Консультация для педагогов «Игрушка в жизни ребенка».

Кузнецова Оксана Александровна

Знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dl_pedagogov_igrushka_v_zhizni_rebyonka.doc492.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 «Цветик-семицветик»

города Чебоксары Чувашской Республики

Консультация для педагогов

«Игрушка в жизни ребенка».



Подготовила:

воспитатель

 Кузнецова Оксана Александровна

Чебоксары-2017

Цель: расширение представлений педагогов и психологов об игрушке, как источнике развития и обучения детей.

Задачи:

- знакомство педагогов с особенностями, видами и критериями выбора игрушек;

- самоанализ педагогами себя, своей деятельности;

- познакомить с возрастными особенностями выбора игрушек;

- анализ современных игрушек и их влияния на психику.

Материалы: демонстрационные таблицы, игрушки для проведения практического задания, ручки, листы.

Ход консультации.

1. Настрой на работу.

«Ассоциации»

Напишите на листе 5 ассоциаций к слову «Игрушка».

Зачитываются по желанию и дополняются не повторяющимися ассоциациями.

Детские игры

У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными.

В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку» ).

Педагогическое значение

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

«Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». — Платон (427 − 347 до н. э.)

Игра как метод обучения

Естественное и непреодолимое стремление детей к игре с большим успехом используется в педагогической практике. Существуют научно обоснованные игровые методики, рассчитанные на детей разного возраста. Существуют игровые педагогические технологии. Основным отличием игры как метода обучения является наличие чёткой цели.

Роль игры в жизни человека

Игра — ведущий вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

По мнению Д. Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре

А. С. Макаренко (1958)

Прежде чем мы перейдем к теме, мне хотелось бы, чтобы вы ответили на листе, чем вы руководствуетесь при выборе игрушек своим детям или при покупке их в группу детского сад. Напишите как можно больше критериев.

Анализ ответов.

Исследования в одном игрушечном магазине показало, что на покупку игрушек влияют:

- реклама;- желание ребенка;- собственный вкус;- нереализованные детские желания взрослого;- ориентация на знакомых и их выбор; - советы психолога.

Сегодня мы постараемся дополнить и расширить ваши представления о критериях выбора игрушек, их видах и влиянии на детей.

Виды игрушек.

Существуют различные классификации игрушек. Рассмотрим некоторые из них.

1. По изготовлению.

Можно выделить 3 группы (схема).

2. По влиянию на психическое развитие игрушки делятся на 2 группы (классификация Мухиной В.С.):

 Примечание: Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка.

Практическое задание «Визуализация – Любимая игрушка». Закройте глаза и представьте вашу любимую игрушку из детства. Прислушайтесь к своим впечатлениям. Откройте глаза. Расскажите, какая ваша любимая игрушка и какие эмоции, переживания  у вас возникли. (По желанию делятся несколько человек).

Доказано, что образ и фактура материала, из которого сделана игрушка, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение ребенка. Мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение – радость и доброжелательность.

3. По психотерапевтическому воздействию:

Данные классификации показывают нам разнообразие современных игрушек, доказывают, что с помощью них можно не только побуждать ребенка к проявлению определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний, развитию позитивных качеств личности, но и помогают ребенку избавиться от нежелательных проявлений в поведении.

Учет возрастных особенностей при выборе игрушек.

В различные периоды жизни ребенку необходимы различные игрушки и игры.

Игрушка входит в жизнь ребенка с самых первых месяцев. (Беседа).

Возрастной период

Игрушки

Назначение

0-1

Погремушки пищалки, неваляшки, мячи

Исследование разнообразных особенностей предмета, манипулирование

1-3

Пирамидки, вкладыши (геометрические фигуры, животные, овощи), матрешки

шнуровки, игрушки-заместители,

копии реальных предметов (посудка, лейка)

-обучающие, дидактические игрушки, с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины;

-возможность самоконтроля (невозможность неправильно собрать матрешку, вкладыш)

- освоение функционального назначения предметов, пространственного соотношения

3-4

Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов (мебель, посуда), заводные игрушки

дидактические игры

Подражание деятельности, общению взрослых.

Ребенок подчиняется правилам, вытекающим из принятой роли.

Развитие познавательных процессов, личностных качеств (ухаживание за игрушкой, уборка…)

4-5

Куклы, мягкие игрушки, копии реальных предметов, дидактические игры

предметы-заместители (коробки, катушки, веревочки, бусины)

материалы для сюжетно-ролевых игр (пространство и атрибуты)

Строгое выполнение правил каждым участником игры.

Развитие познавательных процессов, личностных качеств.

Развитие навыков общения, коммуникации.

5-6-7

Тоже с учетом интересов детей

Игрушка (предмет) необходим для выполнения той или иной роли в совместной игре, это условие игровой деятельности ребенка

Подростковый

Атрибуты, приближающие их к взрослой жизни

Предмет – знак деятельности

Юность

(взрос

лые)

По интересам

Игра – деятельность досуга

Современная игрушка и социализация детей.

Особо следует остановиться на современных игрушках. Вы уже представляли свои любимые игрушки, а теперь назовите, пожалуйста, любимые игрушки ваших или соседских детей, либо репертуар игр ваших воспитанников. (Ответы). Какой вывод можно сделать?

        Чтобы понять особенности влияния современных игрушек, рассмотрим примеры.

-Кукла Барби (схема)

-Герои (схема)

-Компьютерные игры. Показ образцов (положительных и отрицательных).

Игрушка – цент игровой деятельности, которая должна быть самостоятельной и обширной темой для обсуждения. А на сегодняшнем семинаре мне хотелось бы сказать об условиях для развития игровой деятельности и видах игр (раздаются схемы «Виды игр», «Условия развития игровой деятельности»).

3. Заключение.

Практическая часть «Покупатели».

Предлагается разделиться на 2 лагеря. Одной группе надо продать свой товар, раскрыв все его положительные стороны. Вторая группа «Покупателей», должна перечислить все отрицательные стороны игрушки (если такие имеются) и принять решение о покупке или отказе игрушки.

Правила:

1. Не перебивать друг друга, дать высказаться.

2. Без критики и оценки личности.