину, мирное небо, свободу.

Учитель:

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый .

Помним….
А может, не было войны ...

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

А может, не было войны?

И "шмайсер" - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

А может, не было войны,

И мир ее себе придумал?

"Но почему же старики .

Так плачут в мае от тоски?"

Однажды ночью я подумал…

 .... А может, не было войны,

И людям все это приснилось? ..

Война ...

Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.

Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май, природа вступает в самую прекрасную свою пору - цветения.

Оно слышится и тогда, когда убеленные сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут и вспоминают, своих друзей, свою любовь, свою войну.

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах.

 Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

ПОМНИМ….

Слово учителя: Ребята, скажите, что помните вы о войне из рассказов взрослых, из книг, из фильмов?

(После высказываний учеников появляется продолжение надписи «жестокие сражения и победы ценой жизни»)

Слово учителя: Огромное количество сражений, крупных и маленьких,  было во время войны. Об одних мы знаем многое, о других никогда не слышали. Но каждое сражение имело великое значение, потому что солдаты отдавали свои жизни, отстаивая насмерть каждую пядь нашей Родины.

Скажите, когда началась война? С какой стороны наступала фашистская армия?

(22инюня 1941 в 4 утра; с запада)

Первый удар приняли на себя жители западной части СССР, в которую входила Белоруссия  где находится Брестская крепость (слайд 3)

  • 22 июня в 4:45 начался штурм крепости.
  • В ночь на 22 июня в форте было около 9000 человек и 300 офицерских семей против 17 000 человек со стороны фашистской армии.
  •  От 5000 до 6000 солдат попали в плен, около 2000 были убиты.
  • 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой.   

Дополнительная информация: 22 июня в 4:15 по крепости был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону.

Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41»

 С 1971 года является мемориальным комплексом. 9 мая 1972 года на Пост № 1 у Вечного огня Брестской крепости впервые заступили юнармейцы. 24 сентября 1984 года открыт музей Поста № 1 «Мальчишки бессмертного Бреста». 23 февраля 1992 года на территории мемориала был открыт музей «Боевой славы авиаторов» 

Слайд  «Битва за Москву» (30 сентября 1941-20 апреля1942)

Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7–10 января — 20 апреля 1942).

 Является одной из самых масштабных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесённым потерям.

Слайд  «Сталинградская битва» (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) 

  • Является крупнейшей сухопутной битвой в истории человечества
  • Стала переломным моментом в ходе военных действий
  • Потери обеих сторон в этом сражении превышают два миллиона человек.

Дополнительная информация: переименован в г. Волгоград.

 Слайд «Курская битва» (5 июля — 23 августа 1943 года)

  • Также известна как Битва на Курской дуге
  • Принято разделять сражение на 3 части: Курскую оборонительную операцию (5—12 июля); Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) наступательные.
  •  Немецкая сторона наступательную часть сражения называла «Операцией Цитадель».

В ходе Курской битвы, под Прохоровкой (56 км. от Белгорода) произошло величайшее танковое сражение. С обеих сторон в нем принимало участие до 1200 танков и самоходных орудий

Слайд «блокада Ленинграда» (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944)

  • От голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.
  • Блокада Ленинграда длилась 871 день.
  • В январе 1942 на человека приходилось только по 200/125 г хлеба в день.
  •  Дорога через Ладожское озеро стала "Дорогой Жизни".

Гордимся…

Слово учителя: Ребята, скажите,  кем вы гордитесь?

(учащиеся рассказывают о своих дедах и прадедах, защищавших Родину).

 На слайде появляется продолжение фразы «…теми, кто выстоял, победил и подарил нам мир!»

Слово учителя: Мы должны гордится всеми, кто защищал Родину на фронте и в тылу, кого мы знаем и кого нет; у каждого человека была семья, работа, учеба, планы и мечты, которым, увы, не суждено было сбыться.

И только одна мечта была тогда у всех «Победа!»

Давайте откроем книгу историй о войне. Это будут разные истории, но  у них много общего. Это истории о людях, которых в той или иной степени затронула ВОВ.

История первая:  герои войны (выступления учащихся о мужестве и героизме советских солдат) 

История вторая: Девушки на войне ... Как же трудно было им, юным, счастливым, любимым становиться сильными, волевыми и даже жестокими, чтобы выжить ...

Рассказ о ветеране-женщине (Шелковникова С)


История третья: о детях войны, о тех героях, кто остался без родителей и ковал победу на бескрайних хлебных полях, борясь со своей усталостью, голодом и холодом.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.


Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Выступления учащихся о пионерах -героях

История четвёртая В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы.

Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя  72 года после войны, все еще остаются безымянными. В честь их памяти мы объявляем минуту молчания.

( включаем виртуальный музей, слайды ветераном ВОВ, погибших во время войны).

Слово учителя: Мы должны гордится всеми, кто защищал Родину на фронте и в тылу, кого мы знаем и кого нет; у каждого человека была семья, работа, учеба, планы и мечты, которым, увы, не суждено было сбыться.

И только одна мечта была тогда у всех «Победа!»

Наследуем..

Слово учителя: Ребята, подумайте и скажите, что  мы наследуем…

На слайде продолжение  «…память о страшной войне и Великой Победе!».

Слайд Появляются фотографии мемориалов и памятников.

(Родина Мать, мемориал воинам освободителям Ленинграда, защитникам Бреста и другие памятники).

Слово учителя:

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом               кургане в Волгограде— самая высокая статуя в мире на момент постройки в (течение 22 лет). Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Занесена в книгу рекордов Гиннеса.

Скажите, только ли людям и только ли воевавшим людям устанавливают памятники и почему? (на слайде показаны также фото памятника танковому сражению, бойцу с собакой, матери).

Слайд   Спасибо за Мир и Победу!

Звучит «минута молчания»

Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших.

И ложатся цветы на гранитные плиты ...

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Через века, через года - Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, Пожалуйста, помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших, будем достойны! Вечно достойны!

VI. Заключительная часть

Учитель

В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут все герои той далёкой войны.

 Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!


Дорогие ребята и гости нашего праздника, подводя итоги нашего классного часа, мы хотим все вместе спеть замечательную песню о Победе. Спасибо за мир и Победу!

(Вручаем гостю цветы и поздравительные открытки).