Особенности реформирования высшего образования ГДР и ФРГ

Власова Светлана Андреевна

Данная статья посвящена процессу реформирования высшего образования в ФРГ и ГДР. Представлены черты реформирования высшего образования в ФРГ и ГДР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasova_yagpu_2.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.1

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ И ГДР

Власова Светлана Андреевна

Аннотация: Данная статья посвящена процессу реформирования высшего образования в ФРГ и ГДР. Представлены черты реформирования высшего образования в ФРГ и ГДР.

Ключевые слова: ФРГ, ГДР, реформирование, образовательная система, высшее образование, реформа

Система высшего образования России находится в процессе модернизации. Большое значение приобретают сравнительные исследования качества образования, которые помогают отслеживать изменения, корректировать направления реформ и планировать дальнейшее успешное развитие образования.

Германия одна из первых подписала Болонское соглашение о реорганизации системы высшего образования и является примером эффективной и хорошо проведенной модернизации высшего образования.

Широко известно, что образование, а особенно высшее, обусловлено потребностями социума, поэтому в его истории отчетливо отражаются общественно-политические процессы. В данной статье нами была предпринята попытка рассмотреть системы высшего образования в ФРГ и ГДР в период их раздельного существования (1945-1990 гг.).

После капитуляции Германии в 1949 году были созданы два новых государства – Федеративная Республика Германии (ФРГ) и Германская Демократическая Республика (ГДР). В обстановке «холодной войны» страны-победительницы проводили несогласованную образовательную политику.

На территории ГДР начала осуществляться программа глубоких антифашистских преобразований, в основе которых лежало стремление уничтожить германский милитаризм и нацизм, осуществить разоружение и демилитаризацию Германии, искоренить нацизм из политической и общественной жизни. Немецкие коммунисты решили, что в высшие учебные заведения должен проникнуть новый дух истинного прогрессивного гуманизма и боевой демократии [1].

Соответственно этому шла трансформация структуры образования, копирующая опыт Советского Союза. Вводилась единая «социалистическая модель образования». Руководство страны контролировало идеологическое воспитание через общественные организации. Возникли новые органы управления, в том числе Министерство народного образования. Оно контролировало весь процесс образования, давая соответствующие указания в отношении содержания образования, методов обучения. Перед высшей школой стояла задача закрепить марксизм-ленинизм как идейную основу высшего образования и соединить в единой целое учебу, исследования и воспитание с практикой социалистического строительства.  

Одним из новшеств явилась отмена привилегии буржуазии на образование. Специально созданные при университетах рабоче-крестьянские факультеты готовили детей рабочих и крестьян к учебе в ВУЗах. Благодаря этому количество студентов из рабочих и крестьян составило почти 28% (1949-1950гг), а через несколько лет их стало примерно 50%. [1] После окончания ВУЗа большинство студентов стали преподавателями ВУЗа и продвигали идеи гуманизма.

Первая вузовская реформа была в 1950-1952 годах, целью которой явилась перестройка традиционно сложившейся в Германии высшей школы, учитывая новые условия и задачи ГДР.

В народное хозяйство началось внедрение новых научных исследований, происходила подготовка специалистов на руководящие должности в государственном аппарате, промышленности и сельском хозяйстве. По всем дисциплинам были разработаны более современные учебные программы.

Еще одним нововведением первой реформы было введение десятимесячного учебного года и обязательное изучение двух иностранных языков – русского и еще одного по выбору.

Постепенно система высшего образования была готова к проведению второй социалистической реформы высшей школы ГДР. Целью данной реформы стало сплочение производства и высшую школу. Она проходила в 1957-1958 гг.

Перед высшими учебными заведениями была поставлена задача – направить все свои силы на решение исследовательских и промышленных задач, связать их с обучением и подготовкой кадров. При перестройке учебных планов и программ стали более учитываться будущие потребности социалистического общества.

Новая реформа обобщила первый опыт социалистического строительства с активным участием в нем высшей школы и поставила новые задачи по дальнейшему росту и развитию высшей школы, демократизации всего высшего образования и воспитанию кадров специалистов, преданных делу социалистического строительства.

Таким образом, создались предпосылки для проведения третьей реформы, которая проходила в 1965-1967 гг. Эта реформа означает создание подлинно социалистической высшей школы как составной части общественной системы социализма. Характерной чертой реформирования явилась тесная связь с разработкой и введением единой всеобщей социалистической системы народного образования. Важным достижением явилась возможность для каждого гражданина получения образования на любом уровне, если только он проявит способности, любознательность и готовность к учебе.

Единая система народного образования обеспечивала каждому возможность непрерывного социалистического воспитания, образования и повышения квалификации. Она была построена так, что позволяла осуществлять естественный переход к каждой последующей, более высокой ступени. [1]

В 1965 году Народная палата ГДР приняла «Закон о единой социалистической системе образования», гарантирующий дополнительную двухгодичную программу для поступления в ВУЗ. В ГДР существовали разные учебные заведения для повышения квалификации: народные школы, производственные академии, сельскохозяйственные академии, вечерние и заочные подготовительные факультеты при вузах.

В направленности всех реформ высшего образования ГДР четко проявляются тенденции становления и развития демократической республики. Мы хотели бы выделить следующие черты реформирования:

  • Освобождение от наследия фашизма
  • Создание предпосылок для демократического образования
  • Концентрация и сплочение демократических сил в вузах
  • Увеличение количества студентов
  • Активизация их участия в первом опыте социалистического строительства, обобщение его и воспитание новых социалистических кадров высшей школы
  • Становление подлинно социалистической высшей школы как составной части развитой общественной системы социализма.

Таким образом, до 1990 года система образования в ГДР имела единообразную общенациональную систему образования. Она была доступна всем гражданам, независимо от социального происхождения, профессии и экономического положения.

Перед образованной в 1949 г. ФРГ стояла задача воссоздать систему высшего образования, при этом в условиях, когда лучшая часть профессорско-преподавательского состава или погибла, или эмигрировала.

С целью согласования политики земель в области образования и выработки общего мнения уже в 1949 г. была создана Постоянная конференция министерств культов земель. Конференция являлась органом, независимым от федерального правительства. Основное направление его деятельности — стандартизация учебных программ и требований к выдаче выпускных свидетельств па территории всей федерации. Начинания конференции поддерживались землями и федеральным правительством, ее решения, принимаемые единогласно, являлись обязательными для всех земель. [2]

Ведущее место в координации деятельности высших учебных заведений принадлежало Западногерманской конференции ректоров (основана в 1949 г.), представляющих все учебные заведения третьего уровня. Конференция изучала интересы учебных заведений в области учебного процесса, исследований, самоуправления. По отношению к администрации федерации и земель она являлась информационно-консультативным органом, способствующим достижению единства и взаимодействия между высшими учебными заведениями.

В 1957 г. в результате соглашения федерального правительства и администрации земель был создан Научный совет, являющийся основным консультативным органом по вопросам высшего образования в ФРГ. В его состав вошли известные ученые и государственные служащие, обладающие высокой квалификацией.

Следующий шаг, внесший большой вклад в реформирование высшего образования, - это создание Объединенной комиссии федерального правительства и администрации земель по вопросам планирования развития образования и исследований (1970 г.), что означало предоставление федеральному правительству равных с землями прав в вопросах планирования развития высшей школы и исследований и строительства высших учебных заведений.

Важным этапом реформирования высшего образования ФРГ явилось принятие в 1976 году Общего закона о высшей школе. Этот акт стал первым законоположением по высшему образованию ФРГ, предложившим единые принципы функционирования высшей школы во всех землях. В законе подчеркивалось, что вузы являются частью государственной организационной структуры и государство ответственно за их функционирование.

Система высшего образования ФРГ представлена двумя основными типами учебных заведений:

1) университеты и учебные заведения университетского уровня, куда относят высшие педагогические школы, объединенные высшие школы (объединенные университеты) и др., — их посещает более 70% студентов;  2) высшие профессиональные школы, охватывающие около 28% студентов.

Высшие технические и высшие педагогические школы получили статус учебных заведений университетского типа только в конце 60 - начале 70-х годов. Организационно-структурные преобразования, приведшие к существенному расширению рамок высшей школы, были вызваны, прежде всего, развитием НТР, а также усилением консолидации демократических сил, рассматривавших право на получение образования как неотъемлемое условие развития личности.

50-70-е годы характеризуются в ФРГ небывалым до этого наплывом студентов в высшие учебные заведения, особенно в университеты. За период 1950-1974 гг. студенческий контингент увеличился с 110 тыс. до 779,6 тыс. человек. НТР многократно увеличила спрос на кадры с высоким уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки. Умелое приспособление всей системы образования к новым требованиям является залогом успешного развития производства.

К середине 70-х годов относится создание в ФРГ качественно новых учебных заведений - объединенной высшей школы. Их организация рассматривалась как эксперимент по интеграции в рамках одного учебного заведения подготовки специалистов разных уровней и профилей, что одновременно должно было максимально упростить для учащегося в случае необходимости менять содержание подготовки. Задачи новых учебных заведений были сформулированы в «Рекомендациях по организации и развитию высшего образования» (1970 г.) и в «Общем законе о высшей школе» (1976 г.).

Важным нововведением реформирования стало появление двух моделей объединенной высшей школы, базирующихся на принципах интеграции и кооперации. Первая модель предполагала создание на базе нескольких одного учебного заведения с единой внутренней структурой, профессорско-преподавательским составом, интегрированными учебными программами, централизованным руководством; вторая — сохранение за объединяемыми вузами специфики своего учебного процесса, но тесное взаимодействие и подчинение общему органу управления. Модель интеграции получила более широкую поддержку как отвечающая в большей степени решению актуальных экономических и социальных проблем, а, следовательно, целевому назначению нового учебного заведения.

Согласно Общему закону о высшей школе, вуз возглавлял ректор или президент, избираемый не менее чем на 4 года. Он являлся ответственным за внутреннее управление учебным заведением и ежегодно по данному вопросу представляет обобщенный отчет. Кроме ректора избирались 2-4 проректора, мнение которых в совокупности при решении спорных вопросов имело большую силу, чем одного ректора. Выборы проводились на центральном совете вуза и утверждались администрацией соответствующей земли. Для избрания на указанные должности нужно было иметь степень доктора и признанный опыт в области исследований, менеджмента или правоведения.

Университеты, являясь не только учебными, но и исследовательскими центрами, имели в своем составе лаборатории, институты, возможно также, в зависимости от профиля учебного заведения, наличие экспериментальных школ, клиники, обсерватории, вычислительного центра и т. п.

Мы хотели бы выделить следующие черты реформирования высшего образования ФРГ:

  • Создание предпосылок для демократического образования
  • Увеличение количества студентов
  • Тенденция к усилению координации политики земель в области образования
  • Тенденция к унификации структуры и деятельности их образовательных институтов

Таким образом, отличительной чертой управления системой образования ФРГ стала координация и стандартизация на уровне федерации со значительной самостоятельностью каждой из земель, стремящейся в рамках процессов кооперации сохранить специфику, обусловленную местными традициями и образом жизни.

Итак, современное состояние высшего образования Германии является следствием развития системы высшего образования в период раздельного существования ГДР и ФРГ.

Библиографический список:

1) Высшая техническая школа ГДР. Проблемы. Задачи. Решения [Текст] / Г.Л. Таукач, Ю.Ф. Чубук, В.Я. Ожогин. - Киев : 1973. - 167 с.

2) Ворожейкина О.Л. Образование в ФРГ // Социально–политический журнал. – 1998. № 4. - С. 21-25.